: Финансовое право Украины
: Финансовое право Украины
1. Понятие финансов и финансовой деятельности
Украины....................................................
2. Регламентация финансовой деятельности по Конституции
Украины..................................
3. Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной
экономике.................
4. Методы финансовой деятельности гос-
ва...........................................................................
.
5. Принципы финансовой деят-ти
Украины......................................................................
......
6. Состав финансовой системы
Украины......................................................................
...........
7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-
ва........................................................
8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового
права....................
9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие
особенности......................
10. Финансово-правовые нормы, их виды и
структура...........................................................
11. Место фин. права в системе правовых наук
Украины.........................................................
12. Санкции, применяемые к предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за
нарушение норм фин. права.
13. Система органов, осуществляющих
контроль....................................................................
14. Виды и формы фин. контроля. Санкции, применяемые ГНА за нарушение норм
фин. права.
15. Финансовый контроль-специальная отрасль гос-ного
контроля........................................
16. Методы фин. контроля. Обяз-ти главных бухгалтеров по контр. за финансово-
хоз-ной деят-тью по Положению об организациях бухгалтерского учета и
отчетности в У-не.
17. Источники формирования децентрализованных фондов предпр-тий в свете З-на
о предпр-тиях.
18. Порядок распределения прибыли производственных объединений, предпр-тий и
орг-ций пром-ти по действующему зак-ву.
19. Порядок образ-ния и расходования фондов: а) развития произв-ва, науки,
техники; б) фонда матер-ного поощрения; в) соц-ного развития на предпр-тиях,
орг-циях, объединениях.
20. Хар-ка фин. планов предприятий, орг-ций, объединений. Порядок их
утверждения.......
21. Понятие бюджета
Украины......................................................................
..........................
22. Бюджетное устройство У-ны по действующему зак-
ву.......................................................
23. Порядок составления и рассмотрения, утверждение Гос-ного
бюджета.............................
24. Бюджетные права Украины и местных Советов по действующему зак-
ву...........................
25. Система доходов Гос-ного бюджета У-
ны.........................................................................
26. Роль бюджетной комиссии ВРУ в разработке З-на о Гос-ном бюджете на
1997г..............
27. Понятие бюджетного процесса. Стадии его. Бюджетный
период.....................................
28. Принципы бюджетного процесса
Украины......................................................................
.
29. Долгосрочное банковское кредитование. Порядок формирования фонда
кредитования; источники возмещения полученных ссуд и оплаты процентов.
30. Структура дох-ов и расх-ов Гос. бюджета У-ны (по з-ну «О Гос. бюджете на
1997 г.).....
31. Бюджетная классификация и ее
назначение...................................................................
.....
32. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными
бюджетами. Мероприятия по усилению финансовой базы местных Советов.
33. Бюджетное регулирование. Его задачи и методы (на примере з-на «О Гос.
бюджете на 1997г.).
34. Роспись бюджета. Не правовое
значение.....................................................................
......
35. Исполнение расходной части бюджета. Распорядители бюджетных кредитов, их
виды, права и обязанности.
36. Акцизный сбор (плательщики, объекты
обложения).........................................................
37. Понятие налогов. Налоговые правоотношения. Положение о взыскании
невнесенных в срок налогов и налоговых платежей.
38. Отв-ть плательщиков и контроль за соблюдением зак-ва о налогах. Порядок
применения и взыскания фин. санкций органами ГНА по инструкции ГНА Украины от
20.04.95 №28.
39. Подоходный налог гр-ан У-ны, иностр. гр-ан и лиц без гр-ва (группы
плательщиков, порядок обложения и уплаты).
40. Льготы по подоходному налогу с
населения....................................................................
41. Сметно-бюджетное финансирование. Понятие,
принципы................................................
42. Виды иностр. инвестиций по З-ну У-ны от
19.03.96........................................................
43. Компенсация и возмещение убытков иностр.
инвесторам..................................................
44. Понятие и формы гос-ного
кредита......................................................................
.............
45. Понятие, назначение и принципы банковского
кредитования...........................................
1. Понятие финансов и финансовой деятельности Украины.
Фин. деят-ть в У-не строится на экономической основе гос-ва.
Финансы - это совок-ть эконом. отношений по формированию децентрализованных
фондов денежных ср-в в распоряжении каждого из них для осущ-ния деят-ти с
целью получения прибыли (дохода).
Фин. деят-ть необходима в любом гос-ве. Ее появление связано с появлением
гос-ва. Фин. деят-ть обуславливает процесс развития экономики в гос-ве. Все
фин. ресурсы в гос-ве представлены централизованными и децентрализованными
фондами ден. ср-в. Централиз. фонды принадлежат гос-ву, они представлены-гос.
бюджет, бюджеты местных советов, целевыми фондами-пенсионными фондами,
фондами соц. страхования, профсоюзов. Все централизован. фонды-ден. ср-ва
отраслей нар. хоз-ва фирм, объединений, предприятий всех форм соб-ти.
Централиз. фонды образуются за счет ресурсов всех отраслей.
Фин. деят-ть-это система ден. отношений, возникающее в связи формирования,
распредел., использования централиз. и децентрализов. доходов денежных ср-в.
Гос. финансы-это система ден. отношений, к-рые возникли одновременно с гос-
вом и неразрывно связаны с его существованием и функционированием.
2. Регламентация финансовой деятельности по Конституции Украины.
Фин. деят-ть широко регламентирована в К-ции У-ны, в частности п.4 и 85
относит к полномочиям ВРУ утверждение гос. бюджета У-ны и внесение изменений
в него, контроль за его исполнением. Исходя из необходимости обеспечения
экономической безопасности гос-ва п. 2 ст. 92 закрепляет, что исключительно
законами устанавливается: гос.бюджет и бюджетная система, система
налогообложения, налоги, эконом., ден. рынки, статус лиц и иностр. выплаты и
т.д. Ст.95 Конституции закрепляет, что бюджетн. Система Украины строится на
основах справедливого и непредвзятого распределения обществ-го богатства
между гр-нами и территориальными громадами. Ст. 96 Кон-ии закрепляет за ВРУ
утверждение бюджета на определенный срок. Участие КМУ и счетной палаты, НБУ в
осуществлении фин. деятельности закреплено в ст. 92, 100. Ст. 99 определяет
национальную ден. единицу. Ст. 116 закрепляет за КМУ проведение финансовой,
ценовой, инвестиционной политики. Ст.138 относит к ведению Автономной
Республики Крым (АРК) разработку, утверждение и исполнение бюджета АРК. Ст.
143 закрепляет участие органов местного самоуправления (ОМСУ),
территориальных громад в проведении финансовой деятельности.
3. Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной
экономике.
В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам фин. деят-ти
придается большое значение, т.к. они вносят определ. вклад в развитие
экономики гос-ва.
Основной задачей финансовой деятельности государства является:
максимальное обеспечение всего финансирования и исполнения задач, стоящих
перед государством на разных этапах развития.
Отношения, возникающие в процессе финанс. деятельности, являются не только
экономическими. Правовое регулирование финанс. деятельности является одной из
форм гос. управление экономикой.
На данном этапе, когда Украина стоит на пути перехода к рын. экономике,
государство осуществляет фин. деятельность, руководствуясь основными
принципами государственного управления: плановость, равноправие наций и
национальных меньшинств, участие трудящихся в управлении, законность и
финансовая дисциплина. Отношения обеспечения финансовых принципов является
также одной из главных задач гос-ва фин. деятельности.
Фин. деятельность является основной отраслью управления, специальной задачей
которой является мобилизация средств для всех отраслей управления. С помощью
фин. деятельности обеспечивается финансирование государства.
4. Методы финансовой деятельности гос-ва.
Для мобилизации ден. средств гос-во применяет:
· Метод установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого
метода изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи,
взносы в целевые фонды.
· Метод добровольного привлечения средств. Состоит в том, что
государство привлекает в свое распоряжение временно свободные средства
населения и предприятий путем выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей,
вклады населения.
· Сочетание обязательного и добровольного страхования (институт
страхования).
При расходовании средств:
· Метод бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный
целевой отпуск средств на определенные нужды.
· Банковское кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой,
срочный отпуск средств под залог.
5. Принципы финансовой деят-ти Украины.
· Плановость. Каждая сфера фин. деятельности обязательно
планируется фин. планы бюджета, предприятия (баланс доходов и расходов),
министерства (сводный баланс расходов и доходов), в учреждениях и организациях
- смета доходов и расходов, в банках - кредитный план и кассовый план.
· Учета и контроля. Для учета - установка одинаковой методики
бух.учета (постановление КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в
Украине», т.е. для юр. и физ. лиц установлены единые правила учета.
· Контроль - он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА,
казначейства, органы местн. самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.)
· Равноправие национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается
требования, специфика малых народов.
· Участие нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы
избрали (депутатский корпус).
· Законности, т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования,
рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-ть.).
6. Состав финансовой системы Украины.
Совок-ть фин. институтов, объединяющих опред. фин. отношения по образованию и
использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов
денежных ср-в представляет собой фин. систему У-ны.
Вся фин. система состоит из централизованных и децентр. фондов.
Централиз.-гос-во собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-ций.
Через этот фонд гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты нас-
ния, развитие нар. хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей
экономики производственной и непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны,
местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц. защиты Пенсионный фонд,
Чернобыльский фонд, Фонд занятости.
Децентрализов. фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей нар.
хоз-ва. Они формируются от доходов предприятий.
Институт кредитования: банковские кредиты.
Институт гос. кредита.
Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для
потерь от различных страховых случаев.
Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов,
носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в
строго установленных формах, применение к-рых обязательно для каждого
клиента.
Ин-т денежного обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче наличных
денег на опред. нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется спец.
актами о кассовых операциях.
Ин-т валютных расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с
обеспечением внешне-экон. связей.
7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва.
Экономические нормативы это обоснованные расходы денежных средств на единицу,
с применением тех. норм выраженных в натуральном и денежном выражении, эти
нормы определяются в зависимости от конкретной сферы и для конкретных целей.
Контингент сеть и штат.
Контингент, на примере нашего ВУЗа, это количество или численность студентов.
Сеть – кол-во структурных подразделений в составе бюджетного учреждения.
Штаты расчитываются исходя из контингента и из структуры подразделения.
Эти нормативы всегда минимальны и определены с режимом экономии.
8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового
права.
Фин. право-это совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации,
распределения и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью
обеспечения задач и ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу
отношений, связанную с опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует
бюджетный процесс, кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог.
систему.
Предмет фин. права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин. деят-
ти, формирования, распределения и использования гос. централизованных фондов
и децентрализован. Фондов всех форм соб-ти.
Отрасль фин. права регулирует определ. Круг общ-ных отношений, отличающихся
от др. общ-ных отношений своими особ-тями. В отрасль фин. права входит
теоретическая часть, к-рая изучает понятия в фин. праве, содержание действий
фин.-правовых норм и фин. правоотношений, способы защиты интересов гос-ва,
юр. и физ. лиц, остальные положения науки фин. права, полномочия органов,
осуществляющих фин. деят-ть и фин. контроль. Теоретическая часть делится на
общую и особенную.
Фин.-правовая наука исходит из основных предпосылок фин. деят-ти, изучения
прошлого опыта, теоретических исследований и действия эконом. з-нов в
настоящем времени. В фин. науке разработаны эконом. з-ны, направленные на
развитие общ-ва.
Отличие науки фин. права и фин. правом:
· фин. право действует на основе действ. зак-ва;
· наука фин. права-это теоретические обоснования;
· наука фин. права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты
фин. права и базируется на нормах фин права.
Источники фин. права:
· нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления). Все эти
акты не ограничены в пространстве и во времени.
· все фин. правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве
(бюджет, кредитные планы банков и т.д.)
9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности.
Все отношения, к-рые возникают в гос-ве при перераспределении доходов и
образовании централизованных и децентрализ. фондов регулируются
соответствующими группами норм фин. права, явл. фин. правоотношениями. С ними
связано возникновение, изменение и прекращение фин. правоотношений. К фин.-
правов. отношениям относятся:
· отношения между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог.
системы, конкретных налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ
бюджетной резолюции, составления, рассмотрения, утверждения контроля об
исполнении и утверждении отчета об исполнении гос. бюджета У-ны.
· отн-ния между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления
по поводу ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу
местного бюджета (сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных
отчислений из гос. бюджета, дотаций ).
· отношения между Минфином, Казначейством и Мин-вами и ведомствами по
поводу составления проекта гос. бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|