бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Доклад: Понятие судебной системы РФ бесплатно рефераты

Доклад: Понятие судебной системы РФ

мэСИ

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции

Доклад по теме:

Понятие судебной системы РФ

Работа: Смирновой И.

Группа:

Одной из ветвей государственной власти является судебная власть. Субъектом,

осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который обладает присущими

только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и на

процессы, происходящие в обществе. Следовательно, судебную власть можно было бы

определить как возможность и способность занимающего особое положение в

государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и

социальные процессы. Среди полномочий судебной власти доминирующую роль

играет правосудие, также она включает ряд других полномочий:

! конституционный контроль;

! контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов

государственной власти и органов местного самоуправления, общественных

объединений, должностных лиц;

! обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

! дача разъяснений по вопросам судебной практики;

! участие в формировании судейского корпуса и содействие органам

судейского сообщества.

Неотъемлемое свойство судебной власти, как сказано выше, заключается в том,

что её осуществление доверяется только специально учрежденным государственным

органам – судам. Специфика суда состоит в порядке формирования судейского

корпуса, а также в том, что для его деятельности установлен особый порядок

(процедура). К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур

осуществления судебной власти, которые принято именовать видами

судопроизводства:

F конституционное судопроизводство;

F гражданское судопроизводство;

F арбитражное судопроизводство;

F уголовное судопроизводство;

F административное судопроизводство;

Судебная система

Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их

компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах определяющим

суть российской судебной системы. В частности, в статье 118 сказано:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,

гражданского, административного и уголовного производства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией

Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание

чрезвычайных судов не допускается.

Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они

четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом,

а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только

Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной

системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о

военных судах, Закона о мировых судьях.

В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство

судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

¨ установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией

Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе

РФ;

¨ соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями

установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

¨ применения всеми судами Конституции Российской Федерации,

федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных

принципов и норм международного права и международных договоров Российской

Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской

Фе­дерации;

¨ признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

¨ законодательного закрепления единства статуса судей;

¨ финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального

бюджета.

Система судов Российской Федерации

В ч.2 статьи 4 Закона о судебной системе сказано: «в Российской Федерации

действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи

субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской

Федерации».

Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать в три подсистемы:

1. Конституционный Суд РФ

2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции

3. Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Статус Конституционного Суда определен в ст.125 Конституции РФ, в ней

также сформулированы его задачи и цели (как судебного органа, призванного

контролировать конституционность законов и иных правовых актов).

Конституционный суд занимает обособленное положение среди федеральных судов,

ему напрямую не подчиняются никакие суды (в т.ч. уставные (конституционные)

суды субъектов РФ), хотя его решения в целом могут иметь существенное значение

для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику.

В ст.126 и 127 Конституции РФ говорится о Верховном Суде РФ и Высшем

Арбитражном Суде РФ. У этих судов есть свои подсистемы судов, в отношении

каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают

разъяснения по вопросам судебной практики.

«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по

гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей

юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных

формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам

судебной практики» (СТ.126 КРФ)

«Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом

по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными

судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных

формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам

судебной практики» (СТ.127 КРФ)

Наибольшее количество федеральных судов именуются Судами общей юрисдикции

(ст.126 КРФ). К ним относятся:

¨ Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция);

¨ Верховные суды республик (21), краевые (6) и областные (49) суды,

суды городов федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург), суд автономной

области (1) и автономных округов (11);

¨ Военные специализированные суды.

Суды общей юрисдикции (термин закреплен в Законе о судебной системе)

рассматривают основную массу дел: гражданские, уголовные, дела об

административных правонарушениях. Однако Суды общей юрисдикции не могут

заниматься рассмотрением экономических споров, а также не могут осуществлять

конституционный контроль (эти дела находятся в ведении Арбитражного и

Конституционного судов).

Особую ветвь образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих)

судов, это оговорено в ч.1 ст.22 Закона о судебной системе: «Военные суды

осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где

федеральным законом предусмотрена военная служба». Эти специализированные

суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов,

а также Военной коллегии.

Основным звеном судов общей юрисдикции является районный суд. В районных

судах рассматриваются дела об административных правонарушениях и большинство

уголовных (за исключением дел об особо тяжких преступлениях) и гражданских

дел (93-95%). В число гражданских (общих) судов входит 2456 районных судов и

судов, равных им.

В систему арбитражных судов входят:

- Высший Арбитражный Суд РФ;

- Арбитражные суды субъектов РФ (суды республик, краев, областей,

городов федерального значения, автономной области и автономных округов);

- Федеральные арбитражные суды округов.

Каждая из 3-х подсистем судебной системы имеет свою компетенцию и не

вмешивается в дела друг друга.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов

субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные (уставные)

суды субъектов Федерации и мировые судьи. В ч.1 ст.27 Закона о судебной системе

обозначены полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, к

ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу)

субъектов Федерации:

¨ Принятых в нем законов;

¨ Нормативных правовых актов органов государственной власти;

¨ Нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

¨ Вопросов толкования конституции (устава).

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах

предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом

(ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. Они должны единолично

рассматривать по первой инстанции:

¨ Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть

назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;

¨ Дела о выдаче судебного приказа;

¨ Дела о расторжении брака (если нет спора о детях);

¨ Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

¨ Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением

дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении

родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

¨ Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот

минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи

заявления;

¨ Дела возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе);

¨ Дела об определении порядка пользования земельными участками,

строениями и другим недвижимым имуществом;

¨ Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к

компетенции мирового судьи.

Звено судебной системы

Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной

системе. Это понятие является одной из важнейших характеристик судебной

системы.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех

звеньев:

F Основное звено – районные суды;

F Среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные

суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных

округов;

F Высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

F Основное звено – гарнизонные военные суды;

F Среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

F Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Подсистема арбитражных судов:

F Основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

F Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов (10);

F Высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Данное положение вошло в действие с 1 июля 1995г., до этого подсистема было

двухзвенной.

Поскольку конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не

являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами, суды субъектов

Российской Федерации не образуют подобного рода подсистем.

Вся судебная система РФ – единое целое. Как было сказано выше, обеспечение этого

единства определяется в ст.3 Закона о судебной системе. Также для обеспечения

единства принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения

конкретных судов. Как сказано в ст.17 Закона о судебной системе, этот порядок

предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить путем

принятия федеральных законов или законов субъектов Федерации, а не произвольно.

Коротко этот порядок можно было бы изложить следующим образом:

· высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный

Суд РФ И Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний

Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее.

· все другие федеральные суды создаются и упраздняются

только федеральными законами

· суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды

субъектов Федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с

соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов

Федерации.

Судебные инстанции

На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции,

при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения

нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и

отменять эти решения. Итак, судебной инстанцией считается суд (или его

структурное подразделение), выполняющий(-щее) конкретную судебную функцию,

связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела,

проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего

в законную силу). В соответствии с процессуальной компетенцией суды

разделяются на:

¨ суды первой инстанции;

¨ суды второй (кассационной) инстанции;

¨ суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции – суд, уполномоченный принимать решение по существу

тех вопросов, которые являются основными для данного дела (по уголовным делам –

вопросы о виновности или невиновности подсудимого, в случае признания виновным

– о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной меры; по

гражданским делам - доказанность или недоказанность предъявляемого иска и о его

юридических последствиях). При рассмотрении гражданских и уголовных дел судами

первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им

полномочий. Исключение – федеральные арбитражные суды округов. Основное

количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают

районные суды. Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные

дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда

Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд

РФ может как по соб­ственной инициативе, так и по инициативе Генерального

прокуро­ра РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными

заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате

разбирательства по уголовно­му делу суд выносит приговор, а по гражданскому

делу — реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока

(7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и

могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом

или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции – проверка законности и

обоснованности приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших

в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (как гражданских, так и

военных) в этом качестве могут выступать все суды (исключение – гарнизонный

военный суд), в подсистеме арбитражных судов – федеральные арбитражные суды

округов. В общих судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии,

одной из задач которой является проверка законности и обоснованности приговоров

и других судебных решений нижестоящих судов, не вступивших в законную силу.

Такую проверку осуществляет кассационная палата (с участием присяжных

заседателей), образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам

Верховного суда РФ.

Разбирательство дела:

  • признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а

    кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

  • установив,

    что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам

    дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело

    и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в

    опре­деленных пределах приговор или решение; вынести новое ре­шение по

    гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит

определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни

обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть

опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции – его задача проверка законности и

обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с

соблюдением особого порядка производства (надзорного). Пересмотр дел в порядке

надзора осуществляется в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в

судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной коллегии, в

Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда

Российской Федерации.

Эти же инстанции в гражданских судах общей юрисдикции проверяют законность и

обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по

уголовным делам в порядке, называемом производством по вновь открывшимся

обстоятельствам.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном

заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В

зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция

может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить

(изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое

рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии

рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные

акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий)

вступают в законную силу немедленно.

Апелляционная инстанция - такого рода инстанции есть в подсистеме

арбитражных судов (Закон об арбитражных судах от 28 апреля 1995г.) По закону –

это суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, решение

по которым еще не вступило в законную силу, и какая-то из сторон не согласна с

решением и подала апелляционную жалобу. В таких случаях проходит новое

разбирательство дела и выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять

только арбитражные суды субъектов РФ для решений, вынесенных этими же судами по

первой инстанции.

В ч.2 ст.36 Закона о судебной системе отмечено, что «суды, рассматривающие

дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по

отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке

надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее

решения по делу».

Дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим

(несмотря на термины «вышестоящий» и «ни­жестоящий»). В законе четко

обозначены границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд

вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о

квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств,

характере решения.

Часто используется термин «высшая судебная инстанция», он может являться

синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а

иногда и Конституционного суда РФ.