бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Туристические потенциал и продукт национальных парков - (реферат) бесплатно рефераты

p>Очевидно, основными характерными видами туристских услуг и товаров для национальных парков могут являться: разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты; образовательные и консультационные услуги самых разных типов; организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма;

    специальные экологические и эколого-культурные туры;

экскурсионные услуги, в том числе - экскурсии по окрестностям парка; проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т. п. );

    контролируемая заготовка туристами “даров природы”;
    продажа экологически чистых местных продуктов питания;
    экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги;
    прокат туристского снаряжения;

изготовление и продажа сувениров, в том числе и почтовых марок; продажа торговых знаков с экологической символикой парка, рекламные услуги; изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции. В этом списке каждая из первых шести позиций представляют собой основу для построения вариантов вполне целостного туристского продукта парков, остальные семь позиций могут и должны выступать как существенными компонентами любого из целостных туров, так и самостоятельными туристскими услугами или товарами. Впрочем и специальная видеопродукция парка со временем может стать основой для формирования так называемых виртуальных туров, то есть для вполне целостного турпродукта. Поэтому все виды съемок в парке имеет смысл с самого начала проводить по заранее намеченной программе и планомерно создавать свои видеоархивы, получая в обязательном порядке копии видеоматериалов от всех съемщиков.

Задача специалистов каждого национального парка - после выявления и оценки своих туристских ресурсов и потенциала, а также определения целевых групп (об этом этапе работы будет сказано ниже) - построить свои собственные туристские программы, осуществление которых “по плечу” парку, заняться их продвижением и предложить подходящим партнерам (туроператорам, турагентствам, экскурсионным бюро, образовательным учреждениям и т. д. ) сотрудничество в освоении остальных ресурсов.

2. 4. Некоторые рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов Наиболее типичный и сравнительно легко формируемый турпродукт национальных парков это многодневные экологические маршруты и непродолжительные экскурсии по постоянным экологическим тропам. Однако далеко не всегда предлагаемые парками маршруты оказываются достаточно интересными и содержательными. Поэтому ниже предлагаются некоторые самые общие рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов для горожан, а также конкретный пример, иллюстрирующий разработку содержания эколого-туристского маршрута по территории национального парка Мещера.

    К содержанию экологических экскурсий

1. Необходимо специально выделить основную тему каждой экскурсии, рассказать о конкретных экологических проблемах посещаемой территории, их причинах и обязательно о возможных способах решения этих проблем.

2. Рекомендуется вписывать в ткань экскурсий в умеренных дозах ( избегая навязчивости и используя конкретный предъявляемый материал ) “смежные” сюжеты, например:

о связях города с его пригородами, сельской местностью, с “девственными” ландшафтами;

об истории отношения людей к среде их жизни, к ландшафту, об исторических формах природопользования;

о динамике ландшафта и его вероятном будущем, которое уже предопределено действиями людей;

о доступных ныне способах влиять на судьбу ландшафта, а тем самым и судьбу нашего общества, о возможном личном участии и простейших экологических правилах поведения (не забывайте о проблеме экологического эгоизма! ); о типах охраняемых территорий ( заповедниках, национальных и природных парках ) и их назначении;

о роли экотуризма в формировании мировоззрения туристов, в охране природы и в улучшении жизни местного населения.

    К описанию экологической тропы

Строить описание на ландшафтной основе, включая в рассказ сведения о рельефе, почвах и материнских породах, о водах и микроклимате, о взаимосвязях этих компонентов природы, не ограничиваясь, как это часто бывает, исключительно ботаническими характеристиками.

Объяснять причины, обусловливающие экосистемное разнообразие, переход одного типа леса в другой и т. п.

Показывать динамику экосистем, в том числе естественные сукцессии и изменения, вызванные деятельностью людей.

Разъяснять экологические функции основных экосистем (например, леса и луга), значение рек (особенно, малых) и речных пойм, демонстрировать конкретные проявления экологических проблем.

Рассказывать о природоохранной работе, выполняющейся в заповеднике или парке, и по возможности показывать ее результаты.

Учить правилам посещения охраняемых территорий и вообще правилам поведения в природе.

Объекты и темы, рекомендуемые для включения в программы экологических экскурсий для школьников старших классов

    1. Город и пригороды

Что растет на пустырях? Все ли сорняки вредны? Придорожные яблоки и грибы, наполненные свинцом.

Родники, ручьи, реки и пруды - чистая вода уже дороже золота? Сады, парки, музеи.

    Поля фильтрации и сельские поля.

Городская свалка, завод по переработке мусора - покажите нам безотходное производство!

    2. Сельская местность
    Деревенский дом и деревня, хутор, барская усадьба.
    Садовый участок, дача, коттеджи “новых русских”.

Теплица, животноводческая ферма, орошаемое и неорошаемое поле. Культурный ландшафт как зеркало культуры.

    3. Рекреационные и охраняемые территории

“В лесу родилась елочка.... ” (лесные экосистемы и земная атмосфера - украшать ли живую елочку к Новому году? ).

“Черт вас возьми степи, да чего ж вы хороши! ” (неужели всадник мог во времена Тараса Бульбы с головой скрыться в степных травах? - вымысел и правда, история и будущее степных экосистем - необходимо ли “поднимать целину”? ). Зона отдыха (горожане на пикниках и многое другое).

Ботанический сад и “аптекарский огород” - где и как собирать (если это разрешено! ) лекарственные травы.

Национальный парк, заповедник (национальные и личные интересы, заповеди). Можно придумать бесконечное множество подобных тем. Главное - как исполнить каждую из них, чем насытить, как построить конкретный маршрут и что показать, как “задеть за живое” стопроцентного (и особенно молодого! ) горожанина, все более утрачивающего органичную связь с живой и вольной природой, привыкшего к своей как ему кажется комфортной и благополучной асфальтово-автомобильно-электронной среде обитания? Но что делать горожанину, если в его доме (не дай Бог во всем городе) всего лишь на сутки отключится электричество? В этом случае лучшее для него - это отправиться в одну из предлагаемых нами экскурсий, разгрузивши холодильник, поливши цветы, если они у него еще живут, правильно одевшись и взявши на поводок собаку или посадивши кошку в лукошко. О`кей, шутки в сторону. И все же, разрабатывая интересный маршрут, полезно подумать если не о буквально таком мотиве для “экологической вылазки”, так уж непременно о мотиве выживания человека и человечества в современном мире, вплетая этот мотив в содержание каждой экскурсии. Сюжет, подготовленный для национального парка “Мещера”

Мещера это край лесов, рек и озер, болот и лугов - край, издавна богатый дичью и ягодами, грибами и рыбой. Два столетия тому назад там стала развиваться стекольная промышленность и недаром один из центров края носит имя Гусь-Хрустальный. Потом здесь в промышленных масштабах стали добывать торф и с именем другого мещерского города - Шатуры - связана история создания первых наших тепловых электростанций и электрификации страны. Сдержанную, неброскую красоту мещерских ландшафтов, столь близкую русскому сердцу, характеры и судьбы обитателей этого края прославили повести и рассказы Константина Паустовского. Мещера стала популярным местом отдыха горожан, оценивших ее и полюбивших. Однако постепенно природные богатства края стали оскудевать, а жители здешних сел, поселков и городов терять рабочие места и источники доходов. В начале 90-х годов здесь были созданы национальные парки “Мещера” и “Мещерский”, предназначенные как для сохранения природы Мещеры, так и для отдыха приезжающих сюда россиян. И конечно же для того, чтобы обеспечить жителей края возможностями найти работу в новой отрасли хозяйства - в природно-ориентированном туризме, опирающемся на природные ресурсы Мещеры, ее красоту и привлекательность. Тем не менее до последнего времени такой туризм все еще не получил здесь достаточного развития.

Поэтому в 1998 году, после участия в акции “Марш парков”, организованной Центром охраны дикой природы и администрацией парка “Мещера”, Факультет экологического туризма Российской международной академии туризма направил в парк своих студентов на практику с целью разработки и реализации эколого-туристских программ. В дальнейшем эту работу вместе с Московской диабетической ассоциацией стал проводить Молодежный эколого-туристский центр “Ойкумена”, созданный по инициативе преподавателей и студентов факультета. В эти же годы, а отчасти и ранее в парке начали работать и другие организации и инициативные группы - “Центр экологических путешествий” и привлеченные им студенты МГУ, краеведы школы №3 города Гусь-Хрустальный под руководством А. Лыкова, школьники села Палищи под руководством Н. Скулова и другие. Резюме общей оценки потенциала парка и возможностей его использования Национальный парк “Мещера”, созданный в 1992 году, расположен в юго-западной части Владимирской области, в ее Гусь-Хрустальном районе. Парк граничит с Шатурским районом Московской области. Для территории парка характерны все виды мещерских ландшафтов и экологические проблемы, связанные прежде всего с торфодобычей, вырубкой лесов и стекольной промышленностью. С Владимиром, Рязанью и Москвой, а также с городами и поселками этих областей парк связан сетью железных и шоссейных дорог.

Современный эколого-туристский потенциал парка и всего этого района Мещеры определяется с одной стороны наличием широкого спектра характерных, ценных и аттрактивных экосистем, а также сравнительной близостью к достаточно крупным городским центрам и к крупнейшей Московской агломерации как к источнику рекреационного спроса, а с другой - чрезвычайно слабым развитием рекреационной инфраструктуры и неразработанностью адекватного природному потенциалу набора природно-ориентированных туристских программ.

Это обстоятельство создает предпосылки для продуманного планирования рекреации на более или менее свободном поле потенциальных возможностей, ограниченном однако на данном этапе социально-экономического развития региона прежде всего финансовым дефицитом.

Тем не менее, можно наметить ряд направлений первоочередного развития здесь природно-ориентированных и экологичных форм туризма. В их числе: сравнительно дешевые одно-двухдневные эколого-образовательные экскурсии для школьников близлежащих городских центров; эколого - культурные экскурсионные программы для жителей Москвы; традиционные для региона водные походы по рекам и озерам парка в сопровождении гидов-экологов; сельский туризм.

Последнюю из названных и перспективных форм развития природно-ориентированной рекреации следует планировать особенно тщательно - учитывая природоохранные требования к размещению участков освоения, используя экологичные технологии в строительстве или реконструции жилья, активно привлекая к этому процессу местное население и формируя механизм специального (например, ипотечного) кредитования.

Краткое содержание двухдневного эколого-туристского маршрута “Мещерский лес” (в разработке участвовала С. И. Чумакова, консультант В. А. Немченко) Друзья! Приглашаем вас в пеший двухдневный поход по мещерским лесам. Маршрут кольцевой, протяженностью около 20 км. Его осью является долина реки Бужи. Рассчитан на группу из 15-20 школьников старших классов, однако участвовать в нем могут люди почти всех возрастов - от 14 до 65 лет. Ночлег в палатках. Пищу вы должны будете готовить в основном на костре. Продукты (их необходимо запасти и взять с собой), посуду и снаряжение туристы несут сами. Период проведения со второй половины мая по сентябрь. Начало и окончание маршрута - в деревне Тихоново, куда туристов можно доставить автобусом или легковыми автомобилями. В походе вас сопровождают опытный гид-эколог и егерь национального парка “Мещера”. Рекомендуем заранее ознакомиться с памяткой “Как подготовиться к эколого-туристскому походу? ” (прилагается к описанию маршрута). Основные объекты и темы (по ходу движения).

Родник в обнажении у правого берега р. Бужи чуть севернее деревни Тихоново здесь можно запасти воду для похода, желательно взять пробы воды для анализа в учебной лаборатории.

Поля на правобережье Бужи между деревнями Тихоново и Избищи. Сельское хозяйство края прежде и теперь. Что выращивали, каковы были урожаи, последствия мелиорации. Население деревень и его занятия (крестьяне и дачники). Освоенная пойма Бужи - прежние сенокосы и выпасы, нынешние стоянки автотуристов. Участок сложного смешанного хвойно-лиственного леса как пример конечной стадии сукцессии в Мещерских лесах, представляющих собой мозаику южно-таежных, широколиственных и мелколиственных лесных экосистем. Основные породы 1-го и 2-го ярусов леса, кустарниковый и травяной покров, характерные виды и их экологические ниши (ель, сосна, дуб, береза, осина; шиповник, жимолость и можжевельник; майник, брусника и ландыш).

Родник “Свиной” - выложенное бревнышками углубление на пологом влажном приречном склоне в зарослях ольхи - буроватая вода, насыщенная органикой. Желательно взять пробы для анализа в учебной лаборатории.

Вырубка в березово-сосновом лесу. Плотный злаковый травяной покров с обильной ветошью и подстилкой, местами с брусникой; куртины молодых экземпляров (5-10 лет) березок, осин, ивы. Возможно, это вырубка по пожарищу: формирование устойчивых вторичных экосистем из пирофитов. Экологические ниши березы и сосны. Лесные сукцессии. Скоро ли на вырубке вырастет новый полноценный лес? Следы низового пожара в сосняке у лесной дороги - опад прошлого года не сохранился, стволы сосен обожжены со стороны дороги. Человек и лесные пожары. Древесный уголь был ценным товаром. Роль пожаров в жизни лесных и травяных экосистем.

Кротовины в лесу: характер и состав выброшенной песчаной почвы - от более светлых кучек в окнах между деревьями до более темных возле древесных стволов. Лес и почвы Мещеры. Роль субстрата.

Лесное болото смешанного типа: участки верхового болота со сфагнумом по периферии и участки низинного злаково-осокового болота в центральной пониженной части. Типы болот, их питание атмосферными осадками и грунтовыми водами. Гидроморфный луг у железнодорожной насыпи (разъезд Тасино), которая препятствует стоку поверхностных и грунтовых вод. Грунтовые воды в Мещере - их роль в жизни лесных и луговых экосистем, динамика, состав (вспомнить родники “Свиной” и возле деревни Тихоново).

Лесная и луговая поймы реки Бужи. Низкая, высокая поймы и террасы. Дубравы на суглинистых, гумусированных почвах. Пойменные луга. Типы лугов Мещеры. Как устроить экологичный туристский бивак (где и как поставить палатки, конструкция кострища, куда девать отходы и мусор, проблема туалета) - учимся на своем собственном опыте. И заботимся о тех, кто придет сюда после нас. Вечерние, ночные и утренние голоса и жизнь леса и реки. Скрипучая песенка коростеля и нежный посвист перепела. “Страшное” фырканье и шумная ночная возня ежей, доедающих выброшенную туристами кашу. Не стоит сидеть у вечернего костра и ночевать в палатке, чтобы слушать только радиоприемник или магнитофон! Лучше послушайте рассказы опытного егеря, прислушайтесь к голосам ветра, воды, птиц и зверей.

Вдоль Бужи. Заколы на реке и подъемные сетки; плотины с сетями в протоках, соединяющих реку со старицами - зимой рыба устремляется туда, где вода еще насыщена кислородом. Можно ли сейчас ловить рыбу такими традиционными способами? Спиленные бобрами деревья и бобровые плотины. Река кормила и людей, и зверей.

Перекат на Буже и обнажившиеся слои плотного торфа. Сколько ему лет? Когда он превратится и превратится ли в каменный уголь? Геологические обнажения зандровые пески, моренные суглинки. Оледенения и межледниковья. Через пойму Бужи со старицами разного возраста - вверх через террасы Бужи на речные междуречья. От дубрав, зарослей ольхи и ивы, березняков - к соснякам брусничникам и черничникам, соснякам зеленомошникам и соснякам беломошникам. Участки ельников на моренных отложениях. Рельеф Мещеры, ее геологическое строение, грунтовые воды и мозаика лесных экосистем.

Валуны. Языческое капище в лесу. Лес и человек. Функции лесных экосистем. Лес и биосфера.

Вернувшись домой, раскройте томик Паустовского, послушайте “Весну священную” Стравинского, загляните в книги краеведов, посвященные Мещере. И расскажите о вашем походе друзьям.

Таким или похожим может быть не только сам план предлагаемого эколого-туристского маршрута, но и его описание, выполненное в разной форме. В виде небольшого буклета или даже брошюры с фотографиями, карто-схемой, справочными сведениями, списком рекомендуемых литературных источников. Или в виде рабочего конспекта, предназначенного для руководителя похода. “Линейная” схема рассказа (последовательно от первой остановки на маршруте до последней) в данном случае предпочтительнее других, поскольку непосредственно связывает основную тему и “побочные” сюжеты этого рассказа с объектами, которые руководитель похода показывает его участникам. Тематические повторы при этом неизбежны, но и полезны, они помогают развить сюжет, оживить его ассоциациями, обогатить другими аспектами основной темы.

Этот маршрут уже был реализован при участии егерей национального парка. Участниками походов были школьники из Москвы, Иркутска, Калуги, других городов. Для многих из них это был первый такой поход и, судя по полученным в центре “Ойкумена” отзывам, ребята не забудут эти два дня, проведенные в мещерских лесах.

    Список литературы:

Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. Автор: А. В. Дроздов

Страницы: 1, 2