бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Доклад: Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина бесплатно рефераты

Граждане - каждый гражданин как таковой - участвует в осуществлении власти.

В соответствии со ст.60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно

осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма

прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы,

является право участвовать в управлении делами государства (ст.32).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе

государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое

демократическое начало в её организации.

Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически

организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не

“участвует” в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой

власти (ст.3).

Осуществление рассматриваемого права граждан выражается в различных формах,

как непосредственно, так и через представителей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления (ст.33)

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению

правосудия (ст.32 ч.4, 5).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства,

является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать

профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30).

143 апреля 1995 года ГД принят ФЗ “Об общественных объединениях”. В

соответствии с ним, до принятия закона о политических партиях действует

союзный закон от 9 октября 1990 года - для учреждения политической партии

иметь не менее 5000 членов, недопустимость членства в партиях иностранных

граждан и лиц без гражданства и наличия в них коллективных членов.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на

процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия,

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31).

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами

государства в настоящее время не используются в достаточной степени

эффективно - низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности

избранного представителя.

С другой стороны , препятствием к реализации прав граждан на участие в

управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в

государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности,

отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности

граждан.

Социально-экономические права и свободы.

Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-

экономические права и свободы.

Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд,

отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные.

Духовные и другие социально значимые потребности личности.

Прежде ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в

предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы

окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих

благ, пассивным их созидателем по указаниям государства. Государству-

собственнику нужен был именно наемный труженик.

Отказ от глобального огосударствлении экономики, признание того, что

объективно необходима частная собственность, основанная на экономической

заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не

привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических

прав и свобод личности. Ответственность ложится на всех субъектов

экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и

индивидуальной ответственности самого человека. Такая система гарантий

социально-экономических прав ещё не сложилась.

Социальная роль государства закреплена в ст.7 Конституции как одна из важных

основ конституционного строя России.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека

включают широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности

всех её субъектов, при которых человека реально обладает всеми конституционно

признанными социально-экономическими правами и свободами.

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда,

государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты;

общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего

профессионального образования; государственная поддержка семьи, материнства,

отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие

социальных служб;

3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего

социально-экономические права;

4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий

для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в

предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции,

относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной

собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в

надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального

обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную

окружающую среду, право на образование, свобода литературного,

художественного, научного, технического и других видов творчества,

преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. ст. 34-44).

Многие и ранее закреплялись в Конституциях. Но отличие действующей

Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и

свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Инициируя необходимую экономическую и социальную активность каждого человека

как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений,

Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих

способностей и имущества для предпринимательской, и иной не запрещенной

законом деятельности (ст.34).

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развитие

рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую

деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной

собственности (ст.35). Раньше это право рассматривалось как эксплуатация

человека человеком и государство стремилось конституировать коллективные

формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности

на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего

обихода и личного потребления и удобства.

Конституция 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и

других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её

охраны, в том числе посредством судебных органов. В ч.3 ст. 35 установлено,

что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть

произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и

их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять

владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами,

не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов

других лиц (ст. 36 чч. 1, 2)

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека

в сфере труда (ст. 37).

Впервые в бывшем Союзе и в России право на труд было закреплено в

Конституциях 1936, 1937 г.г. Его содержание раскрывалось как право на

получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его

количеством и качеством. Конституция РФ 1978 г. добавила к этой дефиниции и

право на выбор профессии.

Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда

применительно к рыночным отношениям. Основной упор сделан на закреплении

свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться

своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено

изменением роли государства, которое перестало быть единственным

собственником средств производства, не может вследствие этого быть, как

раньше, и единственным работодателем, гарантом, обеспечивающим получением

каждым работы.

Однако это не означает устранение государства от обеспечения прав граждан в

сфере труда.

Его роль многогранна. Государство:

1) запрещает принудительный труд;

2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованием безопасности

и гигиены, на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже

установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с

использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на

забастовку (ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” 20 октября

1995 года).

Государство своей политикой призвано создавать условия, способствующие

экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения. Оно

гарантирует бесплатность начального профессионального образования, а также на

конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального и

послевузовского образования, если гражданин получает образование впервые, в

государственных и муниципальных учреждениях.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью

соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных,

культурных правах.

Права в сфере труда включают и право на отдых. Государство посредством закона

устанавливает разумную продолжительность рабочего времени, выходные и

праздничные дни, оплачиваемые ежегодные отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса

первичной ячейки общества - семьи, защищенности материнства и детства. В ст.

38 закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Тут же определены взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их

воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети,

достигшие 18 лет, должны заботится о нетрудоспособных родителях.

К числу таких прав относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в

случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях, установленных законом (ст.39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: защиту

жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;

поощрение органами государственной власти и органами МСУ жилищного

строительства и создание условий для него; бесплатное или за доступную плату

предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам,

нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных жилищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, на которое

предоставляются ссуды, не облагаемые налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает

бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях

здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и

других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию

о её1 состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или

имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42).

К числу социально-экономических относится и право на образование (ст.43).

Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители

или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого

образования. Развивается сфера и негосударственных учебных заведений и

учреждений. Государство устанавливает стандарты обучения.

В соответствии со ст.44 каждому гарантируется свобода литературного,

художественного, научного, технического и других видов творчества,

преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями

культуры, на доступ к культурным ценностям.

Основные обязанности человека и гражданина

Правовой статус характеризуется не только правами и свободами, но и

обязанностями.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности

лица к гражданству государства, другие - связаны с его статусом как члена

местного сообщества. Корпоративные обязанности порождаются членством в

различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и

т.д.).

Обязанности устанавливаются нормами всех без исключения отраслей права,

каждая отрасль - в сфере отношений, составляющих её предмет.

В отличии от других отраслей государственное право выполняет двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как

субъекта государственно-правовых отношений - обязанности лица как депутата,

как члена различных органов государственной власти и МСУ и многих других

статусов.

Вместе с тем государственное право в закреплении обязанностей человека и

гражданина выполняет и другую, специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые 1) носят

всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3)

закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены и такие

требования, как ответственность личности перед обществом, гражданина перед

государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и

общественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов.

Соблюдение основных обязанностей обеспечиваются всеми мерами правового и

общественного воздействия.

Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой

ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и

гражданину и связаны с необходимостью его участия а обеспечении интересов

общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого человека, проживающего

в РФ, является соблюдение Конституции и законов( ст.15).

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные

налоги и сборы (ст.57).

Этой же статьей установлено, что законы, устанавливающие новые налоги или

ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам (ст58).

В ст.59 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и

обязанностью гражданина РФ. Эта же статья предусматривает возможность замены

военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждения

лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

В настоящее время осуществляется реформа армии, недавно принят закон о

воинской службе. Будем ждать закона об альтернативной гражданской службе.

Страницы: 1, 2