бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

: Джон Локк. Государство и право бесплатно рефераты

: Джон Локк. Государство и право

Учение Локка о государстве и праве.

Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде “Два

трактата о государственном правлении”.

Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора,

народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности

властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи,

видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое

учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж. Локку,

до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В

предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”. Господствует

равенство ,”при котором всякая власть и всякое право являются взаимными,

никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют

органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять

надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это

порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную

жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы,

защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое

общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия : “

Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в

одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших

судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать

преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений)

государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е.

право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и

сохранения собственности, а также право применять силу общества для

исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди

предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают

государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех

принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет

и речи . право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек

не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые

ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать

которые ему заказано.

Целью деятельности государства , по Локку, должны быть охрана собственности

и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать

осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей,

оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с

злоупотреблениями властью.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном

людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в

качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый

конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь

нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от

установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот

акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его

собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания

предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того

закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он натаивал на следующем положении: кто бы

конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “

управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом

и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда

способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все

знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может

быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из

того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы

личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической

воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы.”

Как все иные политические установления, как само государство, позитивные

законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все

совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения

входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном

направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его большая

сила, которую составляет согласие большинства”.

Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели”

политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-

властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между

разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть)

полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту.

Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает

монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с иностранными

государствами. Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты

государственной власти, предотвратить возможность деспотического

использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия

“отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-властной деятельности

располагаются им в иерархическом порядке. Первой место отводится власти

законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны

подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками

законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть

исполнительная) довольно активное влияние.

Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической

мысли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал

какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих

возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-

монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той

ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась

английская государственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка

важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного

договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую

“структуру правления” , охраняла естественные права и свободы индивида,

заботилась об общем благе всех.

Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые

были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию -

политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо права”.

Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие,

обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только

дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной

собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов

таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк

парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не

мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно

разбойникам и угнетателям.

В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую

власть, у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к небесам”,

применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”. По закону,

“изначальному и превосходящему все людские законы” , народ “обладает правом

судить о том, судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к

небесам”. Суверенитет народа , по Локку, в конечном счете (и это явно

обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета

созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел

наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное

восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к

общему благу будет совершенно правомерным.

Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии

раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно

вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой

научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены

и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.

Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие

практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18

столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового

времени на Западе: французской и американской.