бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектирование фрагмента технологии обучения по учебной дисциплине "Техническая эстетика" бесплатно рефераты

p align="left">Общее количество семантических единиц - 17, из них 7 - изучаются впервые, остальные - рассматривались ранее на дисциплине «Основы композиции», что облегчает восприятие и усвоение материала.

Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная (учебный материал доводится преподавателем до обучающихся в составе курсового потока). Управление познавательной деятельностью обучающихся: Р-Р-Р, т.е.: вид разомкнутый - процесс рассеянный - тип ручной (в целом обратная связь отсутствует, но присутствуют её элементы при переходе от одного вопроса к другому, при обсуждении учебных наглядных пособий и в заключительной части лекции; информационный процесс распространяется на всю аудиторию; процесс управления деятельностью осуществляет преподаватель). Средства обучения - материалы лекции по данной теме, учебные книги согласно списка литературы, плакаты, схемы и аналоги, которые используются в учебном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и обучающихся, что позволяют достичь поставленных целей обучения и экономить время изложения вопроса.

Учебно-материальное обеспечение:

- плакаты, композиционные и эргономические схемы (студентами кафедры «Дизайн» во время учебной практики был выполнен ряд учебных пособий по дисциплине «техническая эстетика». Некоторые из пособий по данной теме можно увидеть в прил.2);

- учебно-методическая литература;

- аналоги дизайнерских разработок.

Логика изучения темы, учебные вопросы и расчёт времени:

I Вступительная часть

5 мин

II

Учебные вопросы:

Средства композиции и их применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы:

70

Подвопросы:

1.1

Контраст как средство композиции

10

1.2

Нюанс как средство композиции

10

1.3

Масштаб и масштабность

10

1.4

Ритмический и метрический ряд

10

1.5

Тени и пластика

10

1.6

Пропорции

10

1.6.1

Виды пропорций и пропорционирование

10

Свойства и качества композиции как следствие применения композиционных средств

40

Подвопросы:

2.1

Зрительная легкость и тяжесть

10

2.2

Статичность и динамичность

10

2.3

Симметрия и асимметрия

10

2.4

Единство характера

10

III

Заключительная часть

5

Всего:

120 мин

Методические приёмы: весь процесс рассмотрения учебных вопросов для увеличения понимаемости темы и усвояемости материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий (плакаты демонстрируются по необходимости, при переходе от вопроса к вопросу). Для переключения внимания обучающихся приводятся примеры из жизни: реальные городские узнаваемые архитектурные объекты, примеры дизайнерских решений магазинов, кафе, офисов и т.д. Это целесообразно именно для студентов специализации «Дизайн среды», которые изучают «Техническую эстетику». Для другой аудитории, например, специализация «Дизайн костюма» было бы уместным привести пример из области моды, где композиционные средства остаются теми же, но находят иное образное выражение в ткани.

Задание на самоподготовку

· Изучить и законспектировать:

1. Глава 1. Структура теории композиции в технике, вопр. 5- «Приемы и методы работы над композицией», с. 21-23, Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

2. Глава 5. Некоторые исторические закономерности развития формы в технике; с. 204-230, Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

· Изучить:

3. Глава 6. Анализ композиции промышленных изделий, с. 244-255, Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

4. Глава 2. Основы композиции, с. 28-46, Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, - Киев, « Высшая школа», 1984. - 199с.

· Ответить на вопросы:

1. Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий?

2. В чем суть гармонических систем пропорций по ГОСТ 8032-56?

3. Что такое «Модулор»?

4. Каково значение масштаба в композиции изделий?

5. Что такое симметрия и асимметрия в композиции изделия?

6. Приведите пример контрастной и нюансной композиции в области техники.

Рекомендуемая литература

№№

п/п

Рекомендуемая литература

Наличие в библиотеке ОГТУ

Основная литература

1

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 334с.

+

2

Еремин В.Г., Сафронов В.В., Схиртладзе А.Г., Харламов Г.А. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в машиностроении: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Машиностроение, 2000. - 392 с (п. 8.1).

+

3

Методика художественного конструирования / под ред. Соловьёва Ю.С. и др. - М.: ВНИИТЭ, 1993. - 166с.

+

4

Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования, - Киев, « Высшая школа», 1984. - 199с.

+

5

Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.

+

6

Эргономика: Принципы и рекомендации / под ред. Мунипова В.М. и др. - М.: ВНИИТЭ,1983. - 183с.

+

7

Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. - М.: Советская Россия, 1982. - 175с.

_

8

Борисовский Г.Б. Красота и стандарт. - М.: Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1968. -139с.

_

9

Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985. - 237с.

_

10

10 Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Высшая школа, 1984. - 166с.

+

Дополнительная литература

+

11

А.Ф. Кулаков. Д.А. Кулаков, А.С. Грозных. Интерактивная система контроля знаний студентов/ рекомендовано в качестве учебного пособия. - ОрелГТУ, 2003. - 45 с.

12

В. Папанек. Дизайн для реального мира/ Пер. с английского. - М : Издатель Д.Аронов, 2004. - 412с.

-

13

Техническая эстетика/ Периодическое издание

-

Семинарский этап обучения

Метод обучения - семинар, так как данная форма групповых занятий проходит при активном участии слушателей, что позволит наиболее эффективно достичь целей занятия.

Формулировка решаемых в рамках семинара дидактических целей и задач:

выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы;

углубить и закрепить знания по вопросам, выносимым на обсуждение;

обеспечить формирование у студентов собственное личностно-смысловое и творческое отношение к рассматриваемым учебным вопросам;

способствовать формированию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Данные учебные и воспитательные цели ставятся таким образом ввиду того, что семинарское занятие является итогом изучения раздела и позволяет обобщить и подытожить материал, изученный в рамках раздела.

Вид создаваемых коммуникативных ситуаций - коллективная, групповая.

Вид управления познавательной деятельностью - ЗРА (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, автоматическое - компьютерные тесты) и ЗРР (замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, ручное).

Средства контроля - контрольные тестовые задания.

Материальное обеспечение: набор тестовых заданий (тестирование проводится в компьютерном классе) , наглядные пособия выставка литературы.

Вопросы семинара:

Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании.

Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании.

Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции.

Семантические единицы:

1

Контраст

2

Нюанс

3

Статика

4

Динамика

5

Единство характера

План проведения семинарского занятия

Вступительная часть

Действия преподавателя

Действия обучаемых

мин

Проверяет присутсвие студентов и их подготовленность к проведению занятия.

Доводит до обучающихся тему занятия, его цели, вопросы, выносимые на обсуждение, логику и порядок их рассмотрения.

Назначает группу оппонентов, которые должны задавать вопросы отвечающим.

Староста называет отсутсвующих.

Делают соответствующие пометки в конспекте.

Фиксируют качество ответов каждого обучающегося, задают вопросы по итогам ответов .

5

Основная часть

Действия преподавателя

Действия обучаемых

15

Компьютерное тестирование обучающихся с использованием тестовых заданий.

Отвечают на вопросы заданий, выбирая из предложенных ответов правильные.

Первый учебный вопрос:

- Контраст и нюанс как выразительные средства композиции в современном проектировании.

Приступает к обсуждению первого учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ). Оппоненты задают вопросы.

Слушают доклад, делают необходимые записи

Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему

При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.

25

Второй учебный вопрос:

-Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании.

Приступает к обсуждению второго учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ). Оппоненты задают вопросы.

Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему

При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.

30

Третий учебный вопрос:

-Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции

Приступает к обсуждению третьего учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ). Оппоненты задают вопросы.

Слушают доклад, делают пометки в конспекте, задают вопросы выступающему

При необходимости помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.

30

Фронтальный опрос обучающихся с целью выяснить насколько глубоко усвоены ими ключевые категории и понятия темы.

Вопросы:

- Какие композиционные средства и приемы применялись в процессе создания композиции мониторов ПЭВМ, за которыми вы выполняли тестовые задания?

- Какие принципы композиции лежат в основе создания интерьера учебного кабинета (компьютерный класс)?

Учащиеся отвечают на вопросы

10

Заключительная часть

Оценивает результаты работы докладчиков и оппонентов.

Подводит общие итоги семинарского занятия, достижение целей его проведения, результаты индивидуальной работы каждого обучающегося, указывает на имеющиеся недостатки. Дает рекомендации по самостоятельному углубленному изучению данной темы с целью подготовки обучающихся к рассмотрению следующей.

Слушают преподавателя, делают пометки

5

Всего

120

Часть 2

Структурно-логическая схема организации обучения по теме

«Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы »

Рис. 1. Схема взаимных связей разделов дисциплины

Рис.2. Схема межтемных связей раздела «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»

Рис.3. Схема междисциплинарных связей темы

Рис. 4. Граф темы

Спецификация графа темы

Номер основания графа

Учебные элементы

Требуемый уровень обученности

Вопрос 3.1

Средства композиции их применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы

3.1.1

Контраст как средство композиции

2

3.1.2

Нюанс как средство композиции

2

3.1.3

Масштаб и масштабность

2

3.1.4

Ритм и метрический ряд

2

3.1.5

Тени и пластика

2

3.1.6

Пропорции

2

3.1.6.1

Виды пропорций и пропорционирование в технике

2

Вопрос 3.2

Свойства и качества композиции как следствие применения композиционных средств

3.2.1

Зрительная легкость и тяжесть

2

3.2.2

Динамичность и статичность

2

3.2.3

Симметрия и асимметрия

2

3.2.4

Единство характера

2

Заключение

Особенностью изучения дисциплины «Техническая эстетика» для студентов кафедры
«Дизайн» специализации «Дизайн среды» является межпредметная связь с проектированием интерьера (среды), которая прослеживается на протяжении всего изучения дисциплины. Происходит постоянное сравнение понятий, категорий из области промышленного дизайна с объектами из области дизайна среды. Эту дисциплину можно отнести к одной из связующих звеньев между пропедевтическими и прикладными дисциплинами.

При изучений «Технической эстетики»
с дизайнерами среды большое значение уделяется системному взгляду на проектирование (связь с эргономикой, психологией восприятия, биомеханикой и т.д. ). Изучение понятий и категорий дисциплины, логики и этапов проектирования, проведение предшествующего проектированию композиционного анализа промышленного изделия в рамках лабораторных работ приближает студентов к реальному анализу и проектированию объектов предметной среды, дает необходимую основу для дальнейшего курсового и дипломного проектирования.

Большое внимание при изучении дисциплины необходимо уделять
современным мировым тенденциям в формообразовании, дизайне интерьера и формировании архитектурно - пространственной среды. Необходимо ориентироваться на новейшие стилевые направления в дизайне, достижения, разработки в области дизайнерского проектирования в области предметной среды.

В целом изучение дисциплины должно способствовать развитию профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области дизайна среды.

Приложение
1

Тестовые задания по теме «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы »

1. Техническая эстетика изучает:

· закономерности возникновения красоты в сфере материального производства;

· закономерности возникновения гармонии в окружающем мире;

· закономерности возникновения упорядоченности в интерьере;

· закономерности образного мышления в искусстве.

2. Как называется состояние покоя, незыблемости, устойчивости формы во всём её строе:

· динамика;

· симметрия;

· статика;

· асимметрия.

3. Какая форма практически не встречается в природе:

· динамичная;

· симметричная;

· статичная;

· асимметричная

4. Неоднократный и с одинаковым интервалом повтор какого - либо элемента, это:

· ритмический ряд;

· динамичная компоновка;

· 3)статичная компоновка;

· метрический ряд.

5. Какой вид дизайна можно считать наиболее целесообразным и выгодным:

· дизайн конкретного изделия или интерьера (индуктивный метод);

· дизайн системы (дедуктивный метод);

· ландшафтный дизайн;

· рекламный дизайн.

6. Как называется состояние формы, при котором все элементы формы

сбалансированы между собой:

· композиционное равновесие;

· динамичная композиция;

· статичная композиция;

· метрический ряд.

7. Как называется метрическая система, предложенная Ле Корбюзье для определения пропорций предметной среды:

· строительный модуль;

· «Модулёр»;

· ряд предпочтительных чисел;

· ряд Фибоначчи.

8. Композиционный приём, сближающий несхожее, это:

· нюанс;

· симметрия;

· статичность;

· контраст.

9. Как называют форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство:

· динамичная;

· симметричная;

· статичная;

· контрастная.

10. Композиция - это:

· «сочинение, расположение, структура»;

· беспорядочное, стихийное расположение элементов;

· термин, применяемый в архитектуре;

· условное изображение.

11. Какой из видов пропорций люди увидели, разгадали и позаимствовали в природе:

· арифметические (модульные) пропорции;

· геометрические пропорции;

· гармонические пропорции;

· «золотое сечение».

12. Что свидетельствует о геометрически систематизированной поверхности:

· приятная фактура изделия;

· отсутствие явных дефектов производства;

· приятная окраска изделия;

· соответствие «светового каркаса» силуэту изделия и его частей.

13. Какое из средств композиции можно назвать основным «инструментом гармонизации» формы:

· пропорции;

· симметрия;

· масштаб;

· контраст.

14. Понятие «композиция изделия, предмета, вещи или комплекса» связано:

· с их образностью и художественной выразительностью;

· с их размером;

· с их цветом;

· с их материальной ценностью.

15. Постепенное количественное изменение в ряду чередующихся элементов (нарастание или убывание, чередование объёма, площади), это:

· ритмический ряд;

· динамичная компоновка;

· статичная компоновка;

· метрический ряд.

16. За основу измерительного прибора «Модулёр» Ле Корбюзье приняты:

· вес человека;

· биомеханические характеристики человека;

· возраст человека;

· три размера человеческого тела.

17. Совокупность чисто индивидуальных черт, характеризующих формы одинаковых по назначению и конструкции изделия:

· композиционное равновесие;

· динамичная композиция;

· статичная композиция;

· единство характера.

18. Резкое противопоставление отдельных элементов композиции, подчёркивающее и усиливающее свойства формы, это:

· нюанс;

· асимметрия;

· динамичность;

· контраст.

19. Резкое противопоставление отдельных элементов композиции, подчёркивающее и усиливающее свойства формы, это:

· нюанс;

· асимметрия;

· динамичность;

· контраст.

20. Конечная фаза, достигаемая после всестороннего учета утилитарных и функциональных требований, предъявляемых к изделию:

· композиционное качество;

· единство деталей;

· композиционное равновесие;

· функциональное единство.

21. Динамичная форма может быть свойственна:

· только движущимся объектам;

· как неподвижным, так и быстро движущимся объектам;

· крупным объектам;

· мелким объектам.

22. Композиционный приём симметрия служит для связи равных элементов:

· в динамичную композицию;

· в асимметричную композицию;

· в единое статичное целое;

· в ритмическую композицию.

23. Что позволяет соотнести предмет с человеком:

· нюансировка;

· симметричная компоновка;

· статичность;

· масштабность.

Приложение 2

Рис. 2.1; 2.2 . Масштаб и масштабность

Рис. 2.3; 2.4. Метрический и ритмический ряд

Рис. 2.5; 2.6. Тени и пластика

Страницы: 1, 2