бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Учителя человечества бесплатно рефераты

Учителя человечества

Реферат

На тему:

«Учителя человечества»

План

1. Проблема нравственного прогресса

2. Конфуций

3. Будда

4. Моисей

5. Иисус Христос

6. Мухаммед

1. Проблема нравственного прогресса

История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения, так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:

* выделение человека из животного мира, преодоление биологических рефлексов;

* образование социальных общностей;

* становление отношений в коллективе;

* возникновение правил общежития.

Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечеловеческих моральных норм. Возникают высшие ориентиры нравственного поведения и сознания людей (принципы "высокой" морали).

С установлением господства христианской религии добродетели прошлых времен (справедливость, мужество и др.) дополнились христианскими добродетелями: милосердием, любовью (которая распространяется даже на врагов) и т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом: она обращена ко всем людям вне зависимости от социальной принадлежности, пола, национальности, места и страны жительства.

Улучшение нравов общества связано с возвышением роли разума человека. Новшества в морали явились результатом роста самосознания человека, морального творчества индивида.

Идеи морали распространяются на все сферы общественного сознания:

* политику - осуждение безнравственных политических решений и т. п.;

гуманистические принципы морали зафиксированы в международных соглашениях;

* экономику - соблюдение договоров и пр.;

* гуманизацию сферы права (движение за отмену смертной казни);

* экологическое движение - защита окружающей среды и т. д.

Расширяется сфера применения норм морали. Явления, которые в прошлые века были морально нейтральными, получают моральные оценки (например, современных людей возмущают случаи жестокого обращения с животными).

Усложняется механизм воздействия морали. В прошлом основными регуляторами являлись принуждение, страх и др.

В современном обществе человек получил возможность свободного морального выбора.

Многие моралисты придерживаются скептических взглядов на процесс нравственности. Нравственный прогресс связан с социальными условиями. Падение нравов происходит в период перехода от одного общественно-экономического строя к другому.

Этот процесс сопровождается кризисными явлениями во всех сферах жизни общества (экономике, социальной и духовной сферах и пр.).

Питирим Сорокин выделил следующие признаки нравственного кризиса общества:

* утилитарный подход к оценке социальных явлений и деятельности людей;

* стремление людей к богатству и чувственным наслаждениям;

* моральная атомизация индивидов;

* моральная анархия.

Моральная анархия выражается в:

* установлении каждым человеком собственных моральных норм;

* изменчивости нравов;

* отсутствии чувства моральной ответственности;

* иррациональности морального мышления;

* увеличении роли насилия в обществе и др.

В XX в. в условиях развитой индустриальной цивилизации частота войн превысила среднюю частоту войн прошедших веков в 1,5 раза (Серебрянникова В.В. Социология войны).

Вооруженные конфликты XX в. (военные, этнические) включают разнообразные методы борьбы, которые в основном направлены против мирного населения: экономические (санкции, эмбарго), информационные, идеологические, диверсионные, террористические. Создавали концентрационные лагеря, гетто, применялись массированные бомбардировки, усовершенствованное оружие массового поражения.

Вооруженные конфликты становятся средством наживы: войны могут быть развязаны из-за столкновения экономических интересов, на поставках оружия наживаются огромные капиталы.

В условиях кризиса индустриального общества возникает угроза нравственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера общественных отношений, взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира, утраты природного, эмоционального восприятия.

Этому способствуют средства массовой информации практикующие:

* манипулирование сознанием людей, общественным мнением;

- фальсификацию духовных явлений;

* пропаганду эстетики насилия и жестокости и т. п.

Однако во все эпохи моралисты констатировали падение нравов. Последовательно ухудшающаяся нравственность должна была в результате свестись к нулю, но этого не случилось, как не было в истории человечества и "золотого века" морали.

2. Конфуций

Некоторые философско-этические учения закреплены в историческом опыте людей. Они представляют собой образцы нравственного мышления и поведения на личном примере создателей учений и служат нравственной основой мировых религий, цивилизаций. Эти учения обновляют ранее существовавшие в обществе моральные устои, отличаются глубиной и масштабом воздействия на мораль общества.

Духовный учитель китайской нации Конфуций, или Кун-цзы (551 478 гг. до н. э.), предложил программу добродетельной жизни. Он от крыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы, древняя литература

Основные категории учения Конфуция.

"Жень" (человеколюбие, милосердие, гуманность) как качество индивида, человеческое начало, программа жизни, долг.

Жень реализуется в отношениях людей. Отношения между людьми являются гармоничными и нравственными в случае, если они взаимны

Взаимность, равенство в отношениях являются общим принципом поведения.

Конфуций сформулировал "золотое правило нравственности". На вопрос: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" - Конфуций ответил: "Это слово - взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе".

"Ли" (ритуал, обряд, этикет, церемония) воплощает принцип взаимности. "Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие" (Конфуций).

Ритуал - нормы, образцы достойного поведения. Он одновременно объединяет людей, позволяет сохранить дистанцию, необходимую для комфортного общения и реализует принцип равенства в общении людей, неравных по социальному положению или личным качествам.

Общество построено по принципу "ли". Социальный этикет регулирует отношения в семье, в дружеских связях, между государем и подданными и т. д.

Согласно Конфуцию человек - уникальное существо, обладающее достоинством. Достоинство человека происходит от "ли" и воплощается в "ли". Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от животного.

Моральное образование состоит, в усвоении правил "ли" (ритуала), изучении литературы, музыки и других искусств.

Конфуции говорил: "Обрести жень - значит подчиниться "ли".

Ритуал основан на "сяо" - сыновней почтительности и "чжен мин" -исправлении имен.

Сыновняя почтительность, преданность родителям - это забота о старших и поддержание их жизни, важнейшая составляющая человеколюбия. Почтение к родителям в Китае было закреплено юридически. Отец для детей был последней и абсолютной инстанцией.

Сыновняя почтительность, культ предков, уважение к древности обеспечивают:

* стабильность общества;

* преемственность поколений;

* отсутствие конфликтов между поколениями.

Конфуций проповедовал "постоянное возрождение старого как путь познания нового". Изменения порядков, заведенных родителями, возможны только с их согласия. В случае смерти отца перемены в доме проводились только после трехлетнего траура.

Конфуций считал, что:

* перемены в обществе не должны противоречить культу предков;

* нравственные идеалы нужно черпать в прошлом;

* патриархальный покой предпочтительнее конфликтов и смут, связанных с прогрессом. Конфуций говорил: "Я верю в древность и люблю ее чистосердечно".

Концепция исправления имен. Члены общества различаются по:

* социальному статусу (сословию);

* положению в системе разделения общественного труда (функции).

Необходимым условием для достойных отношений между людьми разных сословий и функций является соответствие человека своему общественному предназначению. "Государь должен быть государем, сановник сановником, отец - отцом, сын - сыном" (Конфуций).

Взаимность отношений в классовом обществе реализуется через обмен деятельности. Это требует выполнения каждым членом общества своего профессионального и общественного долга.

"Вэнь" - воспитанность, культурный смысл жизни человека. Чем выше положение человека в обществе, тем выше его нравственная ответственность. Нравственные обязанности вырабатываются в процессе воспитания, образования и проявляются в ритуале.

Вэнь, воспитание - это синтез:

* природных, врожденных качеств человека;

* качеств, приобретенных в процессе воспитания, образования.

Конфуций учил: если "...воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем".

Благородный муж (цзюнь-цзы) означает:

* благородство происхождения, аристократизм;

* человеческое совершенство. Человеческое совершенство:

* не гарантируется благородным происхождением;

* достигается в процессе духовного самосовершенствования;

* достижимо для простолюдинов.

Для представителей аристократических сословий человеческое совершенство является обязанностью. Благородный муж - идеальный человек. Он:

* стремится познать дао (правильный путь);

* всегда следует ритуалу;

* гуманен;

* искренен, честен;

* почтителен;

* постоянно учится, упорным трудом достигает совершенства;

* сдержан в словах, слова его не расходятся с делом.

Благородный муж, по учению Конфуция, относится ко всем одинаково, не судит других (только себя), заимствует у других только хорошее. Род занятий, наиболее подходящий для благородного мужа, - сановная деятельность, политика.

Благородному мужу противопоставлялся низкий человек (сяо жень), который стремится к выгоде, пренебрегает ритуалом, имеет грубые манеры, судит других людей, вступает в конфликты. Низкий социальный статус способствует формированию "сяо жень". Однако не всякий простолюдин является низким человеком.

Конфуций отмечал, что стать благородным мужем очень трудно. Себя он таковым не считал.

3. Будда

Принц Сиддхартхи Гаутама (Шаколмуни) родился в середине VI в. до н. э. в Индии. Он рос изолированно от мира, отец пытался уберечь его от негативных сторон жизни.

Случайно Гаутама увидел больного, старика, покойника и узнал о существовании болезней, страданий, старости и смерти.

После встречи со странствующим аскетом принц решил, что найти путь к спасению и избавлению о страданий можно только через аскетизм. В возрасте 29 лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не ведет к спасению.

Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение - в освобождении от желаний, "развеществлении". Это позволяет:

* избежать многократных рождений и связанных с ними страданий;

* стать всеведущим;

* обрести бессмертие.

В возрасте 35 лет принц стал называться Буддой (от Buddha - просветленный, пробужденный).

Основные положения учения Будды.

* Сансара (круговорот) - это череда рождений, переход из одного существования в другое. Этот процесс сопряжен со страданиями, болезнями, смертями.

* Блаженство, счастье Будда и его последователи понимали как:

* завершенность, внутреннюю гармонию человека;

* состояние полного счастья, когда больше нечего желать;

* избавление от цепи перерождений. К блаженству не ведут:

* гедонизм ("склонность ко всяким похотям");

* аскетизм ("склонность себя изнурять");

* комбинация гедонизма и аскетизма (принцип меры).

Будда открыл "верную срединную дорогу", которая "к умиротворению, i постижению, к пробуждению, к успокоению ведет".

В момент просветления Будде открылись четыре благородные истины. Они легли в основу буддийского жизнеучения. Их необходимо знать, чтобы достичь нравственной чистоты.

* Истина о страдании, тяготах. Страданием являются:

* вся жизнь во всех ее проявлениях;

* наслаждения;

* человеческие привязанности, богатство, слава - это цепи, привязывающие человека к жизни

* Истина об источнике страданий: им является желание жизни.

* Истина о пресечении страданий. Нирвана (от санскрит, nirvana - затухание, остывание) - это отсутствие страданий, "бесстрастное пресечение, уход, покидание, свобода...". Четкого определения нирваны Будда не давал. Ее можно трактовать как:

* полное счастье, самодостаточность;

* отсутствие желаний, страстей, привязанностей;

* уход от мира;

* покой и т. п.

* Истина о верной срединной дороге. Программа нравственного совершенствования личности содержит 8 степеней духовного возвышения:

* истинное воззрение (праведная вера) - усвоение четырех истин Будды

* истинное намерение - принятие благородных истин и непривязанность к миру;

* истинная речь - воздержание от лжи и речей, не относящихся к отрешению от мира;

* истинные поступки - ненасилие, ненанесение вреда любому живому существу;

* истинный образ жизни, истинное поведение;

* истинное усилие - бдительность, пресечение дурных мыслей;

* истинное памятование (праведная мысль) о том, что все преходяще;

* истинное сосредоточение - духовное самопогружение.

Нравственное самосовершенствование - это переход от индивидуальной определенности (всего, что выделяет человека из числа других людей) к безличному началу.

Человек, преодолевший чувственную привязанность к миру, испытывает чувство любви (отсутствия вражды) ко всему живому на Земле в равной степени.

4. Моисей

Декалог. Его особенности

Моисей (род., вероятно, в XIV - XIII вв. до н. э.) является:

* духовным отцом еврейской нации;

* основателем мировой религии иудаизма;

* создателем одного из древнейших кодексов нравственности.

Моисей не только выражал интересы и волю своих соплеменников, но и создавал еврейский народ, способствуя его переходу из дикого, природного состояния в историческое, государственное, вел его к осознанию духовной общности.

Помимо кровных связей людям были необходимы общая вера, идея единого Бога, а также общие нравственные принципы.

Общественное сознание того времени отличалось синкретизмом (единством религии, морали, права).

Моисей разработал свод правил, которые:

* регулировали все сферы жизни человека;

Страницы: 1, 2