бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эстетическая мысль западной цивилизации бесплатно рефераты

Эстетическая мысль западной цивилизации

13

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский юридический институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Эстетическая культура.

РЕФЕРАТ

по теме: «Эстетическая мысль западной цивилизации».

Подготовил:

Слушатель 343 группы

Горовой П.А.

Белгород - 2008г.

План

Вступительная часть

Учебные вопросы

1. Эстетическая мысль античности (Аристотель, Платон).Эстетические концепции западных мыслителей эпохи средневековья, возрождения, классицизма.

2. Эстетическая мысль Просвещения. Основные тенденции развития эстетической мысли в западноевропейских странах.

3. Эстетические представления в Древней Руси. Эстетическая доктрина русского классицизма. Современная эстетическая мысль в России.

Заключительная часть (подведение итогов)

.

Введение:

Первые эстетические взгляды зародились ещё в глубокой древности, в эпоху первых цивилизаций в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции. В центре эстетических размышлений стоял вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Предмет эстетики изменялся в ходе развития человеческого общества и его культуры. Вместе с развитием общественно-исторической практики и общим прогрессом человеческого знания расширяется круг предметов и явлений, являющихся объектом эстетики, изменяются и понятия о них. Принято считать, что эстетическая мысль изучает природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, образе жизни, общении людей, а также формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства, как высшей формы проявления эстетического.

Вопрос 1. Эстетическая мысль античности (Аристотель, Платон). Эстетические концепции мыслителей эпохи средневековья, возрождения, классицизма

Античная эстетика складывается в VI в. до н. э., а период её расцвета приходится на V--IV вв. до н.э.

Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие её форм и живую связь с художественной практикой.

Попытку теоретически осмыслить сущность красоты предприняли греческие философы пифагорейской школы. Представители этого направления утверждали, что прекрасное -- это объективный закон природы, выражающийся в строении формы материальных объектов, предметов. Сущность красоты определялась ими то как «пропорциональность», то как «соразмерность», то как «симметричность», то как «гармония» и т.п.

Все эти понятия, как утверждали греческие философы, являются результатом божественного сотворения мира. Наивный «формализм» этой точки зрения был подвергнут критике. Так, Гераклит обнаружил относительность прекрасного, сравнивая эстетические качества животного, человека и бога. Гераклит, а позже и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного они считают стройность, порядок, гармонию частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.

Платон же утверждал, что красоту нельзя измерить и вы числить, ибо её сущность определяется не материальными отношениями, а близостью предмета к его идеальному образу.

Идеалистический характер концепции Платона более чем очевиден: великий античный мыслитель исходил здесь из своего философского учения о мире вещей как «тени» предвечного, божественного мира идей. Не менее существенно, однако, то, что в идеалистическом облачении этой эстетической концепции заключался новый интересный подход к объяснению красоты: не обнаружив в самом материальном мире, в его физическом бытии никакой эстетической субстанции, Платон был вынужден искать тайну красоты в отношении между материальным и идеальным. При этом идеальное истолковывалось в религиозно-идеалистическом духе.

Прекрасное для Платона - это идея, а искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь «отблеском» мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей, воспроизводя лишь их видимость, оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами Платон развивал идеи эстетического воспитания.

Аристотель продолжил линию Гераклита и Демокрита в понимании прекрасного. Искусство является воспроизведением действительности через подражание. В своих произведениях он подробно анализирует виды и жанры искусства, особенно много внимания уделяя трагедии. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса» (очищения). Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики.

Эллинистический период представлен эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо стоит выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства.

В этот период во взглядах Плотина (конец III в. н.э.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно-эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).

Средневековая эстетика во многом опиралась на эстетику античного периода и представляла собой важный период в развитии эстетической мысли от кризиса античной цивилизации (IVв.) до эпохи Возрождения (конец ХVв.).

Формирование эстетических воззрений средневековья началось уже в недрах античного общества в связи с зарождением элементов феодальных отношений и совпало с наметившимся в IV веке изменением политики церкви по отношению к языческой культуре: т.е. переходом от конфронтации к ассимиляции её идей. С одной стороны, это объяснялось стремлением церкви представить окружающий мир как творение бога, с другой -- желанием поставить себе на службу завоевания классической мысли.

В искусстве намечается переход от античной пластичности к дематериализации, символике и экспрессии изображения. Но наряду с этим в нём находят отражение дохристианская мифология, элементы фольклора. Основная тема эстетической мысли средневековья -согласование учения о сверхчувственном, божественном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного. Решением этой проблемы занялся Августин Блаженный (1Ув.). Он пытался разработать концепцию красоты индивидуального и конкретного с использованием аристотелевской логики и числовой теории пифагорейцев. Дионисий Ареопагит (Ув.), Иоанн Дамаскин (УШв.) разрабатывают мистическое учение о красоте сверхсущего, основанное на учении Платона об идеях-образах. Всякий образ (например, святого на иконе) является откровением и проявлением скрытой сущности, недоступной простому человеку. Идеи иконопочитателей разрабатывали византийские ученые-богословы Феодор Студит (VIII в.), Михаил Пселл (Х1в.), Фотий (1Хв.). Последние в период культурного подъема в Византии (1Х-Х1вв.) ставили вопрос о самоценности красоты природы и искусства. Не остались забытыми и идеи Августина о красоте как гармонии числа и пропорции: их развили и существенно дополнили Кассиодор, Исидор Севилъский (УПв.), Алкуин (1Хв.), Иоанн Скотт Эриугена (1Хв.).

Период позднего средневековья (Х1-ХУвв.) отмечается в Европе общим культурным подъемом: развивается народная поэзия, городская литература, появляются реалистические элементы в готическом искусстве. В XII веке Гуго Сен-Викторский обосновывает концепцию искусства как сочетания знания и практики, допускает возможность искусства удовлетворять не только религиозную, но и разные жизненные потребности людей. Схоласт XIII века Альберт Великий предложил отличать от красоты духовной красоту телесную. Последняя присуща самим вещам и не зависит от субъекта. Новый шаг в развитии эстетической теории и в обосновании самостоятельной ценности красоты делает ученик Альберта Фома Аквинский (XIII в.). Он отделяет понятие прекрасного от понятий добра и истины и стремится найти объективные эмпирические признаки прекрасного. Следует отметить и негативные стороны эстетики средневековья. Так, её теологический, зачастую абстрактный и спекулятивный характер явился тормозом для развития светской культуры и искусства. Искусство в целом было занятием элитным, а народ, как правило, был отстранен от духовного производства. Духовное потребление народа ограничивалось созерцанием икон и образов святых.

Эстетическая мысль Возрождения (Ренессанса) - это целая эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало новой эры человечества, основанной на идеях гуманизма и просвещения. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, и прежде всего в Италии.

Итальянские гуманисты XV века ориентировались на «возрождение» античной культуры (отсюда и название), эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания.

Задача Ренессанса -- высвободить человека из-под власти потусторонних сил и утвердить красоту, свободу, разумность личности, гармонию телесного и духовного, чувственного и интеллектуального. Раннее Возрождение -- это Петрарка, Боккаччо, Альберти, Донателло, Тиберти, Мазаччо. Высокое возрождение представлено именами всемирно известных Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Позднее Возрождение, начинается когда обнаруживается кризис гуманизма, известно благодаря творчеству Шекспира, Сервантеса и др.

Особенностью Возрождения является комплексное понимание человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу. Леонардо да Винчи склонен был рассматривать искусство как особую науку, как одну из форм единой человеческой деятельности. По той же причине столь высокого уровня достигают в эту эпоху прикладные искусство и архитектура, соединяющие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом.

Другой важной особенностью искусства Возрождения является то, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер. В центре этого искусства стоят человек и природа. Несмотря на лаконичность и концентрированность изображаемого, писатели и художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить существенные тенденции своего времени. При этом они ищут наиболее эффективные средства и способы для адекватного воспроизведения богатства и разнообразия, форм проявления реального мира. Отсюда обращение к математике, оптике, анатомии, теории перспективы и т.д.

Эстетика этой эпохи тесно связана с художественной практикой, полностью ориентирована на реальный мир. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Подчёркивается и ярко выраженное познавательное значение искусства. Таким образом, эстетика Возрождения направлена на обоснование реалистического искусства, носящего жизнеутверждающий характер и проникнутого положительным пафосом.

В период позднего Ренессанса многие его нормы изменились; обнаружились черты кризиса, связанного с осознанием сути складывающихся противоречий в обществе. Это способствовало появлению скептицизма в философии и литературе. Обозначился определенный разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовностью и физической жизнью личности. В то же время гуманизм позднего Возрождения в творчестве его крупнейших представителей, например Шекспира, обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением.

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. Она неотделима от идеала гармоничного и свободного человеческого бытия, который питал культуру Ренессанса и так мощно воплотился в её искусстве.

В истории эстетической мысли особое место занимает классицизм как направление в литературе и искусстве конца XVII -- начала XIX вв. Классицизм возник и сложился как художественный стиль и направление во Франции в XVII веке, отразив форму и содержание культуры французского абсолютизма. Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в таких произведениях, как «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674 г.), «Начальные правила словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии.

Характерными чертами эстетики классицизма являются её нормативность, т.е. стремление к установлению строгих правил художественного творчества, а также регламентация эстетических критериев оценок художественного произведения.

Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства: перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из античной классики в эпоху Нового времени и наполнение их новым содержанием. Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: 1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4. утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего. Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира).

Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, эстетический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Классицизм как художественное направление не умирает вместе с кризисом абсолютной монархии во Франции, а преобразуется в просветительский классицизм Вольтера, а затем в республиканский классицизм эпохи Французской революции (Ж. Давид и др.). Классицизм нашел отражение во всех видах и жанрах искусства: в трагедии (П. Корнель, Ж. Расин), комедии (Мольер), басне (Ж. Лафонтен), сатире (Н. Буало), прозе (Ж. Лаб-рюйер), театре (Ф. Тальма). Особенно значительны и исторически продолжительны достижения искусства классицизма в архитектуре (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. Габриель и др.).

Вопрос 2. Эстетическая мысль Просвещения. Основные тенденции развития эстетической мысли в западноевропейских странах.

Просвещение (18 в.) было важным этапом становления эстетики как науки, поскольку проблемы эстетического отношения к действительности, сущности искусства и его роли в обществе получили в этот период более глубокое развитие, чем в предшествовавшей эстетике классицизма XVII в.

Деятели Просвещения нередко придерживались разных философских и социально-политических ориентации. Так, первый английский просветитель А. Шефтсбери был идеалистом, а деятели французского Просвещения Д. Дидро, К. Гельвеций - известные материалисты.

Английские просветители стремились к постепенному морально-эстетическому исправлению общественных антагонизмов (противоречий). Об этом же мечтал Ф. Шиллер в феодальной Германии конца XVII века. Во Франции, наоборот, Просвещение активно готовило революционное преобразование существующих порядков. Но при всей сложности и противоречивости Просвещения, как идейно-культурного движения, его эстетика имела ряд характерных черт: уверенность просветителей в способности человеческого разума проникнуть в тайны бытия, добиться гармонизации личности, а затем и преобразования общества на новых справедливых началах при помощи искусства. Отсюда характерное для эстетики Просвещения понимание эстетического отношения к миру в качестве одного из способов его познания и стремление к изменению общественных отношений на основе нравственных идеалов «естественного человека».

Художник для просветителей - это, прежде всего, борец за торжество добра и справедливости. Нормативность эстетики Просвещения была следствием наступательного характера его идеологии и орудием борьбы с разного рода элитарными тенденциями и течениями в искусстве феодального общества. Значительное место в эстетике Просвещения занимало учение о красоте, гармонии, и поиск их объективных основ (А. Шефтсбери, Д. Аддисон, Д. Дидро, И. Винкельман), а также разработка категории возвышенного (Ф. Хатчесон).

Особое внимание просветители обращали на специфику художественного отражения как диалектики идеального представления о добром, прекрасном и реальном опыте художника.

Многие просветители, например Лессинг, Дидро, уделяли внимание проблеме жизненной правды, естественности в искусстве. Следует отметить сложность отношения просветителей к классицизму. Так, они выступали страстными критиками академизма как консервативной тенденции в классицизме (Вольтер, Дидро, Лессинг), поддерживали реализм и сентиментализм (например, живопись У. Хогарта, Ж. Грёза, «мещанскую» трагедию в Германии и «слезливую» комедию во Франции, просветительский роман и т.д.). Но одновременно им был созвучен рационализм в искусстве, они разделяли интерес классицизма к гражданственности, его требование четкости и завершенности формы, что дает основание для термина «просветительский классицизм».

Страницы: 1, 2