бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Корпорация и нравственность бесплатно рефераты

p align="left">Менеджмент отвечает за создание в фирме атмосферы нравственности. Если высшие управляющие не требуют этического поведения персонала, если не наказывают работников за неэтическое поведение и не поощряет этическое поведение, корпорация в целом станет функционировать, абстрагируясь от моральных критериев.

Менеджмент несет ответственность также и перед рабочими. Он и нанимает их и обеспечивает им надлежащие условия труда. При найме рабочих администрация должна придерживаться принципов, которые получили название «справедливые методы найма». Эти принципы включают условия справедливости и недопустимости дискриминации при найме по расовой принадлежности, полу, религии, по другим признакам, не имеющим отношения к самому содержанию работы. Когда рабочий уже нанят, должно действовать постоянное обязательство соблюдать справедливость в оценке его труда, справедливость в продвижении по квалификационным разрядам, справедливость в обращении с ним. Это все моральные вопросы, которые могут быть включены или не включены в контракты, но которые само собой разумеются при найме на работу одного человека другим. Аморально со стороны администрации игнорировать существование опасных условий труда. Например, администрация не в праве подвергать рабочих опасности, не установив там, где это необходимо, ограждения вокруг машин, способных нанести рабочим увечья; она обязана обеспечивать рабочих защитными очками там, где попадание в глаза осколков или стружки может привести к слепоте; она обязана обеспечить надлежащую вентиляцию рабочего места; и вообще администрация не в праве игнорировать нужды рабочих как человеческих существ.

Работодатели не могут произвольно, по своему усмотрению, устанавливать любые условия занятости. На них лежат моральные обязанности перед работниками даже и тогда, когда эти обязанности и не оговорены в контрактах или в правительственных правилах. Установленные государством правила, такие например, как Закон о безопасности и здоровых условиях труда, четко определяют многие условия, которые предприниматели морально и юридически обязаны соблюдать для обеспечения безопасности труда и охраны здоровья своих работников. Иногда введенные этим законом правила не подходят для каких-то фирм или базируются на стандартах, неприменимых на каких-то конкретных предприятиях. Там, где правила не подходят, их необходимо изменить. Но если бы предприниматели следовали моральной обязанности обеспечивать своим рабочим надлежащую технику безопасности и здоровые условия труда, то не было бы нужды в введении правил, предусмотренных упомянутых выше законом.

Рабочие, в свою очередь, также отвечают за добросовестное выполнение работы, на которую их наняли. Эта обязанность выражена в формуле «за добросовестную - справедливую плату». Невыполнение этой обязанности служит достаточным основанием для увольнения. С моральной точки зрения работа человека не может по праву быть связанной ни с нарушением закона, ни с совершением чего-либо безнравственного, даже и в том случае, если этому человеку приказано такую работу выполнять. Но в пределах, предусмотренных спецификацией данного вида работы, рабочие должны выполнять указания тех, кто стоит над ними. Их нанимают для выполнения определенных рабочих операций, и они должны совершать эти операции в меру своих способностей наилучшим образом - тщательно, квалифицированно и в установленный срок.

Корпорации отвечают перед своими поставщиками и конкурентами за справедливое обращение с ними. Корпорация имеют дело, как с другими фирмами, так и с широкой публикой. Они могут покупать у других сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия или еще множество необходимых для производства вещей. В своих деловых отношениях - как в поставках других, так и в получении от других товаров и услуг - они обязаны действовать честно. Когда практикуются торги, эти торги должны быть честными для всех их участников. Когда цены согласованы, их следует придерживаться. Когда утверждены спецификации, их следует соблюдать. Когда достигнуто соглашение о сроке платежа, этот срок следует соблюдать. Все это, казалось бы, само собой разумеется, но не всегда реализуется. Постоянно наблюдается искушение «надувать» клиентов, завышать стоимость, совершать махинации на торгах, стремление добиться особых преимуществ; придерживающаяся этическим норм фирма должна неизменно избегать подобных отступлений от них путем четко провозглашенной и реализуемой на деле политики компании.

Требуется также и честность по отношению к конкурентам. На конкурентном рынке ни одна фирма не должна оказывать помощь конкурирующей компании, часто конкуренция обуславливает стремление добиться большей доли на рынке за счет конкурента, нанимать лучших рабочих и менеджеров, чем те, какими располагает конкурент, продавать аналогичные товары по более низким ценам, производить товары более высокого качества и т.п. Все это с нравственной точки зрения вполне приемлемо. Если в результате честной конкурентной борьбы конкурирующая фирма вытесняется из отрасли, удачливая фирма не несет моральной ответственности перед потерпевшей поражение. Однако ключевое слово здесь честность. Честность не допускает распространение лжи о конкуренте или о продукции конкурента; она не допускает кражи производственных секретов, диверсий и иного прямого вмешательства в деятельность конкурирующей фирмы. Принцип честности в отношениях с конкурентами отвергает также тайный сговор с другими конкурирующими компаниями, в том числе сговор об уровне цен, спекулятивные махинации на рынках и другие действия, направленные на подрыв честной конкуренции за счет массового потребителя.

Корпорация отвечает за свою продукцию перед потребителем. Производимые товары должны обладать достаточной безопасностью. Это означает, что рядовой потребитель может подвергаться при потреблении продукта лишь определенному, в приемлемых пределах, риску, о котором ему, потребителю, заранее известно. Например, при включении электроприборов люди не должны испытывать удар электрическим током. Они не станут покупать прибор, если знают, что такой риск существует. Прибор, который при включении ударяет током, представляет собой брак, причиняет вред потребителю, и, таким образом, продажа его производится в нарушение самого контракта, действие которого подразумевается при совершении покупки. Покупатели должны иметь сведения о товарах, на товарах должны быть этикетки, маркировка товаров должна быть чёткой, чтобы покупатель знал, что он покупает. Поскольку надлежащая информация составляет один из важных элементов честной сделки, производитель обязан информировать покупателя о тех существенных свойствах изделия, какие сам покупатель выявить не может. Например, покупателя следует осведомить о том, из какого материала сшит костюм или какова мощность двигателя автомобиля. Далее, товары должны обладать достаточным сроком их использования; они не должны выходить из строя после первого же их употребления. Гарантии должны быть безоговорочными и неукоснительно соблюдаться. Клиент покупает изделие по определённой цене. Он хочет знать, что именно он приобретает, и имеет моральное право рассчитывать, что его определённые ожидания оправдаются. Совершенно очевидно, что имеются товары различных сортов и с разными свойствами. Одни товары дороже других, они могут быть соответственно более безопасными в употреблении, более прочными, более надёжными, внешне более привлекательными, они могут быть изготовлены из деталей более высокого качества, чем дешёвые товары. Чтобы любая сделка была честной, потребитель должен получить достаточную информацию, изделие должно оправдать его обоснованные ожидания; иногда потребителя следует специально уведомить, что в данном конкретном случае его обычные ожидания могут не оправдаться. Повреждённые изделия можно продавать лишь с маркировкой об их дефектности. «Второсортные» товары можно продавать лишь как второсортные, но продавать их как «первосортные» безнравственно.

Наконец, корпорация несёт моральную ответственность за свои действия перед широкой публикой или перед обществом в целом. Она в частности морально обязана не причинять вреда тем, на кого её действия оказывают влияние. Такого рода обязанности можно разделить на три группы.

К первой следует отнести обязанность не наносить ущерб среде, в которой она пребывает вместе со своими соседями. Она обязана не загрязнять атмосферу и водные бассейны сверх общественно допустимых норм, она обязана также не допускать шума, превышающего установленные пределы. Она должна избавляться от токсичных и коррозионных отходов таким образом, чтобы не причинять вред людям. Если её производственная деятельность разрушает окружающую среду, она обязана её восстановить и рекультивировать до общественно приемлемого уровня.

Вторая группа обязанностей перед широкой публикой касается безопасных условий обитания для тех, кто проживает на территории, которая подвергается воздействию производственной деятельности корпорации. Компания не вправе подвергать опасности здоровье людей, проживающих вблизи её предприятий, вследствие возможных взрывов и радиации. Некоторые работы связаны с большим риском, и труд людей, сознательно идущих на такой риск, следует оплачивать соответственно. Но завод не имеет право подвергать риску своих соседей, даже отдалённых, без их согласия. Равным образом корпорация несёт ответственность перед широкой публикой за безопасность своей продукции.

К третьей группе обязанностей корпорации перед населением относятся размещение, открытие и закрытие заводов, особенно в небольших населённых пунктах и в городах с однопрофильным производством. Такого рода действия сказываются не только на корпорации и её рабочих, но также и на населённых пунктах, где расположены её заводы. Открытие завода или его закрытие может оказать положительное или отрицательное влияние на населённый пункт. В таких случаях корпорация должна взвесить с моральных позиций последствия своих действий для местного населения. Это не значит, что с точки зрения морали никогда нельзя закрывать или строить заводы. Как при введении в строй, так и при закрытии завода корпорация должна свести к минимуму связанный с этим ущерб для населения, а для достижения этой цели ей необходимо рассмотреть ряд возможных программ.

Открытие завода может быть связано с крупными обязательствами со стороны властей населённого пункта, где завод размещается. Например, может возникнуть необходимость в расширении канализационной системы, в увеличении персонала пожарной охраны и полиции, в расширении сферы социального обслуживания населения. Строительные фирмы должны построить жилые дома для возрастающего населения в результате возникновения дополнительных рабочих мест в связи с открытием завода. Возникают новые предприятия сферы услуг. Могут строиться школы для детей рабочих. Город (округ) начинает рассчитывать на возросшую налоговую базу, которую создаст завод. Корпорация не всегда обращается к местной власти с просьбой осуществлять перечисленные меры, но она, во всяком случае, ожидает, что её рабочие в ответ на увеличение рыночного спроса на жильё и услуги будут ими обеспечены.

Можно, следовательно, сказать, что местная власть оказывает косвенную помощь заводу. А поэтому и корпорация, когда она рассматривает вопрос о закрытии завода, не должна игнорировать вклад местной общины в развитие его производства. У корпорации может и не быть юридической обязанности считаться с населённым пунктом, с которым она была связана; но морально на ней лежит долг считаться с последствиями своих действий и свести к минимуму ущерб, который закрытие предприятия нанесёт местному населению.

Если задаться вопросом, а кто, собственно, должен отвечать за всё это, то ответ будет - корпорация. Главную роль здесь должно играть управление корпорации. Тем не менее, и члены совета директоров, и рабочие должны иногда почувствовать, что на них лежит нравственная обязанность предпринять определённые меры, чтобы обеспечить соблюдение ответственности корпорации перед населением.

Поскольку корпорация несёт ответственность перед большим количеством различных субъектов или «стейкхолдеров», было бы неточно утверждать, что она обязана соблюдать лояльность только по отношению к владельцам или акционерам фирмы. С моральной точки зрения отнюдь не следует, что интересы держателей акций всегда стоят выше других интересов. Например, моральная обязанность фирмы обеспечивать безопасные условия труда рабочих, охрану окружающей среды и интересы потребителей в действительности выше её обязанности увеличивать прибыль.

Фирма, которая стремится функционировать морально, станет создавать структуры, поощряющие и облегчающие этическое поведение всего своего персонала. Она создаст каналы и процедуры для обеспечения отчётности снизу верх, сверху вниз и по горизонтали. Она организует пункты приёма информации, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители широкой публики смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях и представлениях о законных обязанностях фирмы. Наконец, она разработает соответствующие механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы; это могут быть: аппарат специальных должностных лиц по рассмотрению жалоб, этические «горячие линии», отдел по вопросам этики, комитет по этике или иные органы для достижения указанных целей.

6. Нравственность и социальный контроль

В ходе изучения моральной ответственности корпораций мы отмечали обязанность не причинять вред. Если загрязнение окружающей среды причиняет вред здоровью людей, корпорация морально обязана не допускать загрязнения среды их обитания. Эта обязанность существует независимо от того, требует ли общество её выполнения или нет. Но эта обязанность может быть выражена в форме общественного требования либо посредствам законодательства, либо путём разного рода общественного давления. Сама по себе мораль может и не уточнять, каким образом компании следует контролировать и предотвращать нанесение ею вреда, тогда как общество вправе в таких случаях выражать своё мнение вполне определённо. Общество может предъявлять также большие требования, нежели нравственность. Отсюда следует, что нравственный долг корпорации можно и нужно отличать от того, что получило название её «социальной ответственности», хотя они часто перекрывают друг друга.

В известном смысле социально ответственной корпорацией считается такая, которая соблюдает требования закона и тем самым выполняет свои юридические обязательства. В этом она сходна с социально ответственным индивидуумом, поступающим таким же образом. Но иногда социально ответственным индивидуумом считается не только тот, кто просто соблюдает законы, но и тот, кто принимает активное участие в общественных делах, в социальных реформах, в политической жизни общества и в деятельности различных местных организаций; поэтому кое-кто стал употреблять выражение «социальная ответственность корпораций» в аналогичном смысле. Следовательно, понятие «социальная ответственность» допускает двоякое толкование. Иногда оно шире собственно юридических обязательств корпорации и распространяется на её ответственность за выполнение социальных обязанностей. Иногда под ним подразумевают, собственно, такие обязанности, какие возлагает на корпорацию общество. Часто оно толкуется как забота корпорации об обществе или как учёт корпорацией влияния её деятельности на общество, независимо от того, отвечает ли такая забота требованиям общества.

Человеческие существа - это многогранные личности, тогда как корпорации создаются для решения ограниченных задач, и их организационная структура преследует определённые цели. Хотя индивидуумы и корпорации морально обязаны не причинять вреда, количество благ, которые они способны производить, колеблется. В частности вовсе само собой не разумеется, что действительной задачей каждой корпорации, кроме её производственной деятельности, является повышение всеобщего благосостояния. Это верно лишь в том случае, если понимать под таким повышением благосостояния то, что корпорация вместо решения своих собственных задач или в дополнение к ним должна непосредственно заниматься изменением общества, изменением распределения богатства внутри общества. Существует, однако, различие между утверждением, что на корпорации не лежит моральная обязанность заниматься добрыми делами и общественной благотворительностью, т.е. тем, что входит в обязанности индивидуумов и правительства, - и утверждением, что корпорация не несёт никакой моральной ответственности перед обществом за то, что и как она производит или как она обращается со своими рабочими, своими клиентами и теми, на кого оказывают влияние её действия.

Моральные требования проистекают из нравственного закона. Примеры тому - обязанности не красть, не мошенничать, не лгать. Мы, кроме того, должны относиться к людям, как к самоценным существам и не причинять им вреда, а когда мы занимаем руководящие посты в корпорации, то должны следить за соблюдением безопасных условий труда. Подобные моральные обязанности сохраняются независимо от того, предписаны они законом или нет, воплощены они в общественном мандате или нет. Когда фирмы не обеспечивают надёжной охраны труда, такой общественный мандат иногда принимает форму газетных кампаний, протестов на заседаниях совета директоров, призывов к принятию соответствующих законов и т.п. Если фирмы реагируют на такие публичные требования, можно считать, что они реагируют на социальные требования, которые представляют собой также и нравственные требования. Когда законодательные органы принимают законы, устанавливающие определенные правила техники безопасности, тогда социальные требования означают уже юридические требования и корпорации обязаны их соблюдать. Можно усматривать различие между моральными, социальными (но не юридическими) требованиями и требованиями юридическими, которые, конечно, являются также и социальными. Некоторые социальные требования могут быть не моральными, не юридическими, а другие социальные требования могут быть моральными, но не юридическими. В свою очередь некоторые требования могут быть и теми, и другими. К тому же некоторые социальные требования могут быть выражены в форме социальной ответственности, но это могут требования или декларации интересов лишь небольшой прослойки общества.

Нравственные обязанности иногда вполне правомерно изображаются как социальные обязанности, поскольку их может и должно предъявлять нравственное общество. Выполнение таких моральных требований, как обязанность не причинять вреда (например, загрязнение окружающей среды), общество может добиваться самыми разными методами. То, чего в данном случае общество требует от фирм, - это действительно социальные требования. Они нравственно обоснованны как потому, что реализуют моральные требования, так и потому, что общество вправе предъявлять конкретные требования корпорациям в качестве условия допущения их деятельности, разумеется, в том случае, когда выполнение таких требований служит всеобщему благу.

Общество может также возлагать на бизнес определенные обязанности, которые не носят нравственного характера. Например, мораль требует, чтобы корпорации управлялись честно. Но она вовсе не требует, чтобы определенную долю членов совета директоров составляли люди не из данной компании. Корпорацию нельзя считать аморальной на том основании, что большинство состава ее правления образуют представители менеджмента этой компании (хотя, как мы уже отмечали, наличие в правлении большинства внешних директоров предотвращает столкновение интересов).

7. Корпоративные кодексы

В последние годы кодексы этического поведения получили широкое распространение. Многие подобные кодексы преследуют цель помогать работникам корпорации вести себя этично, уточняя или объясняя, как общие принципы морали применимы к деятельности фирмы или ее продукции. Несмотря на свое название, они фактически не являются моральными кодексами, так как ни один человек или группа людей не могут в приказном порядке поступать нравственно или безнравственно. Поэтому каждый кодекс следует должным образом оценивать с моральной точки зрения. В некоторых корпоративных кодексах просто перечисляются законные требования, которые могут быть неизвестны работникам, но которые им надлежит знать. Другие кодексы излагают конкретные требования о недопустимости таких злоупотреблений, как взяточничество и нелегальные политические взносы. Некоторые фирмы разработали кодексы, служащие в качестве руководства для применения принятых в данной организации методов деятельности. Одни компании считают недопустимым принимать от поставщиков подарки, другие допускают принятие подарков стоимостью до 25 или до 50 долларов. Некоторые фирмы запрещают делать подарки поставщикам или клиентам, другие ограничивают размер взносов в фонды политических партий, приобретение акций компаний, с которыми у них есть хозяйственные связи, и другие методы деятельности, могущие вызвать или выглядеть как столкновение интересов.

Тем не менее, кодексы могут выполнять важные функции и способствовать решению специфических проблем, с которыми сталкиваются представители определенной профессии или работники внутри фирмы. Если, например, в компании точно установлено, какого размера подарок можно принимать, тогда работник знает не только то, что взяточничество аморально и недопустимо, но также и то, что именно его работодатель считает взяткой. Даже когда кодексы ставят своей целью установление моральных норм, типичным недостатком кодексов является то, что они не дают работнику представление о том, как был сформулирован кодекс, какие моральные принципы он выдвигает, или как решать проблемы толкования его положений или конфликты, не нашедшие отражения в кодексе. Обычно кодексы разрабатываются и публикуются неким советом или комитетом данной профессии или конкретной компании.

Хотя нельзя ожидать, чтобы корпоративные кодексы содержали подробное изложение моральных посылок, они все же могут включать ссылки на общие принципы нравственности. Рекомендация работникам (обнаруженная в кодексе одной корпорации) поступать таким образом, чтобы им не было стыдно при придании этого поступка огласке, например, в заголовках местной газеты, - это шаг в правильном направлении. Кодекс может надлежащим образом и с большой пользой сослаться на принципы, лежащие в его основе, на принципы справедливости и честности. Он может также, сославшись на эти принципы, объективно охарактеризовать последствия поступков сотрудника для всех тех, кого они затронут, призвать уважать права других и т.д.

Чтобы члены профессии усвоили правила своей профессии или чтобы работники усвоили правила своей фирмы, они должны понимать, как возникли эти правила и как в этих правилах реализуются моральные принципы. Только в этом случае люди, которые должны соблюдать кодекс, могут придерживаться одинакового образа мыслей в конфликтных ситуациях, а также в ситуациях, непредусмотренных кодексом. В идеале каждый человек, обязанный соблюдать кодекс, должен понимать его моральные принципы, также как и характер своей профессии или фирмы. Вместо механического заучивания кодекса наизусть каждый может сам для себя уяснить его требования путем честного и объективного осмысления моральных принципов, с которыми обычно сталкиваются люди, обязанные его соблюдать.

Кодексы корпораций полезны. Но они недостаточны, чтобы выполнять как роль руководства для морального поведения, так и роль гарантии служения профессии или фирмы на благо общества, они не могут помешать членам профессии и работникам фирмы действовать в ущерб интересам населения. Часто это все же лучше, чем ничего. И существует несколько аспектов пользы от них. Во-первых, сам по себе опыт их разработки полезен, особенно когда он вынуждает большое число людей в фирме по новому осмысливать свое предназначение и свои важные обязанности в качестве группы и в качестве индивидуумов по отношению к фирме, по отношению к друг другу, своим клиентам или покупателям и к обществу в целом. Во-вторых, будучи принятым, кодекс может быть использован для широкого обсуждения его достоинств и недостатков, а возможно, и для его усовершенствования. В-третьих, он может внушить новым работникам всех уровней представления об их ответственности, о необходимости осмысливать свои действия в нравственном плане, о важном значении выработки качеств, соответствующих занимаемому ими положению. В-четвертых, кодекс может быть использован в качестве документа, на которые работники вправе ссылаться, когда им велят делать что-то противоречащее положениям кодекса. В-пятых, кодекс может быть использован для подтверждения клиентам и широкой публики того факта, что фирма придерживается моральных принципов, он способен служить критерием, на основе которого можно судить о реальной деятельности фирмы.

В лучшем случае кодекс корпорации может служить не только руководством при рассмотрении юридических проблем и улаживании противоречия интересов, он способен также помочь работникам и менеджерам оценивать в моральной плане цели, практические методы и действия самой фирмы, быть уверенными в том, что фирма действует, сообразуясь с кодексом. Когда менеджмент придерживается положений кодекса, последний способен помочь созданию в корпорации нравственной атмосферы.

8. Культура корпорации и нравственные фирмы

Оценивая отдельных людей, мы говорим об их нравственном характере. А есть ли у фирм и других официальных организаций, у государств нравственный характер? Некоторые полагают, что фирму, которая всерьез воспринимает свои моральные обязанности, пытается справедливо обращаться со своими рабочими, служащими и клиентами, учитывает последствия своих действий и т.д., правомерно называть нравственной фирмой. По отношению к ней можно сказать, что она обладает нравственным характером в том же смысле, как этот термин применяется к отдельному человеку. Характер фирмы формируется ее вошедшими в норму действиями в прошлом. Она вырабатывает для себя определенные методы и модели практической деятельности. Она воспитывает у своего персонала определенный образ и образ действий. Так возникает традиция: прививается гордость за осуществляемую фирмой практику, а каждый работник помогает формировать у других работников фирмы преданность ее традициям. Следовательно, в этом смысле фирму или страну можно называть моральной или аморальной, можно говорить, что она обладает нравственным или безнравственным характером, можно считать, что она имеет или не имеет совесть. Но такое представление возникает лишь по аналогии; оно не идентично указанным понятиям, применяемым по отношению к отдельным людям.

Можно, однако, с полным основанием говорить о культуре корпорации, корпоративной культуре и о том, что последняя способна либо усилить, либо ослабить моральный характер действий персонала корпорации. Культура корпорации тождественна культуре общества, народа или страны. Она воплощает в себе господствующую в корпорации атмосферу, ее ценности, убеждения, принятые в ней методы практической деятельности, отношения сотрудников корпорации друг к другу; их чувства по отношению к фирме, историю корпорации, степень, в которой нынешние ее сотрудники отождествляют себя с ее историей, с прошлыми и сегодняшними традициями корпорации. Некоторые фирмы обладают развитой корпоративной культурой, специфической и уникальной. Нанимаемые фирмой работники приобщаются к корпоративной культуре. Такое приобщение, которое иногда занимает ряд лет, может принять форму изучения истории фирмы, ознакомления с ее идеалами и методами практической деятельности, а быть может, и участия в особых видах ее деятельности. Некоторые компании даже имеют свои фирменные гимны, многие проводят официальные собрания и неофициальные встречи с целью обсуждения перспектив фирмы, ее проблем или идеалов. Культура компании может формироваться сознательно или развиваться стихийно. В качестве своего составного элемента культура фирмы может иметь позитивную или негативную позицию по отношению к моральным проблемам и моральным акциям, как отдельных ее сотрудников, так и фирмы в целом, по отношению к ее собственным работникам, клиентам и к другим фирмам.

Хотя корпоративная культура компании формируется с течением времени, она, как на начальной стадии, так и постоянно в дальнейшем, подвержена воздействию, особенно со стороны высшего руководства. Высшее управление задает тон, остальной персонал фирмы следует примеру своих менеджеров. Те, кто не воспринимает этот настрой и не вписывается в господствующие порядки, долго в фирме не задерживаются. Высшее руководство имеет возможность утверждать определенную мораль во всех подразделениях фирмы. Оно может рассчитывать на нравственное поведение всех работников фирмы, оно может создать в ней модель, а затем и традицию моральных действий самой фирмы и ее аппарата. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в фирме, которая не производит увольнений в период циклических спадов, ее работники испытывают глубокое чувство лояльности и удовлетворения своей работой; рабочие и служащие гордятся фирмой, которая строит свою деятельность на моральных принципах. Высокая эффективность корпорации не тождественна корпоративной морали, так как необходимо также компетентное управление фирмой. Но весьма сомнительно, чтобы корпоративная эффективность могла быть совместима с корпоративной безнравственностью или с корпоративной культурой, которая позволяет своим работникам или даже поощряет их действовать аморально или безнравственно при выполнении своих служебных обязанностей.

Моральная фирма, или фирма, действующая с соблюдением норм честности, поступает ответственно и выполняет свой долг. Она помогает своим работникам действовать ответственно, разъясняя им их обязанности, она поощряет их брать на себя ответственность. Лишь тогда, когда все занятые в фирме принимают корпоративный кодекс фирмы как свой личный нравственный кодекс, фирма будет успешной.

Заключение

Фирма - это носитель определённой культуры. Именно культура компании придаёт личностно - эмоциональную окраску репутации фирмы, создавая дополнительные конкурентные преимущества в условиях современной экономики.

Реализация формирования и развития культуры фирмы возможна при выполнении ряда условий, включая:

инициирование открытых дискуссий, в т.ч. и о ценностных различиях;

вовлечение персонала в оценку ценностей, их проявления, реализации и их пересмотра;

конкретизацию поведенческих моделей;

проявление признательности персоналу за его ориентированность на ценности компании;

вовлечение персонала в разработку внутреннего кодекса деловой практики.

Сегодня корпорация - это не бездушная машина, губящая всё на своём пути, и имеющая своей целью лишь приносить владельцам прибыль, - организация, служащая, в том числе для удовлетворения потребностей людей, обладающая высокой степенью социальной ответственности, несущая на себе определённые функции.

Если собственник крупной компании хочет, что бы его продукцию покупали в различных экономических условиях и репутация его фирмы была не запятнана, он должен сделать понятие нравственность несомненным атрибутом своей корпорации. Причём это должно быть не показное исполнение некоторых правил, а прочувствованное, понятое и принятое каждодневное поведение, маяк, точка опоры в принятии различных решений.

Список использованной литературы

1. Деловая этика/ Р.Де Джордж. Пер. с англ. Р.Н. Столлера. - СПб., Экономическая школа. М., Издательская группа Прогресс;2001. т 1. 496с.

2. Современная этика/ В.А.Канне. - 2-е издание., стер. - Москва: Издательство Омега-Л, 2008. - 394с: ил. - (Университетский учебник).

3. Этика менеджмента/ Ботавина Р. Н. Москва. Изд. Финансы и статистика. 2002. 188с.

4. Культура фирмы/Перминова С.В. Тульчинский Г.Л. - СПБ. 2006. 289с.

5. Этика бизнеса: учебник. - 4-е издание, перераб доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проект, 2007. - 352с.

Страницы: 1, 2, 3