бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Правовая основа местного самоуправления в РФ бесплатно рефераты

Контрольная: Правовая основа местного самоуправления в РФ

План работы

Введение.----------------------------------------------------------------------3

1. Понятие правовой основы-----------------------------------------------------3

2. Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении. 6

3. Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.-- 8

4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.----- 9

5. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления.-

-----------------------------------------------------------------------------

-------------------- 10

6. Государственно - правовое положения Хабаровского края и его муниципальных

образований.-----------------------------------------------------------------

--------- 14

Заключение.-------------------------------------------------------------------21

Список использованных источников:---------------------------------------------22

Введение.

Понятие муниципального права сравнительно новое для отечественного

госу­дарство ведения. Слово «муниципалитет» происходит от латинского

«municipiu­m», так в эпоху римской республики назывались города,

пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящие время муниципалитет – это

избираемое городское или сельское самоуправление.

Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное

правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу

основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить,

как право местного самоуправления. Местным самоуправление называется

организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение

населением вопросов местного характера и управление муниципальной

собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем

различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы

местной власти.

Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов

управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно

регулирует:

· выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры,

формирования соответствующих органов;

· управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и

исполнением местного бюджета;

· осуществление органами местного самоуправления отдельных

государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и

правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов

федерации;

· реализацию органами местного самоуправления конституционного права

на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с

возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными

действиями органов государственной власти.

1. Понятие правовой основы

Правовая основа местного самоуправления представляет собой вза­имосвязанную

систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы

организации и деятельности местного само­управления и его предназначения, как

института, в общей системе уп­равления.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправ­лении имеет

следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подраз­делены на

три группы.

Первую группу составляют нормативные правовые акты федераль­ного

значения. К ним относятся: Конституция Российской Федера­ции, федеральные

законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и

Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например,

постановления Государствен­ной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный

характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т. д.).

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные

правовые акты исполнительных органов государст­венной власти и должностных лиц

субъектов Российской Федерации.

Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимае­мые в

системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном

референдуме, сходе граждан, решения представи­тельных и исполнительных органов

местного самоуправления, должно­стных лиц местного самоуправления. Например,

уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном

процес­се, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке

управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами,

составляющими правовую основу местного само­управления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юриди­ческой силе

на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по

отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в

противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону,

то он не действует в части про­тиворечащей закону и должен быть приведен в

соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации,

законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на

основе которой принимаются федеральные законы, зако­ны субъектов Российской

Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов

государственной власти и местного самоуправления.

Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом

Российской Федерации, Правительством Российской Фе­дерации, иными

федеральными органами должны соответствовать Кон­ституции Российской

Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблю­даться и в

субъектах Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не

должны противоречить Конституции Российской Феде­рации, Федеральным законам,

а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской

Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом

акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией

Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение принципа соподчиненное™ нормативных правовых актов, регулирующих

отношения в системе местного самоуправления является одним из главных

условий, обеспечивающих нормальное уп­равление процессом становления и

развития института местного само­управления. Нормативные акты о местном

самоуправлении должны со­ставлять единый согласованный механизм, слаженно

действующий в масштабе всего государства.

Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах орга­низации

местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление

осуществляется в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, указанным

Законом, другими федеральными за­конами, конституциями, уставами субъектов

Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Далее Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов субъектов

Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня. Часть 2 статьи 7

Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации

вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и настоящим Законом».

В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности ос­тальных

законов, устанавливающих нормы муниципального права с Конституцией Российской

Федерации и базовым Федеральным Законом «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Россий­ской Федерации». Это означает, что все

принимаемые нормативные акты не должны противоречить не только Конституции

Российской Феде­рации, но и названному Федеральному закону. Следовательно, и

Кон­ституция РФ и названный федеральный закон являются фундаментом, на

котором строится вся правотворческая деятельность всех органов

го­сударственной власти в области местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах,

положениям Конституции Российской Федерации, Феде­ральному Закону «Об общих

принципах...» применяются положения Конституции Российской Федерации и

указанного специального, базо­вого федерального закона.

Такой подход способствует созданию единого правового поля в сис­теме местного

самоуправления.

В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специ­альные,

полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе

местного самоуправления, и содержащие отдель­ные нормы, касающиеся местного

самоуправления.

Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации»,

Федеральный Закон «О финансовых основах ме­стного самоуправления в Российской

Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан

Российской Федера­ции избирать и быть избранными в органы местного

самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в

Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном

са­моуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о мест­ном

референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях

(сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке

формирования муниципальной собствен­ности и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе мест­ного

самоуправления содержатся, например, в Конституции Россий­ской Федерации, в

ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской

Федерации, а также в отдельных законах субъек­тов Российской Федерации, не

имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах бюджетного

устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О

недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие, налоговый и

бюджетный кодексы.

2. Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации содержит ряд норм, главу еще ряд норм «О

местном самоуправлении». При этом значительное число норм закреплены в первой

главе, определяющей основы конституцион­ного строя. Такой подход означает,

что местное самоуправление явля­ется одним из институтов, составляющих основы

конституционного строя Российской Федерации.

Это придает черты устойчивого характера местному самоуправле­нию в обществе.

Часть вторая статьи 3 Конституции Российской Федерации устанав­ливает, что

народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного

самоуправления, часть вторая статьи 2 закрепля­ет наличие муниципальной

собственности у муниципальных образова­ний, часть вторая статьи 9 гласит, что

земля и природные ресурсы мо­гут находиться в муниципальной собственности.

Логическая последовательность и предназначение этих норм свиде­тельствуют о

том, что власть народа строится не на пустом месте. Осно­вой ее является

муниципальная собственность, в том числе земля и дру­гие природные ресурсы.

Таким образом, материальную основу власти, осуществляемой гражданами в

муниципальном образовании, составляет муниципальная собственность.

Статья 12 данной главы Конституции Российской Федерации, при­давая особую

важность местному самоуправлению, установила, что в Российской Федерации

признается и гарантируется местное само­управление. Далее статья 12

устанавливает принцип самостоятельности местного самоуправления в системе

общества. Местное самоуправле­ние имеет свои полномочия. Согласно статье 15

части 2 Конституции органы местного самоуправления обязаны соблюдать

Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция тем самым определяет

условия деятельности местного самоуправления.

Таковы нормы о местном самоуправлении, содержащиеся в главе первой

Конституции Российской Федерации об основах Конституци­онного строя в

Российской Федерации.

Не менее важными являются нормы, установленные в главе второй Конституции

Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека

и гражданина определяют деятельность местного са­моуправления. Тем самым

Конституция устанавливает тесную связь между человеком и местным

самоуправлением, с одной стороны, и между его правами, свободами и

деятельностью местного самоуправле­ния — с другой. При этом основу

самоуправления составляет человек, его права и свободы.

Далее в статье 32 ч. 2 Конституции Российской Федерации за граж­данами

Российской Федерации закрепляется право избирать и быть из­бранными в органы

местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это означает, что

граждане вправе осуществлять власть как путем непосредственного, прямого

волеизъявления, так и работая в органах, в которые они могут быть избранными.

Кроме того, все граж­дане, обладающие правом избирательного голоса,

осуществляют свою власть через избираемые ими представительные органы

местного само­управления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Данная норма Конституции Российской Федерации определяет фор­мы прямого

волеизъявления граждан и опосредованного осуществления ими власти через

создаваемые ими органы местного самоуправления.

Статья 33 Конституции Российской Федерации вводит элемент от­крытости

деятельности органов местного самоуправления. В соответст­вии с указанной

статьей граждане имеют право обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в орга­ны местного самоуправления.

Глава 8 Конституции Российской Федерации устанавливает содер­жание и

предназначение местного самоуправления. В ней, равно как и в предыдущих

главах, устанавливаются основополагающие нормы-принципы, раскрывающие понятие

местного самоуправления, его ос­новы, формы осуществления, пределы действия,

полномочия по важ­нейшим вопросам, и, гарантии.

Предназначение местного самоуправления, согласно статье 130 ч. 1 Конституции

Российской Федерации состоит в решении вопросов мест­ного значения. При этом

указывается, что население владеет, пользуется и распоряжается муниципальной

собственностью, наличие которой за­креплено в первой главе Конституции

Российской Федерации. Часть вторая этой же статьи называет формы, посредством

которых осуществ­ляется местное самоуправление. Это референдум, выборы,

другие фор­мы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы

местно­го самоуправления. То есть на уровне Конституции Российской Федерации

определен механизм местного самоуправления.

Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные пределы местного самоуправления

и право граждан на установление структуры органов местного самоуправления. В

части второй этой же статьи установлена норма, обеспечивающая стабильность

границ муниципальных образо­ваний. Их изменение допускается только с учетом

мнения населения соответствующих территорий.

Важнейшее установление содержится в статье 132 Конституции Рос­сийской

Федерации. В части первой названной статьи определен перечень главных

полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления, от которых

зависит состоятельность местного самоуправления в целом. Названная статья

закрепляет за органами местно­го самоуправления права на самостоятельное

управление муниципаль­ной собственностью, формирование, утверждение и

исполнение мест­ного бюджета, установление местных налогов и сборов. Такой

подход позволяет создать органам местного самоуправления самостоятельную

экономическую основу, являющуюся фундаментом местного само­управления.

Часть вторая статьи 131 Конституции Российской Федерации расши­ряет сферу

деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут быть наделены

отдельными государственными полномочиями. Это означает, что местное

самоуправление, наряду с вопросами местного значения может решать также

вопросы государственного значения. Дан­ная норма близка по своему содержанию

к статье 3 ч. 1 Европейской Хартии о местном самоуправлении, согласно которой

Страницы: 1, 2, 3