бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Управление культуры администрации области бесплатно рефераты

Диплом: Управление культуры администрации области

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ 7

1.2. Развитие законодательства в области культуры 13

1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществле­нии государственной культурной политикии 18

ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ

2.1. Характерные особенности разработки региональной поли­тики в области культуры 25

2.2. Анализ социокультурной ситуации в области 28

2.3. Реализация организационной и нормативно-законодатель­ной деятельности в области культуры 30

2.4. Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне 38

2.5. Подходы к реформированию организационно-управленческих отношений в системе управления культурой 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

Литература 58

Приложения 64

ВВЕДЕНИЕ В общественной жизни накопилось много социально-экономичес­ких проблем, которые настолько обострились, что должны быть раз­решены в ближайшее время. Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инноваци­онной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность общественных отношений. Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования. Проведенный автором анализ исследований, научных работ пос­ледних лет по данной тематике показывает, что наибольшее внима­ние уделяется таким вопросам, как: формирование новой региональ­ной культурной политики /28,29,43,51,56/, перестройка управле­ния в сфере культуры /25,33,34,40,42,44,46,53/, современные эко­номические методы управления в социально-культурной сфере /32,39,45,47,49,52,53,55,57,58/. Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регионы. Вместе с тем, неразработанность проблем ре­гиональных организационно-управленческих отношений существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к не­верным оценкам ситуации, выбору неэффективных решений. Новые модели регионального управления только начинают фор­мироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры. Одной из таких попыток является нас­тоящая дипломная работа. Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой. В соответствии с целью были определены следующие задачи: 1. Проанализировать сложившуюся практику формирования госу­дарственной культурной политики. 2. Изучить состояние и проблемы регионального управления в сфере культуры, подходы к формированию новой региональной поли­тики. 3. Определить роль, место, функции управления культуры ад­министрации области в условиях новых социально-экономических от­ношений. 4. Обосновать необходимость изменений организационно-управ­ленческих отношений в региональной системе управления культурой. 5. Разработать некоторые подходы к реформированию организа­ционно- управленческих отношений региональной системы управления в сфере культуры. Теоретическую основу работы составили: - философские концепции, раскрывающие вопросы теории куль­туры и проблемы формирования государственной культурной политики / П.С.Гуревич, О.И.Карпухин, О.И.Генисаретский /; - положения общей теории управления, социальной, психологи­ческой и педагогической теории управления /Б.Г.Ананьев,В.А.Дубо­вицкий,З.А.Орлова /; - концепции маркетинга и теории фандрайзинга в сфере культуры /Л.В.Устюжанина, А.С.Баталов /. Автор опирался на нормативные документы в сфере культуры, системный подход к решению организационно-управленческих проблем регионального управления, принципы современной отечественной и зарубежной теории управления и менеджмента. Методы исследования: теоретический анализ и синтез социоло­гической, методической, экономической, управленческой литерату­ры, изучение нормативных документов сферы культуры, системный и сравнительный анализ, анализ и обобщение массовой практики, луч­шего отечественного и зарубежного опыта. В первой главе " Основы государственной политики в области культуры" рассмотрены основные подходы к осуществлению социаль­ной политики в России в условиях социально-экономических реформ, задачи и функции Министерства культуры Российской Федерации по осуществлению государственной культурной политики, способы фи­нансирования культуры. Подробно рассмотрены вопросы формирования законодательной базы в сфере культуры, дан анализ наиболее зна­чимых для отрасли правовых документов. Сделана попытка исследо­вать проблему реализации программно-целевого подхода при осу­ществлении государственной культурной политики, рассмотрен ход реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации" и место Тамбовской области в программе. Содержание главы раскрывается в контексте положений общей теории управления, основных понятий теории культуры, как в фило­софском, так и в социокультурном аспектах. Так под культурной политикой демократического государства понимается деятельность, предполагающая формирование основанных на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни об­щества, о должном состоянии культурной жизни, определение прио­ритетных целей развития культуры, составление программ и их реа­лизацию с помощью распределения различного вида ресурсов (мате­риальные, финансовые, кадровые, информационные)/39/. После того, как общественное сознание в нашей стране от­вергло командно- распорядительные методы регулирования социально­го бытия, под управлением культурой будем понимать реализацию получивших общественное одобрение целей культурной политики, осуществляемую государственными и иными управленческими структу­рами с помощью распределения ресурсов. В ряде последних исследований /О.И.Карпухин, Э.А.Макаревич, В.Г.Чурбанов, О.И.Генисаретский /подчеркивается, что в процессе осуществления государственной культурной политики следует иметь в виду, что существуют объективные пределы допустимого посторон­него вмешательства в художественную жизнь. Потому что культура - это саморегулирующаяся сфера общественной жизни, имеющая собс­твенные, присущие ей законы функционирования и развития /39/. Так что внешнее вмешательство (управление, регулирование) будут продуктивными до тех пор, пока оно не искажает, не препятствует самореализации внутренних законов культурной жизни. Другими сло­вами, в этой сфере велика роль правильного соотношения регулиро­вания и саморегулирования. Делая выводы по первой главе, автор предлагает свое видение совершенствования форм государственной поддержки культуры и ис­кусства, дальнейшего развития законодательной базы, финансирова­ния отрасли. Во второй главе "Реформирование региональной системы управ­ления социокультурной сферой" рассмотрены характерные особеннос­ти разработки региональной политики как в целом, так и в области культуры, дан анализ социокультурной ситуации в Тамбовской об­ласти. Проанализировав литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу, что в последние годы аспектам управления в сфере куль­туры было посвящено сравнительно небольшое число публикаций. Прежде всего это касается вопросов регионального управления. В ходе подготовки к дипломной работе была изучена законо­дательная база - на федеральном и областном уровнях, изучен опыт работы управлений культуры Тамбовской, Архангельской, Белгородс­кой, Липецкой областей, Приморского края, рассматривался между­народный опыт управления сферой культуры. Во второй главе даны подходы к реализации организационной и нормативно- законодательной деятельности, программно-целевого подхода на региональном уровне.Рассмотрены две областные прог­раммы - развития культуры и искусства и развития кинематографии. Дан анализ финансирования отрасли, сделаны выводы о путях даль­нейшего развития культуры в области. Имея опыт работы в управлении культуры администрации облас­ти (одиннадцать лет) и в течении пяти лет курируя вопросы куль­туры, средств массовой информации, творческих союзов, молодежи в администрации области, автор имеет непосредственное отношение ко всем процессам, происходящим в данной отрасли, проблемам и задачам, формированию законодательной базы, поиску решений для выхо­да из создавшегося положения. В заключении подведены теоретические и практические итоги проделанной работы, дана оценка проанализированной практики, ее положительных и отрицательных сторон, степень реализованности поставленных во введении цели и задач, сделаны выводы о направ­лениях реформирования регионального управления в области культу­ры. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 1.1. Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ Социально-экономические преобразования, проводимые в Рос­сии, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества. В сложных экономических условиях начального этапа реформ (1992-1995 г) принимались меры, направленные на смягчение отри­цательных последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В частности, были созда­ны механизмы защиты доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу. Доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах го­сударства возросла в течение этих лет на треть - с 27,5% до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и регио­нальных бюджетов /50/. Однако наращивание доли социальных расходов не смогло пре­дотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность программ социальной поддержки была крайне низкой. Согласно оценкам Международной организации труда, эффектив­ность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19 процентов. Аналогич­ный показатель в большинстве развитых стран колеблется в преде­лах 30-50 процентов /50/. Поэтому назрела необходимость внесения коренных изменений в стратегию социальной политики. Прежде всего должна быть повышена ее эффективность, выработаны новые механизмы социальной полити­ки, обеспечивающие более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. Парламентские слушания "Об упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики", состоявшиеся в г.Москве, в Совете Федерации Феде­рального Собрания Российской Федерации 20 апреля 1998г., в кото­рых автор принимал участие по поручению руководства области, послужили дальнейшему развитию законодательства и наметили кон­туры основных преобразований в социальной жизни общества. В парламентских слушаниях участвовали представители 61 субъекта РФ, 30 членов экспертного Совета по социальной политике Совета Федерации, видные ученые, социологи, руководители минис­терств и ведомств, научно-исследовательских институтов, профсо­юзные деятели (всего более 400 человек). Активное участие в парламентских слушаниях приняли и.о. ви­це-премьера Правительства РФ О.Н.Сысуев, председатель Федерации независимых профсоюзов России М.В.Шмаков, председатель Комитета по социальной политике Государственной Думы С.В.Калашников. Доклад был сделан Председателем комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики,председателем Государственного Совета Республики Коми В.А.Торлоповым. Как отмечается в резолюции, стратегической целью реформ в социальной сфере является согласование социальных обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования на ос­нове повышения эффективности использования ресурсов, направляе­мых на социальные цели, и расширения источников финансирования. В новых экономических условиях намечается осуществить ре­формы во всех отраслях социальной сферы - труде и трудовых отно­шениях, политике доходов, занятости и развитии кадрового потен­циала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социаль­ной защите ветеранов, инвалидов и других социально-уязвимых групп населения, здравоохранении, образовании и других социаль­но-культурных отраслях. Планируется обеспечить укрепление финансовой базы социаль­ной сферы, ввести государственные минимальные социальные стан­дарты. Переход на стратегию экономического роста предъявляет вы­сокие требования к формированию устойчивой политики доходов на­селения, ее тесной взаимосвязи с экономикой и социальной полити­кой /50/. Важное место в принятой на парламентских слушаниях резолю­ции отведено культурной политике, ее роли и месту в современном обществе. Культурная политика представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. В общих чертах первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка ху­дожественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в столь сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика /33/. Необходимо отметить, что в течение нескольких последних де­сятилетий происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни как всего мирового сообщества, так и отдельного человека. Так,принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН "Всеоб­щая декларация прав человека" провозгласила в числе важнейших прав право каждого человека "свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством", а также право каждого человека "на защиту его моральных и материальных интересов, яв­ляющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" /статья 27/. Спустя сорок лет мировое сообщество пришло к выводу об ог­раниченности осуществлявшихся после окончания второй мировой войны стратегий развития, основывающихся на количественном и ма­териальном росте. Всемирная конференция по политике в области культуры (Мехико,1982 г.) выработала формулу "Культура является основополагающим элементом жизни каждого человека и каждого об­щества". На ее основе ООН приняла решение о проведении в 1988-1997 годах Десятилетия всемирного развития культуры, цель которого заключается в том, чтобы осмыслить пути обеспечения культурным ценностям "их центрального места в экономическом и техническом развитии" посредством: 1) учета культурного аспекта во всех социально-экономичес­ких и технических проектах развития; 2) возрождения и обогащения культурной самобытности наро­дов, отражающей их взгляд на мир и представление о самих себе; 3) расширения участия всех людей в культурной жизни; 4) развития международного культурного сотрудничества. В свете указанных обобщений мирового сообщества националь­ное развитие и реформирование государственности Российской Феде­рации реально и основательно настолько, насколько эти историчес­кие цели будут увязаны с фундаментальной ролью культуры в жизни человека и общества, ибо именно культура определяет образ жизни людей, восприятие ими себя и других, их действия, убеждения и систему ценностей /39/. Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной полити­ки). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств,госкомитетов и т.п.),госу­дарственных организаций, учреждений, предприятий культуры. В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры.В соответствии с Положением, утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ от 06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную поли­тику в области культуры, искусства, охраны и использования исто­рико-культурного наследия (далее именуется сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, ука­зами Президента Российской Федерации и постановлениями Прави­тельства Российской Федерации. Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее финансирование, а также - определенное равенство с други­ми отраслями в государственном механизме и дает свободу инициа­тивы /33/. Существование Министерства необходимо, поскольку го­сударственный сектор в культуре сохраняет свою важность, сущест­вует значительное число учреждений культуры, находящихся под го­сударственным управлением, а финансирование из небюджетных ис­точников только формируется. В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятель­ности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо прежде всего потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обес­печении принципа доступности для своих граждан источников удов­летворения культурных потребностей. Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало,что "культурное раз­витие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом совре­менного государства и всех других институтов,принимающих решения о стратегиях, программах,проектах общественного развития" /36/. Существуют два способа государственного финансирования культуры - прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования. В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предус­мотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов. Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирова­ния бюджетов. Ниже приведены цифры (в процентах), выделяемые фе­деральным бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету /52/: 1993 - 0,35% 1996 - 0,87% 1994 - 0,82% 1997 - 0,62% 1995 - 0,93% 1998 - 0,71% Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала,что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование. В 1997 - 1998 годах и эти средства, выделенные на культуру, не поступили в полном объеме из-за секвестирования федерального бюджета. Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевид­но, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в неко­торых отношениях и возрос. 1.2. Развитие законодательства в области культуры Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармони­зации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства. В современном мире правосознание в этой области учитывает необходимость участия государства в культуре посредством приня­тия на себя обязанностей гаранта ее свободы, материальной под­держки, защиты национального и культурного достояния, регулиро­вания отношений собственности, обеспечения культурно-националь­ной автономии нацменьшинств, протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области культуры, доступности куль­турной деятельности для социально-ослабленных групп населения (детей,пенсионеров, инвалидов) и т.д./51/. Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали уделить особое внимание формирова­нию правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что до 1992 года мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры. Это Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры", принятый в 1978 году. В 1992 году были приняты "Основы законодательства Российс­кой Федерации о культуре", в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общ­ностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между феде­ральными органами государственной власти,органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, оп­ределены принципы государственного финансирования культуры и ре­гулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах. Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начи­нается наработка законодательной базы. Многолетняя практика работы автора в сфере культуры, посто­янный анализ позволяют выделить ряд наиболее значимых и необхо­димых для развития отрасли федеральных законов и программ. Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ О библиотечном деле" явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Рос­сийской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свобод­ное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и ми­ровой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.Закон регулирует общие вопросы организации библио­течного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотеч­ного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, Указом Президен­та РФ в 1995 году был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это единственный профессиональный праздник работников культуры. Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особеннос­ти правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ. В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 "О мерах по усиле­нию государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" определил стратегические направления развития даль­нейшей правовой базы культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (1997-1999 годы)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повы­шены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству. В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав. Это постоянно действующий консультативный орган, ин­формирующий Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями и деятелями культуры и ис­кусства. Одна из основных задач Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной полити­ки в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реали­зации. Кинематография России является неотъемлимой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке го­сударства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил ос­новные направления деятельности государства по сохранению и раз­витию кинематографии и установил порядок государственной под­держки кинематографии. В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Прави­тельства РФ 18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года. Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановле­ние ГосДумы ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте Федераль­ного Закона "О творческих работниках и творческих союзах". Этого закона давно ждут все работники культуры и искусства. Он должен определить правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать деятельности твор­ческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работни­ков на свободное самовыражение, правовые, материальные, социаль­ные и иные гарантии их конституционных прав. Закон должен опре­делить правовой статус творческого работника, а также правовой статус специфического вида общественного объединения - творчес­кого союза, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над про­ектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не при­нят. В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из этих зданий учреждениям культуры не пре­доставлялись необходимые для продолжения их работы помещения. В мае 1994 годы было принято постановление Правительства, устанав­ливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-куль­турного наследия. Например, в Тамбовской области областной крае­ведческий музей, расположенный в Покровском кафедральном соборе с 1937 года, был переведен в здание бывш.Дома политпросвещения. Среди наиболее значимых документов, принятых Правительст­вом, следует выделить также: "Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры"; "Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры"; "Положение об основах хозяйственной деятельности организа­ций культуры и искусства". Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989 году комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Со­вете Министров России. После принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано благодаря принятию нового положения. 1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении государственной культурной политики Российская Федерация является государством, уникальным по степени территориальной, социально-экономической и этнической мозаичности. В последние годы интенсивно разрушались действовав­шие в течение длительного времени системы отношений, обеспечива­ющих территориальную целостность и управляемость развитием стра­ны. Происходит локализация социально-культурного развития, кото­рая создает ситуацию увеличивающейся социально-культурной диффе­ренциации жителей разных частей страны и становится фактором ос­лабления общероссийской государственности /51/. Размывание вертикальных хозяйственных и управленческих свя­зей требует поиска новых интеграционных механизмов, которые спо­собны предотвратить нарастание социально-экономического развала, позволят сохранить целостность государства и усилят потенциал его развития. Масштабные изменения в политике и экономике, в социаль­но-экономическом положении разных групп населения сопровождаются усилением социальной напряженности, потерей многими людьми цен­ностных ориентиров, развитием процессов социальной дезинтегра­ции. Все актуальнее становится потребность в формировании нового "ценностного восприятия" происходящих перемен /39/. Как показы­вает реальная практика, происходящее в нашей стране развитие ре­лигиозной деятельности не снимает эту проблему. Необходимо фор­мирование новых ценностей, адекватных характеру и глубине проис­ходящих перемен, обеспечивающих сглаживание социального напряже­ния и интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут постепенно усиливаться тенден­ции социально-культурной и государственной дезинтеграции. И именно сфера культуры может и должна стать в нашем об­ществе таким интеграционным механизмом. Она оформляет и предоп­ределяет новые цели и ценности общественной жизни и может спо­собствовать формированию нового "ценностного восприятия" проис­ходящих перемен, а значит и отношения к власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с рыночной эко­номикой. В качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было определено сохранение накопленного культурного по­тенциала и системы государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995 годы)" (продлена на 1996 год постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 541 "О продлении сроков реа­лизации федеральных целевых программ на 1996 год"). Сфера куль- туры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для кото­рой была разработана и принята специальная федеральная програм­ма. Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в период, когда ведущие политики многим гото­вы были пожертвовать ради чисто экономических реформ. Федеральная программа разрабатывалась на рубеже 1992/93 го­дов, когда стало очевидным, что преодоление кризисного состояния экономики России потребует не одного года. В условиях продолжаю­щегося спада производства и значительного сокращения бюджетных возможностей государства над сферой культуры нависла серьезная угроза. Поэтому разработка и принятие федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых, определить цели и приоритетные направления культурной политики государства в кардинально изменившейся политической и социально-экономичес­кой ситуации. Во-вторых, установить гарантии поддержки государс­твом сферы культуры в сложный период перехода к рыночной эконо­мике. Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основ­ном решены.Она была построена по предметно-тематическому принци­пу: ее части соответствовали определенным секторам сферы культу­ры. Однако приоритеты реализации отдельных подпрограмм, отдель­ных направлений в рамках подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались неэффективно. Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохранил свою актуальность. Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы. В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила генеральное направление государс­твенной культурной политики на новом этапе политического и соци­ально-экономического развития России. Основные положения Концеп­ции получили одобрение Правительства (протокол от 14 сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)". Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потре­бовали корректировки сложившихся в предшествующий период приори­тетов. Главные акценты перенесены с задач сохранения ранее на­копленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего раз­вития. Программа исходила из фундаментального значения отечествен­ной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияю­щих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура бе­рет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа /10/. Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики государства. Важнейшими из них являются: формирование идеологических и нравственных основ демократи­ческого правового государства, в том числе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций народов Российской Федера­ции, формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны. Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач: поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой куль­туры; сохранение историко-культурного наследия России и его ис­пользование как важного фактора морально-нравственной консолида­ции народов страны; развитие принципов федерализма в осуществлении государс­твенной политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного взаимодействия органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, сохранение и развитие националь­ных культур народов РФ, поддержка всех форм национально- культур­ной самоорганизации граждан; всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодейс­твия и сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями деятелей культуры и искусс­тва, осуществление ими совместных проектов развития и сохранения культуры; ряд других задач /10/. Программа охватывает сферы деятельности Министерства куль­туры РФ, Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России, Российской государственной цирковой компании. В подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" федеральной программы Тамбовская область вошла тремя пунктами, финансируемыми из федерального бюджета: Государственный архив, г.Тамбов,строительство здания 1998 - 1,5 млрд.руб., 1999 - 2,0 млрд.руб.; Областная картинная галерея, реконструкция 1997 - 2,75 млрд.руб. Музыкальное училище им.Рахманинова, реконструкция 1997 - 1,15 млрд.руб. (итого по 1997 году - 3,9 млрд.руб. по 1998 году - 1,5 млрд.руб.) Однако финансирование программных мероприятий в 1997 году составило 3,9 млн.рублей (0,2%), в 1998 году - 4,3тыс.рублей (0,3%). В 1997 году за счет федерального бюджета были выделены до­полнительные государственные инвестиции на реконструкцию здания Мичуринского государственного драматического театра в сумме 1,0 млрд.руб. Этому театру в 1997 году исполнилось 100 лет, в тече­ние последних 6 лет он был закрыт на реконструкцию. Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы. Важнейшей целью культурной политики должно стать установле­ние связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как к одному из важнейших измерений разви­тия.Задача культурной политики - организовать спокойный и конс­труктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является создание богатого гражданского общества, основанного на существовании разнообразных общественных и частных, институциализированных и неинституциализированных инициатив и проектов /33/. Важнейшей ролью сильного Министерства должна стать организация взаимодейс­твия всех участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и услуг. Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала при­оритетной сферой, ее финансирование должно осуществляться пол­ностью,в предусмотренном законодательством объеме. В качестве стратега культурного развития Министерство куль­туры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы ра­боты, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему, например, по данным Минис­терства культуры, в 1994 году музеи получили 48% финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталите­та, но свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы властных структур есть неотъемлимая составляю­щая демократического государства /33/. Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экс­пертов, сотрудничающих с Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки ре­зультатов. Необходимо развитие законотворческой деятельности , приня­тие федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих ра­ботниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и прива­тизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогооб­ложения объектов культуры. Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-техни­ческой базы культуры в регионах", то в новой программе этот раз­дел вообще исчез. Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы осво­бодить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные до­ходы на расширение и совершенствование культурной деятельнос­ти /52/. В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли, перечисляемой государственным учреж­дениям культуры и искусства. Однако, на практике эта налоговая льгота не работает. Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам ак­тивно использовать свои средства для поддержки культуры и форми­рования ими своего имиджа. Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно привести к созданию целостной системы государственного протекционизма, призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России. ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопре­делении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается иде­ология регионализма. Региональная политика понимается как деятельность государс­тва по регулированию экономического, социального, этнополитичес­кого развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифферен­цированно /57/. С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономичес­ких, этнических, демографических, социокультурных и других /29/. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административны­ми границами. В плане экономического регионализма в России нас­читывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-За­падный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и дру­гие), которые относятся к числу укрупненных экономических регио­нов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокуп­ность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /29/, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Тамбовской области. Основной смысл государственной региональной политики заклю­чается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Цент­ра (федеральных органов власти), формирование опережающих техно­логий социально-культурного и научно- технического развития в ре­гионах России. Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необхо­димо. Необходимость разработки новой государственной региональной политики обусловлена следующими факторами: развалом командно-административной системы управления и ут­ратой сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами; несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизон­тали; деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных, коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого критерия. Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующей­ся следующим: 1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государс­твенное финансирование данной сферы все еще происходит по оста­точному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках ре­гиональной системы позволит распределять интегрированные средс­тва, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эф­фективно. 2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в усло­виях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменять­ся собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбо­ра. Образуется все больший разрыв между государственными и лич­ными планами человека /25/. 3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федераль­ного, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации которых явля­ются соглашения, заключенные между органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень. Министерство культуры России начало активно развивать вер­тикальные связи, определялся характер взаимодействия между феде­ральными и региональными органами власти. Они строились на парт­нерской основе и были, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с ассоциацией "Сибирское соглашение", с администрациями Приморского края, Псковской, Тульской областями. С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и ис­кусства в 1995 году"(от 20.03.95г.№17) . По протоколу предусмот­рено выделение 1170,0 млн.рублей, выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подпи­сании договора. Как показывает практика, всякое обновление начинается с из­менений в первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и ду­ху. 2.2. Анализ социокультурной ситуации в области Под социокультурной сферой подразумевается совокупность уч­реждений, организаций, творческих групп и индивидов, создаю­щих,воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /28/. Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно охарактеризовать следующими показателями. Наличие объектов: муниципальные клубные учреждения - 765 библиотеки - 735 музеи - 10 театры и филармония - 4 кинотеатры - 7 киноустановки - 362 профессиональные коллективы (симфо­нический оркестр, камерный хор, государственные танцевальные ан­самбли "Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских народных инструмен­тов "Россияне", фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6 парки культуры и отдыха - 5 центр творчества молодежи - 1 центр культуры и спорта - 1 областной научно-методический центр самодеятельного творчества - 1 редакций газет - 51 телевизионных и радиовещательных компаний - 27 В области сложился богатый творческий потенциал: Это творческие союзы - тамбовские отделения Союзов России - писателей, художников, архитекторов, театральных деятелей, жур­налистов, концертных деятелей; общества - музыкальное, охраны памятников истории и культу­ры, книголюбов, отделение Рахманиновского общества. Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной, художественной, хореографической школе, школе ис­кусств. Кроме того, для социокультурной сферы области готовят высо­коквалифицированных специалистов профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образова­ния: Тамбовский государственный университет имени Державина (факультеты культурологии,информационных ресурсов, культуры и искусств); Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени Рахманинова; колледж искусств; Моршанский муниципальный областной естественно-гуманитарный колледж (факультеты библиотечный, социальной педагогики). В области широко распространено народное самодеятельное творчество. Около четырех тысяч специалистов учреждений культуры и искусств привлекают к творчеству более 35 тысяч участников ху­дожественной самодеятельности, 88 самодеятельных коллективов имеют статус "народный коллектив". Как и в прошлые годы, поддерживая традицию духовного и нравственного обогащения населения, в области состоялись литера­турно-музыкальные праздники, посвященные Н.Гончаровой в Знамен­ке, четвертый праздник, посвященный книгоиздателю И.Г.Рахманино­ву в с.Старая Казинка Мичуринского района, Дни литературы, пос­вященные поэту В.Богданову в Тамбове и Мордовском районе, Чиче­ринские чтения, посвященные 125-летию со дня рождения Г.В.Чиче­рина в Тамбове, мероприятия, посвященные 75-летию нашей земляч­ки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, седьмые Ворон­цовские чтения . Поддержка культурной жизни не сводится только к сохранению существующих форм. За последние два года создан профессиональный симфонический оркестр, Центр культуры и спорта администрации об­ласти, открыт Российский центр кинематографии и стереокино на базе кинотеатра "Родина" в г.Тамбове. Открыт после шестилетнего капитального ремонта Мичуринский государственный драматический театр, чье 100-летие широко отмечалось в 1997 году. Продолжается ремонт памятников архитектуры - тамбовского государственного драматического театра, областной картинной галереи, областной библиотеки имени А.С.Пушкина. Не смотря на сложное финансовое положение, стабильно рабо­тают все учреждения культуры и искусства. 2. 2.3. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры Проведение государственной политики в области культуры в регионе осуществляет управление культуры администрации Тамбовс­кой области. В соответствии с Положением, утвержденным постанов­лением администрации области от 05.01.96г.(Приложение 1), управ­ление культуры обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, искусства и киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демок­ратизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области. Организационная струк­тура управления культуры администрации области показана на ри­сунке 1.

Диплом: Управление культуры администрации области

Страницы: 1, 2