бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Земля как объект использования и охраны в Республике Молдова - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Если говорить об объеме прав землепользователей, то он, безусловно, уже, так как у них отсутствует, прежде всего, право распоряжения землей, если конечно речь не идет о пользователях-собственниках, о правах которых уже говорилось выше. Права землепользователей можно условно разделить на общие и специальные. При этом первые присущи всем землепользователям независимо от категории земель. Это право распоряжаться полученной продукцией, право использовать полезные ископаемые, леса, воды и другие богатства земли, получать компенсацию затрат на улучшение земель в случае прекращения права пользования землей, также право на защиту своих прав и др. Конкретные же права по использованию земли зависят от целевого назначения земли и условий её предоставления, в частности конкретные правомочия землепользователя могут быть указаны в договоре аренды.

Обязанности землепользователей, как уже отмечалось выше, совпадают с объемом обязанностей собственников земли. Объясняется это, прежде всего тем, земля представляет одинаковую ценность для государства и общества вне зависимости от того, пользуется ли ей собственник или землепользователь - все они в равной степени должны беречь землю. Круг их обязанностей мы находим в статье 29 Земельного кодекса:

    1. Использовать землю в соответствии с её назначением;

2. Соблюдать условия эксплуатации земли, не допускать сверхнормативного применения химикатов;

3. Вовремя вносить земельный налог и другие платежи за использование земли; 4. Принимать меры по предупреждению и борьбе с эрозией, с уплотнениями, с оползнями, обеспечивать как получение качественной продукции, так и защиту и улучшение плодородия почв;

    5. Уважать права других обладателей земли;
    6. Сохранять межевые знаки;
    7. Соблюдать проект организации территории;

8. Своевременно предоставлять в органы местного публичного управления сведения о состоянии и использовании земель.

Кроме того, к землепользователям в полной мере применимы и описанные ранее ограничения права пользования.

Основания для возникновения землепользования могут быть различны: договор аренды, наделение служебным наделом и др.

Изменения права землепользования также обусловлены изменениями тех правовых оснований, которые повлекли возникновение права землепользования. Например, стороны договора аренды вносят изменения в договор.

К основаниям прекращения права землепользования, исходя из содержания статьи 23 Земельного кодекса, можно отнести:

    1. Добровольный отказ обладателя от земли;

2. Изъятие земли для государственных или общественных нужд; 3. Изъятие земли в порядке статьи 25 Земельного кодекса;

    4. Истечение срока, на который земля была предоставлена;

5. Прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации; 6. Прекращение трудовых отношений, в рамках которых был предоставлен служебный надел;

    7. Несоблюдение условий договора аренды;

8. Использование орошаемых земель способами, приводящими к их заболачиванию, вторичному засолению и возникновению очагов ирригационной эрозии; 9. Использование земельного участка способами, приводящими к деградации почв, их химическому, радиоактивному и другому загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

Кроме того, совсем недавно вышел Закон “Об экспроприации для общественно-полезных целей” от 08. 07. 99. Под экспроприацией в данном законе понимается “передача имущества и имущественных прав из частной собственности в публичную…”. В качестве объектов экспроприации статья 2 данного закона называет недвижимое имущество, в том числе и земельные участки, право пользования недвижимым имуществом до 5 лет, если стороны не установили другой срок. Таким образом, экспроприацию следует рассматривать как одно из оснований прекращения права землепользования и права собственности на земельный участок. При этом статья 13 Закона указывает, что экспроприация возможна по решению суда с предварительным и справедливым возмещением. Статьи же 9-12 указанного закона предусматривают и внесудебный порядок осуществления экспроприации, если есть согласие собственника объекта на немедленное и справедливое возмещение.

В завершение хотелось бы уделить немного внимания аренде как одной из форм землепользования. Специфика данной формы землепользования выражается в следующем:

1. Срочность - согласно Закону “Об аренде”, срок аренды не может превышать 99 лет.

2. Платность - арендатор платит арендодателю арендную плату, установленную сторонами, а за аренду земель, находящихся в публичной собственности - не менее 2% и не более 10% от нормативной цены в зависимости от назначения земли.

3. Взаимная регламентация отношений сторонами по использованию земель. На мой взгляд, потенциальные возможности, которые может дать сельскохозяйственная аренда, не оценены по достоинству в нашей стране, как на законодательном уровне, так и на практике. Дело в том, что сельскохозяйственная аренда- это особый способ ведения хозяйства, который, являясь важным инструментом земельного оборота, позволяет осуществить движение земли от не хозяйствующего собственника к хозяйствующему не собственнику. Указанный инструмент, найди он широкое распространение, возможно, не допустил бы повсеместного простоя необработанных земель. В Западной Европе сельскохозяйственная аренда, будучи одним из рычагов аграрной политики, способствует созданию оптимальных производственных единиц для эффективного ведения хозяйства.

Показателен в этом плане пример Франции, которая имеет процветающее сельское хозяйство и, особенно, виноградарство. Так вот, во Франции более 55% сельскохозяйственных земель находятся в аренде.

При этом более 10 французских законов посвящены исключительно сельскохозяйственной аренде и характеризуются императивным подходом к регулированию данных отношений. Так, минимальный срок аренды - 9 лет, а долгосрочная аренда бывает на 18 и более лет и на 25 и более лет. И даже арендная плата хоть и устанавливается сторонами, но на основании определенного перечня продуктов в пределах вилки, предлагаемой в постановлениях префектов каждого сельскохозяйственного микро региона, которые принимаются с учетом цен на те виды сельхозпродукции, которые приняты в качестве основания для определения размеров арендной платы . Аналогичное положение наблюдается и в Швеции, где также большинство сельскохозяйственной недвижимости, и даже 80% земель лесного фонда принадлежат частным собственникам, непосредственно не работающим на данных землях.

У нас же аренда земельных участков традиционно рассматривается как менее защищенная и выгодная с экономической точки зрения форма владения, чем собственность. А обусловлено это, прежде всего тем, что правовой вакуум в области земельной аренды делает землепользователя беззащитным перед такими превратностями как передача земельного участка другому лицу, возможное повышение нормативной цены, рост арендной платы и т. д.

Кроме того, в отличие от рынка жилья, где преобладает вторичный рынок, аренда земельных участков сосредоточена на первичном рынке, на котором основным собственником выступают органы местного публичного управления.

    5. Порядок предоставления и изъятия земель.

Порядок предоставления земельных участков регулируется Земельным кодексом и Постановлением Правительства от 03. 05. 96 “Об утверждении Положения о порядке предоставления земель”. Предоставление земель осуществляется на основе проектов и схем организации территории и документации по градостроительству. Порядок предоставления различается в зависимости от цели отвода земли. Наибольшее распространение и значение для народного хозяйства РМ имеет предоставление земель для сельскохозяйственных нужд с целью организации новых форм предпринимательской деятельности. Остановимся на характеристике данного вида предоставления. Оно осуществляется в следующем порядке: А. Заинтересованные лица подают органу местного публичного управления и правлению хозяйства, в котором работают, заявление об увольнении и выдаче имущественной доли, а также о предоставлении земель для формирования нового хозяйства;

Б. Земельная комиссия села (коммуны) рассматривает устав вновь создаваемого сельскохозяйственного предприятия и вырабатывает предложение по размещению земель с учетом выполнения требований по их компактному расположению и рациональному использованию;

В. Районный  исполнительный комитет на основании совместного предложения земельной комиссии и комиссии по реорганизации устанавливает место размещения земель;

Г. На основании решения районного исполнительного комитета примэрия муниципия, примэрия села (коммуны) принимает решение о предоставлении земель, выдаче документов, удостоверяющих право собственности на землю, занесения в кадастровые регистры;

Образец документа, подтверждающего право собственности на землю, находится в Приложении №1.

Материалы о предоставлении земель для сельскохозяйственных нужд в границах сел (коммун) оформляются службой села (коммуны) согласно действующему законодательству.

Согласно статье 15 Земельного кодекса, предоставление земель для несельскохозяйственных нужд производится в два этапа:

    1. Предварительное размещение объекта;
    2. Окончательный отвод земельного участка.

Юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении им земельных участков для несельскохозяйственных нужд, обращаются с ходатайством в органы местного публичного управления о предварительном согласовании места размещения объекта с указанием ориентировочной площади участка, желаемого места размещения объекта, его технической характеристики, необходимости обеспечения инженерными сетями, возможности кооперации с другими предприятиями.

    К ходатайству прилагаются следующие документы:
    1. Схема-чертеж испрашиваемого земельного участка;

2. Схема генерального плана, типовой проект или его аналог, схемы автотрасс и линий электропередачи и др.

Органы местного публичного управления в десятидневный срок рассматривают ходатайства юридических и физических лиц и при положительном решении вопроса сообщают им письменно о необходимости подготовки материалов предварительного согласования места размещения объектов.

Для решения вопроса по выбору участка районный исполком, примэрия муниципия назначает комиссию по выбору участка. Результаты работы комиссии по выбору земельного участка под размещение объекта оформляются актом. Представленные материалы предварительного согласования места размещения объекта орган местного публичного управления рассматривает в десятидневный срок  и выдает разрешение на проведение проектных работ в пределах своей компетенции, а для остальных - заключение о размещении объекта. Разрешение на проектирование не является основанием для проведения работ по строительству объекта.

После утверждения проекта строительства объекта юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении земель, представляют согласованные в установленном порядке материалы на рассмотрение органам местного публичного управления.

Наконец, органы местного публичного управления в пятнадцатидневный срок рассматривают представленные материалы и в пределах своей компетенции принимают решение об отводе земель.

Если же решение вопроса об отводе земель входит в компетенцию Правительства, физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земель, представляют материалы с решением органов местного публичного управления, согласованные со всеми заинтересованными ведомствами, на рассмотрение Министерству сельского хозяйства и продовольствия.

Оно, в свою очередь, в десятидневный срок изучает материалы и со своим заключением представляет их на рассмотрение Правительству.

Правительство на основании представленных материалов принимает постановление об отводе земель.

Кроме того, Земельный кодекс предусматривает предоставление работникам определенных отраслей народного хозяйства (транспорта, связи и др. ) служебные наделы в виде участков пахотной земли, сенокосов и пастбищ. Процедура наделения служебным наделом определяется руководством соответствующего хозяйства, поскольку эти участки выделяются из земель, находящихся в пользовании данной хозяйственной единицы.

Специфика данных наделов в том, что они могут быть использованы только в сельскохозяйственных целях.

Что касается изъятия земель, то данный вопрос четко решен статьей 25 Земельного кодекса, которая устанавливает, что в случае невыполнения землевладельцем или землепользователем своих обязанностей в установленный срок (до двух лет), решением суда по ходатайству собственника земли он теряет право на владение или пользование землей. Но тут же надо уточнить, что, во-первых, в данном случае имеется в виду обязанность использовать земельный участок по его целевому назначению, а во-вторых, суд выносит решение об изъятии земельного участка только после того, как к землевладельцу или землепользователю применяются административные санкции и он предупреждается в письменном виде о необходимости выполнять свои обязанности.

Следует отметить, что данная норма имеет важное значение для охраны земель, поскольку из буквального содержания закона следует, что она “ограждает” землю сразу от двух неблагоприятных факторов - нецелевого использования и не использования как такового в том смысле, что земля простаивает необрабатываемая. К сожалению, такая защита земель выглядит эффективной только теоретически, поскольку на практике контроль за целевым использованием земель осуществляется очень слабо. Тем не менее, возможно, данная норма сыграет свою роль в будущем.

Иные основания прекращения права землепользования уже рассмотрены при рассмотрении вопроса землепользования.

    6. Нормативная цена на землю.

Одним из принципов земельного права является платность землепользования. Существует 3 вида земельных платежей: земельный налог, арендная плата и нормативная цена на землю. Разберемся, что же  представляет собой нормативная цена на землю.

Закон “О нормативной цене и порядке купли-продажи земли” от 25. 07. 97 определяет нормативную цену на землю как меру её оценки, эквивалентную её природному и экономическому потенциалу, выраженному в национальной валюте. Данная цена применима ко всем видам собственности на землю. Нормативная цена имеет значение при установлении арендной платы,   при исчислении размера компенсаций в случае изъятия земель из

сельскохозяйственного оборота и перевода их в другую категорию земель, а также в случае принудительного изъятия .

Тарифы для расчета нормативной цены, как гласит часть 2 статьи 2 Закона “О нормативной цене…”, устанавливаются на условную единицу балл-гектар исходя из кадастровых показателей. Они приведены в приложении к указанному закону, и индексируются ежегодно Парламентом по представлению Правительства в соответствии с уровнем инфляции.

Величина тарифов имеет важное значение для оборота земельного рынка. До недавнего времени завышенные тарифы сильно тормозили развитие земельного рынка в РМ

Схематично расчет нормативной цены показан в приложении 3 к данной  работе.

    7. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Одним из условий, способствующих рациональному и целевому использованию земель, является наличие ответственности за нарушение земельного законодательства. В данном случае под ответственностью следует понимать наступление неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Потребность в таком институте обусловлена тем, что моральное осуждение за нарушение земельного законодательства явно недостаточно для того, чтобы заставить всех землепользователей соблюдать земельное законодательство.

Основанием для наступления правовой ответственности является наличие правонарушения, то есть виновного противоправного деяния, посягающего на установленный в земельном законодательстве порядок использования земли. Правонарушения различаются по степени общественной опасности, поэтому их принято делить на дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданско-правовые обязательства, возникающие из причинения вреда и уголовные преступления.

По объекту земельные правонарушения делятся на направленные против права собственности на землю, против порядка землепользования и направленные на изменение категории и назначения земель.

По категориям земель можно различать правонарушения, совершенные в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда и т. д.

В зависимости от субъектов, совершивших правонарушения, различают правонарушения, совершенные физическими и юридическими лицами . Выявление нарушений осуществляется органами местного публичного управления и уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции. Применение санкций не освобождает виновных от обязанности устранить допущенные нарушения.

Средства, полученные от взыскания штрафов, перечисляются в государственный бюджет и используются для восстановления и улучшения земель, повышения плодородия почв и охраны окружающей среды.

Итак, рассмотрим первый вид ответственности - дисциплинарную ответственность. Данный вид ответственности тесно связан с трудовым правом, поэтому он имеет следующие особенности:

1. Субъектом может выступать только лицо, находящееся в трудовых отношениях. 2. Трудовые функции работника должны предусматривать соблюдение земельно-правовых норм.

3. Составы дисциплинарных проступков предусматриваются правилами внутреннего трудового распорядка и правилами использования земель, а не на законодательном уровне.

4. Дисциплинарная ответственность наступает только за нарушения, допущенные в период рабочего времени.

5. Применяет указанный вид ответственности только администрация предприятия по своему усмотрению.

    6. Виды дисциплинарной ответственности указаны в КЗОТе РМ.

Дисциплинарную ответственность следует рассматривать как наиболее мягкий вид ответственности, редко применяющийся в последнее время.

Следующий вид ответственности - административная ответственность. Административную ответственность за нарушение земельного законодательства предусматривает как статья 52 КОАП от 29. 03. 85, так и статья 96 Земельного кодекса.

    Ей характерны следующие особенности:

1. Субъектами могут быть любые лица, подпадающие под статьи 12-16 КОАП, при этом для должностных лиц статья 14 предусматривает повышенную ответственность;

2. Составы административных правонарушений предусмотрены в КОАПе. Их перечень является исчерпывающим; при этом в правонарушении должны отсутствовать признаки преступления;

3. Административную ответственность применяют только должностные лица и органы, указанные в статьях 201-231. 3 КОАП.

4. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности указан в главе КОАП.

Административные правонарушения можно условно разделить на 4 группы: А. Нарушения экономического характера как то самовольное занятие земли (часть 1 статьи 52 КОАП), невозвращение временно занятых земель (часть 7 статьи 52 КОАП) и т. д.

Б. Нарушения экологического характера - это порча плодородного слоя (часть 5 статьи 52 КОАП), непринятие мер по предупреждению эрозии и других процессов, ухудшающих почву (часть 6 статьи 52 КОАП) и др.

В. Нарушения, связанные с объектами, размещенными на земле - например, порча посевов (статья 102 КОАП), самовольное строительство (часть 2 статьи 52 КОАП), повреждение дорог (статья 137 КОАП) и т. п.

Г. Нарушения правил использования земель - непринятие мер по борьбе с сорняками (статья 105 КОАП), нарушение правил благоустройства населенных пунктов (статья 150 КОАП) и др.

Административная ответственность наступает независимо от наличия ущерба земле как природному объекту. Санкцией, как правило, является штраф, варьирующий от 5 до 10 минимальных заработных плат.

Данный вид ответственности наиболее распространен и является наиболее эффективным, хотя, на мой взгляд, санкции требуют ужесточения. Уголовная ответственность является самым суровым видом ответственности, поэтому она мало распространена. Её отличают следующие черты: 1. Уголовная ответственность наступает только за совершение преступлений, предусмотренных в УК РМ;

2. Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и назначить наказание;

3. Для данного вида ответственности предусмотрен особый порядок возложения ответственности, регламентированный отдельным кодексом-УПК РМ. К сожалению, чисто экологических составов преступлений, посягающих на землю законодатель не предусмотрел.

Статья 176 УК предусматривает ответственность за нарушение права собственности на землю. Кроме того, защиту земли как объекта права собственности обеспечивают статьи 127-128 УК, предусматривающие ответственность за повреждение или уничтожение имущества собственника (уничтожение к земле, безусловно, не применимо).

Должностные лица могут быть привлечены к ответственности за нарушение земельного законодательства лишь по статьям 184-186 УК, предусматривающим злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий и халатность соответственно.

Наконец, существует ряд составов, непосредственным объектом которых являются иные природные объекты, но которые могут причинить вред и земле. Например, потрава посевов и повреждение насаждений (статья 166 УПК), незаконная порубка леса (статья 167 УПК) и т. д.

Таким образом, уголовное законодательство настоятельно требует совершенства в области охраны земли.

Имущественная ответственность имеет место, когда противоправное виновное причинение имущественного ущерба, подлежащего возмещению. Указанный вид ответственности делится на гражданскую и материальную ответственность. Гражданская ответственность наступает, согласно статье 475 ГК, когда имело место причинение вреда личности или имуществу гражданина или имуществу организации. Применение данного вида ответственности регламентировано главой 42 ГК.

Материальная же ответственность наступает согласно КЗОТу, Уставам конкретных предприятий и иным, специальным нормативно-правовым актам, применительно к материально-ответственным лицам, находящимся в трудовых отношениях и причинившим вред в рабочее время.

    Заключение.

Как показала данная работа, законодательство Республики Молдова довольно неплохо защищает землю. И, тем не менее, как уже неоднократно отмечалось ранее, экологическое состояние земель на практике довольно плачевно. Например, около 64% сельскохозяйственных земель испорчены в результате эрозии.

Раньше ухудшение состояния земель списывалось на интенсивное ведение сельского хозяйства и бурное развитие промышленности в ущерб экологии. На современном этапе говорить об интенсивной индустриализации и акселерированном сельском хозяйстве говорить не приходится. Но земли продолжают деградировать…

Сетовать на отсутствие достаточного научного потенциала для борьбы за улучшение состояния земель тоже было бы неосновательно, ибо соответствующие технологии есть.

Всё это наводит на мысль, что главная причина ухудшения земель кроется отнюдь не в плохом законодательстве, а в самих землепользователях, которые упорно не хотят выполнять свои обязанности надлежащим образом. Во многом этому способствует общий хаос, царящий в государстве, сопровождающийся полной бесконтрольностью.

Но главная причина такого поведения, на мой взгляд, порождена извращенным менталитетом. Романтические песни о бескрайних просторах необъятной Родины привили веру в бесконечность природных ресурсов, которых в любом случае хватит на много поколений. Размышления о необходимости охраны природных ресурсов казались просто неуместными.

Почти десять лет независимости страны, где плотность населения одна из самых высоких в Европе и, соответственно, очень мало земли на душу населения, нисколько не привели к осознанию реальной значимости природных ресурсов, в первую очередь земли.

В силу этого я считаю, что главным направлением в области охраны земель должно стать образование. Возможно, путем агитаций, бесед, убеждений, разъяснений, путем изучения и распространения законодательства удастся изменить менталитет и прийти к осознанию значимости такого природного объекта как земля.

Ощутимого эффекта в области охраны земли можно добиться и путем улучшения экономического механизма землепользования, стимулирования правильной обработки земель, рационального землепользования.

Наконец, совершенствование земельного и экологического законодательства, которое должно соответствовать реальному положению дел, также внесет свой вклад в улучшение ситуации.

А все вышеперечисленные меры в совокупности способны кардинально улучшить экологическое состояние земель в стране. Настало время действовать…

    Список использованной литературы:
    1. Петров П. П. “Экологическое право России”, М. ,БЕК 1995
    2. Ерофеев Б. В. “Земельное право”, М. , Новый юрист, 1998

3. Pavel Zamfir “Dreptul mediului. Partea speciala”, Chisinau, 1998 4. Бринчук М. Н. “Экологическое право”, М. , 1999

    5. Боголюбов С. А. “Экологическое право”, М. , 1998

6. “Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды”. Под ред. В. В. Петрова, М. , 1988

7. Вовк Ю. А. “Советское природоохранное право”, Харьков, 1986 8. Забелышевский А. А. “Правовая охрана земель как составной части природного комплекса”, Свердловск, 1979

    9. Яковлев В. Н. “Экологическое право”, Кишинев, 1988

10. Ананьев А. Т. и др. “Правовая охрана природы в СССР”, М. , 1988 11. “Оценка земельной собственности”. Под ред. Д. К. Эккерта, Красногорск, 1993

                                                  
      Содержание
    План………………………………………………………………………. 1
    Введение…………………………………………………………………...2
    1. Земля как объект использования и охраны…………………………...3
    2. Понятие и состав земельного фонда РМ……………………………...7
    3. Право собственности на землю…………………………………….... 13
    4. Право землепользования……………………………………………...18
    5. Порядок предоставления и изъятия земель…………………………21
    6.   Нормативная цена на землю……………………………………….... 24

7. Ответственность за нарушение земельного законодательства……25 Заключение………………………………………………………………29

    Приложения………………………………………………………………
    Список использованной литературы…………………………………...31

Страницы: 1, 2, 3