Учителя человечества
p align="left">* носили законодательный характер.В основу свода легли 10 заповедей, полученных Моисеем от Бога Яхве на каменных скрижалях. 10 заповедей (десятисловие, Декалог): 1. Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов. 2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им... 3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний. 5. Почитай отца твоего и матерь твою. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего. Заповеди 1 - 3: * относятся к сфере сакрального права; * предостерегают народ от варварства (многобожия, колдовства, человеческих жертвоприношений); * утверждают веру в единого Бога. 4-я заповедь утверждает: * связь народа и Бога (суббота - день духовного сосредоточения, мыслей о Боге); * духовное единство народа (день отдохновения обязателен для всех слоев общества, включая рабов). 5-я заповедь - древнейший закон почитания родителей, вошедший в кодекс Моисея. 6-я - 10-я заповеди: * являются нормами отношения к ближним; * распространяются только на представителей своего народа ("...не злобствуй на сына своего народа..."); * задают меру справедливости. Содержанием справедливости является равное возмездие, древний принцип талиона ("око за око"). Под влиянием учения Моисея в рамках единого духовного пространства родственные племена сформировались в нацию. Народ осознал свое особое предназначение в мире ("...кто тот великий народ, у которого законы... праведны так, как все это Учение, которое я даю вам?.."), него сформировались общие нравственные принципы. Моисей заложил основы жизни народа: * религиозные (единобожие); * нравственные (любовь к своему народу); * законодательные (справедливость). Заповеди Моисея - один из древнейших и значимых нравственных кодексов. Его признаки: * безусловность: мораль, нравственные требования абсолютны, изначальны, выступают как воля Бога; * категоричность: требования не обсуждаются, не допускают отклонений, так как даны Богом; * всеобщность: нравственные требования Декалога: * стали основой общечеловеческой нравственности; * вошли в состав морально-религиозных учений христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы: * регулируют только действия людей, но не их моральное мышление; * не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности - наказания и награды распространяются на потомков (например, проклятие до 7 колена); * являются принудительными законами - Моисей не стремился закрепить их в моральном сознании людей; * не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь. Милосердие в учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выступает только как форма справедливости и часто совпадает с формой справедливости - возмездием ("...вдову и сироту не угнетай... если будешь угнетать... будут ваши жены вдовами и ваши сыновья сиротами"). Милосердие выражается не в прощении, а в более мягкой форме наказания. 5. Иисус Христос С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и последователи. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы мученической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению. Иисус Христос был одновременно: * Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на небеса; * человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и человека.) А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты" пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии, и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики". Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан". Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том, что Бог. * является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпирического и идеального мира); * един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой; * является целью и смыслом мира; * является моральным абсолютом; * есть любовь. Человек: * создан Богом по образу и подобию Божьему; * наделен духом, душой и волей; * греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Адама и Евы, прогневивших Господа; * может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле. Главной целью христианина являются: * искупление грехов, покаяние; * воссоединение с Господом; * обретение Царства Божия после смерти. Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных интересах обречен адскому пламени. Царство Божие. Царство небесное понимается как: * апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии; * царство духа: "Царство Божие внутри вас". Оно предназначено, по словам Христа, для: * детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т. д.); * обиженных, жертв социальной несправедливости ("Блаженны плачущие, ибо утешатся..."); * смиренных людей ("Блаженны кроткие..."). В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом, смертью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея). Нравственный человек должен соблюдать заповеди Христа, не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях. Причиной страданий людей является забота о материальных благах ("хлебе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без исключения, и в первую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея). Иисус Христос в Нагорной проповеди придал заповедям Моисея характер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей. "Не убий". Нельзя не только убивать, но даже: "гневаться на брата своего напрасно", ссориться с ним; выражать неуважение к другому человеку; отрицать наличие ума и рассудка у другого человека. "Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие, но и мысль.) "Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе" (Христос). Человек не имеет права клясться ничем, так как все в мире во власти Божьей. Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь милосердной любви: "не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло); "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"; "просящему у тебя дай"; "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?" Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия: "...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы они видели вас..."; "когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят... молиться, чтобы показаться перед людьми"; "когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...". Также Иисус завещал: "...прощать людям согрешения их..."; "...не собирать себе сокровищ на земле..."; "...не судите других..."; "...берегитесь лжепророков...". В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое правило морали". "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Основными христианскими добродетелями являются; * смирение. Истинный христианин должен: * подчиняться воле Божьей, безропотно принимать посланные ему беды и испытания; * принимать то место в мире, которое дано ему Богом (мириться с бедностью, низким социальным положением); * не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым; * смирять свои страсти и амбиции; * вера: истинные кротость, доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога; * надежда. Она состоит в: * уповании на милость Божью, его милосердие и справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом, ведущим гибели души; * вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в Царстве Божьем; * любовь. Свойства христианской любви: * бескорыстие; * деятельность; * милосердие; * равное отношение ко всем людям. Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей. Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..." 6. Мухаммед Мухаммед родился в 570 г. в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов. Арабы того времени исповедовали многобожие, что обеспечивало равновесие между многочисленными племенами. В арабском обществе было много людей, называемых ханифами (отпавшими). Они исповедовали единобожие и помнили, что родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама. В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями иудаизма и христианства. Он испытал влияние монотеизма, впоследствии называл себя ханифом. В 610 г. Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал священную книгу (Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед, ты - посланник Аллаха...". После указания свыше "Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!" Мухаммед начал проповедовать новую веру. Новой общине мусульман Мухаммед дал устав, который гласил: * члены общины составляют единый народ, племенные различия преодолены; * люди делятся только на верных (мусульман) и неверных (немусульман); * кровная месть отменяется, верующие объединяются против общего врага (неверных); * высшей инстанцией является Аллах; * Мухаммед - последний в ряду пророков единого Бога (после Авраама, Моисея, Иисуса); * Коран является последней книгой откровений. Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал себя и необходимо распространять ислам с помощью силы. Он сформулировал идею священной войны (джихада). * война за истинную веру священна; * добродетель веры выше порока убийства; * смерть за веру открывает путь в рай. Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда наживы и месть. Благодаря учению о едином Боге и предназначении арабского народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал арабское государство, установил единую веру. Основные положения ислама: * миром правит Бог; * Бог абсолютен, совершенен, вечен; * Аллах является Богом истины, милосердия, справедливости; * Бог один, "никого нельзя давать ему в сотоварищи"; * человечеству предстоит страшный суд и затем второе творение. В судный день грешники будут отделены от праведников (и отправлены соответственно в ад и рай), добро будет отделено от зла навечно, злые больше не смогут избежать наказания (как в первое творение). В отличие от рая христиан мусульманский рай обещает все чувственные наслаждения, которые ценят люди. Устой ислама. * Важнейшим устоем ислама является утверждение: "Аллах един, а Мухаммед его посланник". * Обязательная молитва (цикл из 5 молитв). Молитвы совершаются добровольно, без контроля извне. Соблюдение ежедневной молитвы является показателем искренности веры. * Обязательный пост в месяц рамадан. Заключается в полном отказе в светло время суток от всего, что отвлекает от благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и милосердие. Пост является показателем правильного отношения к природе человека и его духовном миру. * Обязательная милостыня, посильный взнос в общину. Носит благотвори тельный характер (помощь бедным). Является не добровольным, а обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним. * Обязательное паломничество (хадж) в Мекку к Каабе - святилищу Авраама. Во время хаджа совершаются усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности ислама - единобожии. Особенности этики Корана. Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания и культуры. Этика Корана является догмой и pyководством к действию, моральной программой. Учение Мухаммеда не систематизировано в виде кодекса и не содержит общих принципов. Оно включает в себя конкретные нормы нравственности. Нравственные нормы Корана нераздельны с формами регуляции человеческих отношений: религией, обычаями, правом. Нормы мусульманской этики не категоричны - в определенных случаях допускаются нарушения запретов (например, необязательность поста для беременных женщин). Мусульманская этика реалистична. Она учитывает ограниченность возможностей человека, отрицает богоподобие человека. Литература Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. -- Гардарики, 2003. - 472 с. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003. -- 176 с. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. -- М.: Изд-во ПРИОР, 2003. -- 206 с. Словарь по этике. -- М.: Политиздат, 1983. -- 445 с. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета Новый Завет Тора (пятикнижие Моисеево). -- М.: «Шамир». 1993 Коран. -- М.: СП ИКПА. 1990. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М., «Мысль», 1972.
Страницы: 1, 2
|