Диплом: Соотношение государства и права
Диплом: Соотношение государства и права
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дипломная работа по Теории государства и права
Выполнил: _________
__________________
__________________
СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Проверил: ________
_________________
_________________
Тамбов 1999 г.
План:
1. Предмет теории права и государства:
1.1 Теория права и государства в системе общественных наук;
1.2 Теория права и государства в системе юридических наук;
2. Методология теории права и государства;
3. Определение государства и права.
4. Происхождение государства и права:
4.1 Общая характеристика теорий происхождения государства;
4.2 Возникновение права;
5. Государство в политической и правовой системе общества:
5.1 Гражданское общество и политическая организация общества;
5.2 Государство в правовой надстройке
6. Соотношение права и государства:
6.1 Методологические подходы к проблеме;
6.2 Воздействие государства на право. Воздействие государства на права.
6.3 Воздействие права на государство. Связанность государства правом.
7. Использованная литература.
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Теория права и государства в системе общественных наук
Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших
компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство
материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между
общественными, естественными и точными науками существует тесное
взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и
государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений.
Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право
регулирует общественные отношения в самых различных субъектов права, по самым
различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.
Общественные науки изучают закономерности изменения социальных условий,
теоретически обосновывают направления преобразования социальной
действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного,
естественного научного знания.
На развитие всех отраслей обществоведения, будь то экономика, философия или
право, бесспорно, оказывают самое прямое воздействие открытия в познании
природы, в технических науках или, наоборот, их неудачи. У всех на памяти
проекты переброски стока северных рек на юг или трагедия Чернобыля.
Настоятельное требование времени – отход от технократических подходов,
«самоизоляции» естественнонаучных проблем следует привлекать и экономистов и
социологов, философов и юристов, психологов и историков, представителей
других отраслей общественной науки.
Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации
невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и
трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического
прогресса, интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такие
крутые повороты – они бывали в истории многих стран, - когда именно
общественные науки – государствоведение, правоведение, экономика,
политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика и
другие – должны показать выход из тупика этнических, религиозных,
национальных конфликтов. Без цивилизованных решений межгосударственных
осложнений трудно получить простор естественным и точным наукам. Именно на
стыке различных наук оказываются наиболее плодотворными исследования как
фундаментального, так и прикладного характера.
В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание.
Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера. Поэтому отдельные
отрасли общественной науки изучают те или иные стороны общественной науки
изучают те или иные стороны общественных явлений, необходимые и существенные
связи и отношения.
Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть общий
объект исследования – государство и право. Каково же соотношение между ними,
где место среди этих наук теории права и государства?
Возьмем философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, во всей
совокупности, внутренней взаимозависимости его сторон, отношений, процессов.
Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития,
включая те, которые относятся к праву и государству. Философия исследует
такие общественные явления, как право и государство, не для того чтобы
подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы, опираясь на
данные и выводы науки, определить место государственно-правовой надстройки в
развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической
базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом
общественных наук.
Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения
является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки,
дальнейшего совершенствования действующего законодательства, укрепления
законности. На основе достижений философской науки могут быть вскрыты
сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации,
механизма функционирования, формы их регулирования. На базе философии
разрабатываются основные категории юридических наук.
Теория права и государства в системе юридических наук
Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они
изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные
стороны, элементы и черты государственно-правовой деятельности в определенном
аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные
феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных
компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В
зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций
или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридическими науками.
Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме,
делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические,
отраслевые и специальные юридических науки. Действующая в настоящее время
классификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией
страны, предусматривает следующие разделы:
1) теория и история государства и права, история политических и правовых
учений;
2) государственное право и управление, государственное строительство,
административное право, финансовое право;
3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное
частное право;
4) хозяйственное право, арбитражный процесс;
5) трудовое право, право социального обеспечения;
6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,
экологическое право;
7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;
8) уголовный процесс и криминалистика;
9) международное право;
10)судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро
меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из них,
например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право,
а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовое
право и др.) отделяются от гражданско-правового цикла (гражданское право,
семейное право и др.).
Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным
юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее,
направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки
специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и
специальными юридическими науками. Общая теория права и государство обобщает,
синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая их в арсенал
собственных научных идей.
Таким образом, теория права и государства – это общественная наука о
закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания
и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их
классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях
и конечных судьбах.
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод.
Имеет его и теория государства и права.
Методология (от греческих слов «метод» – путь к чему либо и «логос» –
наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов
познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.
Государственно-правовые явления изучаются с различных философских,
мировоззренческих позиций:
а) метафизики;
б) диалектики (материалистических и идеалистических).
Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой либо
объективным разумом (объективный идеализм); вторые – с сознанием человека,
его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право
результатом согласования воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи
– акцентируют внимание на материально-диалектических причинах; четвертые –
связывают формы государства и права с географическими характеристиками
территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный
материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями
постоянными и неизбежным, глубоко не связанными друг с другом и иными
общественным явлениями. Религиозные теории отвергают саму возможность
познания государства и права, утверждают примат веры над разумом. Каждому из
этих методов присущи свои законы, принципы, категории.
Учения о формах и методах теоретического мышления исторически развивалось в
рамках философии. Диалектическая логика не существует в не материалистической
диалектики. Она раскрывает значения наиболее общих законов развития
объективного мира для движения мышления к истине, т.е. является наукой о
совпадении содержания знания с объектом, раскрывает форму мышления с точки
зрения их строения, не отвлекается от выраженного в них конкретного
содержания, берет их не в застывшем, не в изолированном виде, а во
взаимосвязи, в движении, в развитии. Если формальная логика анализирует уже
сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы перехода
к новому знанию, исследует образованию и развитию теории.
Основные требования диалектической логики:
а) всесторонний предметов мышления;
б) рассмотрение предмета «в его развитии», «самодвижении»;
в) привлечение всей человеческой практики для полного «определения» предмета;
г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Диалектика как методология не сводится к подбору примером из предметной
области для иллюстрации истинности её положений, так как она в своих
категориях формирует законы познания и ею нельзя овладеть, обращаясь только к
сумме примеров и фактов.
Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и
как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее методологическое
значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно и
логическими категориями.
Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т.е. как
диалектическая логика, включает:
· общие категории, т.е. понятия о наиболее общих законах развития
природы, общества, мышления (например, «содержание», «форма», «сущность»,
«явление», «причина»);
· категории, отражающие специфические связи в процессе познания
(«материя» и «сознание»);
· принцип познания (единство исторического и логического,
восхождение абстрактного к конкретному);
· общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез,
индукция и дедукция);
Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно.
Это – «остов», «скелет» знаний и инструментов приобретения новых. Категории
логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение для
всякого нового познания и составляют методологию науки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что
такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в
древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны,
т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и
власть".
Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации
жизни.[1]
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему
разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории
[2].
Выделяются две разновидности общества:
1.неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не утвердившимися
экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями,
институтами.
2.развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями,
и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются
в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов
(демократические общества);
b) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются
в основном в результате использования действующей внешней силы - власти
(недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц
(подвластных)[3].
Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций
господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила - в партиях,
в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", т.е.
осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы,
развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом
(народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из "просто" организации политической
власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует
в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с
Страницы: 1, 2, 3, 4
|