Этика бизнеса и благотворительности
p align="left">2. Люди, пришедшие в предпринимательство из «нормальной» жизни. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит в основном в сфере мелкого бизнеса.Вторая культура - это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры. При этом они продолжают паразитировать на недостатках, но уже новой системы (такой паразитизм - единственный способ существования теневой экономики в любой стране). По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения. Есть, однако, и факторы, препятствующие этому. Во-первых, в России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества: принцип неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна. Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности. Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. В-третьих, в современной России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний. Разрешить этический парадокс российского предпринимательства возможно лишь в том случае, если государство выполнит свои функции и создаст цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России. Тогда станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных изменить себя и адаптироваться к новым условиям, для которых собственное благо вполне легитимно, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через достижение благосостояния страны. Подлинные этические основы бизнеса в России, по-видимому, только предстоит сформировать. Самостоятельный выбор этических норм и степени их соблюдения в бизнесе - личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, руководителя предприятия этот выбор весьма существенно сказывается как на работниках предприятия, так и на бизнесе в целом. Современная теория управления подчеркивает неразрывную связь между лидером бизнеса и самим бизнесом, причем не только стратегией, но и потенциалом бизнеса (Карлоф, 1996). Глава 2. Этика благотворительности 2.1 Общие понятия благотворительности Феномен благотворительности привлекает все большее внимание историков, социологов, психологов, философов, экономистов, юристов. Научный интерес к этой теме в последнее время, несомненно, возрастает, но целостная картина, описывающая благотворительность как явление, пока отсутствует. Термин благотворительность исследователи используют по-разному. Вот лишь некоторые определения. Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.). Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или оказание материальной помощи неимущим («Толковый словарь русского языка» П.С. Ожегова, Р.С. Шведова). Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи (Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135). Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т.д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000). Благотворительность - общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т.д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально незащищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью (Некрасов. Благотворительность//Социальная энциклопедия.- М., 2000.- С.45). Благотворительность - финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе, благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже неформальных обязательств со стороны получивших поддержку. Итак, очевидно: благотворительность - это действие, деятельность, движение, поступок, акт, которые всегда подразумевают одностороннюю направленность, полную или почти полную безвыгодность, или безвозмездность. Однако оценка безвозмездности, данная с точки зрения конкретных людей, совпадающих с жизнью современников, при взгляде сквозь эпохи может оказаться возмездной. И это неэквивалентные отношения, так как возвращается больше, чем дано, и необязательно теми, кто непосредственно получил, и не тем, кто непосредственно дал. Существуют различные представления и о том, на что должна ориентироваться современная российская благотворительность: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции? На мой взгляд, жизнеспособность как государственных, так и негосударственных форм помощи в немалой степени будет зависеть от того, насколько удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности. 2.2 Благотворительность сегодня Как же складывается сегодня в стране ситуация с благотворительностью? С одной стороны, и это очевидно, в последнее десятилетие произошел бурный рост благотворительных организаций. Однако это вызвало у предприимчивых людей желание использовать благотворительные организации в личных, корыстных целях. Прикрываясь благотворительной политикой, один, таким образом, создает имидж (свой либо фирмы), другой решает проблемы со здоровьем, третий зарабатывает политический капитал. В рамках социологического исследования «Бизнес и благотворительность» исследователь из Санкт-Петербурга И. Карлинский выделил несколько типов благотворительности: «неосознанная», «для своих», «притворная», «вынужденная», «латентная» (скрытая). Можно дополнить этот ряд перечислений, однако важно, на мой взгляд, сделать акцент на другом: действующее в стране правовое поле стимулирует появление теневой, или «серой» благотворительности. Это стало возможным не только в силу обстоятельств, обусловленных переходностью, когда многие сферы общественной жизни и социального поведения не достигли необходимого цивилизованного уровня, но и потому, что этическая составляющая самой сути благотворительной деятельности оказалась на втором плане. К сожалению, это отражает ситуацию в России в целом. Особенно выделяется среди негативных типов лакейская благотворительность - парная по отношению к коррупции. Как правило, она возникает в связи с потребностью какого-либо «политического авторитета» федерального, областного, муниципального уровня достичь определенные политические цели (выборы, громкая акция и др.). Не имея возможности либо не желая зарабатывать или использовать деньги из других источников, этот «авторитет» редко сам, а чаще при помощи приближенных к нему лиц дает знать о возникших потребностях (звонки, очные встречи и т.п.). Достаточно большое число коммерческих организаций, до которых доходит «авторитетный глас» и которые так и не смогли выдавить из себя раба, изыскивают возможность и оказывают «благотворительную поддержку». Деньги передаются наличными и (или) перечисляются по договорам. Вряд ли правильно, на мой взгляд, к благотворительной деятельности относить и спонсорство, так как спонсорство - часть маркетинговой политики компании, по сути - это явление коммерческое. Ведь помощь, оказанная коммерческой фирмой, формирует корпоративную идеологию, образ компании. А в будущем эта помощь может вернуться в виде образованных клиентов, устойчивых доходов, высокопрофессиональных сотрудников. Спонсорство является необходимым элементом бизнес-стратегии компании. Это не способ красиво отдавать деньги, а бизнес, и значит, ему присуща своя этика. Благотворительность же - то, что никто не стремится рекламировать, это очень интимное дело, совершаемое не для публики, а для себя. «Благотворительность начинается с того момента, когда люди уже заработали деньги. Благотворительность - для тех, кто отдает свое, а не для тех, кто на этом фоне пытается заработать, а потом поделиться», - считает известный бизнесмен и благотворитель Владимир Потанин. Бытует точка зрения, что в развитом социально ориентированном государстве благотворительность вообще не должна существовать. В то же время мировой опыт говорит о том, что в материально обеспеченных странах благотворительность не только не исчезает, а активно развивается и приобретает новые социально-эффективные формы. К таковым не без основания можно отнести фонды местного сообщества. Кроме того в России существует еще и «Этический кодекс союза благотворительных организаций России», принятый 24 ноября 2000 года. Принимая во внимание важную роль благотворительной деятельности в современном обществе, учитывая давние традиции соблюдения этических норм благотворительности и меценатства в России, основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации и положениях Устава, Союз благотворительных организаций России на своем Учредительном Съезде принял настоящий Кодекс, который призван: · определить нравственные ориентиры в организации благотворительной деятельности; · консолидировать работу членов Союза; · повысить их престиж и авторитет в обществе; · способствовать развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации. И, конечно же, кодекс принимает все основные этические ценности, такие как гуманизм, справедливость, милосердие, бескорыстие. Заключение Конечно, этика бизнеса и благотворительности в России еще не полностью сформирована, тем не менее, в конечном счете, этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием неэтичных средств. Если в США благотворительность стоит на пороге новой эпохи, российская благотворительность находится еще в самом начале своего развития. Россия находится там же, где была Америка в эпоху, когда Карнеги и Рокфеллер еще не основали свои фонды. Карнеги необычайно ревностно заботился о развитии школ и библиотек, особенно в тех регионах, которые были интересны ему в промышленном отношении, где он проводил железные дороги и строил металлургические компании, добывал уголь. Теми же чертами по преимуществу характеризуется благотворительность крупных корпораций в нашей стране. Нефтяные магнаты заботятся о социальных условиях в самых разных отношениях в тех регионах, в развитии которых они заинтересованы. Это естественный процесс, как развития благотворительности, так и развития бизнеса. На этом фоне есть только начатки организованной благотворительности в виде корпоративных фондов. К примеру, Фонд имени Вернадского содержится на деньги Газпрома, однако это не является значимой деятельностью в масштабах этой крупнейшей газовой компании. Наиболее интересный пример в современной России это, конечно, фонд Владимира Потанина. Это первый в России классический фонд большой благотворительности, который на наших глазах начинает свою работу, вырабатывает свои собственные стратегии и практики и учится технологиям филантропии: как организовывать конкурсы, как создавать и осуществлять программы. Понятно, что развитие благотворительности в России будет тесно связано с новым частным богатства и будет иметь выраженные индивидуальные черты. У нас много людей преуспевших в бизнесе и уже имеющих крупные состояния, и многие из них очень молоды. Поэтому от них можно ожидать - в том числе и при создании фондов - такого же отношения к благотворительности, какое было у раннего Карнеги или же у современных американских благотворителей, получивших деньги в области высоких технологий. Эти люди, если и будут создавать благотворительные фонды, то станут внимательно следить за тем, как они управляются, а на стратегическом уровне будут управлять ими сами. Это тоже будет естественный этап развития, и его надо будет только приветствовать. Надежды на развитие системной благотворительности в России есть именно потому, что у нас немало людей, которые обладают крупными состояниями и являются сильными предпринимателями и талантливыми менеджерами. Крупная системная благотворительность - это не дело коллективных образований, таких как корпорации или общества. Большая благотворительность - дело отдельных больших людей, сделавших имя и деньги в предпринимательстве. Список литературы 1. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса. - М.: АРМАДА, 1998. - 511 с. 2. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. - Петрозаводск, 1996. 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело», 1993. - 702 с. 4. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М., 1992. - 432 с. 5. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд. Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с. 6. Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М., 1994. 7. Этика бизнеса: Межкультурные аспекты. Отв.ред. Лобанов А.А. М., 1992. 8. Этика бизнеса: Международные аспекты. Отв.ред. Лобанов А.А. М., 1996. 9. Этика бизнеса. (К определению предмета). РАН ИНИОН. М., 1994. 10. Фомин Э. А. «Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи//Благотворительность в России. - СПб, 2001. - С.23. 11. Юрченко Л. «Громче говорить спасибо, не сгибаясь в поклоне»//«Благотворительность в Сибири».- 2001.- №1 (3).- С.2.
Страницы: 1, 2
|
|