бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мораль и нравственность бесплатно рефераты

еловек Нового, это человек с иным мышлением, живущий в ином, более высоком, измерении сознания, ибо он вооружен знанием Единого закона. Он сознанием. Он не лишен знания, накопленного предыдущими поколениями. Его разум (единый ум) является целостным, единым. Бытие и сознание у такого человека живут в гармонии. Его индивидуальное сознание, являясь самодостаточным, живет в гармонии с общественным сознанием. Поэтому у него нет потребности в особой морали, если он живет по Единому закону, ибо нормы морали совпадают с нормами бытия. Но можно сказать и так, что человек Нового исповедует мораль Единого закона. Основные свойства такой морали описаны в БСЭ:

"В социалистическом обществе проблема нравственного воспитания масс и личности, борьбы с аморализмом, строительства общественных отношений во всех сферах на основе нравственных начал стала одной из важнейших. Содержащийся в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма формулирует важнейшие общие принципы коммунистической нравственности. Отвечая коренным интересам человека, коммунистическая нравственность в своем действительном осуществлении опирается на собственную сознательность людей, враждебна всякому формализму и догматизму, предполагает глубокую убежденность каждого в справедливости и гуманности исповедуемых им принципов".

Но Единый закон в эти высказывания вносит новый смыслы. Так, не моральный кодекс строителей коммунизма формирует важнейшие принципы коммунистической морали, а принципы высшей демократии, принципы нового мышления, в основе которых лежат принципы самоорганизации: самодостаточность, саморегуляция, самовоспроизведение, саморазвитие и самонормировка (О новом мышлении).

Знание единых законов природы высвобождает память для постижения все новых и новых законов природы, являющихся специфической копией Единого закона в той или иной сфере приложения, превращая ум в разум (Единый Ум).

Незнание Единого закона развращают, разлагают ум, и, повышая энтропию разума, превращают ум в безумие, смысл в бессмыслицу, живое в мертвое. Так происходит самоуничтожение Разума. Вот как характеризуется "мудрость" современного разума в библии:

(1Кор.3:19) "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их".

Знание Единого закона, напротив, способствует формированию Единого Разума, Единой Воли и Единого Духа, а, следовательно, и Единой морали, как религии Единого закона.

Человек Нового не руководствуется моралью. Он руководствуется Единым законом мироздания и живет с ним в гармонии, как единая самодостаточная "частица" всего сущего. Единый закон отражает в себе высшие нормы морали и нравственности.

Это означает, что понятие мораль и нравственность должны быть взамимодополнительными.

Мораль должна определять вектор рассогласования "бытия" с Единым законом эволюции человека и общества, а нравственность должна характеризовать вектор духовной составляющей эволюции человека и общества.

Законы всегда несли в себе отражение морали и нравственности общества, т.е. законы являлись следствием морали и нравственности, а это значит, что между законами общества, моралью и нравственностью на всех этапах эволюции существовали "ножницы", характеризующие "дефект" их масс, со знаком плюс, или минус.

Если этот "дефект" масс будет равен нулю, то это и будет значить, что человек живет в гармонии с Единым законом, с его нормами морали и нравственности.

Мораль и нравственность человека и общества, правила взаимоотношений будут меняться в соответствии с Единым законом, противоречия на каждом этапе эволюции между законами и нормами морали просто не будет, т.к. они будут разрешаться самым естественным образом.

Норма - элементарная клеточка нравственности

Итак, появилась мораль - проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимо общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им следует поступать, в каком направлении направлять свои усилия. При отсутствии такого представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. В возникновении последних большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что "можно", а что "нельзя". Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество при совместной деятельности людей. В результате некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (напр., нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые направляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (напр., государственные законы, религиозные традиции и т.д.), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.

Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор "работоспособных" образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые "работоспособные" и удобные. Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой, или обычаями. Таким образом, обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

Можно выделить два типа обычаев: образцы поведения, которым следуют как примеру хорошим манер и вежливости, и образцы поведения, которым мы должны следовать, ибо они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Следовательно, нравственные нормы - это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется институционализацией. Без институционализации, без социальных институтов, не одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам, автоматически считая, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон - это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (милиция, суд и т.д.)

Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности

На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное - с другой. В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин "общественное" указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин "общественное", как и "антиобщественное", указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, т.е. берется в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами.

Если сосредоточить внимание на зависимости общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Поведение складывается из поступков, хотя это верно лишь в самом общем теоретическом смысле. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни.

Довольно часто разделяют и противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но оно не является всеобщим, особенно в социалистическом обществе.

Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой - означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального осуществления.

Чрезвычайно важным условием качественной оценки социальной деятельности является ее направленность. С этической точки зрения это может быть коллективистская или индивидуалистическая направленность, что выступает одновременно наиболее общей характеристикой общественного поведения и его субъектов.

В целом, нравственными побудителями общественно-политической активности масс, конечно же, являются: сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания

Моральный идеал - идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего "морально совершенного, прекрасного, высшего". Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Моральная ценность - не самое сложное для понимания явление ценности. По крайней мере, здесь ясно видна его общественная природа. Лишь религиозное сознание может наделять явления природы моральным смыслом, видеть в них действие злых сил или проявление божественной кары. Мы же знаем, что область морали целиком исчерпывается сферой действия социальных законов.

Однако откуда могло возникнуть представление о том, что моральная оценка есть акт непосредственного усмотрения, кажущегося "самоочевидным". Таким может представиться акт оценки обыденному моральному сознанию. Ученый-теоретик подходит к анализу нравственных явлений и оценивает их с точки зрения их социального значения. Человек, испытывающий эмоции на предмет определенного поступка, может и не подозревать о тех социальных условиях и сложном переплетении общественных связей, которые делают оцениваемый им поступок добром или злом.

Очевиден весьма определенный подход к человеку в условиях частнособственнических интересов, свойственных эпохе современного капитализма. Поскольку индивид достигает своих частных целей лишь путем служения "общественному интересу" фирмы, постольку частнособственнический эгоизм должен всячески скрываться, снаружи должно быть видно только его служебное рвение, преданность заинтересованность в процветании не принадлежащего ему дела. Индивид теперь не эгоист, а "беззаветный служитель общему делу". Эта общераспространенная и неофициальная узаконенная в буржуазном обществе ложь становится моралью личности. Она витает в виде общеупотребительных фраз, одобрения начальства, лицемерных заверений в своей собственной лояльности и спорадических наговоров на других, такой лояльности не проявляющих.

Отсюда, ценности - это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят "будь честен", имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Предметом исследования, на котором основаны излагаемые выводы, стали следующие категории морального сознания:

1. Аксиология (теория моральных ценностей) -- занимает ключевое место в системе философских концепций нравственного сознания. По мнению А.И. Титаренко: "Ценностная ориентация обеспечивает функциональное единство всей структуры нравственного сознания". Иными словами, в психологических терминах, является системообразующим фактором.

В истории философии и этики на роль критериальных высших ценностей выдвигались красота, прогресс, социальная справедливость, общественная польза, интересы народа, класса и т.д. Этим критериям соответствуют разные -- нередко враждебные друг другу -- кодексы морали, разные системы конкретных предписаний и оценок.

2. Моральные принципы или максимы в определенной степени могут нести в себе ценностную модальность, но часто раскрывают только особенности способа выполнения моральных требований. Классический пример -- Золотое правило. К моральным принципам также можно отнести релятивизм, догматизм. Хотя эти принципы не обосновывают никаких норм поведения, они, тем не менее, определяют степень обязательности следования требованиям.

3. Аморализм (зло в моральном самосознании). Методологический принцип всестороннего изучения нравственного сознания предполагает исследование нравственно-отрицательных проявлений личности не в меньшей степени, чем положительных.

Таким образом, поскольку мы в качестве основы исследования берем моральные ценности, как обязательный элемент должны включить и антипод -- проблему аморализма.

"Аморализм" в "философском исполнении" весьма разнообразен. Довольно много "аморальной" аргументации можно найти в истории этики.

Например: Ф. Ницше: человек по природе свободен. Аристипп: наслаждение есть благо, даже если порождается безобразнейшими вещами. Калликл (софист): мораль выдумана представителями власти для своей пользы. И тот, кто силен, встать выше законов, тот имеет на это право. Фрасимах (софист): справедливо то, что полезно более сильному (отношения типа институт -- общество).

Таким образом, использовались описанные в литературе и самостоятельно сформулированные обоснования аморализма.

4. Моральный конфликт и выбор. Эта проблема стоит особняком в философских концепциях нравственного сознания. Особый интерес исследователей привлекает выбор решения, когда "добрая" цель должна достигаться "злыми" средствами, отношение к компромиссу добра и зла, цели и средства.

Например, можно ли украсть лекарство для умирающего? Пытать террориста, чтобы узнать о месте заложенной бомбы? Или, как Глеб Жеглов, засунуть улику в карман вору, которого трудно поймать "за руку"?

Проблема. Что считать системообразующим фактором? Некий фактор, который определяет всю структуру в целом. Например, можно было бы предполагать, что человек, высшей ценностью которого является благо общества, будет стремиться жить для других в терминах танатологии, считать добродетелями самоотверженность, в моральных конфликтах будет выбирать поступок, который считает важным для блага общества. Например, будет пытать террориста, и подсунет кошелек преступнику.

Мышление, мораль, нравственность

Из истории известна, в принципе, тривиальная истина - каждый народ на протяжении определенного исторического этапа имеет собственные представления о морали и нравственности. То, что у одних народов считается неприличным, у других народов, наоборот, считается приличным. И эти
"приличия" и "неприличия" находят свое отражение в народных традициях, суевериях, и даже нести свой отпечаток в религиозных учениях.

Но сегодня, когда современная цивилизация стала на путь глобализма, происходят процессы формирования единого пространства - времени Жизни современной цивилизации в планетарном масштабе.

У современной цивилизации уже сложился единый тип жизнедеятельности:

"взял ресурсы - вернул отходы".

Это патологический тип жизнедеятельности. Он порождает экологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности человека, засоряя своими "отходами" не только окружающую человека природу, но и самого человека (сознание, ум, социум,..).

При этом главное звено такой жизнедеятельности порождается экономикой. Известно, что производство любого товара характеризуется цепочкой вида

"...товар-деньги-товар...".

В этой цепочке деньги выполняют роль посредника, они являются мерой стоимости товара. Сегодня же эта цепочка вывернута наизнанку

"....деньги-товар-деньги.."

В этой цепочке деньги являются товаром, а товар становится мерой стоимости денег. И деньги начинают все ценности, к которым они прикасаются превращать в лжеценности, в прах.

В общем случае взаимоотношения старого и нового мышления отражается в следующих тождествах

Из первого тождества видно, что в нем производство (созидание, творение,..) как таковое отсутствует.

В рамках этого мышления эволюцию взаимоотношений бизнеса и морали можно отразить следующим тождеством, в котором символом "*" помечены взаимодополнительные категории. И чем "круче" бизнес, тем меньшую долю в нем занимает мораль, нравственность, этика, гуманизм, законность и т.д. Это тождество отражает сущность "высших ценностей" современной демократии.

В противовес этому типу мышления второе тождество характеризует новое мышление, определяющее тип жизнедеятельности

"взял ресурсы - верни с процентом",

или

"чтобы получить больше (от общества), надо сначала отдать больше (обществу)".

В этом тождестве взаимоотношения бизнеса и морали уже иные.

Из этих тождеств видно, что каждый их вышеприведенных типов мышления характеризуется собственной моралью. В первом тождестве мораль-категория "кажущаяся", "виртуальная". Она прислуживает бизнесу. Во втором тождестве - она является самодостаточной, она является творцом совершенно иного бизнеса, бизнеса, который работает на благо большинства общества, а не на благо олигархов, производящих символы ресурсов и скупающих за них реальные ресурсы, чтобы потом их снова продать, но уже гораздо дороже... Здесь мораль, нравственность, этика, законы, являются товаром, который можно купить и продать.

Единство мышления, морали и нравственности

Единый закон эволюции позволяет осознать назначение и предназначение морали и нравственности. Мораль и нравственность составляют единую двойственную монаду "мораль-нравственность". Если эта монада будет характеризоваться внутренней двойственностью, то это будет означать, что мораль и нравственность характеризуются совершенным единством.

Если эта монада характеризуется внешней двойственностью, то это означает, что между моралью и нравственностью имеются различия. Если эти различия будут носить антагонистический характер, то мы будем иметь фактически монаду "мораль-антимораль", а монада "нравственность-антинравственность" будут характеризовать взаимодополнительную монаду, характеризующую духовную составляющую.

Но если монада и нравственность не антагонистичны, а взаимодополнительны, то мы получим уже другое семейство "моральных частиц". Все эти частицы будут характеризовать свойства всех возможных взаимоотношений между моралью и нравственностью.

Взаимодополнительность между моралью и нравственностью означает, что мы имеем две взаимодополнительных триады, синтез которых порождает частицы триадного семейства.

В этом случае, группируя вершины полученной гексады по три, мы получим следующие частицы.

1- исходная монада "мораль-нравственность", как единая "частица" с внутренней двойственностью, т.е. а позиций внешнего наблюдателя такая частица будет казаться бесструктурной, единой;

2-нейтральная триадная частица (8+1+2)=(6+7+2);

3-отрицательно заряженная частица (1+2+3);

4-отрицательно заряженная частица (2+3+4);

5-нейтральная частица (3+4+5);

6-положительно заряженная частица (4+5+6);

7-положительно заряженная частица (5+6+7);

8- нейтральная частица с внутренней двойственностью (6+7+8).

Из свойств семейств видно, что вершины разноименных триад при объединении в гексаду всегда располагаются друг против друга, как бы демонстрируя свою взаимодополнительность.

Отождествим одну триаду с сознанием, а другую с подсознанием. Будем полагать, что подсознание определяет бытие человека, а сознание его духовную составляющую.

Поскольку выше мы уже связали мораль с бытием человека, а нравственность с его духовной составляющей, то теперь мы получаем естественную зависимость между бытием и нравственностью.

Представим, что триада "0,618+0,618+0,618" связана с бытием, а триада "0,382+0,382+0,382" - с сознанием, мы получим тип жизнедеятельности "Бытие определяет сознание", ибо самодостаточностью (2/3от 1) обладает триада подсознания. Она доминирует во взаимоотношениях бытия и сознания. Естественно, что при таком типе жизнедеятельности нормы морали главенствуют над нормами нравственности.

А теперь положим, что триада сознания является самодостаточной ("0,618+0,618+0,618"). Тогда триада подсознания будет характеризоваться значениями ("0,382+0,382+0,382"). И мы получим уже диаметрально противоположный тип жизнедеятельности. Здесь уже "сознание определяет бытие", т.е. здесь уже нормы нравственности доминируют над нормами морали.

Как происходит такое доминирование нравственности в процессе эволюции норм морали и нравственности? Самодостаточная нравственность служит человеку, как маяк, указывая и освещая дорогу на его Пути. Это идеал, к которому надо стремиться "подтянуть" противоположный полюс монады. Но "подтягивание" морали до нравственности приведет к тому, что нравственность снова повысится, формируя качественно новый идеал, к которому снова будет подтягиваться мораль. Поэтому можно сказать, что в определенной степени качество морали, достигнутое человеком, обществом, всегда ниже качества нравственности, к которой он (они, оно) должно прийти в ходе своей эволюции.

Но поскольку эволюция происходит в соответствии с Единым законом, то эволюция морали и нравственности происходит синхронно с эволюцией общества и потому эволюция монады "мораль-нравственность" будет определять и эволюцию сознания общества.

Если энтропия монады будет повышаться, то это будет означать, что эволюция морали и нравственности общества идет по нисходящей линии (регресс). Если же эволюция происходит по возрастающей линии, то имеет место строительство более прогрессивного общества, а если энтропия монады будет равна нулю, то это значит, что мораль и нравственность едины, что достигнута совершенная форма монады. Так, полагая, что сумма значений триадных вершин, стоящих на диагонали гексады будет равна 9, а значения вершин 1 и 8 равны 9, то мы получим следующий совершенный код

"666-333-99"

Это и есть тот самый "код Зверя", о котором так много написано "страшилок" (Число Зверя), но который, оказывается, характеризуется самой совершенной формой Единого закона.

Только этот код может иметь, как это мы выяснили выше, разные смыслы.

Если тип жизнедеятельности будет определяться формулой "бытие определяет сознание", то люди действительно породят ЗВЕРЯ, который их и уничтожит, что, впрочем, не так уж и далеко от истины. Если же этот код будет определять самодостаточное сознание людей, то этот код зверя будет в душе каждого человека рождать гармонию радуги, гармонию Единого закона.

Заключение

Итак, рассмотрев структуру морального сознания, последуют следующие умозаключения. Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Моральное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека - материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми, - все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер везде сущности.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. "Золотым правилом" морали, известным с древнейших времен, является следующее: "(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и не должном, достойном и недостойном и т.д.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Проводилось несколько исследований по разным процедурам. Рассмотрев этнические особенности морального сознания, можно сделать некоторые выводы.

Этнические особенности морального сознания.

Китай. Почти везде китайцы категоричнее отрицают достижение доброй цели злыми средствами. Они против (тогда как россияне -- за) частностей в этом вопросе: не хотят вести себя безнравственно с негодяями, применять к ним силу. При этом они за более строгое (чем принято в России) наказание в случае серьезных последствий, и в наказание могут занизить ученику оценку за плохое поведение. Очевидно, не случайно китайцы отрицают (при сомнениях россиян), прощение обид и выступают за месть за нанесенный ущерб.

Моральное сознание русских, таким образом, неоднородно. Моральное сознание находится под сильным влиянием культуры (религиозных, социальных факторов, традиций и т.д.). Хотя русских отличает некоторый анархизм и одновременно конформизм в морали, он все же соблюдают принцип прощения обид, не хотят мстить.

США. Тендерные различия. Моральное сознание отлично у женщин и мужчин. Например, женский образ достойного человека гораздо больше ориентирован на естественность и непринужденность в отношениях. Женский образ "воплощенной добродетели" также склонен больше проявлять искреннюю заботу о людях, одинаково ко всем относится, в отношениях бескорыстнее и чужие слабости для своей выгоды не использует. Он менее злопамятен, и не стремится быть ни экстравагантным, ни выставлять напоказ своих достоинств и заслуг.

Филогенез морального сознания. За 5 лет (с 1996--2001) у студентов значительно уменьшилась значимость цели жить для других людей. Упала значимость широкого круга общения, хорошей семьи, хотя в абсолютных значениях она остается на очень высоком уровне.

Китай. С другой стороны, повысилась значимость материального достатка; стать очень богатым хотят больше, хотя и на уровне тенденции. Также повысилась собственная ценность; гораздо больше опасаются деградации себя как личности.

Таким образом, очевидны две явные тенденции. Во-первых, значимость социальных контактов и альтруизма в отношениях значимо падает. Во-вторых, намечается противоположная тенденция -- в определенном смысле эгоизм как самосохранение (что, по сути, и неплохо), но и эгоизм прагматичного типа (материальный). В терминах танатологии (смыслов жизни) идет индивидуализация морального сознания.

Список используемой литературы

1.Разин А.В. Этика: Учебник для ВУЗов / А.В. Разин, Москва, Академ. проект,2004.-622с.

2.Прокофьева Г.П., Этика, курс лекций / Г.П. Прокофьева. Хабаровск: Издательство ДВГУПС,2007.-110с.

3.Гусейнов А.А Этика: Учеб. Пособие для ВУЗов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян.- М.: Гардарика, 1999.-472с.

4.Золотухина-Аболина, Е.В. Современная Этика: Истоки и проблемы: Учеб. Для ВУЗов / Е.В. Золотухина - Аболина. - Ростов н/Д.: МарТ, 1998.-448с.

5.Шрейдер, Ю.А. Этика: Учеб. Пособие / Ю.А. Шрейдер.- М.: Текст, 1998.-271с.

6.Зеленкова, И.Л. Этика: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. - Мн.: Тетра Системс, 2000.-268с.

7.Блюмкин В.А. Этика и жизнь. - М.: Политиздат, 1987. - 111с.

8.Боголюбов Л.Н. Человек и общество. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 414с.

9.Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. - 208с.

10.Кучинский С.А. Человек моральный. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 303с.

11. www.milogiya2007.ru

Страницы: 1, 2, 3