Доклад: Становление системы местного самоуправления в РФ
Доклад: Становление системы местного самоуправления в РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1 . Общее распределение функций между органами власти местного,
регионального и федерального
уровней____________________________________________________________
Иерархическая структура общенациональной и местной администрации_______________
Республики и области: спор по поводу
статуса______________________________________
Степень автономии республик, входящих в состав Российской Федерации_____________
Принцип распределения функций между уровнем государственной власти и местным
самоуправлением______________________________________________________________
_________________
Глава 2 . Основные текущие правовые реформы и их контекст_______________________
Основные этапы становления системы местного самоуправления в Российской
Федерации
Местное самоуправление в Ленинградской области_________________________________
Местное самоуправление в Санкт-Петербурге______________________________________
Анализ правовых актов Ленинградской области__________________________________
Глава 3 . Понятие местного самоуправления______________________________________
Европейская Хартия местного самоуправления____________________________________
Юридические отношения между органами местного и центрального управления и
надзор за органами местного
управления___________________________________________________________
Федеральный контроль________________________________________________________
Глава 4 . Типы, принципы и структура местного самоуправления___________________
Конституционные принципы местного самоуправления____________________________
Уровни местного управления____________________________________________________
Внутренняя структура законодательного органа___________________________________
Административный орган______________________________________________________
Основные функции местного самоуправления____________________________________
Избирательная система_________________________________________________________
Основные источники доходов в бюджете органа местного самоуправления____________
Распределение расходов органов местного самоуправления__________________________
Обязательные и добровольные формы сотрудничества между органами местного
управления
Сотрудничество между государственным и частным секторами______________________
Глава 5 Модели местного самоуправления_________________________________________
Прогнозируемые социально-политические последствия внедрения моделей местного
самоуправления_______________________________________________________________
_______________
Глава 6 Основные трудности и проблемы становления системы местного
самоуправления в Российской
Федерации____________________________________________________________________
Основные понятия____________________________________________________________
Ãëàâà 1 . Общее распределение функций между
органами власти местного, регионального и федерального уровней
Иерархическая структура общенациональной и местной администрации
Российская Федерация является федеративным государством. Она состоит из 89
субъектов федерации. Они включают:
- 21 республику (каждая республика является национально-административной
единицей; названия республик соответствуют этнониму коренного населения,
которое в большинстве республик составляет меньшинство);
- 6 краев (территориальных единиц, которые включают в себя более мелкие
национально-административные образования);
- 49 областей (территориальных образований, сформированных вокруг
крупных городов и получивших от них свое название);
- два города с федеральным статусом: Москву и Санкт-Петербург;
- Еврейскую автономную область;
- 10 автономных округов;
Каждая из 21 республики имеет свою конституцию и своего президента. Края,
области, города с федеральным статусом, автономная область и автономные
округа имеют уставы и глав администраций (губернаторов, мэров).
Каждый субъект Российской Федерации имеет свои законодательные и
исполнительные органы власти.
Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации
организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что
конституционным или законодательным путем проводится разграничение
предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами
и аналогичными органами субъектов федерации.
Разделение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определено
в Статьях 71-73 Конституции Российской Федерации. Конституция Российской
Федерации определяет два уровня юрисдикции:
- ведение Российской Федерации;
- совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов.
Следует отметить, что, несмотря на то, что де-юре в Конституции предусмотрено
разделение полномочий, де-факто в этой области остается немало
неопределенностей и нерешенных проблем. Трения, существующие между федеральным
правительством и субъектами Российской Федерации необходимо принимать во
внимание: поскольку, в соответствии со статьей 72 Конституции,
"установление общих принципов организации системы органов государственной власти
и местного самоуправления" находится в совместном ведении.
Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и,
соответственно, перспективы дальнейшего формирования муниципального права как
новой отрасли российского законодательства во многом определяются тем,
насколько последовательно будут учитываться принципы федерализма в
правотворческой и правоприменительной деятельности как федеральных органов
государственной власти, так и органов государственной власти субъектов
Федерации, равно как и самих муниципальных образований, их органов
самоуправления.
Республики и области: спор по поводу статуса
С момента провозглашения суверенитета в 1990 году, степень автономии субъектов
Российской Федерации остается спорным вопросом. Существуют два основных
аспекта этих разногласий. Хотя статья 5 Конституции указывает, что все
субъекты Российской Федерации равны, республики стремятся обеспечить для себя
более высокий статус и большие полномочия. Области считают притязания
республик необоснованными и постоянно высказывают в их адрес резкую критику.
Эти разногласия существенно затруднили создание новой Конституции в 1993 году и
неоднократно заводили в тупик конституционный процесс.
Одним из эпизодов этой борьбы стала попытка Свердловской области в 1993 году
провозгласить себя "Уральской республикой" с собственной конституцией и
президентом, и таким образом повысить свой статус. Президент Ельцин своим
указом в ноябре 1993 года объявил самопровозглашенную республику незаконной и
распустил орган законодательной власти в области. Однако было бы неверным
думать, что это окончательно решило проблему. Вновь избранные законодатели
Свердловской области приступили к обсуждению нового устава, который, как
указывает пресса, мало чем отличается от аннулированной конституции
упраздненной Уральской республики. Более того, бывший губернатор Свердловской
области, который стремился стать президентом Уральской республики и был за
это смещен с должности баллотировался на должность губернатора на следующих
выборах и победил.
Степень автономии республик, входящих в состав Российской Федерации
Вторым аспектом разногласий является степень автономии,
предоставленная республикам, входящих в состав Российской Федерации. В 1990
году Президент Ельцин сделал историческое заявление, которое с тех пор
постоянно повторяют руководители республик: "Возьмите столько суверенитета,
сколько можете проглотить".
В 1994 году из 21 республики, указанной в Конституции, одна, Чеченская
республика, во многих отношениях могла считаться независимым государством.
Она не платила никаких федеральных налогов, и Дудаев официально объявил, что
республика Ичкерия не будет делегировать никаких полномочий федеральным
властям в Москве. Противостояние переросло в войну.
Конституции еще нескольких республик, таких как Татарстан, Тува и
Башкортостан, содержат противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Например, Татарстан закрепил за собой особый статус и даже заключил договор с
Российской Федерацией. Другие республики, такие как Башкортостан и Якутия,
проявили заинтересованность в заключение подобных двусторонних договоров с
федеральным правительством, которые также обеспечили бы им особый статус. В
настоящее время только Республика Карелия и Калмыкия имеют конституции
полностью соответствующие Основному Закону Российской Федерации.
Оба вышеупомянутых вопроса постоянно используются федеральным правительством
как инструмент торговли в попытках заручиться поддержкой областных
руководителей в политической борьбе.
Хаос в законодательстве существенно усугубился в результате событий сентября-
октября 1993 года, когда Президент Ельцин распустил Верховный Совет,
федеральный законодательный орган страны, остановив, таким образом, процесс
принятия федеральных законов в России. Последующими указами была
приостановлена деятельность представительных органов всех уровней с передачей
их полномочий соответствующим администрациям. Эта же серия указов
предусматривала реформирование представительных органов власти и проведение
новых выборов.
В результате отсутствия целого ряда важнейших законов в российском
законодательстве управление страной осуществлялось с помощью указов,
Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов федерации и
несогласованность законов, принятых законодателями разных уровней, до сих пор
приводит к правовой путанице и неразберихе.
В мае и июне 1994 года Государственная Дума (нижняя палата Российского
Парламента) сделала попытку привести конституции и уставы субъектов федерации
в соответствие с Российской Конституцией. Также были проведены слушания по
поводу расхождений как в федеральном, так и в областном законодательстве, и
по поводу недостаточной согласованности между законодателями различных
регионов и уровней.
Это положение еще более усугубляется из-за того, что Конституционному Суду в
1994 году было запрещено осуществлять свои функции (его деятельность была
остановлена указом Президента после событий сентября-октября 1993 года).
Хаос в законодательстве серьезно влияет на самоуправление в Российской
Федерации. Отмечены случаи произвола со стороны властей субъектов федерации,
когда они вмешиваются в становление системы местного самоуправления на своих
территориях или даже препятствуют ее развитию.
Формы местного самоуправления, предусмотренные в региональных
законодательствах о местном самоуправлении существенно отличаются друг от
друга. Так, например, в Республике Мордовия сохранена строго централизованная
организация советского типа, в то время как в Ярославской области сделана
попытка восстановления дореволюционной системы волостного самоуправления.
Принцип распределения функций между уровнем государственной власти и местным
самоуправлением
Российская система государственной власти имеет три типа структуры. Первая
- это федеральная структура. Она состоит из федеральных министерств,
государственных комитетов и других общенациональных органов власти, которые
осуществляют свои полномочия через иерархическую сеть территориальных органов,
подчиненных им. Территориальные административные органы могут быть организованы
в субъектах федерации или административных образованиях низшего звена. К
федеральному ведению относятся такие вопросы как финансы и бюджет, распоряжение
федеральной собственностью, государственная безопасность, оборона,
правоприменение и так далее. Конституция РФ содержит положение о "единой
системе исполнительной власти в Российской Федерации" (Конституция, Статья 77).
Вторым типом правительственной структуры является система правительств
субъектов федерации. Республики имеют собственные республиканские министерства
и своих премьер-министров, в то время как другие субъекты федерации имеют
администрации с подразделениями, соответствующими сфере полномочий, а также
глав администраций.
Правительства субъектов федерации функционируют в рамках совместного ведения
РФ и ее субъектов.
По соглашению между федеральными органами исполнительной власти и органами
власти субъектов федерации, часть исполнительных полномочий федеральной
власти может передаваться субъектам федерации и наоборот.
Третьим типом правительственной структуры является система местного
самоуправления. Ее организация определяется администрацией субъекта федерации и
основана на принципах, определяемых федеральным законом. Единицы местного
самоуправления функционируют в районах, городах, сельсоветах (группах сел) и в
селах. Статус самоуправления района до конца не ясен. В Ленинградской области,
например, районы до не давнего времени имели только глав администраций
(назначаемых, а не выборных) и не имели представительных органов. В Амурской
области районы имеют только административные органы и могут избирать
представительный орган самоуправления, если пожелают.
Таким образом, к органам местного самоуправления в РФ нужно
отнести те органы управления, которые находятся в иерархической структуре
управления ниже уровня субъектов федерации. Государственная власть в РФ
поделена между федерацией и субъектами федерации: республики, края, области,
города федерального значения, автономной области и автономного округа.
Соответственно, государственная власть делится на федеральную и
региональную. А местное самоуправление относится к
муниципальной.
Местное самоуправление - в идеале самоорганизация самих жителей. Но сегодня
в России речь идет лишь о децентрализации власти, о самостоятельности
местных органов и о более тесных связях власти и населения.
Но сегодня в России речь идет лишь о децентрализации власти, о
самостоятельности местных органов и о более тесных связях власти и
населения. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве
основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве.
Этот принцип, действуя наряду с принципом разделения властей, определяет
систему управления демократического правового государства.
Государственная власть
1. создает правовые рамки для деятельности всех субъектов отношений, в том
числе местных сообществ, органов местного самоуправления принимая законы и
иные правовые акты.
а) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации
местного самоуправления;
б) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о
местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству;
2. определяет и гарантирует общегосударственные стандарты, тот минимум
благ, который вправе получать и требовать граждане данного государства.
3. обеспечивает государственный контроль за соблюдением общегосударственных
социальных стандартов, за реализацией закрепленных в законодательстве прав
физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Ãëàâà 2 . Основные текущие правовые реформы и их контекст
Становление системы органов местного самоуправления в Российской Федерации в
целом сопровождалось переходом от исполкомовско-коллегиальной
формы исполнительной деятельности к принципу единоначалия в
руководстве местным исполнительным аппаратом. Реально же они отвечали перед
вышестоящим исполнительным органом власти и соответствующими партийными
органами. Перед населением же, исполком, по сути, ответственности не
нес.
В Ленинграде ("в великом городе с областною судьбой"), как во всем СССР,
общее руководство городом осуществлялось областным и городским комитетами
КПСС, при этом областной комитет играл решающую роль и в жизни города. Можно
было наблюдать некоторое противостояние Горкома Обкому, которое, впрочем, не
приводило к серьезным последствиям из-за жестко-иерархичной структуры
партаппарата. Один раз в три месяца собирались депутаты городского и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|