бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Билеты: Билеты по теории государства и права бесплатно рефераты

Билеты: Билеты по теории государства и права

1. Пред­мет и метод тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва

Пред­ме­том тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва яв­ля­ют­ся ос­нов­ные

об­щие за­коно­мер­но­сти воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ни­я и

раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва к пра­ва. Дан­ная нау­ка изу­ча­ет при­чи­ны

про­ис­хо­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва и пра­ва, их фор­мы и ти­по­ло­гию,

ос­нов­ные за­ко­но­мер­но­сти по­строе­ния сис­те­мы ор­га­нов

го­су­дар­ст­ва и сис­те­мы пра­ва, их функ­циональ­ное воз­дей­ст­вие на

об­ще­ст­вен­ную жизнь.

Осо­бен­но­сти пред­ме­та тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва как нау­ки

вы­ра­жа­ют­ся в сле­дую­щем:

1.Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва изу­ча­ет го­су­дар­ст­вен­ную и

пра­во­вую над­строй­ку в це­лом. Она обоб­ща­ет опыт го­су­дар­ст­вен­но­го

и пра­во­во­го строи­тель­ст­ва в об­ще­ст­ве на всех эта­пах его раз­ви­тия.

2.Со­дер­жа­ние пред­ме­та тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва со­став­ля­ют не

лю­бые, а ос­нов­ные об­щие за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­ва и пра­ва, в

ко­то­рых про­яв­ля­ет­ся их сущ­ность и со­ци­аль­ное зна­че­ние для всей

об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

3.Пред­мет тео­рии со­став­ля­ют го­су­дар­ст­во и пра­во в их един­ст­ве.

По­че­му и го­су­дар­ст­во, и пра­во изу­ча­ют­ся в рам­ках од­ной нау­ки?

По­то­му, что они яв­ля­ют­ся ор­га­ни­че­ски взаи­мо­свя­зан­ны­ми ме­ж­ду

со­бой час­тя­ми над­строй­ки об­ще­ст­ва и су­ще­ст­во­вать изо­ли­ро­ван­но

не мо­гут. Го­су­дар­ст­во из­да­ет и ох­ра­ня­ет нор­мы пра­ва, без его

пра­во­твор­че­ской и вла­ст­ной дея­тель­но­сти они не мо­гут при­об­ре­сти

офи­ци­аль­ную фор­му ре­гу­ля­то­ра об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. С дру­гой

сто­ро­ны, в нор­мах пра­ва го­су­дар­ст­во по­лу­ча­ет свое юри­ди­че­ское

оформ­ле­ние, его дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся толь­ко на ос­но­ве

пра­во­вых норм, за­ко­нов, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют фор­му

го­су­дар­ст­вен­но­го прав­ле­ния, струк­ту­ру го­су­дар­ст­ва, си­сте­му

его ор­га­нов, их за­да­чи, ком­пе­тен­цию, фор­мы и ме­то­ды

го­су­дар­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

Ис­хо­дя из осо­бен­но­стей пред­ме­та дан­ной нау­ки мож­но сде­лать вы­вод о

том, что тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва яв­ля­ет­ся:

–об­ще­ст­вен­ной нау­кой, так как изу­ча­ет та­кие об­ще­ст­вен­ные

яв­ле­ния, как го­су­дар­ст­во и пра­во;

-юри­ди­че­ской нау­кой, изу­чаю­щей толь­ко го­су­дар­ст­вен­ную и

пра­во­вую сто­ро­ны об­ще­ст­вен­ной жиз­ни;

–об­ще­тео­ре­ти­че­ской нау­кой, по­сколь­ку вы­яв­ля­ет и объ­яс­ня­ет

об­щие за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва.

Как и лю­бая нау­ка, тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва вы­пол­ня­ет

оп­ре­де­лен­ные функ­ции, ха­рак­те­ри­зую­щие ее тео­ре­ти­че­ское и

прак­ти­че­ское зна­чи­мые дня про­грес­сив­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния

об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

1.По­зна­ва­тель­ная функ­ция вы­ра­жа­ет­ся в объ­яс­не­нии яв­ле­ний и

про­цес­сов го­су­дар­ст­вен­ной и пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва. Тео­рия

го­су­дар­ст­ва и пра­ва не толь­ко изу­ча­ет в обоб­щен­ном ви­де

го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вую над­строй­ку, но и объ­яс­ня­ет объ­ек­тив­ные

про­цес­сы ее раз­ви­тия, вы­яв­ля­ет, ка­кие за­ко­но­мер­но­сти ле­жат в

ос­но­ве этих про­цес­сов, оп­ре­де­ля­ет их сущ­ность и со­дер­жа­ние.

2.Эв­ри­сти­че­ская функ­ция. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не

ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся по­зна­ни­ем и объ­яс­не­ни­ем ос­нов­ных

за­ко­но­мер­но­стей го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой дей­ст­ви­тель­но­сти.

Про­ни­кая вглубь по­знан­ных за­ко­но­мер­но­стей, уяс­няя их тен­ден­ции и

взаи­мо­свя­зи с дру­ги­ми об­ще­ст­вен­ны­ми яв­ле­ния­ми, она от­кры­ва­ет

но­вые за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва.

3.Про­гно­сти­че­ская функ­ция. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не

толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ет ре­аль­ность но­вых за­ко­но­мер­но­стей, но и

оп­ре­де­ля­ет ус­той­чи­вые тен­ден­ции к раз­ви­тии изу­чае­мых ею яв­ле­ний.

Она кон­ст­руи­ру­ет на­уч­ные ги­по­те­зы даль­ней­ше­го раз­ви­тия

го­су­дар­ст­ва и пра­ва на ос­но­ве аде­к­ват­но­го от­ра­же­ния их

объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­но­стей. Ис­тин­ность вы­дви­гае­мых ею ги­по­тез

про­ве­ря­ет­ся прак­ти­кой.

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва вы­пол­ня­ет ука­зан­ные функ­ции

при­ме­ни­тель­но к пред­ме­ту ис­сле­до­ва­ния, опи­ра­ясь как на

соб­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты, так и на дан­ные дру­гих юри­ди­че­ских на­ук.

Осо­бен­ность функ­ций тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва со­сто­ит в том, что

они осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в фор­ме об­ще­тео­ре­ти­че­ско­го мыш­ле­ния,

ко­то­рое ло­ги­че­ским пу­тем вы­яв­ля­ет при­чин­ные и функ­цио­наль­ные

свя­зи го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых яв­ле­ний, оп­ре­де­ля­ет об­щие

за­ко­но­мер­но­сти их раз­ви­тия в ос­во­бо­ж­ден­ном от ис­то­ри­че­ских

слу­чай­но­стей и от­кло­не­ний ви­де.

4. Нормативное регулирование. Понятие и виды социальных норм.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя

и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное

поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают из объективной потребности

социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно

обусловленной способом производства;

3) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также

определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты

следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер

(обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой

деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим

базисом общества.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права,

нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако

некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм:

эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных

организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежитя, нормы традиций и

ритуалов.

По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические,

организационные, эстетические, этические и т. п.

По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).

По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

5. Понятие и признаки права.

Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая

свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи

норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и

обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения.

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, ко­торые характеризуют его

как специфическую систему ре­гулирования общественных отношений.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими

формами социального регулиро­вания — нравственностью, обычаями и т.д.

Права, которыми располагает каждый человек или юри­дическое лицо, не

произвольны, они отмерены и определе­ны в соответствии с действующими

нормами. В действительности имеет место противоположная за­висимость: в

результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения

формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает

человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в

той или иной жизненной ситуации.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон,

в ранг официальных правил.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве,

где нормы существуют в чистом виде.

Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и

сознания людей. Интеллектуальная сто­рона права состоит в том, что оно есть

форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета

правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы,

цели общества, отдель­ных лиц и организаций.

Обеспеченность возможностью государственного при­нуждения. Это

специфический признак права, отличающий его от иных форм социального

регулирования: нравственно­сти, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство,

име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой

необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически

право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначаль­но

выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает

праву в высшей степени цен­ные свойства: стабильность, строгую определенность и

обес­печенность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к

"сущему", как бы становится частью суще­ствующего. Право, таким образом,

раздвигает границы ста­бильности, определенности, а следовательно, и рамки

сво­боды в сфере социальной жизни.

Государственное принуждение реализуется в двух на­правлениях. Во-первых, оно

обеспечивает защиту субъек­тивного права и преследует цель принудить

правонаруши­теля к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны

(например, взыскание долга, возмещение причи­ненного ущерба). Во-вторых, в

определенных законом слу­чаях виновный привлекается к юридической

ответственнос­ти и подвергается наказанию (лишение свободы, конфиска­ция

имущества, штраф и т.п.).

Формальная определенность. Следует заметить, что формальная

определенность в некоторой степени свойствен­на и другим нормативным системам.

Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других

нор­мативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулиру­ются в священных

книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается

не государ­ством, а другими организациями (общественными, религи­озными).

Государство, в отличие от них, придает праву об­щеобязательное значение,

возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах,

которые подлежат единообразному тол­кованию. В прецедентном праве формальная

определенность достигается официальной публикацией судебных решений,

признаваемых в качестве образцов, обязательных при рас­смотрении аналогичных

юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который

санкциони­рует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого

на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных

юридических решений четко и од­нозначно определяются субъективные права,

обязанности, ответственность граждан и организаций.

Системность. Право представляет собой сложное сис­темное образование. В

настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость

приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и

субъективное право. Первый элемент — естественное пра­во, состоящее из

социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой

человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или,

иначе говоря, возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить

каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и

другие источники юридических норм, в которых получают официальное

государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций,

социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуаль­ные

возможности, возникающие на основе норм позитивно­го права и удовлетворяющие

интересы и потребности его обладателя.

6. Принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его

сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на

всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из

общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в

качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном

между основными закономерностями развития и функционирования общества и

правовой системой. Благодаря принципам пра­вовая система адаптируется к

важнейшим интересам и по­требностям человека и общества, становится

совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом

(общеправовые), его отдельным отраслям (от­раслевые) или группе смежных

отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип

индивидуали­зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип

состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном

праве.

К числу принципов, прямо не сформулированных в за­коне, относятся принципы

ответственности за вину, нераз­рывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени

выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между

участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и

государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их

социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение

вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отра­жают эту

соразмерность, если отвечают принципу справед­ливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,

прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы

государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и

свободы являются высшей ценностью.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан, т.е.

равные конституционные права и еди­ную для всех правосубъектность. В ч. 2 ст.

19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантиру­ет

равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от пола, расы,

национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения,

места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к

общественным объединениям, а также других об­стоятельств. Запрещаются любые

формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,

языковой или религиозной принадлежности".

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15

Конституции РФ, "Конституция Рос­сийской Федерации имеет высшую юридическую

силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федерации, не должны

противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государствен­ной власти,

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы".

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебной

порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная

защита его прав и свобод".

7. Правовое регулирование: предмет, пределы, процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в ре­зультате действия

множества самых разнообразных факто­ров. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые стихийные регуляторы как непос­редственное проявление

естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования носят

есте­ственный характер и могут выражаться в виде конкретных событий

общесоциального масштаба, явлений экономичес­кого порядка, феноменов

массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни

людей массовые сезонные заболевания, демографические процес­сы, миграция

населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к порядку общество

и государство стре­мятся взять под свой контроль данные факторы, однако это

удается далеко не всегда.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с во­лей и сознанием людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11