|
Контрольная: Основы государства и права
Контрольная: Основы государства и права
Контрольная работа № 00
по предмету «Основы теории государства и права»
Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.
Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть:
а) явление общественное;
б) явление политическое;
в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и
свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум
направлениям:
I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя
Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая
непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на
управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является
- аппаратной (имеет механизм осуществления),
- суверенной (не зависит от иной власти),
- легитимной (опирается на закон).
Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с
аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия,
полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.
Третий признак государства - разделение населения по территориальному
принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой
проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа
является административно-территориальное деление на такие административные
регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных
пределов и установление государственной границы.
Четвертый признак государства - государственная казна, с существованием
которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы
с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее
определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты,
долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую
деятельность государства и обеспечивает его функционирование.
П. Отличие государства от других политических организаций общества
0т других политических организаций государство отличает прежде всего его
суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух
сторон:
а) независимости государства вовне;
б) верховенства государства внутри страны.
Верховенство государства внутри страны проявляется:
а) в исключительном праве государства официально представлять все общество,
а не отдельные его части;
б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население;
в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым
определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется:
а) в признании данного государства международным сообществом в качестве
субъекта межгосударственных отношений;
б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;
в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела
суверенного государства.
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и
другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны,
обозначенную государственной границей;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде
подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и
обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) только государство обладает правом издавать властные общеобязательные
веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным
любое проявление всякой другой общественной власти;
г) только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том
числе и физического принуждения) в отношении населения;
д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая
политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности,
тюрьмы и т. п.).
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как
властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая
система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном
плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет
целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой
лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата
управления, выделившегося из общества и стоящего над ним
Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства,
то есть наличие системы государственных органов, посредством которых
осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является
односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в
виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены
которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными
структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически организованное
общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть
сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство -
объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая
предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих
отношений.
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат
управления обществом, в широком смысле государство — качественно
определенная модель политической организации общества, структурными
элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория,
армия и правоохранительные органы.
Вопрос 2. Понятие формы государства.
Ответ: Форма государства — это его устройство,
характеризующее способы организации высших органов государственной власти,
территориальной организации государства и осуществления государственной власти.
Другими словами, форма государства — это его структурное, территориальное и
политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве
трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное
деление и политический режим.
I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то
есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы
государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит
в государстве.
Существует две основные формы государственного правления — монархия и
республика.
Характерные черты государственного правления
МОНАРХИЯ | РЕСПУБЛИКА | существование единоличного носителя верховной государственной власти | выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер | династическое наследование верховной власти | наличие выборного главы государства | пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти на при каких обстоятельствах | избрание органов верховной государственной власти на определенный срок | власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией») | производность государственной власти от суверенитета народа | отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства | юридическая ответственность главы государства |
В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным образом
отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от этих черт,
которые будут рассматриваться далее.
Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит
одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который
наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным
главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии,
как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
| МОНАРХИЯ | | Абсолютная (неограниченная) | Конституционная (ограниченная) | | дуалистическая | парламентарная | МОНАРХ | верховная государственная власть – законодательная, исполнительная, судебная | исполнительная власть, формирует правительство, ответственное перед ним | представительские функции: формально утверждает состав правительства, подписывает законы, принятые парламентом | ПАРЛАМЕНТ | нет | законодательная власть, при этом монарх налагает вето на законы, принятые парламентом | законодательная власть | РЕЖИМ | Авторитарный | Демократический | Демократический | СТРАНЫ | Саудовская Аравия Российская Империя до 1906 г. | Марокко Иордания Кувейт Бахрейн | Великобритания Бельгия Дания | Примечания | В таком государстве нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. | Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила | Сохранения этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального мышления. |
Республика - форма государственного правления, при которой высшая
государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами,
избираемыми населением на определенный срок.
Современная республика может быть президентской, парламентарной или
«полупрезиденсткой» (смешанного типа).
| РЕСПУБЛИКА | | ПРЕЗИДЕНТСКАЯ | ПАРЛАМЕНТАРНАЯ | СМЕШАННОГО ТИПА | | Глава государства | Президент - избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками) | Президент - избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом | Президент - избирается, как правило, на всеобщих выборах | Глава правительства | Премьер-министр, который является лидером правящей партии или партийной коалиции; обычно назначается президентом | Премьер-министр, обычно утверждаемый парламентом с представления президентом | Полномочия президента | Президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента. | Президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д. | Президент наделен юридически и реально большими полномочиями: осуществляет общее руководство правительством; имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). | Правительство | - формируется президентом самостоятельно (не исключен парламентский контроль); - политически ответственно перед президентом | - формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции; - политически ответственно перед парламентом | - формируется парламентским путем; - политически ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом | Исполнительная власть | принадлежит президенту | формально наделен президент, однако на деле вся исполнительная власть принадлежит правительству | как бы раздваивается между двумя центрами: президент и его администрация, с одной стороны, и премьер-министр и правительство – с другой | Страны | США Аргентина Бразилия Мексика | Италия ФРГ Греция Исландия | Франция Финляндия Россия |
П. Форма государственного устройства характеризует способы
национально-государственного и административно-территориального деления
государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма
государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное
устройство имеет данное государство.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства,
экономический строй общества, национальный состав населения, исторические
традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство
— это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на
административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких
государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и
центральных органов государственной власти (один парламент, одно
правительство, один верховный суд);
б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная
система, одно гражданство;
в) единая денежная система, одноканальная система налогов;
г) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты,
округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют
никаких атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и
законодательную (административно-территориальной единице предоставляется
право законодательствовать) автономию.
По степени зависимости местных органов от центральных органов
государственной власти унитарное государственное устройство может быть
централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного
характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных
органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных
государствах местные органы власти избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе
государства других государственных образований. К сложным формам
государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи
и др.
Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства
является федерация, которая представляет собой союзное государство,
объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе
США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона).
Для федерации характерно следующее:
- двухуровневая система органов государственной власти:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные
органы, обладают правом принятия собственной конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит
федеральным государственным органам;
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной
(федеральной) конституцией или федеральным договором;
- существование федеральной системы законодательства и законодательных
систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства
общефедерального закона;
- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило,
верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
- двухканальная система налогов;
- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее
государственных единиц;
- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не
обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в
одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
- у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает
ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось
Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно
так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского
государства.
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-
территориальной (образованной на основе территориального принципа) и
национально-государственной (образованной по национальному принципу).
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно
эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе -
демократизации общества.
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый
правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство
правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор
субъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основанием
федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны)
(США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ).
Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это
«государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости,
конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не
формой международно-правового союза.
Конфедерации свойственны следующие черты:
- создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам
государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных,
экономических);
- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На
конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе
юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации,
то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после
достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в
суверенное государство - унитарное или федеративное;
- у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не
имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой
судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов,
бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют
действия членов конфедерации.
Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты
Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США.
В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали
Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г.
существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.),
которая затем превратилась в федерацию.
Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и
сообщества государств.
Межгосударственные союзы – это классические конфедерации, образованные из
независимых государств.
Содружества образованы из государств, которые обрели государственный
суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу
экономической связанности (например, СНГ).
Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, в основе
которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют
негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего,
поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других
экономических барьеров.
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой
политические и военные союзы двух и более государств, созданные для
оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
Как уже упоминалось выше, государственное устройство может быть простым (то
есть унитарным) и сложным.
Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.
Протекторат – это договорный союз двух государств, в котором одно (более
сильное) государство оказывает покровительство другому (более слабому)
государству: представляет его во внешних делах; обеспечивает вооруженную
защиту и оказывает экономическую помощь.
Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера.
Разновидностями уний являются:
- федерации – постоянные государственные образования;
- конфедерации - временные союзы суверенных государств;
- монархические унии – добровольные объединения двух государств под
властью одного монархического (Австро-Венгрия);
- империи – сложные государства, созданные насильственным путем
(Римская империя);
- Фузии – воссоединенные государства, образовавшиеся в результате
исторически закономерного слияния (новая Германия);
- инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного
государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к
СССР в 1940 году).
Ш. Форма политического режима. Политический режим – это понятие,
обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления
политической (включая государственную) власти в обществе, т.е. это
функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии
политических режимов, чаще всего выделяют демократический и
антидемократический.
Характерные признаки политических режимов
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ | АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ | формирование органов власти выборным путем | формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выюоров либо без выборов | политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов | наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плбрализма | государственное существование политических прав и свобод граждан | бесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан |
Страницы: 1, 2
|
|
|