бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Стимулирование рационального природопользования - (реферат) бесплатно рефераты

p>ляется по итогам работы за квартал по сравнению с теорети чески обоснованными нормами расхода, утвержденными в уста новленном порядке. Сумма экономии, полученная в отмеченном периоде, уменьшается на сумму допущенного перерасхода в пре дыдущем периоде календарного года по тому же виду материаль ных ресурсов, но не более чем на 50 %.

    Важнейшее условие действенности системы экономического

стимулирования -- достоверная оценка трудового вклада каждо го работника в обеспечение экономии материальных ресурсов. При организации премирования необходимо точно выделить круг лиц, от которых зависит снижение затрат материалов, топлива и энергии.

    Сумма премии за экономию материальных ресурсов по

участку, агрегату распределяется руководителем структурного подразделения по согласованию с профсоюзной организацией межлу рабочими и специалистами с учетом их личного вклада в осуществление мероприятий по экономии.

    Существует специальная шкала размеров доли экономии или

перерасхода) материальных затрат, на которую увеличиваются (или уменьшаются) фонды поощрения. Шкала позволяет нивелиро вать разную стоимость материальных ресурсов на неодинаковую сумму экономии, приходящейся на 1 руб. заработной платы. При таком премировании большие требования предъявляются к науч ной обоснованности расхода материальных ресурсов, обеспече нию их систематического обновления, а также становится недо пустимым применение технически необоснованных норм.

    В целях усиления экономических стимулов для предприятий

и повышения материальной заинтересованности их коллективов в более полном использовании производственных отходов, вторич ных ресурсов установлено, что прибыль практически полученная от реализуемых товаров и изделий производственно-техническо го назначения, изготовленных из отходов производства, оста ется в распоряжении предприятий независимо от их формы собственности. Размер отчислений зависит от уровня рента бельности (к издержкам производства при рентабельности до 25 % -- полностью, а в части, превышающей 25 %, -- в размере прибыли при условии, если стоимость отходов, израсходованных на производство указанных товаров и изделий, составляет 50 % от стоимости всего сырья и материалов, не считая вспомога тельных материалов).

    Кроме фонда заинтересованности сушествуют и другие спе

циальные фонды премирования, например, за сбор, хранение, и отгрузку лома, отходов черных и цветных металлов.

    Результативность материального стимулирования зависит

от достоверности первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи -- внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на производство.

    Выплату премий можно производить только в случае умень

шения выделяемых предприятию фондов на материальные ресурсы. Данное требование справедливо при прочих равных условиях. Так, некоторое увеличение фондов допустимо при опережающем росте объема производства, изменении ассортимента и др. По добный подход побуждает предприятия к разработке целевых программ ресурсосбережения, ориентирует на улучшение конеч ных результатов материалопотребления.

    Наряду с разработкой и внедрением системы материального

стимулирования экономии сырья, топлива, материалов и энергии предусмотрены санкции за нерациональное их использование. Так введена имущественная ответственность предприятий за пе рерасход сырьевых, топливно-энергетических и других матери альных ресурсов и за использование их не по назначению.

    Под перерасходом материально-технических ресурсов пони

мается потребление их в производственных целях и размерах, превышающих потребность по нормам, установленным отраслевыми министерствами или ведомствами, а также самими предприятия ми. К перерасходу не относится повышенный расход материаль ных ресурсов, вызванный проведением мероприятий по повышению технических характеристик выпускаемой продукции.

    На предприятия, допустившие перерасход материалов (при

родных рссурсов), возлагается обязанность перечислить в бюд жет двукратную стоимость израсходованных ресурсов в месячный срок по истечении квартала, в котором допущен перерасход. С момента совершения платежа в бюджет предприятие вправе пот ребовать возмещения убытков поставщиками и снабженческо-сбы товой организацией, поставка продукции которой с отступлени ями от условий договора послужила причиной допущенного пере расхода и применения мер хозяйственной ответственности.

    При использовании предприятием выделенных ему матери

альных ресурсов не по назначению оно уплачивает в бюджет трехкратную стоимость.

    VI. ПЛАТА ЗА ПРЙРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, СУЩНОСТЬ,
    СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.
    В условиях рынка, когда работа предприятия оценивается

по показателям прибыльности и рентабельности, бесплатность природных ресурсов очень часто порождает безхозяйственное отношение к ним. До настоящего времени практически нет пла тежей за природные ресурсы исключение составляет плата за забираемую воду для промышленных целей, попенная плата при отпуске лесозаготовителям запасов леса. В горнодобывающей промышленности для частичного погашение затрат на геолого разведочные работы установлены ставки возмещения затрат на эти работы, которые можно рассматривать как разновидность платы за природные ресурсы. При этом по большинству полезных ископаемых не обеспечивается полное возмещение затрат на ге ологоразведочные работы.

    Проведение геологоразведочных работ, строительство и

эксплуатация горного предприятия возможны лишь при условии предоставления специализированным организациям и предприяти ям отвода земельных участков. В настоящее время порядок установления компенсационных выплат регламентируется поста новлением . В нем указывается, что предприятия, организации, учреждения, которым отводятся для строительства и несельскохозяйственных нужд земельные участки, за сельскохозяйственкыми угодьями, возмещают (поми мо возмещения убытков землепользователям) потери сельскохо зяйственного производства, связанные с изъятием этих участ ков в размере стоимости освоения равновеликой площади земель с учетом проведения работ на вновь осваеваемых землях: ме роприятий по их окультуриванию и повышению плодородности почв.

    В компенсационных ставках не учитываются потери, возни

кающие при изъятии земельных участков в других сферах народ ного хозяйства (затрат, связанных с воспроизводством леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей и др. ) .

    В основе установления всех этих платежей (кроме про

центной ставки) лежит метод, т. е. принцип восполнения затрат государства на воспроизводство соот ветсвующих природных ресурсов. Это позволяет уловить лишь часть приносимой дифферендиальной ренты (издержек их замеще ния) .

    Один из главных принципов начального этапа рыночной

системы -- равные условия работы для всех предприятий, раз личающихся географическим положением, техническим уровнем производства и рядом других факторов. Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства, приводит к раз личным трудовым и материальным затратам на производство про дукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.

    Таким образом, рентабельность и возможность самофи

нансирования предприятий зависит от объективных (природ но-географических) и субъективных факторов, характеризую щихся уровнем общественного развития (спросом на продукцию, объемы производства продукции, уровень технического оснаще ния, уровень технологии и т. д. ) . В этих условиях необходи мо решить проблему устранения влияния природных факторов на показатели предприятия, чтобы гарантировать им равные эконо мические возможности социального и технического развития. Однако в промыщленности нет единой системы учета и оценки природного фактора, позволяющей методически правильно изы мать у предприятий дифференииальную рен ту, в результате устойчивых и значительных дииференцирований индивидуальнйх издержек, обусловленных различными природ но-географических условиями производства.

    Кроме рассмотренных природных ресурсов имеется некото

рое количество природных ресурсов, используемых предприятия ми и организациями бесплатно. К ним относятся сельскохо зяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев, окружающая среда как место для размещения производственных отходов и др.

    Плата за природные ресурсы должна соответствовать вел

чине экономического эффекта, получаемого от эксплуатрованно го природного ресурса на народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.

    Для реализации такого подхода необходимо решить следую

щие задачи: преодолеть заниженность оптовых и закупочных цен на продукцию природоэксплуртирующих отраслей с целью регули рования ресурсосбережения в народном хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осуществить выравнивание усло вий хозяйствования при формировании хозрасчетного дохода нормально работающих предприятий, используюжих природные ресурсы разного качества и местоположения.

    Плата за ресурсы предназначена для регулирования взаи

моотношений государства и хозрасчетного предприятия по пово ду конкретного природного фактора. Цель ее введения заключа ется в создании зкономических условий для функционирования отдельных предприятий природозксплуатирующих отраслей и сти мулирование рационального использования природных ресурсов, т. е. создание такого механизма экономического стимулирова ния их использования, который обеспечит повышение эффектив ности всего общественного производства путем перехода на ин тенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости националь ного дохода.

    Платежи предприятий за использование природных

ресурсов, устанавливаемые на основе дифференииальной ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговре менного действия, характеризующие доход, получаемый предпри ятием на основе использования им природных богатств находя щихся в государственной собственности.

    В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий

трудового коллектива предприятия, а путем использования пре досставленного ему природного источника повышенной продук тивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.

    Стимулирующая функция введения платы за пользование, в

том числе на охрану и восстановление природных ресурсов посредством изъятия у предприятий рентных доходов через систему платежей за природопользование реализуется госу дарственная форма собственности на природные ресурсы и сво евременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий, использующих природные ресурсы разного бо гатства и местоположения.

    В экономической литературе рекомендуется определять до

полнительный доход (дифференциальную ренту) от использования природного ресурса данного качества, местоположения и про дуктивности (ценности), одним из двух способов: как разность между оптовой ценой продукции и нормальными затратами на ее получение при использовании данного природного ресурса; ве личиной общественно необходимых затрат, требуемых для восп роизводства полезного результата, приносимого данным природ ным ресурсом, по мере его исчерпания или истощения.

    На основе этих способов определения дифференциальной

ренты предложены конкретные методы установления ставок пла тежей за природопользование, учитывающие специфику отдельных видов природных ресурсов.

    Исходя из роли в обеспечении производственного процесса

предлагается разделить все эксплуатируемые природные ресурсы на две группы: природные ресурсы универсального значения и специализированные природные ресурсы.

    Для промышленных предприятий к природным ресурсам уни

версального назначения относятся водные ресурсы и прилегают дие территории, используемые для размещения в них отходов производства.

    Природные ресурсы специализированного назначения

используются при получении конкретных видов продукции огра ниченным кругом отраслей, специализированных на производстве соответствующей продукции. К ним относятся полезные ископае мые по их видам, служащие материальной основой промышлен ности, сельскохозяйственные земли, лесные ресурсы.

    Для природных ресурсов универсального назначения диффе

ренциальную ренту и соответственно платежи за их использова ние целесообразно устанавливать в виде издержек замещения этих ресурсов. Они могут быть приняты равными нормам затрат на увеличение обеспеченности народного хозяйства соот ветствуюшими видами ресурсов. Например, дифференцированные по районам и качественным характеристикам республик нормати вы нз освоение новых земель, увеличение водоотсоя, нормативы затрат на охрану окружающей среды и т. п.

    Установление платежей за природные ресурсы универсаль

ного назначения должно предшествовать разработке прейскуран тов новых цен, поскольку плата за эти виды ресурсов учитыва ется при формировании цен практически на все эти виды про дукции и услуг и включается в себестоимость их производства. При разработке системы платежей за специализированные

виды природных ресурсов сохраняются платежи, обеспечивающие формирование фондов воспроизводства этих ресурсов в необхо димых случаях вводятся рентные платежи из прибыли предприя тий, эксплуатцрующих специализированные природные источники. В основе формирования платежей за воспроизводство при

родных ресурсов лежат следующие принципиальные положения: следует обеспечить максимально возможный полный возвратрат на воспроизводство важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе не обходимо ввести также платежи при использовании сельскохо зяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнова ний на их качественное улучшение и охрану); источником воз мещения затрат на воспроизводство природных ресурсов явля ется приносимая ими дифференциальная рента.

    При установлении новых цен необходимо иметь в виду

средний уровень оптовых цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как минимум для формирования цены воспроизводства данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произве денной (добываемой) продукции данного вида. Необходимая сум ма в целом по отрасли (подотрасли) должна быть включена в проектируемый уровень цены. При этом ее распределение предп риятиям-производителям следует не включать в нормативную се бестоимость, как это делалось ранее, а определять по предп риятиям пропорционально образующемуся у них дифференциально му рентному доходу. В этих условиях предприятия, использую щие относительно худшие специализированные ресурсы частично или полностью освобождаются от платежей за их воспроиз водство с перераспределением части фонда на предприятия, использующие относительно лучшие источники при родных ресурсов.

    Для обеспечения функционирования такого механизма, во

первых, необходимо начинать определение платежей за воспро изводство природных ресурсов с сопоставления расчетной вы ручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в систему нормативных накоплений. В величину нормативных накоплений включают все удорожания (удешевления) в установленном порядке, а также проектируемые плата за природные ресурсы универсального наз начения, кроме платежей за воспроизводство соответствуюшего специализированного ресурса.

    Если размер дифференциального дохода от эксплуатации

данного специализированного отраслевого ресурса, рассмотрен ный при проектируемом уровне оптовых цен, недостаточен для возмешения в полном объеме затрат на его воспроизводство на величину разницы должен быть повышен проектируемый средний уровень цены.

    Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел

уровня оптовых цен (расчетной выручки от реализации) по од ному виду минералъно-сыръевого ресурса сумму, включающую нормативные затраты на добычу данного вида минеральносырь евого ресурса, платежи за природные ресурсы универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспро изводство данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые в цене.

    При необходимости установления требуемых ценовых про

порций между взаимозаменяемыми видами минеральносырьевых ресурсов и стимулирования ресурсосбережения проектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по сравнению с ее нижним пределом. В этом случае возникает дополнительный рентный доход, который в полном объеме подлежит отчислению в федеральный и региональные бюджеты в форме платежей из при были природоэксплуатирующих предприятий.

    Рентные платежи по своей зкономической пользе представ

ляют собой форму изъятия у предприятий дифференциальной рен ты, которая образуется в результате устойчивых и незначи тельных колебаний индивидуальных издержек, объясняемых раз личиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий и групп предприятий) природоэксплуатирующих отраслей в случаях, когда у соот ветствующих предприятнй (групп) при установленном уровне оп товых (закупочных) платежей за универсальные природные ресурсы и платежей за воспроизводство специализированных природных ресурсов образуется избыточный доход за счет использования относительно более благоприятных природных источников.

    Таким образом, в систему платежей за использование при

родных ресурсов включаются три их вида: платежи за использо вание природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоп риятных видов специализированных ресурсов.

    Эти виды платажей должны устанавливаться, как правило

из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.

    Рассмотренные платежи за использование природных

ресурсов (в пределах установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями) за нарушение установлснных нормативов и лимитов природопользования.

    VII. ПЛАТЕЖИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
    Переход к практическим мерам по управлению состоянием

окружающей природной среды в зоне действия предприятий опре деляет необходимость разработки экономических методов воз действия на горные предприятия со стороны государственых и местных органов управления.

    Платежи за загрязнения осуществляются предприятием, и

при этом размеры платежей зависят от объемов выбросов заг рязняющих веществ и размещаемых в окружающеи природе твердых отходов. Очевидно, что выбросы предприятий и значительные объемы отходов не позволяют своевременно предотвратить заг рязнение, а тем более улучшить состояние окружающей природ ной среды. Введение платежных пропорций соответствующих уровню загрязнений, поставит в тяжелое финансовое положение производственные предприятия. Поэтому для постепенного достижения нормативного уровня предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду необходимо устанавливать и утверждать для каждого предприятия лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объемов размещаемых твердых отходов.

    Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в преде

лах лимитов определяются как допустимые на планируемый пери од. Допустимый уровень выбросов определяется с учетом эколо гической обстановки района (территории), размещения предпри ятий и экономических возможностей предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий долгосроч ных Государственных программ охраны природной среды и рацио нального использования природных ресурсов на период до 2005 г.

    Конкретная экологическая ситуация территории, на кото

рой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены пре дельно допустимые уровни выбросов (сбросов) -- ПДВ (ПДС). Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдель ных предприятий не разработан, а для размещения твердых от ходов лимит определяется между планируемыми объемами образо вания и использования отходов. Размеры платежей за загрязне ние определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выб росов; за превышение допустимых объемов выбросов.

    VIII. ВЫВОД.
    К сожалению на современном этапе развитие рыночно- хо

зяйственных отношений значительно опережает развитие законо дательной базы, в том числе это относится и к стимулированию рационального природопользования. Но все же не будем торо питься с пессимистическими выводами, ибо уже несколько лет ведется разработка соответствующей законодательной базы, да и в сознании людей постепенно меняется отношение к окружаю щей среде и необходимости ее охраны. Экономические и право вые рычаги защиты природной среды и предупреждения ее заг рязнения, описанные в моем реферате являются важным фунда ментом для дальнейшего развития экономико-правовых отношений в области экологической безопасности.

Страницы: 1, 2