бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Правоохранительные органы бесплатно рефераты

Контрольная: Правоохранительные органы

Министерство образования и науки РФ

Курский гуманитарно-технический институт

Кафедра теории права, государства

и организация правоохранительных органов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплины: «Правоохранительные органы»

ВАРИАНТ №3

Выполнил: студент Воротынцев А.А.

Проверил: доцент Бобровский С.С.

Курск-2004

План.

Глава №1. Оперативно-розыскная деятельность РФ

Введение...............................3

1. Задачи оперативно-розыскной деятельности.............5

2. Общеправовые принципы оперативно- розыскной деятельности....8

2.1. Принцип законности......................8

2.2. Принцип подотчетности и подконтрольности высшим органам

государственной власти и управления..................9

2.3. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина (принцип

гуманизма).............................10

2.4. Принцип равенства граждан перед законом............10

2.5. Принцип конспирации.......................11

2.6. Принцип разведывательной активности (наступательности)......11

2.7. Принцип гласных и негласных методов и средств...........12

Заключение............................15

Глава №2. Судебная власть в современной России.

Введение.............................17

1. Конституция – основа судебной власти..............19

2. Конституционный Суд Российской Федерации ............21

3. Высший арбитражный Суд Российской Федерации ...........28

4. Верховный Суд Российской Федерации................31

Заключение............................33

Литература............................34

Глава №1. Оперативно-розыскная деятельность РФ

Введение

Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том,

чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном

раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от

следствия и суда, с принятием в начале 90-х годов важных законодательных

актов заняла присущее ей место в работе правоохранительных органов. Однако до

недавнего времени возможности оперативно-розыскных органов из-за

законодательной неурегулированности привело к тому, что многие опасные

преступники, оставаясь безнаказанными, продолжали свою преступную

деятельность, совершая в ряде случаев еще более опасные преступления.

Положение, связанное с применением оперативно-розыскных средств, резко

изменилось после того, как в 1992 году деятельность этих органов впервые

получила свою правовую регламентацию.

На протяжении всей истории советского уголовного процесса деятельность

оперативно-розыскной службы органов внутренних дел и федеральной службы

безопасности проводилась в режиме строгой секретности: ни следователи, ни

прокуроры, ни судьи не имели доступа к деятельности этих органов. Более того,

Генеральный прокурор СССР в 60-е и 70-е годы неоднократно издавал приказы, в

которых запрещал следователям и прокурорам вмешиваться в деятельность

оперативно-розыскных органов. Не случайно поэтому, что многие нарушения

закона, ограничения прав и законных интересов граждан зарождались именно в

недрах ни кем не контролируемой деятельности.

За прошедшее время серьезным образом преобразовалась нормативно-правовая база

в области правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, в Российской Федерации принято несколько новых законодательных и

иных нормативных правовых актов (в частности, Федеральный конституционный

закон от 17.12.1997 г. № 2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»,

Федеральные законы от 08.01.1998 г. № 3 –ФЗ «О наркотических средствах и

психотропных веществах» и, конечно же, Концепция национальной безопасности

России, утвержденная Указом Президента РФ № 1300 –1997 г.), а в ряд

действующих актов внесены существенные коррективы (например, в Закон РФ «О

государственной тайне» и в Перечень сведений, отнесенных к государственной

тайне, а также в Закон РСФСР «О милиции»). Особенно отмечена значимость

разработки и принятия межведомственной Инструкции о порядке предоставления

результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю

прокурору или в суд.

Наконец, фактически сформирована основа оперативно-розыскного

законодательства России. Такое законодательство есть совокупность

законодательных актов (прежде всего федеральных), содержащих правовые нормы,

которые регулируют однородные группы общественных отношений между лицом и

государством (его представителями) в процессе защиты человека и общества от

преступных посягательств путем совершения оперативно-розыскных действий,

применения специальных средств и принятия соответствующих решений

уполномоченными на то субъектами.

Оперативно-розыскной закон в 1998 году прошел «обкатку» в Конституционном

Суде РФ, которым в целом была подтверждена легитимность его норм.

1. Задачи оперативно розыскной деятельности.

Изучение законодательных актов, регулирующих сферу борьбы с преступностью,

показывает, что их ведущими элементами являются статьи, определяющие задачи

конкретного вида правоохранительной деятельности. Например, обратившись к ст.

2 УПК РФ, можно увидеть, что в ней законодатель определил задачи уголовного

судопроизводства. К их числу он отнес быстрое и полное раскрытие

преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения

закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был, подвергнут и ни

один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности. В свою очередь,

ст. 225 КоАП РФ указывает, что задачами производства по делам об

административных правонарушениях является своевременное, всестороннее,

полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного

постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению

административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание

граждан в духе соблюдения законности.

Специфика этих двух норм состоит в том, что они, фиксируя задачи уголовно-

процессуальной и административно-правовой функции, одновременно представляют

собой нормы-задачи соответствующего вида правоохранительной деятельности.

Иная ситуация с законодательным регулированием оперативно-розыскной

деятельности. Если вначале предполагалась подготовка законодательного акта,

посвященного ОРД органов внутренних дел, задачи которые были выработаны

теорией ОРД, то решение о принятии многосубъектного оперативно-розыскного

закона привнесло определенные трудности в разрешении данной проблемы. Ведь

здесь было либо определить формулу норм-задач ОРД как бы нейтрального

характера без отражения специфики сферы деятельности соответствующего

оперативно-розыскного ведомства (МВД, ФСБ, налоговой полиции и т.д.), либо

эту специфику зафиксировать в соответствующей статье оперативно-розыскного

закона.

Однако позиция законодателя оказалась своеобразной, указано, что задачами

оперативно-розыскной деятельности являются:

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а

также выявление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;

· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,

следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших.

Это задачи, которые призваны разрешать, как правило, правоохранительные органы.

Законодатель включил в перечень задач ОРД и проблему, которую в соответствии

с иным Федеральным законом, определяющим статус ФСБ в РФ, должен разрешать

именно этот субъект оперативно-розыскной деятельности. Речь идет о добывании

информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной,

военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

К числу задач ОРД законодатель России вполне правомерно относит такую

проблему, как пресечение преступлений, В интересах разрешений этой задачи

законодатель включил в каталог оперативно-розыскных мероприятий и те, которые

непосредственно обеспечивают разрешение данной задачи ОРД. К их числу

относятся: наблюдение, проверочная закупка, контролируемая поставка,

оперативный эксперимент.

Наряду с этим сотрудники органов, осуществляющих ОРД, вправе использовать для

пресечения преступления и те полномочия, которые им предоставляют

законодательные акты, определяющие статус того ведомства, к которому они

принадлежат.

Бесспорно, задачей ОРД является и розыск лиц, скрывающихся от органов

дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести

пропавших граждан. Вполне понятно, без исполнения оперативно-розыскных мер

разрешить эту проблему невозможно или крайне затруднительно. Более того, в

ряде случаев органы милиции должны их сочетать с административно-правовыми

полномочиями, имеющимися в соответствующих законодательных актах.

Так, сотрудники милиции и персонал органов, исполняющих уголовные наказания,

участвующие в разрешении данной задачи ОРД, могут использовать безвозмездно

возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших

побег (п. 10, ст. 11 Закона РФ об ОИН), а также розыска лиц, скрывшихся от

дознания, следствия, суда (п. 31, ч.1, ст. 11 Закона РФ «О милиции», п. 18,

ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции»), лиц без вести

пропавших.

Рассматривая задачи оперативно-розыскной деятельности, нельзя не отметить,

что в их числе законодатель упоминает и такую из них, как предупреждение

преступлений. Вместе с тем в такой категоричной форме ставить вряд ли можно.

Признание ее основной задачей оперативных подразделений, негативно влияет на

формирование оперативно-тактического мастерства оперработников, усложняет их

работу по постоянному выявлению активных элементов, ведет к сворачиванию

изучения преступной деятельности, нарушению принципа конспирации в ОРД и т.п.

Более приемлемым вариантом фиксации в оперативно-розыскном законе

анализируемой задачи ОРД была бы формулировка о том, что оперативные

подразделения ведут сбор в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды,

которые могут быть использованы для предупреждения противоправных деяний.

Так, для нейтрализации обстоятельств, благоприятствующих преступлениям,

милиции предоставлено право вносить в соответствии с законом в федеральные

органы, на предприятия, учреждения, организации и общественные объединения

обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении

обстоятельств, способствующих совершению преступлений (п.13, ч.1, ст.11

Закона РФ «О милиции»).

Ключевой задачей оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД,

является поиск и фиксация фактических данных о противоправной деятельности

отдельных лиц и групп в целях:

· предупреждения и пресечения правонарушений, осуществления уголовного

судопроизводства, производства об административных правонарушениях, а также

производства о нарушениях правопорядка в пенитенциарных учреждениях;

· содействия органов, осуществляющих ОРД, друг другу по оптимальному

исполнению возложенных на них обязанностей;

· содействия иным, чем оперативные подразделения, службам

правоохранительного органа по разрешению возложенных на них задач.

2. Общеправовые принципы оперативно-розыскной деятельности

Анализ норм Федерального закона об ОРД, законодательных актов, определяющих

статус органов, осуществляющих ОРД, позволяет отметить, что оперативно-

розыскная деятельность должна осуществляться с принципами законности,

соблюдения прав и свобод человека и гражданина, равенства граждан перед

законом, конспирации, разведывательной активности, сочетания гласных и

негласных методов и средств, сотрудничества с населением, подотчетности и

подконтрольности высших органов государственной власти и управления. Кроме

того, должностные лица органов-субъектов ОРД осуществляют свою деятельность в

соответствии с принципами, предусмотренными законами, определяющими

нормативно-правовой статус органов, в штаты которых они входят.

Для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании в

установленном законом порядке результатов ОРД должностные лица оперативных

подразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными или

выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного,

Налогового, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об

административных правонарушениях.

2.1. Принцип законности

Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает, что

должностные лица оперативных подразделений при ее осуществлении исходят из

положений оперативно-розыскного законодательства и иных правовых актов,

составляющих правовую основу ОРД. Законность оперативно-розыскной

деятельности означает надлежащие применение норм, в частности проведение

оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с основаниями и соблюдением

соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др. В свою

очередь гарантией законности является контроль за организацией и

непосредственным проведением оперативно-розыскных мероприятий со стороны

руководителей органов, осуществляющих ОРД. Помимо того, на руководителей

оперативных подразделений возложена персональная ответственность за

соблюдением законности при организации и проведении оперативно-розыскных

мероприятий.

Законность оперативно-розыскной деятельности предполагает оформление его хода

деятельности соответствующими документами. Поэтому в случае установления

физических лиц и их сообществ, деятельность которых указывает на основании

для проведения оперативно-розыскных мероприятий, может заводиться

соответствующее дело оперативного учета, где и сосредотачиваются документы,

отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ.

Законной будет оперативно-процессуальная деятельность, осуществляемая для

сбора и фиксации фактических данных, подлежащих использовании в качестве

доказательств по уголовным делам, возбужденным на основе материалов,

являющихся результатом производства по делам оперативного учета и иным

материалам, получаемым в результате ОРД, а также фактических данных,

собираемых в профилактических целях (ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД), и сведений,

подлежащих установлению при производстве по делам об административных,

налоговых, таможенных правонарушениях, а также – нарушениях режима и

правопорядка в пенитенциарных учреждениях.

Законность оперативно-розыскного процесса предполагает, и обязанность

должностных лиц оперативных подразделений при проведении оперативно-розыскных

мероприятий учитывать их соответствие степени общественной опасности

противоправных посягательств и угрозе различных интересов общества и

государства.

Законность оперативно-розыскного процесса находит отражение в его

урегулированности, в правовых актах с акцентом на верховенство закона в

регламентации ОРД. Поэтому законность как принцип оперативно-розыскной

деятельности указывает на необходимость соблюдения правового режима

добывания, проверки и использования оперативно-розыскной информации. Согласно

этому основополагающему принципу оперативно-розыскной деятельности,

сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих ОРД, должны соблюдать

предписания, изложенные, прежде всего в открыто публикуемых законодательных и

иных правовых актах относительно различных процедур сбора, проверки,

отработки и использования оперативно-розыскной информации для решения задач

оперативно-розыскной деятельности.

В качестве гарантий оперативно-розыскной деятельности выступают судебный

контроль и прокурорский надзор.

2.2. Принцип подотчетности и подконтрольности, высшим органам государственной

власти и управления

Этот принцип предполагает осуществление оперативно-розыскной деятельности под

Страницы: 1, 2, 3, 4