бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Принцип разделения властей бесплатно рефераты

Контрольная: Принцип разделения властей

Курганский государственный университет

Специальность - юриспруденция

Курс - III (второе высшее)

Группа - 302

Контрольная работа № 1

по предмету "Теория государства и права"

Вариант 2.

Работу выполнила: ЗАХАРОВА О.А.

Работу проверил: ШАБУРОВ А.С.

Курган, 1999 год.

Дайте теоретическую характеристику принципа разделения властей.

Проанализируйте практическую реализацию этого принципа в функционировании

Российского государства.

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной

власти в демократичес­ком государстве, при которой осуществляются гибкий

взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой

власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый

трудный вопрос за­ключается в том, как обеспечить контроль за деятель­ностью

высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то

контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В против­ном

случае они автоматически утратят качество выс­ших, превратятся в

подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.

Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ осуществляется

на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ

— принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой

развития демократичес­ких государств. Суть его в том, что демократический

политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения

Функций государственной власти между самостоятельными государ­ственными

органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти —

законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна

исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в

деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмер­ной

концентрации власти у этого органа, что создает возможность ус­тановления в

стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций

государственной власти, взаимодействует с другими государ­ственными органами.

В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема

взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она

представляет единственно возможную схе­му организации государственной власти

в демократическом государ­стве.

На федеральном уровне организации государственной власти в РФ система сдержек

и противовесов, согласно Кон­ституции, выглядит следующим образом:

· Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает

законы, определяет норматив­ную базу деятельности всех органов государственной

власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти

(самый серьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверии

Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства,

судебных органов РФ.

· Правительство РФ осуществляет исполнитель­ную власть: организует

исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс

(право законодательной инициа­тивы, обязательность заключения Правительства на

законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).

Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована воз­можностью

роспуска законодательного органа главой государства.

Исполнительная власть, олицетворяемая президен­том и правительством,

должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, их

реализация. В подчинении исполнительной власти нахо­дится большая сила —

чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это составляет

объектив­ную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти

как раз органами исполнитель­ной власти.

· Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная

власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он —

арбитр в спорах о праве.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право

законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции). Эти

суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами

которых являются другие федеральные органы государственной власти. В сис­теме

разделения властей на федеральном уровне особое место при­надлежит

Конституционному Суду РФ. Это про­является в следующих полномочиях,

закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции

федераль­ных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального

Собрания и Правительства РФ, разрешение спо­ров о компетенции между

федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст.

125).

Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех

ветвей власти. Выполняя задачи, воз­ложенные на него Конституцией, Президент

РФ обеспечивает необходимое согласование деятельности различных вет­вей

власти — законодательной, исполнительной и судебной, позво­ляющее

бесперебойно действовать всему государственному меха­низму.

Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к

многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в РФ едина, так как ее

единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является

многонациональный народ РФ. Никакой государственный орган в отдельности не

мо­жет претендовать на суверенное осуществление государственной влас­ти. Сама

по себе государственная власть не делится между государственными органами.

Осуществление государственной власти связа­но с разделением функций между

органами законодательной, испол­нительной и судебной власти. Эти органы

самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и

законами функций государственной власти.

Положение ст.10 Конституции РФ относится не только к организации

государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов

государ­ственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов

организации системы органов государственной власти в субъектах РФ отнесено

Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Поскольку в ст.10 Конституции РФ говорится о принципе разделения властей как

о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться

как принцип организации местного самоуп­равления в РФ. Согласно ст. 12

Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти.

Подведем итог вышесказанному: принцип разделения властей в той или иной мере

проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность

определяется многими факторами.

· Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к

разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается

повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган

специ­ализируется на "своей" работе), создаются условия для роста

профессионализма их работников.

· Во-вторых, дан­ный принцип позволяет решить сложнейшую

проблему — создать непрерывно действующий конституционный вза­имоконтроль

высших органов государства, чем преду­преждаются сосредоточение власти в руках

одного из органов и установление диктатуры.

· В-третьих, умелое использование принципа разделения властей

взаимоусиливает высшие органы государства и повыша­ет их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для

негативных последствий. Не­редко законодательные и исполнительные органы

стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в

работе, между ними возникают острые противоречия.