бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Современный этикет бесплатно рефераты

огда вы будете представлены (это касается и мужчин, и женщин), то по реакции нового знакомого вы сможете понять, хочет ли он продолжать знакомство. И если вы видите его холодность, не следует настаивать на продолжении отношений.

Как представлять людей друг другу. Основные правила таковы: со словами "Позвольте представить вам... ", "Разрешите познакомить вас... ", "Оля, знакомься... "

Мужчину представляют женщине.

Младших по возрасту представляют старшим.

Гостей, приходящих позже, тем, кто пришел раньше.

Если гости приходят один за другим, а вы не успеваете знакомить их друг с другом, эту обязанность может взять на себя ваш родственник или хороший друг.

Проводив гостя в комнату, всем, находящимся там, называют его имя, после чего этому гостю называют имена остальных.

Если гостей немного, можно познакомить всех по отдельности.

Знакомясь, мужчины встают.

Женщины могут остаться сидеть, за исключением тех случаев, когда вошедший гость гораздо старше их или занимает высокое положение.

Если знакомятся две женщины разного возраста, правильно, обращаясь к женщине старшей, сказать: "Позвольте вам представить... " - и произнести имя и фамилию особы более молодой, после чего назвать женщину постарше. Иными словами, возраст и авторитет имеют в данном случае бесспорное преимущество. Тем же принципом подчеркнутого уважения определяется норма знакомства, при которой обычно мужчину представляют женщине, сотрудника - руководителю. Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого себе человека, например, свою сестру - своей знакомой.

Когда необходимо представить одновременно нескольких лиц человеку известному, заслуженному, то его фамилию не произносят вовсе (предполагается, что все ее знают).

Своих жену, мужа, дочь, сына представляем словами: "Моя жена", "Моя дочь". Знакомство с матерью и отцом - исключение из этого правила: всех знакомых представляем родителям, а не наоборот.

Весьма кстати, представляя своих знакомых, добавить, например, такое уточнение: "Мой друг N - хирург, а это Z - мой институтский товарищ".

Представляя человека, следует произносить его фамилию внятно и отчетливо. Особенно хочется предостеречь от того, чтобы ее перепутать или сделать неточное ударение.

Абсолютно недопустимы уточнения типа: "Господин N - брат известного актера Z! "

Людям, не уверенным в своей памяти в отношении чужих фамилий, целесообразно предложить: "Знакомьтесь, пожалуйста... " И далее положиться на чужую инициативу. Такой способ представления вполне допустим.

Если к уже собравшемуся обществу присоединяется новый человек, громко произносите его фамилию; остальные, подавая ему руку, сами называют свою.

Вы едете в общественном транспорте с товарищем, и на одной из остановок в вагон входит ваш знакомый? Непременно ли знакомить своих спутников? Если с вошедшим вы обмениваетесь только несколькими словами, то его можно не знакомить с товарищем, но не забудьте это сделать в случае, если разговор станет общим.

Кто-то из членов вашей семьи заходит к вам на работу. Представлять ли его сотрудникам? Не обязательно, если у вас с ними чисто служебные отношения.

На работе. Нового сотрудника представляет коллективу руководитель. Старые сотрудники вводят новичка в курс дела и ведут себя так, чтобы последний уже через несколько дней почувствовал себя на новом месте уютно. В сложные личные отношения между некоторыми сотрудниками, а также во взаимные обиды вновь прибывшего посвящать не следует.

Форма обращения друг к другу среди членов одного коллектива зависит от степени их дружеских симпатий и сложившихся традиций. Но в любом случае недопустимо обращаться к товарищу только по фамилии.

Жизнь в доме отдыха отличается несколько упрощенными формами знакомства. Со слов "Позвольте посмотреть вашу книгу" может начаться близкое общение.

В такой обстановке целесообразнее всего самим представиться соседям по комнате и по столу. Общему знакомству и созданию хорошей атмосферы способствует проведение "вечеров знакомства", которые приняты в некоторых домах отдыха.

Среди ровесников-молодых людей и девушек вполне допустимо при знакомстве называть только имена.

Но вот нас представили. Как вести себя дальше? Если лицо, знакомящее нас, уже произнесло нашу фамилию, то повторять ее, подавая руку, не следует.

Первым подает руку человек, которому представили другого, т.е. женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему, руководитель - подчиненному. Лицо, которое представили, терпеливо ждет, готово протянуть руку, но не торопится это сделать.

Когда представляют мужчину - он обязательно встает. Женщина делает это лишь в случае, если ее знакомят с женщиной много старше или с мужчиной почтенного возраста и положения. Девушки до 18 лет, знакомясь со взрослыми, всегда встают.

Хозяйка дома встает всегда навстречу гостю независимо от его пола и возраста.

Если один из приглашенных приходит с опозданием, когда все уже сидят за столом, хозяину следует представить его всем сразу и усадить на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

Когда случается встретить на улице знакомого, идущего в обществе женщины, которую вы не знаете, полагается поклониться и оставить знакомому право решать, что сделать прежде - поздороваться с вами или представить вас женщине.

А как быть, если возникла необходимость быть представленным, а в обществе не окажется рядом никого, кто мог бы вам в этом помочь? Следует просто подать руку и назвать свою фамилию - четко и внятно.

Раз уж речь зашла о фамилиях, следует отметить, что хорошая память на фамилии часто выручает в жизни. Человек, фамилию которого мы быстро вспоминаем спустя много лет, чувствует себя польщенным. Однако нередко встречаются люди, у которых чужие фамилии упрямо вылетают из памяти. Если вы окажетесь в подобной ситуации, советую славировать таким образом, чтобы этот порок не был замечен. Но уж если совсем не повезет и выхода не окажется, придется сознаться: "Простите, забыл фамилию". В подобных случаях неплохо разрядить обстановку какой-либо шуткой.

При плохой памяти на лица иногда случается знакомиться вторично. Тут уж лучше не называть свою фамилию даже если потом окажется, что вы не были с этим человеком знакомы, - чем подвергать себя риску услышать в ответ: "Мы уже знакомы".

С другой стороны, если мы радостно бросаемся навстречу знакомому, а тот смотрит на нас испуганно-непонимающими глазами, лучше не допытываться: "Вы меня не узнаете? " Вопрос ставит в неловкое положение не узнавшего нас человека. Можно ненавязчиво, как бы между прочим, заметить: "Мы встречались в Липках". Такая подсказка поможет вашему партнеру сориентироваться, с кем он разговаривает.

Извинения. Если вы побеспокоили кого-то, проходя перед ним или перед ней (если больше негде пройти), скажите "Пожалуйста, извините меня" или "Прошу прощения"; короткая форма: "Извините", "Пардон" - меньше подходит к такому случаю. Где это возможно, сначала попросите разрешения пройти, например, в театре в ряду кресел, а не проталкивайтесь мимо людей, не шагайте по ногам, не дав людям шанса уступить вам дорогу. В Америке, например, в театре принято проходить спиной к людям, занимающим нужный вам ряд. В Европе же следует проходить лицом к сидящим.

Комплименты. Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие - в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия.

Комплименты составляют немаловажное подспорье для создания приятного настроения в обществе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Если говорить комплименты нечасто и притом умно и тонко, они придают беседе желаемую грациозность. Наоборот, когда в комплиментах слышатся подготовка, претензия или напыщенность, то они становятся смешными и пошлыми.

В какой манере следует произносить комплимент?

Уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой.

Избегайте дешевых театральных эффектов, излишней восторженности;

мимика, жесты должны соответствовать словам.

В комплименте не может быть даже намека на иронию.

Избегайте штампов.

Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту.

Не делайте комплиментов мимоходом, между делом.

Спор. Даже при самых благоприятных обстоятельствах очень трудно побудить людей к перемене взглядов. Если вы хотите склонить человека к своей точке зрения, проявляйте уважение к мнениям другого. Никогда не говорите человеку, что он неправ. Допускайте возможность ошибки и со своей стороны. Такая позиция преградит путь всем спорам и, главное, воодушевит вашего собеседника проявить такую же честность и широту мышления, как и у вас. Она может пробудить в нем желание тоже признать, что он бывает неправ.

Далее, если вы хотите привлечь кого-нибудь на свою сторону, сначала убедите человека, что являетесь его искренним другом. Это, несомненно, наиболее верный путь к разуму. Можно пользоваться и такими магическими фразами, которые прекращают споры, уничтожают недоброжелательность и заставляют внимательно слушать. Вот некоторые из них: "Я нисколько не осуждаю вас за ваши чувства или мнение... На вашем месте я думала, испытывала бы то же самое... "

И еще полезно во время спора почаще вспоминать пословицу: "Дракой многого не добьешься, а уступив, получишь больше, чем ожидал".

А порой единственный способ добиться наилучшего результата в споре - это уклониться от спора. В пылу спора человек может, даже понимая свою неправоту, не согласиться с вами для того, чтобы не уронить своего достоинства. Вспомните, что вы не раз вели себя так в подобных ситуациях.

Поэтому достаточно высказать свою точку зрения другому человеку и дать ему возможность подумать на досуге. Может, через некоторое время он будет полностью с вами согласен без какого-либо давления со стороны.

Спорить и упорно доказывать свое - в некотором роде насилие над человеком, и поэтому такое поведение не может привести к истинному согласию. Недоразумение можно уничтожить только с помощью такта, дипломатии, примирения и сочувственного стремления понять точку зрения другого человека.

Правила спора:

Спор должен быть обоснован и убедительно аргументирован.

Никогда не следует предъявлять свои претензии ироническим тоном - такой тон оскорбляет и вызывает инстинктивный протест.

Ссорясь, угрожать самоубийством - в высшей степени не по-джентльменски.

Вообще не следует слишком часто "выяснять отношения".

Неловкие ситуации. Каждый находящийся в обществе человек не застрахован от казусных ситуаций - невольных ошибок. Вот несколько классических казусов: познакомиться с кем-то вторично; опрокинуть рюмку с вином; поинтересоваться у соседа по столу: "Вы не знаете, кто эта болтливая блондинка? " - и получить ответ: "Это моя жена"; проявляя чуткость, спросить у знакомого: "Как себя чувствует ваша супруга? " - и услышать в ответ: "Уже год как умерла" или "Мы давно разошлись". Чрезвычайная неприятность: по ошибке вытереть нос салфеткой; рассказать внимательным слушателям неудачный анекдот.

Подобные обстоятельства надолго могут оставить в памяти неприятный осадок. Однако совершенно напрасно мучить себя такого рода воспоминаниями. Ну что ж, случилось и прошло. Конечно, лучше, чтобы подобные неприятности случались как можно реже; нужно заметить только, что окружающие обращают на такие вещи гораздо меньше внимания, чем это вам может показаться. Нет человека, воспитанного самым идеальным образом, у которого на совести не было бы чего-либо подобного. Мелкий казус не терпит подробных оправданий, они больше способны вовсе испортить, чем исправить положение. В таких случаях короткое "Простите", как правило, решает проблему.

Совсем иное дело "афронты" - действия преднамеренные и сознательные, то есть сознательное нарушение правил вежливости, когда одно лицо не только не старается скрыть своей неприязни к другому, а, наоборот, стремится ее подчеркнуть. Надо ли говорить о том, что в этом случае вы не только публично представляете в невыгодном свете самого себя, но и помимо своей воли можете обидеть других.

Среди подобных весьма решительно проявляемых форм неприязни можно перечислить следующие:

демонстративно не подать кому-либо руки;

наделить своего противника вслух оскорбительным эпитетом;

отослать по обратному адресу письмо или подарок;

в неуважительном тоне отозваться о ком-либо из близких своего собеседника.

Подобные шаги могут привести к полному прекращению знакомства.

Бывает, что случайная неловкость кажется кому-то афронтом. Здесь кстати будет вспомнить о коверкании фамилий. Такая небрежность, если ее не примут за нечто худшее, всегда бывает обидной. Иногда человека может серьезно оскорбить факт, что к нему повернулись спиной. Обычное невнимание, но оно может серьезно осложнить отношения. Поэтому, общаясь с людьми, всегда следует строго себя контролировать. Никогда и никого не красит ответная грубость, как бы ни вел себя ваш противник. Скандал унижает обоих.

Кроме того, имейте в виду: некрасиво открывать чужую сумку, а также заглядывать в нее, если она случается открытой. Это относится и к чужим портфелям или карманам пальто. Нельзя самовольно открывать и перекладывать содержимое ящика чужого стола, как дома, так и на работе. Не следует открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Общение по телефону. В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.

Телефонный разговор прежде всего должен быть кратким. Помните: пока вы ведете неторопливый разговор с приятелем или приятельницей, к вашему собеседнику или к вам, может быть, не могут дозвониться по важному делу.

Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.

Если кто-то неправильно набрал номер и попал случайно к вам, не грубите, а вежливо ответьте: "Простите, вы ошиблись номером".

Полезно чаще вспоминать, что телефон изобретен и для того, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения!

Звонить или не звонить?

Прежде всего, еще до того, как вы наберете номер, следует подумать:

Будет ли ваш звонок приятен?

Не побеспокоите ли вы того, кому звоните?

Заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить?

Когда звонить по телефону не принято. Не принято выражать по телефону сочувствие: если у человека несчастье, ему надо прийти на помощь, личным присутствием и соучастием помочь преодолеть горе: снять стресс, выполнить некоторые неотложные дела за пострадавшего. Если вы сами здоровы, то обойтись сочувствием по телефону просто неприлично. Исключение может быть сделано только для тех, кто болен и сам нуждается в помощи.

Соболезнование. По телефону соболезнование выражать не принято. Визит соболезнования наносится только в том случае, если вы уверены, что он желателен, или если близкие умершего нуждаются в поддержке. Если извещение о смерти получено еще до погребения, то надо оказать умершему последние почести и принять участие в похоронах. Если же по уважительной причине это невозможно, следует извиниться и выразить соболезнование письмом.

Время телефонных разговоров. Время для телефонных разговоров, конечно, ограничено рамками рабочего дня, если звонки сугубо деловые, и временем бодрствования, если это личный разговор. Не рекомендуется звонить по телефону раньше 8 часов утра в будние дни и раньше 10 часов - в выходные, заканчиваться телефонные звонки должны не позже 10 часов вечера. Если же вам известны какие-либо обстоятельства, корректирующие время телефонных бесед (ваш друг приходит домой поздно, в семье есть маленький ребенок и т.п.), тем более постарайтесь не докучать звонками в позднее время. В случае если дело не терпит отлагательств, сделать поздний звонок допустимо, однако, если на пятый-шестой сигнал вам не отвечают, повесьте трубку и больше в этот день не звоните.

Когда излишняя вежливость неуместна. "Вежливые" слова неуместны при обращении к телефонисткам, при получении справки: здесь нужна четкая информация, и долгие "подходы" к вопросу типа "не будете ли вы так любезны сообщить", "не откажете ли вы мне в одной маленькой просьбе" только оттягивают выяснение сути вопроса. Конечно, без "пожалуйста" и "спасибо" и здесь не обойтись. Но ни слов приветствия, ни прощания не требуется.

Когда нужна экстренная помощь человеку, тоже нужно быстро и четко изложить суть дела, не тратя драгоценное время на "словесные реверансы". Кроме того, в экстренных случаях каждый имеющий телефон обязан предоставить его для срочных переговоров.

Ну а звонки по менее важным поводам едва ли должны вестись из квартиры соседей. Возможно, они люди деликатные и не могут отказать в просьбе, но вам и самому нужно понимать: присутствие чужого в неурочное время стесняет семью, да и ваши тайны едва ли стоит делать достоянием гласности. Лучше поискать телефон-автомат.

Как начать разговор по телефону. Тот, кто звонит, после слов приветствия должен представиться сам. Например: "Здравствуйте. Это звонит (не забудьте - ударение на втором слоге!) Олег Вячеславович. Можно попросить Виктора Юрьевича к телефону? ". Если вы не уверены, туда ли попали, спросите: "Это... квартира Федотовых? ", "Книжный магазин? ".

Звонящий обычно просит позвать к телефону нужное лицо. Эту просьбу надо сопроводить вежливыми словами: "Попросите Рогова, пожалуйста", "Будьте добры, позовите к телефону Наташу", "Я хотел бы поговорить с Таней", "Пригласите, если не трудно, Александру Семеновну". Если вы ошиблись номером, попробуйте выяснить, в чем дело. Однако для этого не принято выпытывать номер тех, к кому вы попали - они не обязаны давать такую информацию. Лучше назвать тот номер, по которому вы звоните, чтобы уточнить, верен ли он. Например: "Извините, это номер 557-89-96? " Если вам ответят: "Нет", значит, вы ошиблись в наборе цифр или не сработала связь. Если же ответят: "Да", значит, вы неправильно записали нужный вам номер, и больше не нужно беспокоить людей, названивая им.

Тому, кто снял трубку, отвечая на телефонный звонок, нужно, подняв трубку, проговорить: "Я слушаю! ", "Алло! " Ответив на приветствие, нужно выполнить просьбу позвать кого-либо к телефону. Например: "Здравствуйте. Одну минуту... " Если этот человек отсутствует, нужно сообщить об этом звонящему, пояснив, когда тому лучше перезвонить: "Его сейчас нет дома, вы не могли бы перезвонить через два часа? ". В том случае, если человек дома, но не может подойти, потому что, например, принимает ванну, не нужно сообщать об этом звонящему. Достаточно сказать: "Он сейчас не может подойти к телефону. Вы не могли бы перезвонить черед полчаса? ". В любом случае при отсутствии абонента тот, кто подошел к телефону, должен предложить свою помощь словами: "Ему что-нибудь передать? Он не мог бы вам сам перезвонить? ".

Если звонящий просит оставить сообщение, его нужно записать и ни в коем случае не забыть передать по назначению!

Не рекомендуется:

Обращаться по телефону к незнакомому человеку на "ты", даже если показалось, что ответил ребенок: впечатление может быть ошибочным. Только близкие друзья имеют право на интимное обращение.

Называть собеседника "женщина", "мужчина", "девушка", "дедушка": вы же не видите, кто именно взял трубку, а голос может быть обманчивым. Лучше безличное обращение: "будьте любезны", "извините", "скажите, пожалуйста", "сделайте одолжение".

Обращаться к собеседнице со словами "кошечка", "душечка", "милочка". Эти слова, попавшие не по адресу, могут обидеть.

Долго "висеть на телефоне", перебирая всех знакомых и сообщая им свежие новости в течение длительного времени.

Спрашивать звонящего: "А кто это говорит? " - в том случае, если звонят не вам. Позвонив по телефону и не представившись самому, спрашивать: "А кто это? ". Как правило, на такой вопрос следует контрвопрос: "А кто вам нужен? ". Люди не обязаны вам представляться - ведь это вы звоните и беспокоите их, и не исключено, что ошиблись номером, поэтому не тратьте время на выяснение личности того, кто подошел к телефону, а четко назовите того, кто вам нужен.

Разговор с автоответчиком. Едва ли найдется много людей, кому нравится разговаривать с автоответчиком. Многие пугаются, услышав шелест ленты, и молча опускают трубку, другие смущаются, начинают что-то лепетать и в смятении забывают о самом важном, а именно: назвать свою фамилию, номер телефона, вопрос, по которому звонят. Кроме того, они боятся, что их беспомощный лепет может вызвать на другом конце провода взрыв смеха. Таким образом, формулируйте свое сообщение просто и кратко, назовите себя и номер телефона и попросите перезвонить. Здороваться не обязательно! Если вы не уверены, что автоответчик проверяется ежедневно, укажите дату и время своего звонка. При этом разумно также указать время, когда вас можно застать дома.

Записанное на ленту автоответчика приглашение считается невежливым. Оно в какой-то степени бессмысленно и для тех, кто приглашает: ведь неизвестно, принято ли оно и на сколько гостей рассчитывать. Поэтому лучше дозвониться до друзей и пригласить их лично.

Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будет несомненной помехой - в таких местах нужно отключить его совсем, либо (если ждете важный звонок) отключить звонок, оставив вибровызов.

Заключение

Рассмотрев все поставленные перед контрольной работой вопросы, подведём итоги исследования современных этикетных норм.

Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. На сайте вы узнаете как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в театре, магазине, общественном транспорте, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать дипломатический прием или семейный праздник, как сервировать стол и многое другое. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто - овладеть искусством этикета общения. Его основные правила раскрыты в настоящей работе.

Список использованных источников

1. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. -М.: Инфра-М, 2008. - 424 с.

2. Психология и этика делового общения. Учебник. / Под ред Лавриненко В.Н. -М.: ЮНИТИ, 2007. -415 с.

3. Современный этикет // www. sovetiket. ru

4. Современный этикет: Золотые советы и правила - (Полная карманная энциклопедия). -М.: ЭКСМО, 2004. - 288 с.

5. Этикет от А до Я // www. etiket. ru

Страницы: 1, 2, 3