бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Президент РФ бесплатно рефераты

Контрольная: Президент РФ

Министерство образования РФ

ТГГУ им. Г. Р. Державина

Академия Экономики и Управления

Контрольная работа по правоведению

на тему :

Президент Российской Федерации

Выполнил :

студент 1 курса

120 группы

Мастер М

Проверил :

Тамбов 2004

П Л А Н

1. Введение................................................................2

2. Конституционно-правовой статус Президента России......................2-6

3. Полномочия главы российского государства.............................6-12

4. Порядок вступления вновь избранного Президента России в

должность....12-15

5. Основания и порядок прекращения полномочий Президента России........16-20

6. Заключение...............................................................21

7. Список литературы.........................................................22

1. Введение

В данной работе будет рассмотрен институт президентсва Российской Федерации,

который определяется Конституцией Российской Федерации 1993 года. Многие

политологи, аналитики и представители политических движений говорят о

возможном внесении поправок в Конституцию, связанных именно с институтом

президентства, так как Конституция 1993 года писалась под определенного

человека - Б. Н. Ельцина, и наделяла его чрезмерно обширными правами и

полномочиями. Это было необходимо в то время, и было призвано преодолеть

полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной

власти. На сегодняшний же день эта система считается неактуальной, и

предполагается переход к более демократичной и совершенной. Но так ли она

авторитарна ? Сейчас мы это и посмотрим.

2. Конституционно-правовой статус Президента России.

В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт

президентства. Ему посвящена глава 4 .

Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой

государства. В предшествующей Конституции Президент являлся высшим

должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Данные изменения были необходимы, в связи с изменением положения в стране и

мире. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительства

государства. Определение «глава государства» соответствует более высокому

статусу государства.

Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации

президентской власти. Вместе с тем устройство президентской власти в России

весьма специфично, отражает условия политической жизни и не дает оснований

говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.

Институт президентства в России сочетает в себе черты как президентской, так

и полупрезидентской республики.

Статус Президента Российской Федерации, содержащийся в сегодняшней

Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов

государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Данное понятие не значит, что президентская власть стоит над другими

властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно

закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими

властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на

Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и

противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей.

Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент

осуществляет не на основе его ничем не связанной воли, они реализуются в

рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными

законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской

Федерации.

Для того чтобы не повторилась ситуация советского периода Конституция Российской

Федерации 1993 года предусматривает систему гарантий, препятствующих

превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Эта

гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которой говориться о том, что

«Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской

Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном

голосовании».[1] Так же

предусмотрено, что «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента

Российской Федерации более двух сроков подряд»

2. Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от

должности, об этом гласит статья 93. Помимо этого Конституцией предусмотрена и

возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов

Президента на основе решения Конституционного суда.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства,

Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим

функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской

Федерации, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2

Конституции. То есть Президент несет персональную ответственность за то,

чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали

бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

Выполняя функцию гаранта, Президент имеет право требовать от всех федеральных

органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции,

прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право с названных

позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов

(Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех

государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о

кадровых назначениях. К примеру, если Президент считает, что Генеральный

прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению,

защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет

Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране

суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной

целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие

органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные

за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных

направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в

соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им

противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из

кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой

намечаются стратегические направления развития государства и общества, и

избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащиеся в ней

установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формируется

основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации,

делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет

в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием

всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие

одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и

социальных движений.

Президент как глава государства представляет Россию внутри страны и в

международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции.

Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства

единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России.

Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия

различных политических сил и ветвей государственной власти.

Основные параметры, направления государственной политики России определены в

Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным

политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил.

Поэтому шаги Президента, направлены на определение основных направлений

государственной политики, ограничены действующей Конституцией.

Но вместе с тем Президент России обладает большим числом полномочий для

определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ. Они

касаются кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики,

руководства внешнеполитической деятельностью, участие в формировании правовой

политики, руководства текущей социально-экономической политики.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в

Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных

органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции

глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это

было закономерно, так как в ней Президент был главой исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте,

является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что

Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в

законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является

предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти России.

3. Полномочия главы российского государства.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким

кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и

обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его

полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в статьях 83-90

Конституции Российской Федерации 1993 года, а так же в ряде статей,

относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 статьи

115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять

постановления и распоряжения Правительства.

Полномочия Президента можно объединить в несколько групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти.

Взаимодействия со всеми ветвями власти Президент больше контактирует с

исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дают основания,

чтобы говорить, что президент так же является еще и главой Правительства. Эта

функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих право

Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Именно

Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные

полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению

Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности

заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Согласно п. «г» статьи 83 Конституции, глава государства представляет

Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка

России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является

его право принять решение об отставке Правительства.

Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только

в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к» статьи 83

Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных

представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях

идет речь.

Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти и право

Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата

главы государства. В Администрации функционируют Контрольное управление

Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами

Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное управление, а

так же иные структурные подразделения.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законоданадельной и

судебнымой властями. Осуществление государственной власти невозможно без

тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В

демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют

рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между

Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.

Президент располагает совокупностью полномочию, позволяющих воздействовать

как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так

и на ее законодательную деятельность.

Глава государства в соответствии с п. «а» статьи 84 Конституции назначает

выборы Государственной Думы.

Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право распустить

Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Это

полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых

ситуаций, угрожающих самим условия государственности. Конституция

предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом:

трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя

Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течение трех месяцев выражение

недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о

котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

Обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать в

законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства

обладает правом законодательной инициативы, что предусматривает статья 84

Конституции, позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так

и о внесении изменений и дополнений в действующие.

Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует

законы посредством их опубликования. Так же глава государства имеет

возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путем

использования право вето.

Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания

является и предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции институт послания

Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях

внутренней и внешней политики государства.

Статья 84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание

послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней

политики.

Во втором послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

одной из центральных стала задача укрепления Российского государства,

повышение действенности государственной власти, утверждение авторитета и силы

права.

Взаимодействие Президента с судебной властью выражается в участии

формировании органов судебной власти, которые осуществляются совместно с

Советом Федерации.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации

кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же

назначение судей осуществляется Советом Федерации. Президенту так же

принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального

прокурора Российского Федерации, а также вносить предложения об освобождении

его от должности.

3. Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность

страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов

личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно

к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности,

материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный

Страницы: 1, 2