бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Право Киевской Руси бесплатно рефераты

Контрольная: Право Киевской Руси

План:

1. Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси.

Соотношение компетенции церкви и государства

2. Общественный строй Киевской Руси.

3. Государственный строй Киевской Руси.

4. Суд и процесс в Киевской Руси.

5. Правовая система Киевской Руси.

Преступление и наказание по Русской Правде. Гражданское право

6. Библиография.

Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси.

Соотношение компетенции церкви и государства

1. Предки наши в период господства языческой веры соприкасались со многими

религиями, которые заметно повлияли на их собственную веру, такими как

христианство, ислам, иудаизм и др. Вероятно, через их влияние они уже тогда

дошли до понимания еди­ного Бога. Что это действительно было так,

подтвер­ждает греческий историк VI века Прокопий, который писал о наших

предках, что они «признают владыкой всех единого Бога, который посылает

молнию; в жер­тву ему приносят коров или другую жертву».

Но новая вера — христианство — с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX

веке все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру.

Нельзя сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело

своих сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея

Перво­званного. С давних времен приходило оно разными путями: с греческих

колоний, с Балканского полуос­трова, с Хазарского каганата, с

Великоморавского го­сударства. Но эту веру принимала главным образом элита

общества — князья, бояре, городская аристо­кратия, которые не решались

открыто стать христиа­нами, а тем более не допускали даже мысли о креще­нии

народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами были князь Оскольд,

князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла сделать хри­стианином

своего сына Святослава, но привила лю­бовь к новой вере внуку Владимиру, на

плечи кото­рого и легла почетная задача — провозглашения хри­стианства

государственной религией Киевской Руси.

Владимир был весьма мудрым политиком, чтобы не понимать, что старая вера не

могла объединить его государство — достаточно самостоятельным и

демок­ратическим оно было. Без сомнения, еще большее влияние на него

оказывало то, с какой скоростью хри­стианство завоевывало народы и страны. В

864 году приняла крещение Болгария, в 928-935 годах — Че­хия, в 962-992 годах

— Польша. Для Владимира ста­ло очевидным, что, только приняв христианство.

Ки­евская Русь сможет войти как равноправная в число европейских государств.

Из летописей неизвестно, где и при каких услови­ях принял христианство

Владимир. «Повесть времен­ных лет» утверждает, что сделал он это в Корсуни. В

987 году Византийский полководец Варда Фока вос­стал против императоров

Василия II и Константина. Последние обратились к Владимиру за помощью. Как

условие этой помощи он изъявил желание прежде заключить брак с сестрой

императоров Анной, а они

как предпосылку брака — его крещение. Тогда Вла­димир и крестился. С его

помощью Варда Фока был разбит. Однако, избавившись от опасности,

византий­ские цари отказываются от своего обещания — отдать в жены Владимиру

свою сестру. Они исполняли за­вещание своего деда — Константина

Порфирородно­го, который писал: «Когда хозары, турки или русы или какой иной

северный народ... начнет просить или добиваться... чтобы породниться с

императором ро-меев, взять у него дочку за себя или свою дочку от­дать за

императора или его сына — нужно ответить на такое позорное домогательство,

что на то есть зап­рет, страшное и нерушимое постановление святого и великого

Константина».

В ответ на это Владимир берет в осаду, а потом и захватывает одну из

наилучших византийских ко­лоний в Крыму — Корсунь. Это принудило Византию

исполнить обещание и направить Анну в Корсунь, где она была обвенчана с

Владимиром. Это был апогей его славы. Единовластный хозяин огромного

государства, получивший моральное благословение Второго Рима, он мог

отважиться привести свой народ к новой вере. Случилось это в 988 году.

Согласно «Повести временных лет», крещение Руси происходило чрезвычайно

просто: Владимир прика­зал скинуть в Днепр старых богов и в назначенный день

выйти всем к реке. Люди с песнями входили в воду, а священники читали

молитвы. И была «ра­дость на небеси и на земли, толико душ спасаемых».

В действительности же, не все было так просто. После крещения киевлян, кратко

замечает летописец, «начал Владимир ставить по городах церкви и свя­щенников,

и сгонять людей на крещение по всех го­родах и селах». Думается, что крещение

народа рас­тянулось не на один десяток лет.

Первыми крещение получили киевские земли, главным образом, большие города,

поскольку села принимали новую веру довольно неохотно. Занялся Владимир также

и крещением северных земель го­сударства, тех, которые позже составили

Московское княжество. Здесь христианство натолкнулось на большие препоны.

Так, в 991 году Владимир послал епископа в Новгород с целью подготовить

новгород­цев к новой вере. Как рассказывают летописи, кре­щение проходило

здесь силой: «Путята (тысяцкий) крестил их мечом, а Добрыня (посадник) —

огнем».

Крещение Руси вызвало множество дискуссий по поводу того, какое духовенство

крестило народ. Изве­стные историки, в частности, историки церкви И. Го-

лубинский, В. Пархоменко придерживались взгляда, что крестить народ Владимиру

помогало византийское духовенство. Но эта концепция вызвала возражение. Во-

первых, в византийских источниках не упомина­ется такое важное событие, как

крещение Киевского государства при Владимире, тогда как во многих из них

упоминается крещение отдельных лиц при Ос-кольде. Во-вторых, трудно

представить себе успехи христианизации при помощи византийского духовен­ства,

которое проповедовало чужым для украинско­го народа языком.

Эти несоответствия привели к появлению в 1913 го­ду гипотезы М. Приселкрва,

который доказывал, что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло не с

Ви­зантии, а из Болгарии, с Охриды, где существовал не­зависимый патриархат.

Вскоре эта точка зрения ста­новится преобладающей, и не безосновательно. С

Бол­гарией Украина-Русь имела интенсивные отношения. В политическом отношении

Болгария была менее опасной, чем Византия. Весомым аргументом была близость

языков, и священники-болгары могли лег­ко достичь понимания с новой паствой.

Интересную черту в эту гипотезу добавил П. Куренной. Исследуя остатки

Десятинной церкви, которую построил Вла­димир в Киеве, он пришел к выводу,

что техника по­

строения этого здания аналогична храмам Охриды в Болгарии, а не Византии.

Все это говорит о том, что первыми учителями христианства и церковными

проповедниками на Руси были болгары.

Следовательно, сделаем некоторые выводы. При­знание христианства

государственной религией от­крыло перед Киевской Русью дверь богатой

византий­ской культуры, которая переживала в то время свое возрождение.

Новая вера способствовала укреплению связей с другими христианскими

государствами. Киев ста­новится не только политическим, но и духовным

цен­тром государства.

Христианство внесло в жизнь народа высшую мо­раль, высшие идеалы и культуру,

ячейками которой и стали храмы.

2. Прежде всего, рассмотрим вопрос об отношени­ях между церковью и

государством. Ответ на него дал Христос, когда сказал: «Царство мое не от

мира сего». Или когда на вопрос фарисеев, платить ли дань кеса­рю, ответил:

«Отдайте кесарю кесарево, а Божие Бо­гу». Этим Христос провел границу между

церковью и государством. Эти две институции преследуют раз­ные цели. Церковь

должна, в первую очередь, заботить­ся о душах верующих, о воспитании их в

духе учения Христового, о приближении их к Христу, об единении их с Христом.

Государство должно заботиться о по­рядке и мире в обществе, защищать права и

свободы каждого из его членов, заботиться о материальном благосостоянии

граждан.

Отличаются церковь и государство и объемом своей деятельности. Государство

ограничивается территорией, а церковь является вселенской. Нако­нец, есть

разница и в способе влияния на своих чле­нов. Государство часто применяет

принудительные методы, тогда как церковь не должна употреблять их никогда и

действовать только путем убеждения и примера.

Но это не значит, что между церковью и государ­ством нет никакой связи. Христос

не запретил пла­тить дань кесарю, а апостол Павел писал: «Хозяин — Божий слуга

тебе на добро. А делаешь ты зло, то бой­ся, поскольку не зря он носит меч,

поскольку он — Божий слуга, мститель в гневе преступнику. Поэтому необходимо

подчиняться не только из-за гнева, но и из-за совести. Через это вы и налоги

даете, поскольку они слуги Божие, именно тем всегда занятые. Итак, отдай­те

надлежащее всем,.кому налог — налог, кому пошли­на — пошлина, кому страх —

страх, кому честь — честь» (поел. к Римлян., XIII, 4-7).

А поскольку государственная власть, как сказано в Святом Письме, является от

Бога, то между церко­вью и государством должно быть сотрудничество.

Известия об организации первой церкви в Украине очень скупые. Патриарх Фотий

писал, что в 864 году по просьбе князя был выслан в Русь епископ. Теперь мы с

уверенностью можем утверждать, что Владимир 14 августа 988 года не крестил

Русь, а только провоз­гласил христианство единой государственной религи­ей.

Христианство распространялось в Украине со вре­мен Андрея Первозванного. Иное

дело, что в течение почти ста лет украинская митрополия возглавлялась

греками, которых посылал Константинопольский пат­риарх, без согласования с

киевскими князьями.

Согласно с практикой Византии, митрополии не толь­ко пребывали в духовной

зависимости от патриарха, но и вся их территория подчинялась византийскому

царю. Но это было только теоретически, поскольку на прак­тике такой

зависимости быть не могло: Византии не ~ хватало реальной силы, чтобы

воплотить это в жизнь.

Епископов, как правило, назначал князь. При Изяславе II собор епископов

вторично самостоятель­но в 1147 году избрал митрополитом Клима Смоля-

тича. Следовательно, мы видим стремление Киевской Руси к автономной церкви.

Православие XI-XII веков в целом не было враж­дебно настроено против других

религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами — варягами, немцами,

уграми, поляками, арабами, иудеями — спо­собствовали толерантности в

религиозных вопросах. Так, в XII веке ирландские купцы основали в Киеве

костел св. Девы.

Общественный строй Киевской Руси

Для феодального общества характерно деление населения на сословия.

Сословие — это замкнутая социальная группа, име­ющая определенные законом

права и обязанности. В Киевской Руси процес формирования сословий толь­ко

начался.

Все население Киевской Руси условно можно раз­делить на три категории:

свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них

князь выбирал вое­вод и других должностных лиц. Сначала правовой статус

«княжих мужей» отличался от земской верхуш­ки — родовитой, знатной, местного

происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — бояртво.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где

занимали высшие должности.

Боярство не было однородным и делилось на раз­ные группы, принадлежность к

которым давала право быть привилегированной частью общества, и все

пре­ступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так,

согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший

уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр

защищалась штрафом в 5 гривен золо­та, меньших бояр — в 3 гривны золота,

городских лю­дей — в 3 гривны золота, а простых людей — в 60 резан (ст. 30).

Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда

как дочери про­стых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены

от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определен­ные заслуги в бояре мог

попасть смерд и даже ино­странец — варяг, половец и др.

В Киевской земле боярство не отделялось от куп­цов, от городской элиты. Со

временем в городах со­здается патрициат, который был более связан с горо­дом,

чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была

из евреев.

Украинские города, особенно Киев, переживали ос­трый процесс борьбы

городского населения как с кня­жеской властью, так и с городским патрициатом.

Так, ростовщичество Святополка и лихоимство го­родского патрициата привели в

1113 году к восста­нию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили

двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.

К свободному населению относилось также духо­венство, которое представляло

собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время

ведущую роль в государстве играло черное духовен­

ство — монашествующее. В монастырях жили и ра­ботали лучшие ученые (Нестор,

Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи,

переписывали книги, организовывали раз­личные школы. Первое место среди

монастырей Ки­евской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для

других монастырей и имел огром­ное моральное влияние на князей и все

общество.

К белому духовенству принадлежали церковники:

священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого

духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI

века

было более 400 церквей.

Влияние христианства в Украине-Руси было дос­таточно сильным, и это еще раз

дает основание пола­гать, что его корни здесь проникали значительно глуб­же

времен Владимира.

Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение

детям» Владимира Моно­маха. Он советует регулярно посещать церковь, мо­литься

днем, ночью, в дороге повторять молитвы.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были

свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели

от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представля­ли крестьяне — смерды. Они

владели землей и ско­том. Смерды составляли подавляющую часть населе­ния

Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с

личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество

сыновьям. Русская Правда охраняла, лич­ность и хозяйство смерда, как

свободного, но наказа­ние за преступление против смерда было меньшим, чем за

преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Украине-Руси увеличивается

боярское земле­владение? и в связи с этим уменьшается число независимых

смердов. Растет количество смердов, кото­рые работают на боярской земле,

оставаясь при этом свободными.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киев­ской Руси существовала довольно

многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так назы­вали смердов,

которые по разным причинам времен­но утрачивали хозяйственную

самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность об­рести ее

снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно,

скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом.

Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле

того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за

свои поступки, за преступление против него винов­ный отвечал, как за

преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное

кредито­ром на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес

ответственность. Попытка продажи за­купа в холопы освобождала его от долга, а

кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного

закупом или его побега от креди­тора без уплаты долга, он превращался в

холопа.

Зависимые(невольные) люди назывались холопа­ми. Сначала этим термином

называли лиц мужско­го пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех

невольных людей.

Основными источниками холопства были:

• плен на войне;

• брак с невольным;

• рождение от холопов;

• продажа при свидетелях;

• злостное банкротство;

• побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия,

при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если

хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозя­ин ее изнасилует, после его

Страницы: 1, 2