бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Действий нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц бесплатно рефераты

Контрольная: Действий нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

Министерство общего и начального образования РФ

Санкт-Петербургский Институт управления и экономики

Мурманский филиал Института управления и экономики

Факультет экономики и управления (социального управления)

Реферат

(контрольная работа)

по дисциплине Право

на тему Действие нормативного акта во

времени, по кругу лиц и в пространстве.

Выполнил:

Студент Жукова Анжелика Александровна

Группы С1-98

отделения социальный сервис и туризм

срок обучения 5,5 лет

зачетная книжка № 505-706

Мурманск

1999

Содержание:

1. Вступление.................................................................3

2. Действие нормативно-правовых актов во времени...........................4

3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.....................8

4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц........................10

5. Список литературы.........................................................14

Вступление.

Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в

пространстве и по кругу охва­тываемых этими актами лиц. Установление этих

рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и

ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость

применения содер­жащихся в данных актах общеобязательных норм.

Действие нормативно-правовых актов во времени.

Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г.Ф. Шершеневич был

прав, когда писал, что "закон, как норма, определяющая поведение граждан,

имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени

закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять,

чрез­вычайно важен в практическом отношении".

Действие закона, равно как и любого другого норма­тивного акта, начинается с

момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической

силы.

Что считается "моментом вступления" нормативное правового акта в силу? Как

определяется и с чем ассоции­руется этот момент? В государственно-правовой

теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы.

В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с

датой его принятия или утверж­дения. Таковыми являются, например,

нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или

иных странах в чрезвычайных или других экстре­мальных ситуациях. Таковыми были

в СССР и союзных республиках - субъектах Федерации - постановления

Правительства.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с

датой его опубликования (обна­родования).

В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в

силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное.

Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу

с момента их опуб­ликования.

В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу

регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу

законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.)

В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен

быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются - Российская

Газета и Собрание Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по

тому, как он опубликован в этих официальных источниках. 23 мая 1996 года был

подписан Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу

актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных

органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть

опубликованы в Российской Газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия.

Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской

Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ - в течение 7 дней, таким

образом и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в

силу проходит 17 дней.

В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо

определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных

актах для введения их в действие.

В специально изданных актах (постановлениях Прави­тельства, распоряжениях

Президента и т.д.) указываются сроки вступления в силу таких, скажем,

правовых доку­ментов, как Основы законодательства Российской Феде­рации о

нотариате (введены в действие постановлением Верховного Совета РФ от 11

февраля 1993 г.), Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации

(ут­верждено постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.), Таможенный

кодекс Российской Федерации (введен в действие постановлением Верховного

Совета РФ от 18 июня 1993 г.).

Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен

быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это

обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для

принятия предварительных, подгото­вительных мер, связанных с реализацией

содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше вре­мени и

усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-

правовых актов.

Немалое значение имеют не только сроки, но и спо­собы "вступления в силу", или

"введения в действие", нормативно-правовых актов. В подавляющем большинст­ве

случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать

одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.),

на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в случае необходимости

и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и

ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика,

обусловлен­ная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия

современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны

принимаемого нормативно-правового акта.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5

ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал

в силу не одновременно на всей территории страны, а постепен­но, по округам.

Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после

поступления по почте в его главный город очередного номера журнала Journal

Officiel, в котором излагалось содержание данного акта.

Однако несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко

была распространена прак­тика постепенного введения в действие закона,

преиму­щество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно

на всей территории государства. Отмеча­лось лишь одно "неудобство", а именно:

при установлении '"слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или

иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено

население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие

закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно преимуществ и

недостатков вступления в силу законов одновременно и постепенно, сводился к

тому, что "сравнительная ценность той и другой системы обусловливается

величиною государства и культурой страны'''. В настоящее время ситуация

коренным образом изменилась. Система введения в действие закона одно­временно

на всей территории получила повсеместное я чеоспоримое признание.

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом.

Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы происходит в

результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия за­кона или иного

нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого

рода акты указанием сроков действия издаются, например, при вве­дении

чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при

создании временных государственных органов, действующих в переходный пе­риод.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового

акта другим актом, изданным ком­петентным государственным органом. В

законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное

разъяснение, каким образом и в силу каких причин со­вершается отмена

законодательных актов. Так, в Декрете "Общие положения о законе" Италии,

действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что "законы отменяются

последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие

несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон

по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона''.

В-третьих, в результате замены действующего норма­тивного акта другим актом,

устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила

прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например,

в связи с принятием новой Кон­ституции Российской Федерации, вступившей в силу

"со дня официального ее опубликования по результатам все­народного

голосования", а именно, 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось "действие

Конституции (Ос­новного Закона) Российской Федерации - России, при­нятой 12

апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями " ( Раздел второй

Конституции 1993 года).

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени

необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под

обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те

случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в

силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В

практическом плане это означает, например применительно к России, что в

случае возникновения, скажем, имущественного спора или совершения

правонарушения применяется тот закон, который действовал во время

возникновения спора или совершения противоправного деяния. Презумпция

непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других

странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что "закон

предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы". Непризнание

обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства,

уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав,

укреплению законности и правопорядка.

Исключением являются только те случаи применения уголовного закона, которые

предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же

вообще ее устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в

гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в

законе.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют

общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной

территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и

территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими

органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории.

В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие

высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми

другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

При этом под государственной территорией по­нимается часть земного шара,

включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под

суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет

свою власть. Суверенитет государства распространяется на террито­рию своих

посольств, военных кораблей, всех кораблей в откры­том море и других

объектов, принадлежащих государству и на­ходящихся в открытом море или

космосе.

По территориальному критерию все нормативно-пра­вовые акты подразделяются

на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты,

охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется

за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и

обыкновенные законы. "Конституция Российской Федерации и федеральные за­коны

имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (ст. 4, ч. 2).

Однако акты, изданные в порядке текущего законода­тельства, могут действовать

и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее

огова­ривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми

могут быть, например, законы, указы Президента или постановления

Правительства, касаю­щиеся определенных районов или всего Крайнего Севера,

Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы

территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут

действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в

актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского,

коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические,

торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость,

приобретает применение норм международного права к внутригосударственным

отношениям. Например, Консти­туция Российской Федерации в связи с этим

устанавли­вает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а

также международные договоры России являются составной частью ее правовой

системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены

иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила

международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в

Конституции Испании говорит­ся, что "международные договоры, заключенные в

соот­ветствии с установленными требованиями после их официальной публикации в

Испании, являются составной частью внутреннего законодательства". Это

означает, что они применяются для регулирования отношений, возни­кающих на

территории Испании на тех же основаниях и в том же порядке, что и нормативно-

правовые акты, действующие внутри самого государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение

действия нормативно-пра­вовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о

том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты изда­ются с целью распространения их

предписаний на граж­дан данного государства. Наделяя своих граждан

консти­туционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные

конституционные обязанности, го­сударство должно не только принимать меры к

тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституцион­ных требований н

положений в отношении граждан внут­ри страны, но и оказывать им защиту и

покровительство за пределами государства. Закон Российской Федерации от 28

ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федера­ции", например, прямо

предписывает всем государствен­ным органам России, дипломатическим

представительст­вам и консульским учреждениям всячески содействовать тому,

чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном

объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством

госу­дарства их пребывания, международными договорами Российской Федерации,

международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные

интересы граждан, а "при необходимости принимать меры для восстановления

нарушенных прав граждан Рос­сийской Федерации"'.

Когда гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином другого

государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только

по­кровительством России, но и покровительством "своего'* нового государства.

Двойное гражданство, а следователь­но, двойное покровительство допускается,

согласно Кон­ституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 62, лишь в одном из двух

случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным законом

или же если это предусмотрено соответствующим международным дого­вором России.

Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие

у граж­данина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не

освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное

не предус­мотрено в федеральном законе или международном дого­воре (ч. 2 ст.

62)

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран,

приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав

и обязаннос­тей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции

Российской Федерации, иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в

России правами и несут обязанности "наравне с гражданами Российской Федерации,

кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором

Российской Федерации".

В соответствии с Конституцией Италии правовое по­ложение иностранцев и лиц

без гражданства "регулирует­ся законом в соответствии с международными

нормами и договорами" (ст. 10).

Конституция и текущее законодательство Швеции без­оговорочно "уравнивают в

правах" иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами лишь в

опреде­ленных вопросах. Именно - в вопросах защиты от при­нуждения

участвовать в собраниях "с целью формирова­ния мнений, или в

демонстрациях..."; защиты от смертной казни, телесного наказания и пыток, а

также от медицинского воздействия в целях принуждения или во­преки его

желанию; права на судебную проверку, лише­ния свободы в связи с преступлением

или подозрением и совершении преступления; защиты от обратной силы наказания

и "от обратной силы иного правового воздействия за преступления"; защиты от

привлечения к суду "в определенных случаях"; защиты "от неблагожелательного

отношения по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения или по

признаку пола"; права на про­фессиональные меры борьбы и права "на возмещение

при экспроприации или на основе аналогичных распоряже­ний".

Что же касается других вопросов, то иностранцы и лица без гражданства

уравниваются со шведскими граж­данами с определенными изъятиями и оговорками.

Пос­ледние в обязательном порядке должны "вытекать из особых предписаний

закона".

Аналогичная практика существует и в других странах. В России, например, по

Закону о правовом положении иностранных граждан последние не пользуются рядом

прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут

избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в

референдуме. Они не могут быть назначены на определенные государ­ственные

должности, например прокурора, судьи, нота­риуса, и занимать их. На них не

возлагаются определен­ные конституционные обязанности, такие, например, как

обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь

гражданина Российской Федерации (ст. 59, ч. 1, Конституции). Наконец, в

отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания

иностранцев и лиц без гражданства на терри­тории России, а также их

административной и уголовной ответственности в законодательстве установлен и

осу­ществляется ряд специальных правил.

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают дипломаты,

консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений,

пользую­щиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соот­ветствии с

международным и национальным (внутрен­ним) правом они не подлежат аресту и

задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в

значительной части гражданская юрисдикция государ­ства пребывания. Судебные,

следственные и иные (на­пример, фискальные) органы, к которым поступают

тре­бования о начале производства следственных действий в отношении лиц,

пользующихся дипломатическим имму­нитетом, должны заведомо признавать

подобного рода дела им не подведомственными. На официальные власти страны

пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению

к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и

всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

Список литературы:

1. Алексеев С.С; Государство и право, 1996

2. Алексеев С.С; Теория права, 1994

3. Конституция РФ 1993

4. В.Н. Протасов; Проблемы теории права и государства, 1998