бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эстетика бесплатно рефераты

p align="left">Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.

12. Напишите эссе об одном из отечественных меценатов.

Ш П.М. Третьяков. Страсть к собирательству овладела богатым московским купцом и текстильным фабрикантом Третьяковым в середине 1850-х годов, когда были приобретены первые работы будущей коллекции. Тогда же его семья переехала в усадьбу в Лаврушинском переулке, где впоследствии разместился и сейчас находится знаменитый музей.

Задумавший создание общественной картинной галереи, которая бы наиболее полно представляла историю русской школы, Третьяков покупал картины, следуя исключительно личным предпочтениям. Он систематически собирал работы старых русских мастеров, одним из первых оценил высокую художественную ценность древнерусских икон, но в то же время интересовался современным искусством. Нередко Третьяков, ставший видной и влиятельной фигурой в культурной жизни России, покупал работы вопреки неблагоприятным отзывам критиков или запрету цензуры. Мнение Третьякова считалось настолько авторитетным, что если какая-либо работа оказывалась у коллекционера, то для художника это было равносильно общественному признанию.

С начала 1870-х годов Третьяков тесно общался с представителями Товарищества передвижных художественных выставок. Основатель картинной галереи не только разделял принципы и идеалы, которыми руководствовались художники, но и поддерживал передвижников материально и морально. Он собрал уникальную коллекцию, которая включала картины В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Е. Маковского, И.М. Прянишникова, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

К концу 1860-х Третьяков, вдохновленный модной в то время просветительской идеей о важной роли личности в истории, задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русского искусства. Собиратель не только покупал уже имеющиеся портреты выдающихся русских писателей, композиторов и других деятелей искусств, но и заказывал их у художников-современников. Интересно, что сам Третьяков категорически отказывался позировать, сделав только два исключения за всю свою жизнь - для И.Н. Крамского и И.Е. Репина.

С каждым годом коллекция Третьякова становилась больше. Для того чтобы разместить все картины, пришлось перестроить усадьбу - построить новые помещения и расширить галерею, которой был придан статус музея. Несмотря на то, что юридически галерея оставалась частной, любой человек, без различия рода и звания, мог бесплатно посетить ее в любой день недели.

В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобная идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства - не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. Поражает также и то, что Третьяков не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси. Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. Музейные экспозиции охватывают период с 10 по 20 век и все направления русской живописи - от икон до авангарда.

13. Напишите мини-рассуждение о взаимопроникновении эстетики в одну из областей деятельности человека.

Ш Не так давно у нас возникло новое модное направление в оформлении усадеб и загородных домов - ландшафтный дизайн. Это понятие означает обустройство имеющихся природных ресурсов по законам красоты, эстетики. Это - синтез творчества природы и человека. Поскольку ландшафтные композиции создаются человеком, они всегда имеют культурно-исторический контекст. В них опосредованно отражаются социально-экономические условия, философские взгляды эпохи, тенденции в культуре, общественные вкусы и предпочтения. Все это влияет на появление тех или иных стилевых направлений, в том числе и в ландшафтном дизайне.

14. Прочитайте следующие положения, выберите из них те, которые близки Вам и отвечают такой категории как Любовь. Обоснуйте свой ответ.

- Человек с рождения должен быть любим, чтобы самому уметь любить. Но если тот, кто нас любит, насильно добивается ответного чувства, такая любовь может быть трудной и тягостной.

- Гораздо лучше любить кого-то. Прежде всего, потому, что любовь даёт жизнь, придаёт ей особый смысл.

- Безответную любовь нельзя считать несчастьем.

- Из всего сказанного на эту тему следует, что любить и быть любимым - это счастье.

Ш Любить и быть любимым - это счастье. Настоящая любовь - конструктивная. Она вдохновляет и окрыляет. Она толкает к новым свершениям, наполняя сердце теплом и радостью. Истинная любовь меняет жизнь к лучшему. Любовь - это счастье, боль, переживания и радость. Любовь - это самое прекрасное, что только есть на этом свете. Если ты любишь человека и он тебя, старайся доверять ему, не то сделаешь хуже для обоих, больше радуй свою возлюбленного разными сюрпризами, ведь если человек тебя любит, ему не нужны дорогие подарки, главное - уважать своего возлюбленного, ценить, и хватит красивого маленького цветочка. Делись с любимым своими желаниями. Умейте выслушать своего возлюбленного, советуйтесь с ней или с ним, делайте друг другу комплименты. Оберегайте свою любовь, это чудо, построенное вами. Не слушайте никого - наслаждайтесь этим прекрасным чувством. Не ревнуйте, не думайте о плохом. Радуйтесь, что умеете настолько сильно любить. И даже если так случилось, что вы разошлись, не разочаровывайтесь, сохраните в сердце самые хорошие воспоминание и мечты, которые вы строили вместе. Благодарите Бога за то, что вы испытали это прекрасное чувства, и что вы умеете любить, и быть любимым и верным.

15. С помощью специального словаря сделайте подборку афоризмов и высказываний на тему «Любовь».

Ш Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. А.С. Пушкин

Ш Разлука для любви - что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р. Бюсси

Ш Первый вздох любви - это последний вздох мудрости. Антони Брет.

Ш У одних любовь выражается чувством собственности на другого, у других -- утратой чувства собственности на себя. А.Круглов

Ш Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. А.Вампилов

Модуль 3. Исторические типы эстетического сознания

I. История мировой эстетической мысли: основные этапы и концепции

II. Эстетика в современном мире. Гуманизм как этико-эстетические основания человеческого бытия

III. Проблемы эстетического образования, воспитания, педагогического творчества

1. Считаете ли Вы гуманной «смерть ради жизни»»? Обоснуйте свой ответ (можно подкрепить его цитатным материалом).

Ш Да, считаю. Гуманность - одно из базовых личностных качеств, характеризующееся наличием отчетливо выраженной системы социальных установок индивида и его готовностью к действенно-эмоциональному сочувствованию в рамках общения и взаимодействия со всем живым и «природным», которое при этом имеет для субъекта глубокий содержательно-личностный смысл. Психологическое наполнение гуманности проявляется в обстоятельствах реальной поведенческой активности и в системе переживаний личности, прежде всего, в форме действенной групповой эмоциональной идентификации, альтруизма, феноменов сочувствия и сорадования, готовности взять на себя избыточный груз ответственности в условиях совместной деятельности, сверхнормативной активности. Справедливость этих выводов находит подтверждение в проявлениях альтруизма в реальных ситуациях, попросту исключающих влияние эгоистических мотивов. Например, в многочисленных случаях самопожертвования солдат ради спасения жизни своих товарищей, имевших место практически во всех армиях мира, или в действиях людей, принадлежавших к разным национальностям и социальным группам, с риском для собственной жизни укрывавших евреев от нацистов.

2. Дайте определение и раскройте суть следующих категорий эстетических отношений, подкрепите свои слова примерами произведений искусства (3-5 произведений):

Ш Национальное -- отражает в конкретном произведении искусства особенное, присущее национальной художественной культуре; М. Глинка «Иван Сусанин»; Сарьян «Армения»; дымковская игрушка.

Ш Интернациональное -- отражает в конкретном произведении искусства взаимосвязь общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимодействию национальных культур; Блок «Двенадцать»; Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»; Шолохов «Тихий Дон».

Ш Общечеловеческое -- отражает в произведениях искусства то, что важно и глобально для всего человечества. П.Пикассо «Герника»; Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»; Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

3. Проанализируйте и определите общее и различное между публикой, пришедшей на концерт классической музыки и на концерт эстрадной песни.

Ш Существует мир классики, и существует мир эстрады. Их не надо смешивать. Концерт классической музыки может удовлетворить любые потребности души и ума: погрузить в медитацию, способствовать размышлениям, вдохновить на новые свершения, поддержать в печали, приумножить радость. Многие говорят о том, что только классическая музыка помогает им восстановить внутреннюю гармонию. Классическая музыка может и развлекать ничуть не хуже эстрадной. Только, это развлечение публики будет со знаком качества и признаками развитого вкуса.

Концерт эстрадной песни. Сколько есть людей - столько и мнений. Многие сейчас слушают шансон, содержащий тексты, смысловые моменты. В нем особо популярно направление - любовная лирика. Очень узкий круг людей слушает шансон в стиле - тюремная лирика. Молодежь до 23-25 лет предпочитает клубные обработки известных песен. Большая часть публики отдает предпочтение попсе в общем ее понимании. Далеко не все из них разбираются в музыке, имеют какие-либо музыкальные пристрастия.

4. Заполните таблицу. Укажите автора и 1-2 его произведения (любой эпохи, стиля, жанра). Последнюю графу по вертикали заполните по своему выбору.

страна

художник

композитор

писатель

режиссёр

скульптор

Англия

У.Хогарт

Серия

«Модный брак»

Й. Гайдн

«Лондонские симфонии»

Шекспир

«Ромео и Джульетта»

Хичкок

«Головокружение»

Тони Крэгг «Тяжесть и нежность»

Германия

А. Дюрер

«Адам и Ева»

Л.В. Бетховен

«Лунная соната»

И. Гете

«Фауст»

К. Грюне

«Улица»

М.Клингер

«Бетховен»

Испания

Пикассо

«Девочка на шаре»

Х. Турина

«Севильская симфония»

Ф. Г. Лорка

«Дом Бернарды Альбы»

А.Аменабар

«Море внутри»

П.Пикассо

«Лежащая женщина»

Франция

К. Моне

«Впеча-тление.

Восходя-щее солнце»

М. Легран

Музыка к фильму «Шербурские

зонтики»

Гюго «Собор парижской богоматери»

Люк Бессон

«Бездна»

О. Роден

«Вечная весна»

Америка

Р. Кент

«Дорога домой»

И. Берлин

«Боже, благослови Америку»

Д. Апдайк

«Кролик, беги»

К. Иствуд

«Малышка на миллион долларов»

Д.Дэвидсон

«Альберт Эйнштейн»

Россия

Италия

Левитан

«Вечер на Волге»

Леонардо да Винчи

«Мона Лиза»

П.Чайковский

«Времена года»

Д. Пуччини

«Тоска»

Чехов «Ионыч»

«Душечка»

Ф.Петрарка

«Канцоньере»

Н.Михалков

«Утомленные солнцем»

Ф.Феллини

«Ночи Кабирии»

В. Мухина

«Рабочий и колхозница»

Микеланджело

«Давид»

5. Вспомните Ваше любимое произведение искусства. Охарактеризуйте его с точки зрения категории общечеловеческого.

Ш Исаак Левитан. «Летний вечер. Река».

Дар художественного обобщения, которым обладал Левитан, развился и набрал силу в результате впечатлений от поездок на Волгу. Там Левитан почувствовал всё величие и единство природы. Эта великая река, воспетая народом, связанная с его историей, объединяющая многие земли, помогла Левитану ощутить природу в значении общечеловеческом как глубокое и величественное выражение гармонии, чистоты, которые свойственны человеку.

Волжские просторы принесли ему прилив творческой энергии, особую полноту и гармоничность мировосприятия. Духовный контакт с волжскими просторами оказывается плодотворным, ознаменовав начало нового этапа жизни и искусства Левитана, отмеченного высочайшими достижениями, созданием лучших произведений русской пейзажной живописи конца 1880-х - начала 1890-х годов.

В то же время во всех работах Левитана этого периода уже с полной очевидностью проявлялись присущие именно его таланту неповторимые черты - совершенно особенная, эмоциональная «светочувствительность» и восприимчивость к движению, пульсации, неуловимым изменениям в жизни природы, что выражалось, в частности, в тональном богатстве его произведений. Для него в природе не было краски, цвета как таковых, но только окрашенный свет различной степени интенсивности.

Левитан был чужд всему чрезмерному, кричащему; не случайно практически никогда не писал он жаркого летнего зноя, предпочитая такие состояния природы, когда солнечный свет нежно разливается.

Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа «представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое, дорогое и родное».

6. Назовите книги, которые Вы прочитали недавно, какие можно отнести к произведениям искусства и какие нельзя, почему?

Ш Книгу из классической литературы «Евгений Онегин» можно считать произведением искусства. Здесь вечный сюжет и отличный поэтический слог. А вот боевик А. Бушкова «Охота на пиранью» - смесь диких нравов современных «новых русских», устраивающих охоту на людей, это явление не вечное, а временное, теперешнего переходного периода.

7. Пользуясь учебными и хрестоматийными материалами, охарактеризуйте один из художественных стилей. Приведите примеры авторов (писателей, поэтов, художников, композиторов, мыслителей) этого стиля и их произведения.

Ш Романтизм -- явление европейской культуры в XVIII--XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века -- первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

В России романтизм появляется в поэзии В.А. Жуковского, создается баллада, романтическая драма. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. В музыке в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский. Представители романтизма в изобразительном искусстве России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант), иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль).

8. Напишите эссе об одном из известных мировых музеев, театров (можно воспользоваться хрестоматийными материалами).

Ш «…общественное, всем доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие», - так можно охарактеризовать Третьяковскую галерею, носящую имя своего основателя купца П.В.Третьякова. Третьяковка по праву может именоваться первым в России музеем национальной художественной школы. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой ее задумал коллекционер-основатель и такой она сохранилась до наших дней.

В августе 1892 года от своего имени и от имени своего покойного брата Третьяков принес свое собрание в дар городу Москве. Кроме того, основатель галереи подарил городу свою часть дома в Лаврушинском переулке, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. До самой своей смерти Третьяков вел активную собирательскую деятельность и подарил галерее еще свыше 220 произведений русской живописи и графики. Последним крупным приобретением коллекционера было знаменитое полотно «Богатыри» кисти Васнецова. В 1898 году Третьяков скончался. После его смерти к старинному зданию по проекту Васнецова был пристроен новый фасад в «русском стиле», ставший эмблемой Третьяковской галереи.

Уже в дореволюционное время Третьяковская галерея стала самым популярным и посещаемым музеем России. После революции 1917 года галерея была национализирована, и ее коллекции пополнились множеством работ из экспроприированных частных коллекций и ликвидированных музеев.

К концу 20 века Третьяковская галерея стала одним из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России и одним из богатейших в мире музеев русского искусства. В галерее хранятся бесценные коллекции древнерусской иконы, живописи 18-20 веков, скульптуры и графики.

Государственная Третьяковская галерея - национальная сокровищница изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет, насчитывающая более 100 тысяч произведений, начиная с шедевров древнерусского искусства до творений наших современников. 150- летний юбилей Третьяковки в 2006 году был важным и значимым событием в культурной жизни нашей страны.

9. Подумайте и составьте программу мероприятий в области развития культурной жизни Вашего населённого пункта. Что хотелось бы, а что возможно в реальности.

Ш Одним из первых мероприятий для развития и сохранения культурной жизни я считаю: во-первых, необходимо создание банка данных обо всех местных индивидуальных (и коллективных) исполнителях, умельцах и мастерах народного творчества различных направлений для информации об их деятельности среди жителей.

Во-вторых - создание музея культуры населенного пункта на базе собранных материалов и пропаганда этих знаний.

В-третьих - распространение умений и знаний умельцев среди взрослого населения и передача их навыков молодому поколению.

10. Кто является автором музыкального произведения, о котором идёт речь в стихотворении М. Алигер?

Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории

И симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя,

Беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая -

Танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние

И в дремучий, лютый мороз,

После грозного потрясения,

Злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится

И внезапно в душе твоей

Ни с того, ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей.

Ш П.И. Чайковский.

11. О каком произведении Л. Ван Бетховена написано стихотворение Ю. Марцинкявичуса?

Бурлят и кипят звуки,

Как волны, они теснятся,

Берут друг друга за руки

И падают, чтобы подняться.

И каждый силён и верен

Своим сочетаньем с другими;

Так хлещет кровь из артерий

В победном и бурном гимне.

В нём радости ль избыток

Или избыток скорби…

Здесь буйство сил первобытных,

Которые в нас исконны.

Ш «Аппассионата».

12. Как называется музыкальное произведение В.А. Моцарта, о котором идёт речь в стихотворении С. Граховского?

Душа изныла от чужого горя,

И сердце от чужой беды болит:

Под тёмным сводом Домского собора

Торжественная музыка звучит.

Смешались боли, были и легенды,

И потянуло холодам от плит,

Когда гремело грозное крещендо

И замирало, уходя в зенит.

Неудержимой бурею эмоций

Гудят и задыхаются басы,

И в каждом звуке оживает Моцарт,

Хоть сочтены его часы.

Ш «Реквием».

13. Каждый человек умеет что-то делать лучше, чем другие. А что Вы умеете делать лучше всех? Напишите мини-сочинение об этом, используя известные Вам эстетические категории.

Ш Я умею рисовать. Поэтому для меня картины великих мастеров живописи «говорящие». Особенно долго я смотрю на полотна И.И. Левитана, испытывая при этом состояние катарсиса. Особенно мне понятен и близок он стал после посещения его музея в Плёсе на Волге, когда я своими глазами увидел те же самые пейзажи, которые изображены на его картинах, ходил по комнатам и поднимался по ступеням лестницы в доме, где он жил.

14. Вспомните и опишите, кто из людей искусства различных исторических периодов при жизни подвергался гонениям. Почему окружающие люди (или властные структуры) не понимали, не принимали их? Как такое отношение со стороны общества (властных структур) отражалось на жизни и творчестве великих людей?

Ш Третья волна эмиграции из СССР (1960-1980гг.) - диссидентское течение. Диссидентом называли каждого, кто был не согласен с Советской действительностью. За рубеж преимущественно выезжали деятели искусства, творческая интеллигенция. В 1971 году 15 тысяч советских граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возросла до 35 тысяч. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъема, возлагали надежды на хрущевскую «оттепель».

Однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит. Началом свертывания свободы в СССР принято считать 1963, когда состоялось посещение Н.С.Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже, которая была им совершенно не понята и уничтожена бульдозерами.

Середина 60-х годов - период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей, издающихся самиздатом. Произведения А.Солженицына запрещены к публикации. Возбуждено уголовное дело против Ю.Даниэля и А.Синявского, А.Синявский арестован. И.Бродский осужден за тунеядство и сослан в станицу Норенская. С.Соколов лишен возможности печататься. Поэт и журналистка Н.Горбаневская (за участие в демонстрации протеста против вторжения советских войск в Чехословакию) была помещена в психиатрическую лечебницу. Первым писателем, депортированным на запад, становится в 1966 В. Тарсис.

Гонения и запреты породили новый поток эмиграции, существенно отличающийся от двух предыдущих: в начале 70-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие лишены советского гражданства (А. Солженицын, В. Аксенов, В. Максимов, В. Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выехали: В. Аксенов, Ю. Алешковский, И. Бродский, Г. Владимов, В. Войнович, Ф. Горенштейн, И. Губерман, С. Довлатов, А. Галич, Л. Копелев, Н. Коржавин, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, В. Максимов, Ю. Мамлеев, В. Некрасов, С. Соколов, А. Синявский, А. Солженицын, Д. Рубина и др. Большинство русских писателей эмигрировали в США, где формируется мощная русская диаспора (И. Бродский, Н. Коржавин, В. Аксенов, С. Довлатов, Ю. Алешковский и др.), во Францию (А. Синявский, М. Розанова, В. Некрасов, Э. Лимонов, В. Максимов, Н. Горбаневская), в Германию (В. Войнович, Ф. Горенштейн).

15. Используя словарь эстетических признаков подберите близкие по значению признаки к категории «Трагическое».

Ш Трагическое - фатальное, зловещее, драматическое, траурное, апокалиптическое, мрачное, пессимистическое, безнадежное, безрадостное.

Список использованной литературы:

1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник.- М.: Высш. школа, 2002. - 511 с.

2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

3. Дедюлина М.А. Учебно-методический комплекс по курсу « Эстетика». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 136 с.

4. Золкин А.Л. Эстетика: Учебник для ВУЗов. - М.: Финансы и статистика, Юнити-Дана, 2008. - 447 с.

5. Краткий словарь по эстетике/ под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

6. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 434 с.

7. Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 367 с.

8. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Понятия. Значения. Словарь-справочник. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 240 с.

9. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. - Смоленск: Русич, 2002. - 767 с.

10. Хорунженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

11. Чернецова Е.Н. Искусство. Словарь-справочник. - М: Библиотека, 2002. - 576 с.

12. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

Страницы: 1, 2, 3