бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Доклад: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин бесплатно рефераты

Доклад: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин

МЭСИ

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.

Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.

Выполнила: Смирнова Ирина

Группа:

Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним

городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую

форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и

преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого

родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия.

Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский

период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько

независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики

было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I

тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг

Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. –

совместное поселение).

Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал

социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо

интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.

В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются

образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими

реформами Солона.

Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид. К

разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую

основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в

Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество

оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их

немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду

простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос. Демос

не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся

собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало

немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения»

и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не

пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были

ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан

Патрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме

).

Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса,

приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность

повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским государством.

Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение социального статуса

, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за незначительные

нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и смертная казнь

(самоубийство). Также среди населения были и вольноотпущенники, их патроном был

их бывший владелец.

Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей

численностью свободных граждан.

В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была

инициатива частных лиц.

Процедура:

þ Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование.

Если 6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:

þ Голосование.

Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части: ЗА

и ПРОТИВ).

Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий

спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них –

20тыс. граждан).

Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в

отличие от социальных структур восточных обществ.

Список используемой литературы:

1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»

Изд.”Норма” Москва, 2000.

2. К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права» Изд.”Былина”

Москва, 2000.

Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э.

Период Македонской гегемонии – закат государственности.

Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего

времени и удобны. Период существования более 1000 лет.

Хронология:

Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.

Архаический – 8-6вв. до н.э.

Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).

1 период:

Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной

собственности (постепенно).

Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и

хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны. Компактность и

малочисленность населения – созданы необходимые условия для демократии. Ещё

одно условие – враждебность окружающей среды. Были противники – Персидская

монархия (интерес к городам Малой Азии).

Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые славятся

прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их

народонаселения» – Аристотель.

Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии до

бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:

Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора

), Базилевс – верховный судья – военная демократия.

На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для

преодоления которого были проведены реформы.