бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Имидж и этикет делового человека бесплатно рефераты

Имидж и этикет делового человека

24

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Улан-Удэнский инжинерно-педагогический колледж

Цикловая комиссия

Дисциплина

Имидж и этикет делового человека

Реферат

Этика деловых отношений

Выполнил: студент группы ЗФ 5ГУ - 1

Филаткин Д. В.

Проверил: Филиппова С. Д..

г. Улан-Удэ

2010г.

Содержание

Введение

§1. Этикет руководителя на работе и в быту

Заключение

Список литературы

Введение

По тому, насколько деловой человек знает правила поведения в обществе, следует им, можно судить о степени его воспитанности. Это касается как рядового сотрудника, так и руководителя. В служебном этикете нет мелочей. Поведение человека, будь то мужчина или женщина, на улице, в лифте, на лестничной площадке, в офисе, создает его имидж, свидетельствует о его культуре (или о ее отсутствии).

§1. Этикет руководителя на работе и в быту

Рассмотрим правила поведения делового человека на конкретных примерах.

Поведение на улице. Существует правило: если мужчина идет рядом с женщиной, она должна находиться справа от него (и на прогулке в парке, и во время антракта в фойе театра). От этого правила отступают лишь в загсе, в церкви, где невеста стоит слева от жениха. Так же молодожены выходят из храма.

С мужчиной-военным женщина всегда идет слева, потому что правой рукой военный приветствует старшего по званию или отвечает на приветствие младшего офицера или солдата.

Если мужчина и женщина идут по улице рядом с проезжей частью, мужчина идет со стороны дороги, так как это зона повышенной опасности: неопытный водитель может не справиться с управлением и выехать на тротуар, а в дождливую погоду едущая очень близко к тротуару машина может обдать грязью.

Когда мужчина сопровождает двух женщин, он должен идти между ними, но так, чтобы старшая по возрасту была справа от него.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет сзади женщины, а, спускаясь -- перед нею, чтобы она, если оступится, могла опереться на своего спутника.

Поведение у входа в служебное помещение. Если у двери оказались начальник, его заместитель и женщина, дверь открывает тот, кто ближе всего к ней, даже если это женщина. Однако настоящий джентльмен обязательно перехватит инициативу и, придерживая дверь, пропустит даму вперед. Неплохо, если дверь откроет и подержит, пропуская своих подчиненных, начальник. Тогда сотрудники, которые всегда спешат, боясь опоздать на работу, с "помощью" руководителя явятся на свои рабочие места более или менее своевременно. В данной ситуации как будто нарушена субординация? Да, но авторитет начальника как воспитанного человека, несомненно, возрастет.

Между прочим, в деловом партнерстве опоздание, тем более систематическое, производит очень плохое впечатление. Его можно рассматривать как неуважение к своему партнеру. Всегда следует помнить слова французского короля Людовика XIV: "Точность -- это вежливость королей".

Поведение у лифта и в лифте. Если у лифта стоят люди, с ними обязательно нужно поздороваться. Первым в лифт (зону повышенной технической опасности) входит мужчина, придерживая двери, и тогда могут войти женщина и ребенок.

Любой входящий в лифт должен поздороваться с находящимися там людьми. Мужчина обязательно встает к ним лицом, боком или вполоборота (только не спиной!). Стоять спиной даже в переполненном лифте мужчине неприлично.

Выходить из лифта мужчина должен последним, пропустив вперед себя ребенка или женщину. Только в одном случае он может выйти раньше женщины: тогда, когда он вошел в лифт последним и остался стоять спиной к дверям. Чтобы не мешать стоящим перед ним пассажирам выйти на следующем этаже, мужчине следует выйти первым, обязательно извинившись перед женщинами за то, что не сумел пропустить их вперед.

Поведение в служебном помещении. Входя в помещение, где есть охранник или дежурный, проверяющий пропуска, сотрудники -- и тем более руководитель учреждения -- обязаны поздороваться с охранником (дежурным), гардеробщиком и всеми, кто встречается на пути.

Как должен поступить начальник при встрече с сотрудником, которому он должен задать вопрос, не требующий обязательного рассмотрения в кабинете? Остановив подчиненного, он, прежде всего, здоровается, а затем задает интересующий его вопрос. Если в это время мимо беседующих проходит другой сотрудник, ему не стоит "гадать", заметил его начальник или нет, и тем более здороваться со спиной, чтобы не оказаться в комичном положении. Если сотрудник все-таки поздоровался, а начальник заметил это, то последний может ответить на приветствие, прежде извинившись перед своим собеседником. Он может и не откликнуться на приветствие: либо он не заметил, что с ним здороваются, либо не мог прервать беседу (через плечо здороваться некультурно). В любом случае обижаться на своего руководителя не стоит. Воспитанный начальник всегда найдет возможность поприветствовать подчиненного.

Конечно, руководитель организации или учреждения запомнить всех, кто встречается ему в коридоре в течение дня, не может. Поэтому не будет ничего плохого, если он лишний раз кивнет головой подчиненному.

Поведение в приемной и в кабинете начальника. Представим обстановку рабочего кабинета. Напротив двери обычно стоит рабочий стол начальника. Перед ним приставной столик и два стула. Справа от стола, вдоль стены располагается большой стол, за которым проводятся совещания, планерки, оперативки и т.д.

Если у начальника есть приемная, где сидит секретарь, то именно он (она) регулирует "поток" посетителей к руководителю. Если нет приемной и секретаря, подчиненные не стучатся, приоткрывают дверь и спрашивают позволения войти. Не получив ответа, входить в кабинет нельзя. Когда же сотрудник получает разрешение войти, он должен поздороваться, дойти до приставного стола и остановиться. Без разрешения или приглашения садиться не следует. Если начальник принял принесенные бумаги и поблагодарил подчиненного, тот должен повернуться и выйти. Если в данном случае начальник не предложил сотруднику присесть, т.е. не оказал какого-то знака внимания, это не значит, что он невоспитан и невнимателен.

Кстати, начальник не всегда обязан приглашать присесть подчиненного, даже если это женщина. Женщин на работе нет! Женщине на службе следует помнить, что она подчиненная и на нее тоже распространяются правила делового этикета. Она на работе, а не в ресторане или театре, на прогулке, в гостях и т.д. Деловой этикет очень похож на субординацию в армии. Полковнику может быть 30 с небольшим лет, а капитану -- 50, но приветствовать полковника первым будет младший по чину, а не по возрасту. То же самое в деловом этикете. Поэтому женщина не должна претендовать на то, чтобы начальник уделял ей особое внимание. На работе женщина не подает первой руку своему начальнику, как в остальных случаях жизни. Вне работы женщина первой протягивает руку мужчине, если она этого хочет, чего никогда не может быть на работе по отношению к своему начальнику.

Начальник не обязан подавать руку своим подчиненным. Он может просто поприветствовать их кивком головы.

Еще одна ситуация возникает в коллективе, где подчиненными бывают женщины, а начальниками -- мужчины. Как должны поступить женщины, если в комнату, где они работают, входит начальник? Должны ли они вставать при входе руководителя? Да, должны, если он впервые пришел познакомиться с персоналом, вернулся из отпуска, командировки или в начале рабочего дня. Но если в обычный рабочий день руководитель входит в комнату много раз, вставать не нужно.

Начальнику тоже иногда приходится вставать, когда к нему вошли посетители (не подчиненные): он должен встать, застегнуть пиджак, выйти из-за стола, пойти навстречу.

К сожалению, наши мужчины независимо от возраста и должности нередко забывают застегивать пиджак. Однако мужчина-руководитель должен помнить об этом, особенно выходя из-за стола навстречу женщине, своему начальнику или знакомому.

Сидя за столом президиума, мужчина может расстегнуть пиджак, но, если ему предоставили слово и он идет на кафедру, должен застегнуть пиджак. То же самое в гостях, на дне рождения, на юбилее, в доме или в ресторане (не имеет значения): если мужчина хочет произнести тост, ему следует встать, застегнуть пиджак и только потом начать говорить.

Нужно усвоить еще одно правило. Какого бы ранга, возраста и пола ни был начальник, при входе в кабинет своего подчиненного не он первым протягивает руку, а хозяин кабинета. Только следует всегда помнить, что идти навстречу с протянутой рукой некрасиво. И совершенно недопустимо протягивать руку через стол {здороваться через стол нельзя!) где бы то ни было: в рабочем кабинете, в гостях, ресторане, кафе, буфете, хотя у нас так поступают зачастую. Жать руку через стол можно при обмене сувенирами, поздравлениями, при приветствии после подписания документа о сотрудничестве.

Однако вернемся к ситуации, когда в кабинет входят посетители. Как правильнее поступить? Спокойно подойти к посетителю, протянуть руку для приветствия, предложить ему присесть, но, конечно, не на свое место и не за большой стол для заседаний. Место для посетителя -- за приставным столом. Гостю следует предложить место лицом к окну, самому сесть спиной к окну, но лицом к двери. Если же вошла женщина, она выбирает место сама. Ведь иногда женщины не уверены, хорошо ли они выглядят, или чем-то смущены, или просто не хотят садиться лицом к свету, особенно если светит яркое солнце. Даже если начальник уже показал рукой ей на стул, она имеет право сказать: "С вашего разрешения (позволения), я присяду здесь".

Важно также знать следующее. Если женщина входит в комнату, где сидят мужчины, они встают. Разрешается не вставать только очень пожилым людям или людям с какими-то физическими недостатками. В рабочей же обстановке, когда входит женщина рангом ниже присутствующих, мужчины не встают. Женщине вставать не обязательно, если входит мужчина, исключая начальника. В знак особого уважения она может встать и ждать, когда руководитель подаст руку, хотя всегда первым протягивает руку хозяин кабинета.

В общественных местах руку сослуживцам подавать не обязательно. Достаточно кивнуть головой. Молодые люди должны сделать более глубокий поклон.

Можно ли подавать руку в перчатке? Мужчина может подать руку в перчатке только очень близкому человеку или подростку, а также на похоронах (на кладбище). В остальных случаях, например, здороваясь с женщиной, с более пожилым человеком, со старшим по положению, он обязан снимать перчатку. Женщина может подать руку в перчатке, если она тонкая или снимается с трудом. Но, здороваясь с пожилыми людьми, женщина должна снять перчатку.

Рассмотрим рабочие взаимоотношения типа "начальник -- секретарь". Как начальник должен обращаться к своему секретарю (секретарше)? Если он намного старше своего секретаря (разница в возрасте 15--20 лет), допустимо обращение к молодой сотруднице на "вы" и по имени. При небольшой разнице в возрасте лучше всего обращаться по имени-отчеству.

Сейчас, когда в бизнес пришло довольно много молодых людей, им, пожалуй, следует придерживаться делового этикета, хотя бы при посторонних. Несолидно выглядит офис, учреждение или контора, где все на "ты", где все похлопывают друг друга по спине, по плечу (и руководители и подчиненные). Это искаженное представление о демократичности. Отдельные молодые руководители думают, что если они со своими подчиненными на "ты", то этим как бы подчеркивают свое дружеское отношение. Такое панибратство только вредит делу. Со своими подчиненными следует устанавливать определенную дистанцию. Не нужно заискивать перед ними или вести себя надменно, стараясь показать, кто есть начальник, а кто -- подчиненный. Деловые взаимоотношения должны быть уважительными и ровными, но не исключающими требовательности. Ведь обязанность начальника -- строго следить за выполнением того или иного задания.

Руководителям любого ранга надо взять на вооружение постулат Сократа. Он считал, что нельзя человеку говорить: "Вы не правы". Следуя этому правилу, не рекомендуется говорить своим подчиненным слова с отрицательным значением: не могу, не хочу, не нужно, нельзя. А как надо? Более мягко, более обтекаемо, например: "Мы вернемся еще к этому вопросу", "Ваша мысль интересна, но рассмотрим ее несколько позже" и т.д. Это правило древнего философа неплохо применять и в семье.

Руководители фирм, корпораций Японии и США твердо усвоили истину: если в начале дня испортить человеку настроение, весь день у него пройдет под отрицательным знаком. Его плохое настроение не лучшим образом скажется на продуктивности его рабочего дня, на качестве результатов его труда. Следовательно, вместо "нет" лучше чаще говорить "да".

Выиграет тот руководитель, который не откажет сотруднику в просьбе с порога. Вспомнив правило Сократа, он предложит своему подчиненному прийти в другое время для решения волнующего его вопроса.

Совещание. Проведение совещания по заранее продуманному и выверенному сценарию является одним из важнейших моментов в административно-управленческой деятельности начальника любого уровня.

От итога проведенного совещания зачастую зависит успех обсуждаемого дела, продуктивность дальнейшей деятельности, авторитет руководителя, а порой и КПД всего предприятия или учреждения, т. е. в конечном итоге основной цели бизнеса.

Наметив тему совещания, определив дату и время его проведения, составив список обязательных участников, руководитель поручает секретарю заранее проинформировать коллектив о предстоящем мероприятии. В день совещания начальник должен быть особенно пунктуальным.

Задержка начала работы совещания из-за недисциплинированности начальника (и такое бывает!) -- проявление неуважения руководителя к своим подчиненным. Насколько он внимателен, воспитан, можно судить по тому, как он приветствует собравшихся на совещание.

Некоторые руководители во время совещания копируют этику взаимоотношений дирижера и оркестрантов. Выйдя на сцену к оркестру, дирижер подает руку "первой скрипке", реже -- "второй", а со всем оркестром здоровается кивком головы.

Некоторые руководители поступают так: за руку здороваются, например, с замом по экономике, с замом по коммерческим вопросам, с главным бухгалтером, остальным -- кивок головой. Неправильно! Такое "выборочное внимание начальника" может обидеть остальных подчиненных, вызвать чувство зависти или ощущение своей неполноценности и, конечно, недовольство руководителем.

Как же правильно здороваться с участниками совещания? Одно из двух: либо со всеми подряд за руку (по часовой стрелке), либо ограничиться кивком головы.

Для обращения к присутствующим можно использовать недавно вошедшее в обиход слово "Господа!" или укоренившееся словосочетание "Уважаемые коллеги!"

Затем начальник непременно сообщает тему совещания. Хотя все собравшиеся хорошо знают, какие вопросы будут рассматриваться, тем не менее, необходимо еще раз сделать акцент на повестке дня, чтобы показать, как важно для коллектива обсуждение именно этих вопросов.

Рассмотрим, как не надо проводить совещание.

Объявив повестку дня, руководитель предлагает одному из сотрудников (назовем его условно Иваном Ивановичем) высказать мнение по первому вопросу. Понятно, почему он обращается к Ивану Ивановичу первому: тот давно работает в организации и его мнение может быть интересным.

Иван Иванович начинает выступать по записке, которую заранее составил, но не совсем по существу вопроса. Чувствуется, что он выступает только потому, что ему дали это поручение. Тогда раздраженный начальник резко прерывает его и предлагает высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу, скажем, Марии Ивановне. К ней он обращается по имени-отчеству, но на "ты" и во время ее выступления одного сотрудника просит принести материал, который он оставил в соседнем кабинете, другому поручает подготовиться и высказать свою точку зрения по данному вопросу.

Если начальник очень официально, на "вы" попросит выступить, допустим, Петра Николаевича и услышит отказ, удивляться не следует. Удивление может вызвать лишь незнание начальником психологии, элементарных этических норм или пренебрежение ими. Ведь понятно, что если руководитель оборвал одного подчиненного (тот, обиженный, уже никогда не будет выступать по бумажке и без нее), если к другому обратился на "ты" (хотя по имени-отчеству) и почти не слушал его, если кого-то назвал просто по имени, а еще одного, наоборот, очень официально, то вывод напрашивается только один: такое поведение начальника не способствует единству и взаимопониманию людей в коллективе. Хотя почеловечески это понятно. Возможно, с кем-то данный руководитель работал в другой организации и хорошо его знает, но не всем в коллективе это известно. Ведь люди разные. Поэтому начальнику всегда нужно учитывать психологию своих подчиненных, помнить, что нет мелочей в обращении с коллегами. Хороший руководитель должен обращаться ко всем одинаково: или поздороваться со всеми ("Уважаемые коллеги, здравствуйте"), или пожать руку каждому независимо от должности, ранга, личных симпатий.

Предоставляя слово, он обращается только на "вы" и по имени-отчеству. Существуют три варианта предоставления слова. Первый. Начальник или руководитель выясняют, кто желает выступить. Это демократично. Кто-то всегда готов к выступлению раньше другого -- ему и слово. Второй -- начальник предоставляет слово сидящим по часовой стрелке слева от себя, рассчитывая на то, что люди были знакомы с повесткой дня и должны заранее подготовиться. Третий -- в первую очередь предоставляют слово старшему из присутствующих по возрасту и по рангу.

Страницы: 1, 2