бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Основы государства и права бесплатно рефераты

Контрольная: Основы государства и права

Контрольная работа № 00 по предмету «Основы теории государства и права» Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства. Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть: а) явление общественное; б) явление политическое; в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач. В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям: I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сли­ваясь с ним. В отличие от других видов социальной власти государственная власть является - аппаратной (имеет механизм осуществления), - суверенной (не зависит от иной власти), - легитимной (опирается на закон). Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п. Третий признак государства - разделение населения по территориаль­ному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением террито­риального принципа является административно-территориальное деле­ние на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государ­ственной границы. Четвертый признак государства - государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с насе­ления, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные креди­ты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую де­ятельность государства и обеспечивает его функционирование. П. Отличие государства от других политических организаций общества 0т других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон: а) независимости государства вовне; б) верховенства государства внутри страны. Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключи­тельном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части; б) в универсализме - власть в государстве распро­страняется на все население; в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права. Независимость государства проявляется: а) в признании данного госу­дарства международным сообществом в качестве субъекта межгосударст­венных отношений; б) в осуществлении самостоятельной внешней поли­тики; в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства. Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) выте­кают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций: а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей; б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспе­чивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами; в) только государство обладает правом издавать властные общеобязатель­ные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти; г) только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения; д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безо­пасности, тюрьмы и т. п.). С точки зрения современных представлений, государство должно высту­пать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и госу­дарственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посред­ством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем та­кое определение является односторонним и неполным, так как характе­ризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного ха­рактера. Данное определение характеризует государство как политически ор­ганизованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чи­новников. Государство - объединение множества людей, особая полити­ческая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. Таким образом, государство в узком смысле — это политический ап­парат управления обществом, в широком смысле государство — качест­венно определенная модель политической организации общества, струк­турными элементами которой являются законы, публичная власть, насе­ление, территория, армия и правоохранительные органы. Вопрос 2. Понятие формы государства. Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти. Другими словами, форма государства — это его структурное, террито­риальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим. I. Форма правления выражает способ организации высших органов вла­сти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве. Существует две основные формы государственного правления — монархия и республика.

Характерные черты государственного правления

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

существование единоличного носителя верховной государственной властивыборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер
династическое наследование верховной властиналичие выборного главы государства
пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти на при каких обстоятельствахизбрание органов верховной государственной власти на определенный срок
власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»)производность государственной власти от суверенитета народа
отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государстваюридическая ответственность главы государства
В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от этих черт, которые будут рассматриваться далее. Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правя­щей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает пе­ред населением за свои властные действия. С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монар­хии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

МОНАРХИЯ

Абсолютная (неограниченная)

Конституционная (ограниченная)

дуалистическая

парламентарная

МОНАРХ

верховная государственная власть – законодательная, исполнительная, судебнаяисполнительная власть, формирует правительство, ответственное перед ним представительские функции: формально утверждает состав правительства, подписывает законы, принятые парламентом

ПАРЛАМЕНТ

нет законодательная власть, при этом монарх налагает вето на законы, принятые парламентомзаконодательная власть

РЕЖИМ

АвторитарныйДемократическийДемократический

СТРАНЫ

Саудовская Аравия

Российская Империя до 1906 г.

Марокко

Иордания

Кувейт

Бахрейн

Великобритания

Бельгия

Дания

Примечания

В таком государстве нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжилаСохранения этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального мышления.
Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок. Современная республика может быть президентской, парламентарной или «полупрезиденсткой» (смешанного типа).

РЕСПУБЛИКА

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ

СМЕШАННОГО ТИПА

Глава государства

Президент

- избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками)

Президент

- избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом

Президент

- избирается, как правило, на всеобщих выборах

Глава правительства

Премьер-министр, который является лидером правящей партии или партийной коалиции; обычно назначается президентомПремьер-министр, обычно утверждаемый парламентом с представления президентом

Полномочия президента

Президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.Президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.Президент наделен юридически и реально большими полномочиями: осуществляет общее руководство правительством; имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству).

Правительство

- формируется президентом самостоятельно (не исключен парламентский контроль);

- политически ответственно перед президентом

- формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

- политически ответственно перед парламентом

- формируется парламентским путем;

- политически ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом

Исполнительная власть

принадлежит президентуформально наделен президент, однако на деле вся исполнительная власть принадлежит правительствукак бы раздваивается между двумя центрами: президент и его администрация, с одной стороны, и премьер-министр и правительство – с другой

Страны

США

Аргентина

Бразилия

Мексика

Италия

ФРГ

Греция

Исландия

Франция

Финляндия

Россия

П. Форма государственного устройства характеризует способы нацио­нально-государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое террито­риальное устройство имеет данное государство. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Государственное устройство может быть простым и сложным. Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство — это одно, единое государство, которое под­разделяется лишь на административно-территориальные единицы, не вклю­чая в себя никаких государственных образований. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд); б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; в) единая денежная система, одноканальная система налогов; г) территориальные элементы унитарного государства (области, департа­менты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территори­альную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию. По степени зависимости местных органов от центральных органов госу­дарственной власти унитарное государственное устройство может быть цент­рализованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе го­сударства других государственных образований. К сложным формам государст­венного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Наиболее распространенной формой сложного государственного устрой­ства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона). Для федерации характерно следующее: - двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принад­лежит федеральным государственным органам; - компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается со­юзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; - существование федеральной системы законодательства и законодатель­ных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства обще­федерального закона; - двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как пра­вило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации; - наличие в большинстве федераций двойного гражданства; - двухканальная система налогов; - суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее го­сударственных единиц; - после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной; - у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматри­вает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право призна­валось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства. Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно- территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточ­но эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества. Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно не­равенство правового положения субъектов. Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны) (США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ). Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «госу­дарственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфе­дерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Конфедерации свойственны следующие черты: - создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); - создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; - каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; - члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на ос­нове юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на сво­ей территории; - неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадают­ся после достижения целей, ради которых они создавались, либо превраща­ются в суверенное государство - унитарное или федеративное; - у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой сис­темы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации. Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государ­ство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и об­разовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распа­лась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию. Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Межгосударственные союзы – это классические конфедерации, образованные из независимых государств. Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ). Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров. Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Как уже упоминалось выше, государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным. Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии. Протекторат – это договорный союз двух государств, в котором одно (более сильное) государство оказывает покровительство другому (более слабому) государству: представляет его во внешних делах; обеспечивает вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь. Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются: - федерации – постоянные государственные образования; - конфедерации - временные союзы суверенных государств; - монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия); - империи – сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя); - Фузии – воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия); - инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 году). Ш. Форма политического режима. Политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе, т.е. это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии политических режимов, чаще всего выделяют демократический и антидемократический.

Характерные признаки политических режимов

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

формирование органов власти выборным путемформирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выюоров либо без выборов
политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзовналичие единой государственной идеологии и отсутствие политического плбрализма
государственное существование политических прав и свобод гражданбесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан

Страницы: 1, 2