Контрольная: Понятие и сущность государства (правовая культура)
Контрольная: Понятие и сущность государства (правовая культура)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность государства..............................................3
2. Правовая культура и правосознание...........................................7
Список литературы.............................................................15
1. Понятие и сущность государства.
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т. е.
главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и
социального назначения — служебной роли и исторической цели.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и
важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности.
Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание
государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским
обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом
исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в
критическом переосмыслении и уточнении.
В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической,
философской и политологической литературе трактовку государства
исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний
классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на
антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они
рассматривали государство как организацию политической власти экономически
господствующего класса, орудие его диктатуры.
«Политическая власть в собственном смысле слова,— писали К. Маркс и Ф.
Энгельс,— это организованное насилие одного класса для подавления другого».
«Государство,— утверждал Ф. Энгельс,—есть не что иное, как машина для
подавления одного класса другим»[1].
Вслед за Энгельсом В. И. Ленин также видел в государстве машину «для
поддержания господства одного класса над другим». «Государство,— считал он,—
есть орган господства определенного класса, который не может быть
примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)»
[2].
Хотя приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть
марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами,
начиная со второй половины 40-х гг. XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской
революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную
роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития
государства, нельзя было придавать им всеобщего значения, превращать в догму
и распространять на все времена и страны, тем более в изменявшихся на глазах
исторических условиях.
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве,
содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального
назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны
данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри
отдельных стран и на международной арене. Поэтому понятно, что в связи с
коренными изменениями, происшедшими в мире после второй мировой войны,
трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в
противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических
странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и
других странах СНГ.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства
необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные
немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних
последователей в западноевропейской социал-демократии и современных
буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в
большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в
той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в
понимании государства как института социального компромисса и достижения
общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также
односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его
классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают
в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса
о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и
выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и
специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при
рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому и
буржуазному государству, не получил дальнейшей специальной разработки ни в
самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть
понимания государства его последователями.
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое
синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском,
так и немарксистском подходах к государству; делается шаг в направлении
преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как
единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и
классовой.
И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых
задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать
ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего
осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация
здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и
связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями,
преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в
том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и
преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев
населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в
содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство
выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как
его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано
обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и
специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть
научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно
есть в действительности.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности,
предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь
общечеловеческим.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в
государстве в разные эпохи не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично
отражает реалии социально-экономического и политико-государственного
развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и
феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного
капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического
капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры
пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства
на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в
современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет
общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно
наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах
Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального
компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся
идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными
выборами, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и
независимого суда и т. д. При этом демократия, обеспечение социального
компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества
законность и правопорядок.
Демократическое, цивилизованное государство, в котором процесс формирования и
деятельности всех государственных органов строго основывается на праве,
существует разделение властей, обеспечивается верховенство закона и
отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, является
правовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической
власти общества за всю многовековую историю развития государства.
Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой сущности и
социального назначения государства, можно предложить один из возможных
вариантов его краткого общего определения. Государство — это организация
политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач,
так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
[3]
Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факторов (начал),
оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение,
кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития
отдельных стран следует также иметь в виду религиозный фактор (Иран,
Пакистан, Афганистан), национальный фактор (государства Балтии) и некоторые
другие. Сказанное, однако, не означает, что все эти факторы должны быть
отражены в определении государства вообще. При этом достаточно исходить из
его наиболее общих начал — общечеловеческого и классового.
2. Правовая культура и правосознание
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и
индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные
решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные
теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в
этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием,
отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает
категория правосознания.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих
отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.
Правосознание — одна из форм общественного сознания. Как и иные формы
общественного сознания — мораль, религия, искусство, наука, философия —
правосознание выступает специфическим способом духовного познания
действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная
самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы
обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже
позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно,
определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно
кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного
культурно-исторического смысла правосознания.
Поэтому правосознание — весьма независимое, целостное и как бы даже
«рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого
объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие
сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика
юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации
правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной
патологии и т. д.
Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную
сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты
жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации,
различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные
представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или
иных ситуаций и т. д.
Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить
которые можно только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся»
определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не
приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего
— накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и
национального права.
Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть
воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества,
подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование
накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для
того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом
конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в
понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в
обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь
обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.
Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной
культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности,
совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все
ценности, которые созданы людьми в области права.
В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой
культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из
подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания,
частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой
надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая
точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой
культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру стали
определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,
правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой
надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком
подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене, близком к
пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как
особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов
юридической реальности...».[4] Очевидно,
что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано
сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая
культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями,
либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия
правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном
случае происходит смешение правовой разновидности культуры с политической и
другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из приводимого
автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и институты
народовластия, структура, механизм политической и правовой системы
социалистического общества и др., — так и из прямого его указания на то, что
существует «особая система правовой культуры социализма, включающая основные
правовые (и не только правовые) ценности...».
[5]
Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того,
что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным
теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический
материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,
как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д., могут
изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-
социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и
наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если исследуется
одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть подвергнута
философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако,
не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической
надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне исторического
Страницы: 1, 2
|