бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Федеральное собрание бесплатно рефераты

Контрольная: Федеральное собрание

План работы:

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

2. Государственная Дума

3. Совет Федерации

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание

является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю.

Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в

XII — XIII веках. Однако история современного парламента как

обще­национального представительного учреждения, отличного от сословных

представительных учреждений времен феодализ­ма, начинается с эпохи буржуазных

революций, после побе­ды которых парламент становится важнейшим органом

госу­дарства. Именно тогда оформился и получил распростране­ние

парламентаризм как особая система государственного руководства обществом,

характеризующаяся разделением труда законодательного и исполнительного при

существенной политической и идеологической роли парламента.

В Российской федерации Федеральное Собрание как пар­ламент Республики пришло

на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти

Россий­ской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им

Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представи­тельных органов

«нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений

буржуазного парла­ментаризма», эти государственные органы но мере

демокра­тизации российского общества, отражения в действующей Конституции

принципа разделения законодательной, испол­нительной и судебной властей и

постепенного проведения его в жизнь, все более обретали черты парламента.

Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-пер­вых, в

силу возлагаемых на них действовавшей тогда Кон­ституцией полномочий,

противоречащих принципу разделе­ния властей (распорядительные и некоторые

контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовав­шего

вертикального подчинения между представительными органами страны, совершенно

не свойственного парламент­ским представительным органам.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывает­ся, что Федеральное

Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым

устанавливает­ся, что формой государства является представительная, т. е.

опосредованная выборами, парламентская демократия, в ус­ловиях которой

формирование политической воли народа возлагается на народное

представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституций Российской Федерации Федеральное Собрание

характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой

передаче парламенту законо­дательной власти реализуется принцип народного

суверени­тета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной вла­стью означает вместе с

тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не

рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ни­чем

не ограниченной в рамках полномочий Российской Фе­дерации компетенцией в

сфере законодательства.

Будучи законодательным органом. Федеральное Собра­ние исполняет и некоторые

довольно ограниченные контроль­ные функции за исполнительной властью. Этот

контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимае­мого

Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии

Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом

Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание со­стоит из двух палат —

Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет

все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуе­мый

«верхней палатой», состоит из членов, представляющих все субъекты Российской

Федерации. Совет Федерации при­зван выражать интересы местностей,

региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный

орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не

отдельным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т. е. всей

России.

До принятия новой Конституция в Российской Федерации существовал двухпалатный

высший представительный орган государственной власти — Верховный Совет.

Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая

часть компетенции Верховного Совета осуществля­лась совместно обеими

палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета

органы: Предсе­датель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их

ведению, в соответствии с Кон­ституцией. Она устанавливает в ст. 100, что

палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Пре­зидента

Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и

выступлений руководителей иностранных государств.

Более того. Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для

каждой из палат, обеспечивая тем самым систему сдержек и противовесов в

деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отво­дится

роль своего рода тормоза по отношению к Государст­венной Думе, призванного

предотвратить возможность уста­новления в Российской Федерации «тирании

большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными

политическими садами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует опре­деленное недоверие к

представительным органам государст­венной власти вообще и к парламенту в

частности, являюще­еся следствием той политической борьбы, которая

предшество­вала принятию действующей Конституции Российской

В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как

важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не

играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления

на­талкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отда­ют себе отчет в том, что

полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся

политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения

политической значимости парламент сегодня обесце­нен в глазах значительной

части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является

своеобразным олицетворением политических традиций, важ­ным показателем

национальной политической культуры. В придании определенной политической

эффективности парла­менту заинтересованы и те политические силы, которые не

представлены в правительстве и для которых парламент слу­жит ареной, где они

могут отстаивать свои интересы.

Вместе с тем парламент выступает как своего рода урав­новешивающая сила и в

отношениях конкурирующих поли­тических сил, как арена защиты интересов тех из

них, кото­рые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможно­стями

воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского

парламентаризма идет сложным, во многом про­тиворечивым путем.

2. Государственная Дума

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.ст. 95, 96 и 97), Государственная

Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом

Государствен­ной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации,

достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

[1]. Порядок формирования Государствеиной Думы устанавливается федеральным

законом от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации"

[2]

В соответствии с этим законом выборы депутатов Государственной Думы

осуществляются граэжданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в

Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации,

достигшему 18-летнего возраста.

Половина депутатов ( 225 )избираются на основе мажоритарной систе­мы по

одномандатным (один округ — один депутат) избира­тельным округам, образуемым

в субъектах Федерации, исхо­дя из единой нормы представительства, за

исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число

избирателей в которых меньше среднего числа избира­телей, установленного

Центральной избирательной комис­сией по выборам депутатов Государственной

Думы для одно­мандатного избирательного округа. Остальные 225 депутатов

Государственной Думы избирались на основе системы про­порционального

представительства по общефедеральному из­бирательному округу.

По результатам голосования депутатские мандаты рас­пределялись между

общефедеральными списками кандидатов исходя из следующих правил:

а) общее число действительных голосов, поданных по об­щефедеральному

избирательному округу, делится на общее число депутатских мандатов,

распределяемых по этому окру­гу. Полученный результат есть избирательное

частное;

б) число действительных голосов, полученное каждым об­щефедеральным списком

кандидатов, участвующих в распре­делении депутатских мандатов, делится на

избирательное ча­стное. Целая часть полученного в результате деления числа

есть число депутатских мандатов, которое получает соответ­ствующий

общефедеральный список кандидатов;

в) если после действий, произведенных в соответствии с пунктом «б», остаются

нераспределенные мандаты, произво­дится их распределение (вторичное

распределение). Нерасп­ределенные мандаты передаются по одному тем

общефеде­ральным спискам кандидатов, у которых оказывается наи­большей

дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в

соответствии с пунктом «б». При их ра­венстве преимущество отдается тому

общефедеральному спи­ску кандидатов, за который подано больше голосов. При

ра­венстве голосов преимущество отдается общефедеральному списку кандидатов,

зарегистрированному раньше.

Согласно ст. 103 Конституции, к ведению Государствен­ной Думы относятся: дача

согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя

Правительства Рос­сийской Федерации; решение вопроса о доверии Правитель­ству

Российской Федерации; назначение на должность и ос­вобождение от должности

Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность

и освобож­дение от должности Председателя Счетной палаты и полови­ны состава

аудиторов; назначение на должность и освобож­дение от должности

Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным

конституцион­ным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против

Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются

федеральные законы.

Государственная Дум» может быта распущена Президентом Российское Федерация в

слу­чаях, предусмотренных ст.ст. 111 и 117 Конституции РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент на­значает дату выборов с

тем, чтобы вновь избранная Государ­ственная Дума собралась не позднее чем

через четыре месяца с момента роспуска

Порядок деятельности Государственной Думы определя­ется Конституцией

Российской Федерации и Регламентом Го­сударственной Думы.

Для совместной деятельности и выражения единой пози­ции по вопросам,

рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские

объединения — фракции и депутатские группы.

Государственная Дума избирает из своего состава Пред­седателя, первого

заместителя и заместителей Председателя. Вопрос о числе заместителей

Председателя решается Го­сударственной Думой.

Кандидатуры на должность Председателя Государствен­ной Думы и его

заместителей вправе выдвигать фракции, де­путатские группы и депутаты.

Председатель Государственной Думы и его заместители не могут быть

представителями од­ной фракции или депутатской группы. Кандидат является

из­бранным, если в результате голосования он получил более воловины голосов

от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

Председатель Государственной Думы ведет заседания па­латы; ведает ее

внутренним распорядком; назначает на дол­жность и освобождает от должности

Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату во

взаимоотно­шениях с другими государственными органами, обществен­ными

объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных

парламентских организациях;

участвует в согласительных процедурах для разрешения раз­ногласий между

органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами

государственной власти ее субъ­ектов, а также между органами государственной

власти субъ­ектов Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к

его компетенции, которые могут быть отмене­ны Государственной Думой, и др.

Для предварительной подготовки организационных реше­ний по вопросам

деятельности палаты создается Совет Госу­дарственной Думы. В состав Совета

входят Председатель Го­сударственной Думы, руководители фракций и депутатских

групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители

Председателя Государственной Думы и председатели ее комитетов. На заседаниях

Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Совет Государственной Думы, согласно ее Регламенту (ст. 14), разрабатывает

проект общей программы работы Ду­мы на очередную сессию; составляет календарь

рассмотре­ния вопросов на очередной месяц; созывает по предложению Президента

Российской федерации или по требованию де­путатского объединения,

поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы, или по предложению Правительства Российской Фе­дерации

внеочередные заседания палаты; направляет для рассмотрения в комитеты палаты

законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права

законодательной инициативы; принимает решение о возвращении субъектам права

законодательной инициативы внесенных в Государст­венную Думу законопроектов,

если не выполнены требова­ния Регламента, предъявляемые к вносимым

законопроек­там; принимает решение о проведении парламентских слу­шаний;

утверждает распределение обязанностей между заместителями Председателя

Государственной Думы; разре­шает иные вопросы организации работы

Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.

Как уже отмечалось, депутаты Государственной Думы образуют депутатские

объединения. Депутатское объедине­ние в Государственной Думе, сформированное

на основе из­бирательного объединения, прошедшего в нее по общефеде­ральному

избирательному округу и одномандатным избира-

тельным округам, именуется фракцией и подлежит регист-рации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы.

Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов.

Фракции и депутатские группы обладают равными пра­вами. Объединения

депутатов, не зарегистрированные в со­ответствии с Регламентом

Государственной Думы, не поль­зуются правами фракции или депутатской группы.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депу­татском

объединении.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после

избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание

Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает ста­рейший по возрасту

депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или

заместителя Пред­седателя поочередно на ее заседаниях председательствуют

представители всех избирательных объединений.

На заседаниях Государственной Думы вправе присутство­вать члены Совета

Федерации.

Президент Российской Федерации или его полномочный представитель в

Государственной Думе, Председатель Пра­вительства, члены Правительства, члены

Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Россий­ской

Федерации, Председатель Счетной палаты и его заме­ститель, Уполномоченный по

правам человека, Генеральный прокурор и Председатель Центральной

избирательной комис­сии Российской Федерации вправе присутствовать на любом

Страницы: 1, 2