бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Доклад: Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы бесплатно рефераты

Доклад: Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы

Министерство образования Украины

Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова

Доклад на тему:

Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы.

Студента магистратуры экономико – правового факультета ОГУ им. И.И. Мечникова

Одесса 2000

От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между Странами

СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во

многом зависят возможности, методы и перспективы социально-экономических

проблем этих стран, а отчасти и потенциал мирового хозяйства. Поэтому самого

пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и

скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений и их реализация,

приоритетов и противоречий.

За девять лет существования СНГ его участниками создана замечательная

нормативно-правовая база. Некоторые документы направлены на более полное

использование экономического потенциала стран Содружества. Однако большинство

договоров и соглашений частично или даже полностью не выполняется. Не

соблюдаются обязательные юридические процедуры, без которых подписанные

документы не имеют международно-правовой силы и не реализуются. Это касается

прежде всего ратификации национальными парламентами и одобрения правительствами

заключаемых договоров и соглашений. Процесс ратификации и утверждения

затягивается на многие месяцы и даже годы. Но даже после выполнения всех

необходимых внутригосударственных процедур и вступления договоров и соглашений

в силу до их практической реализации часто дело не доходит, так как страны не

выполняют взятых на себя обязательств.[1]

Драматизм сегодняшней ситуации состоит в том, что СНГ оказалось во многом

искусственной формой государственного устройства без своей концепции, четких

функций, с непродуманным механизмом взаимодействия стран-участниц. Почти все

подписанные за 9 лет существования СНГ договоры и соглашения носят

декларативный, а в лучшем случае рекомендательный характер.

Сложилось трудноразрешимое противоречие между суверенностью республик и

острой потребностью в тесных экономических и гуманитарных связях между ними,

противоречие между необходимостью той или иной степени реинтеграции и

отсутствием необходимых механизмов, способных обеспечить увязку интересов

стран.

Политика в отношении СНГ отдельных государств, в первую очередь России, принятые

документы, в частности, инициированный ею план развития интеграции,

свидетельствуют о попытках интеграции в пределах СНГ все аспекты

государственной деятельности образованием в будущем единого государства на

примере того, что происходит в Европейском Союзе. Возможность достижения такого

уровня интеграции зависит от присутствия в целом объективных предусловий.

[2]

Этап развития СНГ в 1991-1992 гг. характеризовался молниеносным распадом

СССР, эйфорией независимости и национализацией республиками бывшего СССР.

Былой союзной собственности. Почти все новые суверенные государства проявили

стремление самостоятельно выйти на мировой рынок. Началось соревнование за

получение внешних льготных кредитов и международной помощи. Новые суверенные

государства стали искать партнеров и доноров в зоне развитых стран и в

традиционно близких центрах влияния.

Масштабные реинтеграционные проекты оставались на бумаге. Длительное время в

официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за действительное.

Нередко договоренности об углублении сотрудничества сопровождались

противоречащими им действиями. Так, соглашению о принципах таможенной

политики, заключенному в марте 1992 года, сопутствовало введение

государствами СНГ таможенных пошлин и нетарифных методов регулирования

внешнеэкономических связей. Резко сократились объемы и интенсивность

товарного обмена между республиками бывшего СССР. Приоритетными стали

бартерные сделки. Некоторые страны попытались закрыть внутренние рынки от

соседей. Возник искусственный дефицит жизненно необходимой продукции в одних

регионах при избытке других.

На втором этапе (1993 г.) остро проявились последствия разрыва прежних

хозяйственных связей, которые стали одной из главных причин резкого спада

производства и инвестиционной активности, падения жизненного уровня

населения. На втором этапе некоторые суверенные государства в целях

облегчения экономического положения попытались продлить роль России как

поставщика дешевых энергоресурсов и сырья, как источник дотаций и кредитов. В

ответ Россия ужесточила политику отстаивания своих экономических ресурсов,

разделив безналичное и наличное денежное обращение, сделала более жестким

контроль над выдачей кредитов, приблизила цены на экспортируемые товары к

уровню мировых. Обозначился переход от вялой к активной дезинтеграции,

чреватой тяжелыми геополитическими последствиями. В этих условиях пришло

понимание необходимости строить экономические отношения в СНГ на рыночной

основе, на соблюдении баланса интересов, по принципу экономической

целесообразности с учетом того, что политические различия не должны

препятствовать реинтеграции.

1994-1995 гг. начался с подписания 24 сентября 1998 года Договора о

создании Экономического Союза, провозгласившего в качестве конечной цели

добровольное воссоздание на принципиально новых рыночных основах единого

экономического пространства, где свободно перемещаются товары, капитал и

рабочая сила. Начался интенсивный совместный поиск скорейшего выхода из

экономического кризиса. Сначала была предпринята попытка, впрочем,

безуспешная, создания единой рублевой зоны. Затем были приняты десятки и

сотни других интеграционных документов. Наиболее важные из них -

межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о

Платежном союзе, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей

стран СНГ, создания транснациональных хозяйственных и финансовых структур, о

сотрудничестве в области инвестиций и проведения антимонопольной политики. 21

октября 1994 года был учрежден Межгосударственный экономический комитет,

впервые в истории СНГ наделенном контрольно-распределительными функциями и

обладающим полномочиями для принятия решений, обязательных для исполнения

всеми участницами СНГ, и для применения санкций.

Важным событием явилось и заключение Россией, Белоруссией и Казахстаном

тройственного таможенного союза.

Оживлению интеграции и усилению центростремительных тенденций во

взаимоотношениях стран СНГ способствовали такие политические события, как

заключенный в Ташкенте по инициативе президента Узбекистана И.Каримова

Договор о коллективной безопасности стран-участниц СНГ, выдвинутая

президентом Казахстана Н.Назарбаевым идея образования Евразийского союза и

другие.

1996-1997 год берет свое начало с провозглашенных в марте-апреле 1996 года

новых интеграционных инициатив, которые четко обозначили многоярусную

структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг от друга

разными уровнями реформирования экономики и социальной сферы. В эту

многоярусную структуру входят:

n структура Россия - Белоруссия как наиболее глубокая форма Сообщества с

общими наднациональными, в том числе политическими органами управления;

n структура Россия – Белоруссия – Казахстан - Киргизия, призванная стать

углубленной прежде всего экономической интеграционной формой, базирующейся на

Таможенном и Платежном союзах;

n структура стран-участниц СНГ как сложившееся после распада СССР

межгосударственное объединение 12 бывших республик СССР;

Вообще в зависимости как строят государства бывшего СССР свои отношения с

Россией, в СНГ можно выделить несколько групп государств. К государствам,

которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически зависят от внешней

помощи, прежде всего российской, относятся Армения, Белоруссия и Таджикистан.

Вторую группу образуют Казахстан, Киргизстан, Молдова и Украина, которые также

существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большой

сбалансированностью внешнеэкономических связей. В третью группу государств чья

экономическая зависимость от связей с Россией заметно слабее и продолжает

снижаться, входят Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, последний

представляет особый случай, поскольку эта страна не нуждается в российском

рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по

российской территории.[3]

Реально, как видно, в настоящее время СНГ превратилось в ряд субрегиональных

политических альянсов и экономических группировок. Формирование ориентированных

на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана,

Киргизии и России, а также Центрально-азиатской (Узбекистан, Казахстан,

Киргизия), Восточноевропейской (Украина, Молдавия) без участия России - это в

большей мере вынужденные действия власти, чем закономерные следствия

продуманной политики новых государств.[4]

Что касается Украины, то ее позиция многими критикуется, что она пытается

строить свои отношения только на чистых экономических связях, поддерживаемых на

двусторонней основе, что Украина не учитывает реального статуса России в СНГ и

потому несостоятельна. Россия не может отказаться от роли интегратора СНГ как

самая крупная республика бывшего СССР, как страна, наиболее богатая

материальными ресурсами, важнейшими для всех членов СНГ, и потому естественно,

Россия, роль такого интегратора, не может в одностороннем порядке

предоставлять Украине те же привилегии и преимущества, какие она предоставляет,

например, Беларуси, Казахстану или другим странам, которые вошли с ней в

Таможенный союз.[5]

Эффективная интеграция в СНГ может и должна осуществляться постепенно,

поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий

хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной

концепции выхода из общего экономического кризиса.

Подлинная реинтеграция возможна лишь на основе добровольной, по мере созревания

объективных условий. Экономические, социальные и политические цели, которые

сегодня преследуют государства СНГ, нередко разные, порой противоречивые,

вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов и - не в последнюю

очередь - из интересов тех или иных элитных групп.

[6]

Основой международной экономической интеграции, есть, в первую очередь,

соответствующий уровень экономического развития. Поэтому наивысшего уровня

зрелости экономическая интеграция достигла в группе промышленно развитых

стран, в первую очередь в Западной Европе. Именно здесь успешно функционирует

Европейский Союз - единственное пока объединение государств, развитие

интеграционных процессов, в котором, последовательно прошедшее четыре фазы

(зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз),

уже сегодня можно говорить о создании валютного союза - наивысшей ступени

международной экономической интеграции. И, безусловно, этапы формирования,

эволюции ЕС, его организационно-правовая постройка, сферы деятельности,

механизмы принятия решений и обеспечение их исполнения является уникальным

опытом для каких-либо международных интеграционных объединений, и для СНГ в

том числе.

Международные экономические связи стран Западной Европы всегда отличались

высокой интенсивностью. В послевоенные годы развития здесь кооперации помогли

транснациональные корпорации (ТНК). В Западной Европе возникла необходимость

консолидации западноевропейской элиты на собственной основе. С этой целью в

рамках созданного в 1949 году Совета Европы было сделано ряд проектов

региональной интеграции - от объединений в пределах отдельных видов

промышленности до огромных проектов западноевропейской федерации. По такому

из одних проектов ("план Шумана") в 1951 году был подписан Парижский договор

о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Франции,

ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга с организацией не только

общего рынка четырех продуктов промышленности (угля, железа, стали и

металла), а и общего регулирования объемов выпуска продукции и уровня цен,

инвестиционных программ и рационального использования рабочей силы. Этот

договор вступил в силу в 1953 году. ЕОУС контролировало 60% выплавки стали и

50% добычи угля в Западной Европе.

В 1956 году в ЕОУС возник план переделать эту организацию на зону свободной

торговли, но разногласия между странами, особенно между Англией и Францией,

привели к созданию в марте 1957 года в Риме лишь шестью (с 17 стран-членов на

то время ЕОУС Римской сепаратной договоренности о создании Европейского

Экономического Сообщества (ЕЭС) - "Общего рынка, с перспективной программой

экономической и политической интеграции. Конечной целью ЕЭС было

провозглашено создание Соединенных Штатов Западной Европы. Одновременно в

Риме было основано Европейское Сообщество атомной энергии (Евроатом), целью

которого было создание еще одного отраслевого рынка, объединение ресурсов

атомной энергии и атомной промышленности. В это время Великобритания, которая

еще не присоединилась к ЕЭС, организовала Европейскую ассоциацию свободной

торговли (ЕАСТ) в количестве 7 государств.

В 1967 году происходит объединение органов управления ЕОУС, ЕЭС и Евроатома,

создается триединая организация с официальным названием Европейские

Сообщества или Европейское Сообщество. В 1973 году Великобритания и Дания

вышли с ЕАСТ и присоединились к ЕС. Португалия сделала то же самое в 1986

году. Но к ЕАСТ пришли три других государства и эта организация вновь стала

семичленой - Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция и

Швейцария. Идея создания ЕАСТ была в создании торговли между странами, но без

объединения власти и создания официальных институтов, уполномоченных вести

законодательную деятельность, как это сделано в ЕЭС.

В 1984 году ЕАСТ и ЕЭС договорились создать единый экономический простор и

расширить сотрудничество в отраслях, как экономика, валютная и промышленная,

охрана окружающей среды, рыболовство, транспорт. При этом ЕАСТ взяла все

льготы и торговые доходы от членства в Европейском Сообществе, но не брала

участие в работе институтов ЕС. Эта договоренность вступила в силу с 1

декабря 1994 года. Швейцария была единой из государств-членов ЕАСТ, которая

не присоединилась к этой договоренности, поскольку национальный референдум

Швейцарии отклонил ее. Три государства ЕАСТ Австрия, Финляндия и Швеция -

стали полноправными членами ЕС в декабре 1995 года, остановивши свое членство

в ЕАСТ. Европейский экономический простор, созданный этой договоренностью, -

это больше чем просто экономическая зона; он возводит на государства-членов

ЕАСТ принцип четырех свобод ЕС - свободное движение товаров, услуг, капитала

и населения.

Кроме перечисленных стран, в 1973 году к ЕС присоединилась Ирландия, в 1981

году - Греция, в 1986 году - Испания, и в составе ЕС стало 15 государств.

В своем интеграционном развитии Европейское Сообщество прошло ряд

эволюционных этапов, основой которых была либерализация экономики. Развитие

сотрудничества в ЕОУС и Евроатома подтолкнул государства к снятию многих

барьеров, которые не давали расшириться торговли между ними, а также

проведения политики регулирования внешнеторговой деятельности. Был создан

Таможенный союз. В период 1958-1969 годов формировался общий рынок.

Таможенная пошлина в совместной торговле государств-членов постепенно

уменьшалась, и уже в 1962 году были в основном ликвидированы количественные

ограничения товарообмена, одновременно национальные таможенные тарифы

делались единым тарифом. Единый тариф государства-члены начали применять с

1968 года одновременно снятия пошлин внутри ЕС.

В этот же период в рамках "Общего рынка" происходил процесс формирования

общей сельскохозяйственной политики, принятой под напором Франции,

заинтересованной в расширении сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а

также сформирован механизм торговли (протекционистский) с третьими странами.

Общая таможенная политика сделала создание в 1970-х годах собственных фондов

Страницы: 1, 2