бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Соотношение государства и права бесплатно рефераты

Диплом: Соотношение государства и права

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дипломная работа

по

Теории государства и права

Выполнил: _________

__________________

__________________

СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Проверил: ________

_________________

_________________

Тамбов 1999 г.

План:

1. Предмет теории права и государства:

1.1 Теория права и государства в системе общественных наук;

1.2 Теория права и государства в системе юридических наук;

2. Методология теории права и государства;

3. Определение государства и права.

4. Происхождение государства и права:

4.1 Общая характеристика теорий происхождения государства;

4.2 Возникновение права;

5. Государство в политической и правовой системе общества:

5.1 Гражданское общество и политическая организация общества;

5.2 Государство в правовой надстройке

6. Соотношение права и государства:

6.1 Методологические подходы к проблеме;

6.2 Воздействие государства на право. Воздействие государства на права.

6.3 Воздействие права на государство. Связанность государства правом.

7. Использованная литература.

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Теория права и государства в системе общественных наук

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших

компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство

материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между

общественными, естественными и точными науками существует тесное

взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и

государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений.

Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право

регулирует общественные отношения в самых различных субъектов права, по самым

различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.

Общественные науки изучают закономерности изменения социальных условий,

теоретически обосновывают направления преобразования социальной

действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного,

естественного научного знания.

На развитие всех отраслей обществоведения, будь то экономика, философия или

право, бесспорно, оказывают самое прямое воздействие открытия в познании

природы, в технических науках или, наоборот, их неудачи. У всех на памяти

проекты переброски стока северных рек на юг или трагедия Чернобыля.

Настоятельное требование времени – отход от технократических подходов,

«самоизоляции» естественнонаучных проблем следует привлекать и экономистов и

социологов, философов и юристов, психологов и историков, представителей

других отраслей общественной науки.

Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации

невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и

трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического

прогресса, интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такие

крутые повороты – они бывали в истории многих стран, - когда именно

общественные науки – государствоведение, правоведение, экономика,

политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика и

другие – должны показать выход из тупика этнических, религиозных,

национальных конфликтов. Без цивилизованных решений межгосударственных

осложнений трудно получить простор естественным и точным наукам. Именно на

стыке различных наук оказываются наиболее плодотворными исследования как

фундаментального, так и прикладного характера.

В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание.

Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера. Поэтому отдельные

отрасли общественной науки изучают те или иные стороны общественной науки

изучают те или иные стороны общественных явлений, необходимые и существенные

связи и отношения.

Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть общий

объект исследования – государство и право. Каково же соотношение между ними,

где место среди этих наук теории права и государства?

Возьмем философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, во всей

совокупности, внутренней взаимозависимости его сторон, отношений, процессов.

Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития,

включая те, которые относятся к праву и государству. Философия исследует

такие общественные явления, как право и государство, не для того чтобы

подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы, опираясь на

данные и выводы науки, определить место государственно-правовой надстройки в

развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической

базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом

общественных наук.

Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения

является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки,

дальнейшего совершенствования действующего законодательства, укрепления

законности. На основе достижений философской науки могут быть вскрыты

сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации,

механизма функционирования, формы их регулирования. На базе философии

разрабатываются основные категории юридических наук.

Теория права и государства в системе юридических наук

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они

изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные

стороны, элементы и черты государственно-правовой деятельности в определенном

аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные

феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных

компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В

зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций

или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридическими науками.

Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме,

делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические,

отраслевые и специальные юридических науки. Действующая в настоящее время

классификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией

страны, предусматривает следующие разделы:

1) теория и история государства и права, история политических и правовых

учений;

2) государственное право и управление, государственное строительство,

административное право, финансовое право;

3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное

частное право;

4) хозяйственное право, арбитражный процесс;

5) трудовое право, право социального обеспечения;

6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,

экологическое право;

7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;

8) уголовный процесс и криминалистика;

9) международное право;

10)судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро

меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из них,

например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право,

а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовое

право и др.) отделяются от гражданско-правового цикла (гражданское право,

семейное право и др.).

Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным

юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее,

направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки

специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и

специальными юридическими науками. Общая теория права и государство обобщает,

синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая их в арсенал

собственных научных идей.

Таким образом, теория права и государства – это общественная наука о

закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания

и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их

классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях

и конечных судьбах.

МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод.

Имеет его и теория государства и права.

Методология (от греческих слов «метод» – путь к чему либо и «логос» –

наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов

познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Государственно-правовые явления изучаются с различных философских,

мировоззренческих позиций:

а) метафизики;

б) диалектики (материалистических и идеалистических).

Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой либо

объективным разумом (объективный идеализм); вторые – с сознанием человека,

его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право

результатом согласования воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи

– акцентируют внимание на материально-диалектических причинах; четвертые –

связывают формы государства и права с географическими характеристиками

территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный

материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями

постоянными и неизбежным, глубоко не связанными друг с другом и иными

общественным явлениями. Религиозные теории отвергают саму возможность

познания государства и права, утверждают примат веры над разумом. Каждому из

этих методов присущи свои законы, принципы, категории.

Учения о формах и методах теоретического мышления исторически развивалось в

рамках философии. Диалектическая логика не существует в не материалистической

диалектики. Она раскрывает значения наиболее общих законов развития

объективного мира для движения мышления к истине, т.е. является наукой о

совпадении содержания знания с объектом, раскрывает форму мышления с точки

зрения их строения, не отвлекается от выраженного в них конкретного

содержания, берет их не в застывшем, не в изолированном виде, а во

взаимосвязи, в движении, в развитии. Если формальная логика анализирует уже

сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы перехода

к новому знанию, исследует образованию и развитию теории.

Основные требования диалектической логики:

а) всесторонний предметов мышления;

б) рассмотрение предмета «в его развитии», «самодвижении»;

в) привлечение всей человеческой практики для полного «определения» предмета;

г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Диалектика как методология не сводится к подбору примером из предметной

области для иллюстрации истинности её положений, так как она в своих

категориях формирует законы познания и ею нельзя овладеть, обращаясь только к

сумме примеров и фактов.

Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и

как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее методологическое

значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно и

логическими категориями.

Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т.е. как

диалектическая логика, включает:

· общие категории, т.е. понятия о наиболее общих законах развития

природы, общества, мышления (например, «содержание», «форма», «сущность»,

«явление», «причина»);

· категории, отражающие специфические связи в процессе познания

(«материя» и «сознание»);

· принцип познания (единство исторического и логического,

восхождение абстрактного к конкретному);

· общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез,

индукция и дедукция);

Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно.

Это – «остов», «скелет» знаний и инструментов приобретения новых. Категории

логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение для

всякого нового познания и составляют методологию науки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что

такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в

древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны,

т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и

власть".

Общество - это общность людей на определенной территории,

характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации

жизни.[1]

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему

разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,

охватывающий все население на той или иной территории

[2].

Выделяются две разновидности общества:

1.неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не утвердившимися

экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями,

институтами.

2.развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями,

и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

a) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются

в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов

(демократические общества);

b) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются

в основном в результате использования действующей внешней силы - власти

(недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц

(подвластных)[3].

Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций

господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;

2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила - в партиях,

в общественных объединениях и т.д.

Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", т.е.

осуществляется через аппарат власти, институты организованного

государственного принуждения.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы,

развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,

характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -

постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,

основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом

(народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии

государство превращается из простого, из "просто" организации политической

власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного

образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует

в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с

Страницы: 1, 2, 3, 4