бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эстетическое воспитание бесплатно рефераты

p align="left"> В процессе исторического развития изменялись эпохи, складывались новые культуры, но сохранялись общечеловеческие ценности. Созданные предыдущими поколениями: не важное, второстепенное, мелкое отбрасывалось, выявлялось и сохранялось только главное, сущностное. В Этикете сберегались универсальные, общепринятые правила вежливости, такта, корректности, которые облегчали, улучшали и украшали поведение человека. Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и коллективизма, которые способствуют взаимообщению, взаимопониманию между людьми. Отношения, в основе которых лежит гуманизм и коллективизм,- это отношения доброжелательности, уважительности, гуманности. Это отношения не эгоистические, в которых люди не выделяют свое «Я», не думают только о собственной выгоде, а уважают мысли другого человека, проявляют заботу о ближнем, помогают ему и др. Этикет, в основе которого лежат данные принципы, позволяет думать о том, чтобы уважение к человеку, забота о нем не превратилась в угоду для тех, кто нарушает эти нормы. Сегодня еще нередки случаи, когда нарушение общепринятых норм поведения встречает сочувствие некоторых «гуманистов», забывающих о том вреде, который они наносят чести и гордости других людей. Жалеть пьяного или трезвого хулигана -это означает не жалеть, не любить по-настоящему тех, кому он отравляет жизнь. Принципы гуманизма и коллективизма - составная часть ряда нравственных требований, которые постоянно преломляются в культуре взаимоотношений. Среди них прежде всего следует выделить вежливость, тактичность, скромность, точность. Вежливость - форма взаимоотношений с окружающими людьми (как знакомыми и близкими, так и незнакомыми). Суть вежливости - доброжелательность. Встречая человека, мы говорим «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Прощаясь - «до свидания», тем самым как бы надеясь встретится еще раз. Обращаясь к человеку с незначительной просьбой, употребляем выражение «будьте добры».

Понятие добра органически входит в целый ряд общепринятых формул вежливости. Тем самым раскрывается связь настоящей вежливости с гуманизмом в том социальном смысле, которым мы наделяем данное понятие. Иногда в жизни возникают ситуации, когда мы вынуждены иметь дело с людьми, которые по тем или иным причинам не заслуживают уважения, но это не означает, что можно унижать их достоинство, разговаривать с ними грубо, неуважительно. Вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим человеку неприятное, даже когда он этого и заслуживает. Близкое вежливости понятие - корректность, которое имеет особый оттенок, позволяющий в разных ситуациях держать себя в рамках общепринятых правил поведения. Конечно, при разных правилах этикета поведение человека зависит от состояния его нервной системы, характера, темперамента. Каждый может оказаться в конфликтной ситуации на службе, в семье, в быту. Иногда конфликт возникает из-за разного понимания одних и тех же явлений нравственной жизни. Причем не всегда люди в конфликте действуют из аморальных соображений, а другие - из моральных. Такой подход был бы очень простым. Бывает и так, когда две стороны действуют из лучших нравственных побуждений, но их разное понимание, обусловленное традициями, воспитанием может вызвать разные оценки одних и тех же событий и поступков. Проявить корректность - значит сохранить достоинство, не опуститься до уровня невоспитанного обывателя.

Требования корректности во взаимоотношениях отвечают интересам всех людей. В служебных отношениях корректность помогает избежать того, что вредит интересам дела. В личных взаимоотношениях она способствует взаимопониманию людей. Тактичность - это чувство меры, которое необходимо сохранять в беседе, в личных неслужебных взаимоотношениях, умение чувствовать грань, переступая которую мы можем незаслуженно обидеть другого человека. Тактичность требует всестороннего учета всех обстоятельств, в том числе и психологического состояния человека, учета своеобразия его как индивидуальности. Тактичность включает в себя умение не замечать упущения другого человека. Тактичный человек не обращается к собеседнику с вопросом, который поставит его в неудобное положение.

Настойчивость, навязчивость, даже если они и вызваны наилучшими намерениями, например, оказать услугу, помочь, вызывают негативную реакцию Чувство меры, которое позволяет выявить уважение к достоинству другого человека и вместе с тем проявить собственное достоинство - вот к чему сводится тактичность. Скромность - неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Скромный человек никогда не считает себя особенной, значительной личностью. Он не отказывается от самооценки, но всегда сопоставляет ее с оценкой других людей. Скромность - это не самоунижение, отказ от достоинства, независимости, самостоятельности в поведении. Скромность человека проявляется в его умении быть самим собой и не играть какой-то Не присущей ему роли. Настоящая скромность не должна опускаться до «зажатости» в поведении, но и не должна быть источником развязности. Органично соединяться с настоящей скромностью чувств собственного достоинства, умение в беседе, в манерах показать, что вы никому не позволите поставить себя в нравственном отношении ниже других. Со скромностью связана простота-качество, которое ни в коей мере не означает отказ от принятых в обществе норм этикета. Разрешить себе фамильярность или в одностороннем порядке перейти «на короткую ногу» с человеком, который занимает подчиненное положение - это совсем не означает простоту во взаимоотношениях. Иногда можно встретиться с таким пониманием простоты, когда духовный мир личности специально сводится до очень низкого уровня. Простота в общении помогает человеку легко, без особых усилий общаться с людьми разного социального и профессионального уровня. Это одно из качеств умения вести себя в обществе. Одно из важных требований культуры взаимоотношений - точность. Точность означает умение ценить свое слово, не бросать его на ветер. Если человек всегда выполняет то, что обещает, если всегда приходит в то время, на которое назначена встреча, значит, на такого человека можно положиться. Точно выполняя требования в деловых и служебных отношениях, в общественной жизни, человек не подведет целый коллектив, не сорвет выполнение важных заданий, не нарушит ритм производственной деятельности. Простота, ясность и точность выражения своих мыслей, умения без особых слов сформулировать то или иное положение, чтобы оно не было двузначным - вот важнейшие условия культуры взаимоотношений.

Вежливость, скромность, простота. тактичность в современном этикете всех стран мира - общепринятые нормы поведения. Вместе с тем нормы могут по-разному проявляться в поведении людей. Поэтому можно говорить о разном стиле поведения. Стиль поведения - это совокупность норм и правил поведения, которые присущи данному индивиду в зависимости от его нравственных, эстетических, политических, профессиональных взглядов, интересов, его жизненной позиции. Стиль поведения зависит и от материальных условий жизни человека, поэтому в нем раскрывается социальная сущность личности. Стиль поведения складывается на протяжении всей жизни и проявляется в общении, речи, поведении человека.

Стиль поведения позволяет сделать вывод об интеллигентности, нравственном и эстетическом развитии человека, о его социальной и профессиональной принадлежности. Стиль поведения проявляется в манерах человека. Слово «манера» в переводе с франц. обозначает способ действия, способы, приемы обращения т.е. переводится почти так же, как и стиль, но относится к характеристике индивидуальных, единичных, отдельных особенностей поведения конкретной личности. Манеры в определенной мере указывают на характер человека и следуют за внешней оболочкой его внутренней природы. Они проявляются в вежливом, приветливом поведении, а настоящая и наилучшая вежливость та, которая опирается на искренность и проявляется в готовности способствовать счастью ближнего. Хорошие манеры, стиль поведения не возникают сами по себе. Большое значение здесь имеет социальная микросреда, полученное в детстве воспитание. Овладеть общепринятыми манерами поведения можно лишь тогда, когда человек в этом искренне заинтересован, когда у него сложились соответствующие потребности, когда он занимается самовоспитанием. Если же человек не задумывается над формой своего поведения, то никакие кодексы, правила, не отзовутся в его душе, не произведут эффективного движения в его поведении. Чтобы быть культурным человеком, этого надо хотеть, к этому надо стремиться. В жизни каждого молодого человека наступает время, когда для него становится важным то, как его воспринимают другие. Он начинает обращать внимание на себя. Т.о., в человеке складывается или уже сложилось представление о себе, о том, каким он хочет быть, какой Цели стремится достичь. На основе собственного опыта в нем безусловно

Сформируется какой-то идеальный образ личности, и при критическом самоанализе он, рано или поздно, поймет, что ему необходимо усовершенствовать свои манеры поведения. Молодежь в своем поведении не может руководствоваться только тем, что считает нормой в молодежной среде, - уже в ее возрасте необходимо усвоить общепринятые нормы общественного поведения. Молодые годы - короткая пора в жизни, но именно в это время человек формируется на всю жизнь. Интерес к вопросам поведения определяется уровнем духовного развития. Этот интерес усиливается, когда человек понимает, что соблюдение правил поведения обеспечивает успех как отдельной личности, так и всего коллектива, всего общества. В условиях современного динамичного развития общества изменения в области правил поведения осуществляются значительно быстрее. Люди Воспитанные, культурные активнее и сознательнее овладевают новыми правилами социальных контактов, возникновение и развитие которых обусловлено не только уровнем международной духовной жизни, но и их глубоким общечеловеческим смыслом. В современном мире сложились общие правила этикета, которые преломляются в разных сферах жизни людей и пронизывают все виды их общения:

1. уметь быть внимательным к людям во всех ситуациях, видеть и замечать все нюансы, проявлять внимание внешними знаками приличия, донося их до каждого;

2. вежливо обращаться с просьбой о какой-либо услуге и самому быть благодарным за услугу;

3. проявлять сочувствие человеку в его неудачах; разделять с ним радость успеха, проявляя это в соответствующих формах. Предлагать человеку свои услуги и помощь в возможных формах;

4. беречь рабочее и свободное время других людей, не тратить его на бессодержательные, пустые беседы и ни в коем случае не заставлять человека ожидать тебя;

5. разговаривать на языке, понятном большинству присутствующих (всем), не допускать перешептывания в присутствии других или же разговора на непонятном для них языке;

6. не смеяться беспричинно в присутствии людей, не давать им повод думать, что вы смеетесь над ними;

7. стараться не замечать физических недостатков других людей, не разглядывать и не расспрашивать человека о них;

8. не допускать никаких угроз по отношению к человеку, в том числе физических действий;

9. быть терпеливым к мыслям других, их вкусам, не допускать унижения достоинства того, чьи вкусы не отвечают вашим;

10. терпеливо выслушивать того, кто говорит, не перебивая его и проявлять интерес к его мыслям;

11. не навязывать собеседнику тему разговора о себе как наиболее интересную, стремиться больше слушать и расспрашивать чем говорить самому;

12. не подчеркивать своего участия в оказанной услуге, какой бы важной она ни была, не требовать взаимной услуги;

13. следить за своим внешним видом, аккуратностью, чистотой, помня,

14. что неряшливость, неаккуратность, неуважение к себе - это форма неуважения к другим людям, пренебрежение его мыслями;

15. не привлекать к себе внимание экстравагантностью своего внешнего вида.

Эти правила выражают общую форму уважения к людям в целом. Но правила могут по-разному проявляться и дифференцироваться в зависимости от конкретных условий, ситуаций и характера общения. Но все это относится только к форме. Содержание во всех случаях должно раскрывать уважение, доброжелательность и внимание к людям. Наиболее важным показателем состояния человека на службе является его душевный комфорт, в создании которого особое место занимает культура служебных отношений, так как каждый работник большую часть своей жизни проводит на работе, в окружении людей, и связан с ними общим делом. Поэтому определенную роль здесь должны играть нормы служебного этикета, который признан регулировать взаимоотношения между людьми, объединенными общим делом. Если этикет включает правила общения всех людей и во всех ситуациях. То правила служебного этикета действуют в более узкой сфере - они определяют порядок поведения работников при исполнении ими профессиональных обязанностей. Служебный этикет диктует нам тот стиль общения, те нормы вежливости, которые способствуют созданию в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы.

5. Специфика эстетического воспитания

Цель эстетического воспитания - и, в конечном счете самоцель общественного развития - человек, раскрывший в себе полноту своих сущностных сил, универсальная гармоническая личность. Человек преодолевает отчужденное отношение ко всему в жизни, а значит и отчуждение своей истинной сущности, и сможет относиться к самому себе как к существу универсальному и потому свободному. В наиболее широком смысле эстетическое воспитание понимают как качественное изменение уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может быть как отдельная личность, так и социальная группа и общество в целом. Оно длится на протяжении всей жизни человека, устраняя противоречие в несоответствии между уровнем эстетической культуры человечества обладанием этой культурой (эстетическим опытом) отдельной личностью в каждый конкретный период ее жизнедеятельности.

Содержание эстетического воспитания, его строение противоречивы и многоуровневые. Специфику эстетического воспитания составляют только ему присущие характерные черты: - эстетическое воспитание системно, оно всегда целенаправленно. Способность эстетического отношения человека к миру. Конечный результат связан с формированием личности творческой, самоценной и социально ценной, обладающей высокой эстетической культурой;

1. механизм эстетического воспитания как передача опыта и навыков, приобретенных обществом, причем результативность этого процесса обусловлена всей совокупностью социальных качеств личности и общества;

2. формы эстетического воспитания изменчивы: усложняется по мере его развития и длится постоянно;

3. эстетическое воспитание связано с другими аспектами развития общества: экономические кризисы, социальная неустроенность людей, голод, болезни, бесправие - барьеры на пути сохранения непрерывности эстетического воспитания; эстетическое воспитание предполагает не только освоение правил, эстетических норм, эстетических знаний, но и эстетическая деятельность человека, его участие в процессе эстетического преобразования действительности. Вне общественной системы воспитания эстетическое лишается своей перспективы. В безправовом обществе всегда есть угроза манипулирования общественным сознанием, используя приемы и методы эстетического воспитания. История нашей страны показала, что, декларируя важность эстетического воспитания, государственная политика способствовала созданию объективных обстоятельств, которые определили ненужность высокого уровня эстетического развития личности. Соответственно, уровень эстетического воспитания народа был в большинстве своем крайне низок, и государство, используя средства эстетического воздействия, особенно искусство, формировало мифологизированное сознание, которое искажало адекватное восприятие действительности. Поэтому одной из задач общественного развития демократического государства всегда было создание предпосылок и условий, которые объективно требуют от личности развивать себя эстетически. Эстетическое воспитание вбирает в себя всю систему способов эстетического развития личности, которая определяется всем богатством среды и жизнедеятельности общества. В ней всегда присутствует элемент свободного выбора, и отсутствует навязчивый дидактизм. Поэтому справедливо охарактеризовать процесс эстетического воспитания как один из наиболее демократичных способов духовного развития личности, который реализуется в различных сферах жизни общества. Одной из сфер, а также средством эстетического воспитания является труд, поскольку коренные основы производственной деятельности и в целом труда направлены на выявление и развитие творческо-эстетических задатков личности, неразрывно связаны с изначальными трудовыми навыками, с творческим потенциалом личности.

Список литературы

1. Бычков В. Эстетика. - М., 2003

2. Борев Ю.В.: Эстетика. - М., 2002.

3. Кривцун О.А.: Эстетика М., 1998.

4. Лосский Н.О.: Мир как осуществление красоты: Основы эстетики М., 1998.

5.Эстетика. //Под ред. А.А. Радугина М., 1998.

Страницы: 1, 2