бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Глобальные экологические проблемы - (реферат) бесплатно рефераты

p>Однако вслед за одной бедой спешила другая. Созданная примитивными способами новая природная среда чрезвычайно хрупка, быстро истощает почву и нежизнеспособна в обычных условиях (будучи оставленной человеком после истощения). Выжигание растительности, рыхление поверхности земли в сочетании с уничтожением деревьев и кустов наносит значительный ущерб почве, приводит к эрозии. Поэтому осваиваемые первобытным человеком участки земли вскоре приходили в полную непригодность и люди вынуждены были искать новые территории. Следами тех экологических катастроф древности, выглядящими сегодня в наших глазах, как извечные степи и пустыни, планета покрыта до сих пор.

Именно поэтому экологические проблемы древности не были и не могли быть стимулом только прогресса человечества. Необходимость доступа к получению ресурсов природы, осложнявшаяся, в том числе и природоразрушающей деятельностью человека, толкала племена к конфликтам с более обеспеченными соседями. Хотя необходимость оборонять от соседей богатства, полученные от природы, с другой стороны, заставляла первобытные племена укреплять свои поселения, учиться возводить крепостные валы и т. п. , но это тема уже совсем другого разговора…

…Именно так человечество прошло с окружающей его природной средой бок о бок сквозь десятки, сотни тысячелетий–борясь с миром за существование и создавая себе победами в этой борьбе только всё новые и новые проблемы…

    2. Глобальные экологические проблемы современности

Новое время человечество, с точки зрения отношений с природной средой, начало практически под тем же знаком, и всю свою историю–существование человеческой цивилизации по-прежнему остается крупнейшей экологической проблемой современности. Но поскольку экология–это наука о взаимоотношении видов со средой, а в данном случае нас больше других интересует один конкретный вид–сам человек - то оставим эту проблему без решения и перейдем к другим, пусть менее глобальным, но все-таки гораздо более поддающимся решению…

    ... .

За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Изменился вид человеческих поселений, канули в Лету языки древности, сам внешний облик“человека разумного”изменился до неузнаваемости. Но одно в жизни человека осталось неизменным: все, что цивилизация способна собрать в своих амбарах, складировать за высокими заборами специальных баз, распихать по полкам домашних шкафов и холодильников–все это взято из окружающей среды. И весь ритм жизни человечества, как в прошедшие эпохи, так и сегодня, определялся одним– возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам.

За годы такого сосуществования с природой запасы природных ресурсов заметно сократились. Правда, сама природа позаботилась о том, чтобы обеспечить человека, вечного иждивенца, в том числе и практически неисчерпаемой ресурсной базой (рис. 2).

Но автор считает, что природы, как и денег, много не бывает. Не известно, что на этот счет думают все жители планеты, но их влияние на природу ощущается практически везде (рис. 3). Далее автор попытается охарактеризовать текущие взаимоотношения человека и всего окружающего его мира (условно говоря, человек и земля, воздух, вода и братья наши меньшие…).

    ... .

Как известно, суша в настоящее время составляет 1/6 планеты –ту часть планеты, на которой и обитает человек. Именно поэтому автор попытается объяснить важность охраны литосферы.

Охрана почв от человека является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.

Во-первых, происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоемы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд.

Во-вторых, эти загрязнения из почвенной влаги, грунтовых вод и открытых водоемов попадают в организмы животных и растений, употребляющих эту воду, а затем по пищевым цепочкам опять-таки попадают в организм человека.

В-третьих, многие вредные для человеческого организма соединения имеют способность аккумулироваться в тканях, и, прежде всего, в костях.

По оценкам исследователей, в биосферу поступает ежегодно около 20-30 млрд. т. твердых отходов, из них 50-60 % органических соединений, а в виде кислотных агентов газового или аэрозольного характера– около 1 млрд. т. И всё это меньше чем на 6 млрд. человек!

Как же вещества-загрязнители литосферы попадают в почву? Различные почвенные загрязнения, большинство из которых антропогенного характера, можно разделить по источнику поступления этих загрязнений в почву:

    Рис. 2. Разновидность природных ресурсов.
    диоксид
    углерода

Образуется при сгорании всех видов топлива. Увеличение его содержания в атмосфере приводит к повышению её температуры, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями.

    оксид
    углерода

Образуется при не полном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.

    сернистый
    газ

Содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям. Разъедает известняк и некоторые камни. оксиды

    азота

Создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит у новорождённых. Способствует чрезмерному разрастанию водной растительности. фосфаты

Содержатся в удобрениях. Главный загрязнитель вод в реках и озёрах. ртуть

Один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.

    свинец

Добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках.

    нефть

Приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктоновых организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих.

    ддт и другие
    пестициды

Очень токсичны для ракообразных. Убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами.

    радиация

В превышенно допустимых дозах приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям.

Рис. 3. Десять главных загрязнителей биосферы (курьер ЮНЕСКО, январь 1973 г. )1 [1 География в школе. № 3. 1994 г. С. 23. [5]. ] С атмосферными осадками. Многие химические соединения (газы –оксиды серы и азота), попадающие в атмосферу в результате работы предприятий, затем растворяются в капельках атмосферной влаги и с осадками попадают в почву.

Осаждающиеся в виде пыли и аэрозолей. Твердые и жидкие соединения при сухой погоде обычно оседают непосредственно в виде пыли и аэрозолей.

При непосредственном поглощении почвой газообразных соединений. В сухую погоду газы могут непосредственно поглощаться почвой, особенно влажной.

С растительным опадом. Различные вредные соединения, в любом агрегатном состоянии, поглощаются листьями через устьица или оседают на поверхности. Затем, когда листья опадают, все эти соединения поступают в почву.

Загрязнения почвы трудно классифицируются, в разных источниках их деление дается по-разному. Если обобщить и выделить главное, то наблюдается следующая картина загрязнения почвы:

    мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами;
    тяжелыми металлами;
    пестицидами;
    микотоксинами;
    радиоактивными веществами.
    ... .

Существуют природные ресурсы, необходимые человечеству, как воздух. Но нет, пожалуй, такого ресурса, кроме самого воздуха, отсутствие которого становилось бы нерешимой проблемой для человека уже менее чем через минуту.

Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п. , которые в совокупности выбрасывают ежегодно выбрасывают“на ветер” более миллиарда твердых и газообразных частиц.

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются окись углерода и сернистый газ (рис. 4). Но, конечно, нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеводородах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дырв атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания озона в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний кожи.

    Антропоген-ные измене
    ния в атмос
    фере
    Основные газовые примеси в атмосфере
    Диоксид
    С
    Метан
    Оксиды азота
    Оксид азота (I)
    Диоксид серы
    Фреоны
    Озон
    “Парнико-вый эффект”
    Разрушение слоя озона
    Кислотные дожди
    Фотохими-ческий смог
    Пониженная видимость атмосферы
    Ослабление самоочищения атмосферы
    газ усиливает эффект
    - газ ослабляет эффект

Рис. 4. Основные газовые примеси в атмосфере. 1 [1 География в школе. № 2. 1991г. [3]] Известно, что атмосферный озон образуется в результате сложных фотохимических реакций под воздействием ультрафиолетовых излучений Солнца. Хотя его содержание невелико, его значение для биосферы огромно. Озон, поглощая ультрафиолетовое излучение, предохраняет все живое на земле от гибели. Фреоны же, попадая в атмосферу, под действием солнечного излучения распадаются на ряд соединений, из которых окись хлора наиболее интенсивно разрушает озон.

Благодатные капли дождя – еще один дар небес –всегда радовали человека. Но в некоторых районах земного шара дожди превратились в серьезную опасность. Возникла сложная и трудная в своем решении проблема кислотных дождей, которая на международном уровне была впервые поднята Швецией на конференции ООН по окружающей среде. С тех пор она превратилась в одну из главных природоохранных проблем человечества.

Кислотные дожи губительно действуют на природу водоёмов, наносят ущерб лесной растительности и сельскохозяйственным культурам, наконец, все эти вещества представляют определенную опасность для жизни человека.

    ... .

Третий, не менее важный, чем небо над головой и земля под ногами, фактор существования цивилизации– водные ресурсы планеты.

На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды. Их объём составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных ресурсов по земному шару крайне неравномерно. В Европе и Азии, где проживает 70% населения мира, сосредоточено лишь 39% речных вод1 [1 Природопользование. С. 84. [8]. ]. Общее же потребление речных вод возрастает из года в год во всех районах мира. Известно, например, что с начала нынешнего века потребление пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт еще по меньшей мере в 1, 5 раза.

Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков.

Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод. Согласно расчетам ученых, в конце ХХ века для разбавления этих самых сточных вод может потребоваться 25 тыс. кубических км. пресной воды (рис. 5), или практически все реально доступные ресурсы такого стока! Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не в росте непосредственного водозабора– главная причина обострения проблемы пресной воды.

В настоящее время к числу сильно загрязненных относятся многие реки –Рейн, Дунай, Сена, Огайо, Волга, Днепр, Днестр и др. Растет загрязнение мирового океана. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов (рис. 6. ). В целом, наиболее загрязнены внутренние моря –Средиземное, Северное, Балтийское, Внутреннее Японское, Яванское, а также Бискайский, Персидский и Мексиканский заливы.

Кроме того, человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки плодородных земель.

    ... .

Изменяя свой мир, человек, желает он того или нет, существенно вмешивается в жизнь своих соседей по планете. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих1 [1 Основы учения о биосфере. С. 144. [2]. ]. Кроме того, уменьшаются в количестве и исчезают редкие насекомые, что связано как с реакцией на применение различного рода пестицидов, так и с уничтожением их коренных мест обитания.

Механизм гибели вида гораздо проще, чем его можно себе представить. Зоологи поняли это, когда им удалось проанализировать большое число неудачных случаев акклиматизации животных в угодьях, безусловно, подходящих для завозимых видов. Оказалось, что неудачами кончался завоз малых групп животных. Выяснилось, что 2-3 пары животных при отсутствии постоянных, пусть даже сравнительно редких контактов с себе подобными, не могут обжить территорию. В большинстве случаев у них подавляется способность к размножению или они гибнут от так называемого“стресса”, или болезни напряжения. Подобное же положение возникает при большом разряжении естественной популяции. Совершенно необязательно уничтожать всех до одного животных, чтобы обречь вид на исчезновение, достаточно сильно сократить его численность, уменьшить или разрознить участки обитания, в чем человечество, особенно в последние столетия, заметно преуспевает.

    % нефти
    Распределение потерь нефти
    1
    Теряется при бурении на шельфе
    5
    Смывается с суши ливневыми дождями
    6
    Теряется при аварии танкеров и буровых платформ
    10
    Выпадает в океан с осадками
    10
    Выносится сточными водами
    17
    Сбрасывается в портах и припортовых акваториях
    23

Сбрасывается в океан с промывочными и баластными водами с танкеров 28

    Выносится реками

Рис. 6. Распределение потерь нефти (в %) от общей суммы мировых потерь в океане за год1 [1 Природопользование. С. 28. [8]. ].

    3. Глобальные экологические проблемы:
    перспективы развития и решения.

Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, самым благодарным и, само собой, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. Иначе пришлось бы говорить исключительно об ужасах истощения природных ресурсов и т. п.

Несмотря на то, что каждая из обсуждавшихся здесь глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды (рис. 7. ). Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками.

К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода“зеленых” движений и организаций. Кроме пресловутого “Green Peaсe’а”, отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций– структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие –типа Фонда дикой природы, например. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.

Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система“Красных книг”.

Международная 'Красная книга” –список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений–в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные“Красные книги”.

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Хотя, несомненно, - и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что

    Рис. 7. Меры улучшения качества окружающей среды.

искореняет главный экологический конфликт –конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, к каким выводам мы пришли? .. Подводя итог данной работы, ни в коем случае не претендующей на научную глубину исследования, но все-таки проясняющей ситуацию вокруг поставленной проблемы хотя бы для самого автора, следует отметить:

Определяя круг наиболее актуальных экологических проблем, нельзя остановиться отдельно на нескольких. Как важнейшие, можно выделить, пожалуй, лишь направления, упуская из внимания которые, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования. К таким группам можно отнести проблемы, связанные с наиболее жизненно важными природными ресурсами: воздух, вода, почвы…

Вспоминая историю нашего вопроса, можно сделать вывод, что экологические проблемы–вовсе не явление ХIХ-ХХ веков, а изначальное противоречие между человеком и окружающей его средой, берущее начало у самых истоков цивилизации и коренящееся в глубинах людской психологии.

Говоря о современном состоянии наиболее актуальных экологических проблем, можно подчеркнуть тот факт, что одновременно с их серьезнейшим обострением, наметилось общее стремление искать выходы из складывающейся, порой критической, ситуации.

А в этой связи, среди наиболее перспективных направлений природоохранной деятельности можно назвать различные общественные движения и межгосударственные акции, в силу своей неофициальности имеющие серьезное воспитательное значение.

В целом, автор хочет отметить, что главным итогом проделанной работы для него стало новое, более глубокое и одновременно более конкретное понимание остроты стоящих перед человеческой цивилизацией проблем.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баландин Р. К. , Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М. : Мысль, 1988.

Войткевич Г. В. , Вронский В. А. Основы учения о биосфере: Кн. Для учителя. – М. : Просвещение, 1989.

    География в школе. № 2. Март-апрель 1991.
    География в школе. № 6. 1993.
    География в школе. № 3. 1994.
    География в школе. № 6. 1994.
    География в школе. № 3. 1995.

Природопользование: Проб. Учеб. Для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. – М. : Просвещение, 1995.

Страны и народы: Науч. -попул. Геогр. -этногр. Изд. В 20-ти т. Земля и человечество. Глобальные проблемы/ Отв. Ред. И. Т. Фролов. – М. : Мысль, 1985.

Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд. , перераб, . и доп. - М. : Политиздат, 1991.

Автор выражает благодарность за помощь в работе над рефератом:

    Учительнице географии СШ № 13 за предоставленные материалы

Телерадиокомпании “Владивосток” за документальный фильм “На острове” Сергею Сиденко

    Родителям за моральную поддержку

Страницы: 1, 2