бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Доклад: Становление системы местного самоуправления в РФ бесплатно рефераты

Доклад: Становление системы местного самоуправления в РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1 . Общее распределение функций между органами власти местного,

регионального и федерального

уровней____________________________________________________________

Иерархическая структура общенациональной и местной администрации_______________

Республики и области: спор по поводу

статуса______________________________________

Степень автономии республик, входящих в состав Российской Федерации_____________

Принцип распределения функций между уровнем государственной власти и местным

самоуправлением______________________________________________________________

_________________

Глава 2 . Основные текущие правовые реформы и их контекст_______________________

Основные этапы становления системы местного самоуправления в Российской

Федерации

Местное самоуправление в Ленинградской области_________________________________

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге______________________________________

Анализ правовых актов Ленинградской области__________________________________

Глава 3 . Понятие местного самоуправления______________________________________

Европейская Хартия местного самоуправления____________________________________

Юридические отношения между органами местного и центрального управления и

надзор за органами местного

управления___________________________________________________________

Федеральный контроль________________________________________________________

Глава 4 . Типы, принципы и структура местного самоуправления___________________

Конституционные принципы местного самоуправления____________________________

Уровни местного управления____________________________________________________

Внутренняя структура законодательного органа___________________________________

Административный орган______________________________________________________

Основные функции местного самоуправления____________________________________

Избирательная система_________________________________________________________

Основные источники доходов в бюджете органа местного самоуправления____________

Распределение расходов органов местного самоуправления__________________________

Обязательные и добровольные формы сотрудничества между органами местного

управления

Сотрудничество между государственным и частным секторами______________________

Глава 5 Модели местного самоуправления_________________________________________

Прогнозируемые социально-политические последствия внедрения моделей местного

самоуправления_______________________________________________________________

_______________

Глава 6 Основные трудности и проблемы становления системы местного

самоуправления в Российской

Федерации____________________________________________________________________

Основные понятия____________________________________________________________

Ãëàâà 1 . Общее распределение функций между

органами власти местного, регионального и федерального уровней

Иерархическая структура общенациональной и местной администрации

Российская Федерация является федеративным государством. Она состоит из 89

субъектов федерации. Они включают:

- 21 республику (каждая республика является национально-административной

единицей; названия республик соответствуют этнониму коренного населения,

которое в большинстве республик составляет меньшинство);

- 6 краев (территориальных единиц, которые включают в себя более мелкие

национально-административные образования);

- 49 областей (территориальных образований, сформированных вокруг

крупных городов и получивших от них свое название);

- два города с федеральным статусом: Москву и Санкт-Петербург;

- Еврейскую автономную область;

- 10 автономных округов;

Каждая из 21 республики имеет свою конституцию и своего президента. Края,

области, города с федеральным статусом, автономная область и автономные

округа имеют уставы и глав администраций (губернаторов, мэров).

Каждый субъект Российской Федерации имеет свои законодательные и

исполнительные органы власти.

Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации

организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что

конституционным или законодательным путем проводится разграничение

предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами

и аналогичными органами субъектов федерации.

Разделение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определено

в Статьях 71-73 Конституции Российской Федерации. Конституция Российской

Федерации определяет два уровня юрисдикции:

- ведение Российской Федерации;

- совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов.

Следует отметить, что, несмотря на то, что де-юре в Конституции предусмотрено

разделение полномочий, де-факто в этой области остается немало

неопределенностей и нерешенных проблем. Трения, существующие между федеральным

правительством и субъектами Российской Федерации необходимо принимать во

внимание: поскольку, в соответствии со статьей 72 Конституции,

"установление общих принципов организации системы органов государственной власти

и местного самоуправления" находится в совместном ведении.

Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и,

соответственно, перспективы дальнейшего формирования муниципального права как

новой отрасли российского законодательства во многом определяются тем,

насколько последовательно будут учитываться принципы федерализма в

правотворческой и правоприменительной деятельности как федеральных органов

государственной власти, так и органов государственной власти субъектов

Федерации, равно как и самих муниципальных образований, их органов

самоуправления.

Республики и области: спор по поводу статуса

С момента провозглашения суверенитета в 1990 году, степень автономии субъектов

Российской Федерации остается спорным вопросом. Существуют два основных

аспекта этих разногласий. Хотя статья 5 Конституции указывает, что все

субъекты Российской Федерации равны, республики стремятся обеспечить для себя

более высокий статус и большие полномочия. Области считают притязания

республик необоснованными и постоянно высказывают в их адрес резкую критику.

Эти разногласия существенно затруднили создание новой Конституции в 1993 году и

неоднократно заводили в тупик конституционный процесс.

Одним из эпизодов этой борьбы стала попытка Свердловской области в 1993 году

провозгласить себя "Уральской республикой" с собственной конституцией и

президентом, и таким образом повысить свой статус. Президент Ельцин своим

указом в ноябре 1993 года объявил самопровозглашенную республику незаконной и

распустил орган законодательной власти в области. Однако было бы неверным

думать, что это окончательно решило проблему. Вновь избранные законодатели

Свердловской области приступили к обсуждению нового устава, который, как

указывает пресса, мало чем отличается от аннулированной конституции

упраздненной Уральской республики. Более того, бывший губернатор Свердловской

области, который стремился стать президентом Уральской республики и был за

это смещен с должности баллотировался на должность губернатора на следующих

выборах и победил.

Степень автономии республик, входящих в состав Российской Федерации

Вторым аспектом разногласий является степень автономии,

предоставленная республикам, входящих в состав Российской Федерации. В 1990

году Президент Ельцин сделал историческое заявление, которое с тех пор

постоянно повторяют руководители республик: "Возьмите столько суверенитета,

сколько можете проглотить".

В 1994 году из 21 республики, указанной в Конституции, одна, Чеченская

республика, во многих отношениях могла считаться независимым государством.

Она не платила никаких федеральных налогов, и Дудаев официально объявил, что

республика Ичкерия не будет делегировать никаких полномочий федеральным

властям в Москве. Противостояние переросло в войну.

Конституции еще нескольких республик, таких как Татарстан, Тува и

Башкортостан, содержат противоречие с Конституцией Российской Федерации.

Например, Татарстан закрепил за собой особый статус и даже заключил договор с

Российской Федерацией. Другие республики, такие как Башкортостан и Якутия,

проявили заинтересованность в заключение подобных двусторонних договоров с

федеральным правительством, которые также обеспечили бы им особый статус. В

настоящее время только Республика Карелия и Калмыкия имеют конституции

полностью соответствующие Основному Закону Российской Федерации.

Оба вышеупомянутых вопроса постоянно используются федеральным правительством

как инструмент торговли в попытках заручиться поддержкой областных

руководителей в политической борьбе.

Хаос в законодательстве существенно усугубился в результате событий сентября-

октября 1993 года, когда Президент Ельцин распустил Верховный Совет,

федеральный законодательный орган страны, остановив, таким образом, процесс

принятия федеральных законов в России. Последующими указами была

приостановлена деятельность представительных органов всех уровней с передачей

их полномочий соответствующим администрациям. Эта же серия указов

предусматривала реформирование представительных органов власти и проведение

новых выборов.

В результате отсутствия целого ряда важнейших законов в российском

законодательстве управление страной осуществлялось с помощью указов,

Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов федерации и

несогласованность законов, принятых законодателями разных уровней, до сих пор

приводит к правовой путанице и неразберихе.

В мае и июне 1994 года Государственная Дума (нижняя палата Российского

Парламента) сделала попытку привести конституции и уставы субъектов федерации

в соответствие с Российской Конституцией. Также были проведены слушания по

поводу расхождений как в федеральном, так и в областном законодательстве, и

по поводу недостаточной согласованности между законодателями различных

регионов и уровней.

Это положение еще более усугубляется из-за того, что Конституционному Суду в

1994 году было запрещено осуществлять свои функции (его деятельность была

остановлена указом Президента после событий сентября-октября 1993 года).

Хаос в законодательстве серьезно влияет на самоуправление в Российской

Федерации. Отмечены случаи произвола со стороны властей субъектов федерации,

когда они вмешиваются в становление системы местного самоуправления на своих

территориях или даже препятствуют ее развитию.

Формы местного самоуправления, предусмотренные в региональных

законодательствах о местном самоуправлении существенно отличаются друг от

друга. Так, например, в Республике Мордовия сохранена строго централизованная

организация советского типа, в то время как в Ярославской области сделана

попытка восстановления дореволюционной системы волостного самоуправления.

Принцип распределения функций между уровнем государственной власти и местным

самоуправлением

Российская система государственной власти имеет три типа структуры. Первая

- это федеральная структура. Она состоит из федеральных министерств,

государственных комитетов и других общенациональных органов власти, которые

осуществляют свои полномочия через иерархическую сеть территориальных органов,

подчиненных им. Территориальные административные органы могут быть организованы

в субъектах федерации или административных образованиях низшего звена. К

федеральному ведению относятся такие вопросы как финансы и бюджет, распоряжение

федеральной собственностью, государственная безопасность, оборона,

правоприменение и так далее. Конституция РФ содержит положение о "единой

системе исполнительной власти в Российской Федерации" (Конституция, Статья 77).

Вторым типом правительственной структуры является система правительств

субъектов федерации. Республики имеют собственные республиканские министерства

и своих премьер-министров, в то время как другие субъекты федерации имеют

администрации с подразделениями, соответствующими сфере полномочий, а также

глав администраций.

Правительства субъектов федерации функционируют в рамках совместного ведения

РФ и ее субъектов.

По соглашению между федеральными органами исполнительной власти и органами

власти субъектов федерации, часть исполнительных полномочий федеральной

власти может передаваться субъектам федерации и наоборот.

Третьим типом правительственной структуры является система местного

самоуправления. Ее организация определяется администрацией субъекта федерации и

основана на принципах, определяемых федеральным законом. Единицы местного

самоуправления функционируют в районах, городах, сельсоветах (группах сел) и в

селах. Статус самоуправления района до конца не ясен. В Ленинградской области,

например, районы до не давнего времени имели только глав администраций

(назначаемых, а не выборных) и не имели представительных органов. В Амурской

области районы имеют только административные органы и могут избирать

представительный орган самоуправления, если пожелают.

Таким образом, к органам местного самоуправления в РФ нужно

отнести те органы управления, которые находятся в иерархической структуре

управления ниже уровня субъектов федерации. Государственная власть в РФ

поделена между федерацией и субъектами федерации: республики, края, области,

города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Соответственно, государственная власть делится на федеральную и

региональную. А местное самоуправление относится к

муниципальной.

Местное самоуправление - в идеале самоорганизация самих жителей. Но сегодня

в России речь идет лишь о децентрализации власти, о самостоятельности

местных органов и о более тесных связях власти и населения.

Но сегодня в России речь идет лишь о децентрализации власти, о

самостоятельности местных органов и о более тесных связях власти и

населения. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве

основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве.

Этот принцип, действуя наряду с принципом разделения властей, определяет

систему управления демократического правового государства.

Государственная власть

1. создает правовые рамки для деятельности всех субъектов отношений, в том

числе местных сообществ, органов местного самоуправления принимая законы и

иные правовые акты.

а) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации

местного самоуправления;

б) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному

законодательству;

2. определяет и гарантирует общегосударственные стандарты, тот минимум

благ, который вправе получать и требовать граждане данного государства.

3. обеспечивает государственный контроль за соблюдением общегосударственных

социальных стандартов, за реализацией закрепленных в законодательстве прав

физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Ãëàâà 2 . Основные текущие правовые реформы и их контекст

Становление системы органов местного самоуправления в Российской Федерации в

целом сопровождалось переходом от исполкомовско-коллегиальной

формы исполнительной деятельности к принципу единоначалия в

руководстве местным исполнительным аппаратом. Реально же они отвечали перед

вышестоящим исполнительным органом власти и соответствующими партийными

органами. Перед населением же, исполком, по сути, ответственности не

нес.

В Ленинграде ("в великом городе с областною судьбой"), как во всем СССР,

общее руководство городом осуществлялось областным и городским комитетами

КПСС, при этом областной комитет играл решающую роль и в жизни города. Можно

было наблюдать некоторое противостояние Горкома Обкому, которое, впрочем, не

приводило к серьезным последствиям из-за жестко-иерархичной структуры

партаппарата. Один раз в три месяца собирались депутаты городского и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7