Билеты: Билеты по теории государства и права
Билеты: Билеты по теории государства и права
1. Предмет и метод теории государства и права
Предметом теории государства и права являются основные
общие закономерности возникновения, функционирования и
развития государства к права. Данная наука изучает причины
происхождения государства и права, их формы и типологию,
основные закономерности построения системы органов
государства и системы права, их функциональное воздействие на
общественную жизнь.
Особенности предмета теории государства и права как науки
выражаются в следующем:
1.Теория государства и права изучает государственную и
правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного
и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.
2.Содержание предмета теории государства и права составляют не
любые, а основные общие закономерности государства и права, в
которых проявляется их сущность и социальное значение для всей
общественной жизни.
3.Предмет теории составляют государство и право в их единстве.
Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки?
Потому, что они являются органически взаимосвязанными между
собой частями надстройки общества и существовать изолированно
не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его
правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести
официальную форму регулятора общественных отношений. С другой
стороны, в нормах права государство получает свое юридическое
оформление, его деятельность осуществляется только на основе
правовых норм, законов, которые определяют форму
государственного правления, структуру государства, систему
его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы
государственной деятельности.
Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о
том, что теория государства и права является:
–общественной наукой, так как изучает такие общественные
явления, как государство и право;
-юридической наукой, изучающей только государственную и
правовую стороны общественной жизни;
–общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет
общие закономерности развития государства и права.
Как и любая наука, теория государства и права выполняет
определенные функции, характеризующие ее теоретическое и
практическое значимые дня прогрессивного преобразования
общественной жизни.
1.Познавательная функция выражается в объяснении явлений и
процессов государственной и правовой жизни общества. Теория
государства и права не только изучает в обобщенном виде
государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные
процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в
основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2.Эвристическая функция. Теория государства и права не
ограничивается познанием и объяснением основных
закономерностей государственно-правовой действительности.
Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и
взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает
новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3.Прогностическая функция. Теория государства и права не
только устанавливает реальность новых закономерностей, но и
определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений.
Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития
государства и права на основе адекватного отражения их
объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез
проверяется практикой.
Теория государства и права выполняет указанные функции
применительно к предмету исследования, опираясь как на
собственные результаты, так и на данные других юридических наук.
Особенность функций теории государства и права состоит в том, что
они осуществляются в форме общетеоретического мышления,
которое логическим путем выявляет причинные и функциональные
связи государственно-правовых явлений, определяет общие
закономерности их развития в освобожденном от исторических
случайностей и отклонений виде.
4. Нормативное регулирование. Понятие и виды социальных норм.
Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя
и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное
поведение человека, они создаются коллективами людей.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
1) социальные нормы возникают из объективной потребности
социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
2) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно
обусловленной способом производства;
3) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также
определяется способом производства и распределения.
Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты
следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер
(обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой
деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим
базисом общества.
По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права,
нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако
некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм:
эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных
организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежитя, нормы традиций и
ритуалов.
По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические,
организационные, эстетические, этические и т. п.
По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).
По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
5. Понятие и признаки права.
Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая
свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи
нормативность, формальная определенность в официальных источниках и
обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его
как специфическую систему регулирования общественных отношений.
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими
формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т.д.
Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не
произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими
нормами. В действительности имеет место противоположная зависимость: в
результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения
формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает
человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в
той или иной жизненной ситуации.
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон,
в ранг официальных правил.
Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве,
где нормы существуют в чистом виде.
Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и
сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть
форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета
правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы,
цели общества, отдельных лиц и организаций.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это
специфический признак права, отличающий его от иных форм социального
регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство,
имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой
необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически
право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально
выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает
праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и
обеспеченность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к
"сущему", как бы становится частью существующего. Право, таким образом,
раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки
свободы в сфере социальной жизни.
Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно
обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить
правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны
(например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в
определенных законом случаях виновный привлекается к юридической
ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация
имущества, штраф и т.п.).
Формальная определенность. Следует заметить, что формальная
определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам.
Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других
нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных
книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается
не государством, а другими организациями (общественными, религиозными).
Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение,
возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах,
которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная
определенность достигается официальной публикацией судебных решений,
признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных
юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который
санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого
на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных
юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права,
обязанности, ответственность граждан и организаций.
Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В
настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость
приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и
субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из
социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой
человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или,
иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить
каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и
другие источники юридических норм, в которых получают официальное
государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций,
социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные
возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие
интересы и потребности его обладателя.
6. Принципы права.
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его
сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают
закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,
которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на
всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из
общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в
качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном
между основными закономерностями развития и функционирования общества и
правовой системой. Благодаря принципам правовая система адаптируется к
важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится
совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом
(общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных
отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип
индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип
состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном
праве.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы
ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени
выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между
участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и
государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их
социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение
вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту
соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,
прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы
государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и
свободы являются высшей ценностью.
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е.
равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст.
19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности".
Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15
Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти,
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебной
порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная
защита его прав и свобод".
7. Правовое регулирование: предмет, пределы, процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия
множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление
естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования носят
естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий
общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов
массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни
людей массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция
населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество
и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это
удается далеко не всегда.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|