Искусство ораторства 
p align="left">Жесты.Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью под-черкнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без не-уловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестику-ляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Впрочем, для начинающего оратора, еще не привык-шего к жестикуляции руками при публичном выступле-нии, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. При достаточной тренировке и развитии под-вижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту. Секрет особой целесообразности жестикуляции ру-ками скорее всего заключается в том, что в значитель-ной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход че-ловека на высшую ступень развития по сравнению с животными. *Ллойд Джорж, премьер-министр Великобритании в 1916 - 22 гг. Руками человек не только держит плуг, то-пор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слу-шателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помога-ют вносить в изложение нужную ясность. Жест имеет ценное значение и как физическое вы-ражение творческих усилий оратора, дающее нам неко-торое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей до-ставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч со-здает впечатление мужественной силы и отвечает есте-ственной человеческой потребности а движении, кото-рая не находит достаточного удовлетворения в интел-лектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию рав-новесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи. При жестикуляции лучше всего пользоваться следующими пра-вилами: а) Жесты должны быть непроизвольны. При-бегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде же-ста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая же-стикуляция довольно обычна у новичков. б) Жестикуляция не должна быть непрерыв-ной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. в) Управляйте жестами. Не старайтесь похо-дить на ветряную мельницу, придержите силы в за-пасе; помните, что жестикуляция -- элемент равно-весия всей позы. Никогда жест не должен отста-вать от подкрепляемого им слова. г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам вы-разительность. д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответ-ствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочи-тают умеренную жестикуляцию. Как только вы овладели жестом, необходимо посвя-тить некоторое время упражнениям в его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестику-ляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить. Глава 2. Как подготовить и провести выступление. Итак, вы прекрасно одеты. Вы вежливы, тактичны и скромны. Иными словами с виду воспитанный и культурный человек. Теперь вам предстоит еще и что-то сказать. Планируя выступление, уясните себе цель и смысл выступления, что это будет по форме и по содержанию. Что вы хотите донести до слушателей, и что как вам кажется, они хотят услышать от вас. Следует помнить, что если вас пригласили сделать доклад, он может плавно перейти и в дискуссию, диспут, полемику по отдельным темам и т.д. Ясно представляйте, перед какой аудиторией предстоит выступать. Иными словами перед выступлением необходимо: Оформить свое выступление в виде реферата, с подробным планом Нелишне было бы его знать наизусть, это освободит от обязанности каждый раз заглядывать (хуже нет зрелища) Знать освещаемую проблему целиком, хотя бы в общих чертах Если возможно, хорошо бы иметь, цифровые данные для выступления, в виде графиков, диаграмм, таблиц оформленных на больших листах. Это хорошо для аудитории, и для вас в целом (не надо самому запоминать, даст передышку походить с указкой) «Публичное выступление - это путешествие с определённой целью, и маршрут должен быть занесён на карту. Тот, кто не знает куда он идёт, обычно приходит неизвестно куда».* Например. Бывший сенатор Альберт Дж. Беверидж издал небольшую, очень полезную книжку, озаглавленную «Искусство говорить публично». «Оратор должен владеть темой, - пишет этот политический деятель. - Это означает, что все факты должны быть собраны, систематезированны, изучены, причём они должны освещать явление не только с одной стороны, а со всех * Дейл Корнеги, американский писатель и психолог. сторон. Собрав и осмыслив факты по тому или иному вопросу, решите для себя, на какой вывод они наталкивают. Тогда речь приобретёт оригинальность и силу воздействия - она будет энергичной и убедительной. В ней будет отражена ваша личность. Затем изложите ваши мысли письменно, как можно яснее и логичнее». Другими словами, надо подобрать факты, всесторонне отражающие явление, затем найти вывод. Перед тем как выступить, следует, конечно, ознако-миться с условиями помещения. Отметьте, каково рас-стояние между вашим местом и первым рядом слуша-телей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от перед-ней стены. Если имеется какое-либо возвышение, на-пример эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудито-рия сравнительно невелика (например, не более 75 че-ловек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слу-шателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и распо-лагающей обстановки. Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не засте-гивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. При-мите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обра-титесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены...» В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателя свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее. Большинство неопытных и неквалифицированных ораторов начинают свои выступления в основном одним из двух неудачных путей. Ошибка заключается в том, что оратор, по каким то причинам, полагает, что он должен быть остроумным, и по этому начинает свое выступление с какой ни будь смешной истории. Вторая грубейшая ошибка, которую неопытный оратор зачастую совершает в начале выступления, состоит в том, что он произносит извинения. Как только вы появились перед слушателями, они естественно, неизбежно отдали вам своё внимание. Не трудно сохранить его в течении пяти секунд, но нелегко удержать его в течении последующего выступления. Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути выступления. Никто не станет возражать против этого. «Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их рассказать, а юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом… Ни когда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать».* Можно завоевать внимание аудитории следующими способами: а) возбудив любопытство слушателей; * ??????? ??. ????????, ???????????? ???????. ?) ??????? ?????????? ???????; ?) ????? ? ?????????? ???????????; ?) ??????????? ?????-?????? ???????; ?) ????? ? ?????-?????? ??????????? ??????; ?) ????? ??????; ?) ???????, ??? ???? ??????????? ??????? ? ?????????? ??????????; ?) ????? ? ??????????? ??????; ??????????? ?????? ???? ????????? ? ????????????. ?? ?? ?????? ?????? ?????? ?????? ???? ??? ?????????? ???????????. ?????????? ???? ???????????? ????? ????????????? ?????? ??????. ?? ??? ?????? ??????? ? ??????????, ??? ????????? ????? ?????????? ??????? ? ???? ??????????, ????? ?????? ??? ???????? ????????, ? ?????? ?? ????? ??????? ?????? ?????. Концовку, так же как и начало нужно тщательно подготовить, знать почти слово в слово, как вы собираетесь закончить своё выступление. Заканчивать речь надо плавно, не оставляя её незавершенной. Даже такие выдающиеся ораторы как: Вебстер, Брайт, Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым писать заранее, и почти выучивать наизусть заключительные слова своих выступлений. Заканчивать свои выступления можно следующими наиболее оптимальными способами: а) резюмировать, вновь повторить и кратко изложить, основные положения, которые вы затрагивали в своём выступлении; б) призвать к действию; в) сделать слушателям комплимент; г) вызвать смех; д) процитировать подходящие политические строки; е) использовать библейскую цитату; ж) создать кульминацию; «Надо выступить так, что бы, даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, не осталось незавершенным».* *Авраам Линкольн, 16-й президент США. Заключение. В данном реферате, я постарался осветить основные принципы и правила публичного выступления, где в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, по-зы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние дан-ные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению. Лучшая черта во внешнем облике оратора -- коррект-ность. Неотъемлемые качества хороших ораторских ма-нер -- непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непри-нужденность осанки и легкость движений. Жесты--это любые движения, усиливающие впечатление от выска-зываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением , на самом деле может оказаться разнообразной до бес-конечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора. Публичное выступление - это своего рода искусство. Недаром ораторству, как и любому другому искусству, всегда обучались. Освоив мимику и жесты, поведение на сцене (трибуне), поработав с голосом, можно приступить к подготовке речи, которую вы собираетесь произнести перед публикой. Хорошо подготовленная речь - это на девять десятых удачно произнесённая речь. Начинайте речь с упорным стремлением достичь своей цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для обучения. Проявляйте уверенность. Практикуйтесь, и ещё раз практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, а неуверенность вызвана незнанием того на что вы способны, ваше незнание - результат недостатка опыта. Поскорее создайте себе багаж успешного опыта, и страхи ваши исчезнут. Способность ко всему этому не трудно обрести. Это не талант, дарованный свыше, лишь отдельным выдающимся личностям. То есть любой человек может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание. Используемая литература. Алякринский Б. С., «Общение и его проблемы», М., 1982. Андреев В. И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 1995. Булыгина А., «Этика делового общения», Новосибирск, 1995. Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Центр «Русская тройка», «Комета», 1990. Дэна Даниэль, «Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома», СПб, 1994. Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л., «Для тебя и о тебе», М., 1991. Кузин Ф., «Культура делового общения», М., 1996. Омаров А. М. «Управление: искусство общения»,М., 1983. Петренко А., «Безопасность в коммуникации делового человека», М., 1994. Дейл Корнеги, «Как выробатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично».ООО «СЛК», Минск,1997 11.Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995. 12.М. Р. Львов, «Риторика», М., 1995.
Страницы: 1, 2
|