бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эколого-географическая экспертиза - (реферат) бесплатно рефераты

p>Таким образом, в результате анализа изменений природной среды должны быть установлены: площади изменений, их причины и скорости, размеры отклонения на измененных площадях от фона, базы или начальной точки отсчета, степень необратимости изменений. Все эти прогнозные данные нужны для экспертизы проекта на разные временные уровни, при воздействии проектируемого сооружения по нескольким вариантам и вне его воздействия. Временные операционные единицы могут быть запланированными (например, изменения, которые проявляются к началу строительства, в период и по завершении его, а также через двадцать, тридцать, сорок лет) и расчетными, которые получают как итог анализа возможных изменений во времени разных природных параметров [1].

Наиболее общую методологическую основу экологических экспертиз большинства проектов в настоящее время и на ближайшую перспективу составляет положение о нереальности прекращения антропогенного воздействия на природу и невозможности в условиях даже малоотходной технологии полного предотвращения загрязнения природной среды и ее частичной деградации. Поэтому пока необходима разработка геоэкологических принципов проектирования геотехнических систем [2]. Геоэкологические принципы - это указания, ориентирующие проектные организации, проектировщика на действия, признанные обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов, сохранение и облагораживание свойств окружающей человека среды. Только при условии соответствия геоэкологических норм проектирования экологической компетенции проектировщиков возможна реализация современного научного уровня эколого-географических экспертиз [2]. Географам и экологам как минимум трижды представляется возможность "сказать свое слово" при разработке и утверждении того или иного проекта. Первый раз на уровне планирования. Второй - на уровне проектирования, когда геоэкологи должны на равных вместе с гидротехниками, инженерами-строителями, экономистами принимать участие в проектировании объекта. Третий раз - при проведении экологической экспертизы ТЭО и самого проекта [2].

В процессе проектирования, который включает комплексный подход и прогнозирование, должны быть выявлены так называемые проблемные ситуации, которые сразу нацеливают разработчиков и экспертов на решение самых главных и самых сложных регионально-географических, экологических и природоохранных проблем [2].

Проблемные ситуации - это множество трудно совместимых эколого-географических, инженерно-технологических, социально-экономических и даже психологических задач, решение которых часто осложнено, во-первых, из-за наличия в данном регионе многоотраслевых предприятий, часто предъявляющих противоречивые требования к природным условиям и ресурсам, но сходных по виду и объему потребляемых природных ресурсов, особенно водных и земельных; во-вторых, из-за суммирования однонаправлено действующих негативных для окружающей природной среды естественных природных и антропогенных тенденций развития [2]. Региональный подход в экспертизе прежде всего подразумевает учет местных природных, социальных, экономических особенностей территории не только в границах конкретных объектов, но и окружающего их фона, например, в рамках группы физико-географических провинций и административных районов. Местные условия учитываются при использовании ландшафтного подхода, который выступает частным случаем регионального [2].

Необходимость рассмотрения проекта на более широком региональном фоне ориентирует проектировщиков и экспертов на пространственно-географическое рассмотрение положения и воздействия проектируемого объекта на окружающую среду. Приходится учитывать воздействие не только одного конкретного объекта, но и его возможное более отдаленное пространственно-временное влияние на природные и социально-экономические условия региона при создании в регионе других объектов производств, с учетом специфики их технологии, которая со временем сама может претерпевать существенные изменения [2]. Регионально-фоновая часть экспертизы, охватывая значительно большие территории, помогает выявить устойчивые тенденции развития природы и хозяйства, т. е. оценить степень инерционности природно-хозяйственной структуры региона, а также приоритетные проблемы, которые требуют первоочередного решения. Среди многих преимуществ такого рода экспертизы есть еще одно методически важное возможность вариантных решений размещения проектируемого объекта на территориях с необходимыми для реализации проекта сходными природными условиями [2]. Без использования принципа ландшафтно-территориальной дифференциации проектирования геотехнических систем и хозяйственных объектов невозможно серьезное рассмотрение в настоящее время любого проекта. Ландшафтные исследования и ландшафтная карта, графический язык, который понятен проектировщикам, - это комплексный подход к природе как системе, который обеспечивает наибольшую полноту и взаимосвязанность информации о строении и тенденциях развития природной среды [2].

Особенно полезны специализированные ландшафтные карты, отражающие функциональное назначение проекта. Характер проекта определяет и масштаб ландшафтных карт [2].

Ландшафтный подход включает в себя рассмотрение вопроса об устойчивости природно-территориальных комплексов (геосистем) на внешние воздействия, позволяет решать индикационные задачи, наряду с другими методами широко используется при прогнозировании [2].

Положение о государственной экспертизе предусматривает в содержании многих проектов данных о будущем состоянии природной среды на разные сроки, причем как прогноз естественных тенденций развития природы, так и ее изменения в связи с хозяйственной деятельностью человека. В аспекте эколого-географической экспертизы конкретных региональных проектов главным в прогнозировании представляется определение возможных изменений в природно-территориальных комплексах и их пространственных сочетаниях (ландшафтах) в связи с реализацией проектируемого объекта и с учетом разных вариантов состояния природной среды, прежде всего по условиям режима тепла и влаги [2].

Существует несколько путей прогнозирования. Наиболее хорошо зарекомендовал себя метод географических аналогий. Прогнозирование по аналогиям предусматривает экстраполяцию закономерностей, обнаруженных в зонах влияния существующих природно-технических систем или инженерных объектов, на проектируемые при условии сходства природных условий двух районов и технологии производства [2]. Объектами прогноза выступают геокомплексы, интегрированные горизонтальными потоками (поверхностными и грунтовыми водами, воздушными массами) в каскадные системы. При ландшафтном прогнозировании одновременно решается проблема устойчивости геосистем на внешние воздействия [2].

Закономерности пространственно-временной изменчивости показателей геосистем и синхронности (асинхронности) процессов представляют собой необходимую информационную базу для решения ряда задач географического прогнозирования и проведения эколого-географических экспертиз, особенно для проектов геотехнических систем региональной размерности [2].

Важный вопрос экспертизы - выявление критических значений каждого из компонентов геосистем в отдельности, пространственно-временных экстремальных характеристик и предельно допустимых норм антропогенных влияний. При этом необходимо установить геохимическую совместимость антропогенных (техногенных) и естественных потоков вещества [2].

Выбор методологических подходов и методов к экспертизе проектов в значительной степени определяется типом проектируемых объектов или характером хозяйственно-общественных мероприятий в сочетании с эколого-географическими условиями территории [2].

С позиций экспертных оценок, прежде всего по функциональному назначению, можно выделить три класса проектов: проекты природоохранного назначения, непосредственно нацеленные на охрану природы; проекты не природоохранных функций и преобразующих окружающую среду в лучшую или худшую сторону; проекты, ухудшающие состояние природной среды [2].

Наконец, еще один методологический принцип проектирования и проведения экспертиз: учет исторической окультуренности территории. Направленность экспертных оценок и система природоохранных мероприятий в значительной степени определяется степенью и видом хозяйственной освоенности региона [2]. Объектами рассмотрения экспертов, как правило, являются технико-экономические обоснования проектов, комплексные схемы развития регионов, отраслей промышленности, рабочие проекты. Для этого в СНГ создается система государственных экспертиз в бывших союзных республиках, автономиях, административных областях, а также в крупных городах. Экологическая экспертиза не крупных и экологически нейтральных объектов в некоторых случаях проводится ведомственными организациями. После создания Минэкологии РФ в ее Государственную экологическую экспертизу направляются не только наиболее крупные, но и наиболее экологически опасные и конфликтные проекты. Утверждена "Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности" (1989) и "Положение об экспертной комиссии государственной экологической экспертизы". Этими документами определены порядок формирования и организации деятельности экспертных комиссий, права, обязанности и ответственность экспертов, общие требования к составу и содержанию документации [2].

    Экспертиза ТЭО и проектов проходит следующие этапы.

1. Формирование комиссии и рабочих групп по основным разделам проекта; 2. Рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам и подгруппам высококвалифицированными специалистами в разных отраслях науки и практики; 3. Обсуждение и принятие заключений рабочими группами с учетом дискуссий, поправок, внесенных при обсуждении проекта с проектировщиками; 4. Составление сводного заключения, обсуждение с проектировщиками, принятие проекта;

5. Рассмотрение и утверждение (отклонение) сводного заключения по проекту экспертным советом Минэкологии РФ.

Основные рабочие "единицы" экспертизы - экспертная подкомиссия и рабочие группы внутри нее [2].

Экспертизу обычно проходят все крупные проекты с точки зрения приемлемости их воздействия на природную среду и ее ресурсы. При экспертизе почти всех проектов прежде всего обращается внимание на возможность ущерба здоровью населения через загрязнение вод, воздуха, почв, размеры изъятия сельскохозяйственных земель и водных ресурсов, а также проявления более далеких природных и социально-экономических последствий при осуществлении проекта. Однако в зависимости от типа проектируемого хозяйственного мероприятия в содержании экспертизы выделяется главный объект исследования. Во всех проектах надо обнаружить главные источники воздействия, размеры и границы изменения природных комплексов и преимущественно на них сосредоточить внимание [1]. Методы и приемы оценки, совокупность которых составляет методику исследования влияния проектов на сохранность природной среды, различны для разных типов проектов и этапов оценки. При проектировании объектов с устойчивыми ритмами эксплуатации и влияния на среду целесообразно использовать сочетание палеогеографического и экстраполяционного методов, а при оценке сложных многокомпонентных объектов - метод моделирования. Для оценки силы воздействия на природные комплексы и изменения их в направлении от источника влияния, часто используется метод ландшафтно-генетических рядов и аналогий [1]. В последнее время широкое распространение получили модели как самого процесса экспертизы, так и модели, выражающие взаимосвязи природного и экономического характера. В процессе экспертизы модели чаще всего используют для выражения физического или биологического состояния процесса, особенно под влиянием выброса или естественного разноса загрязняющих веществ. Если исследователь имеет разнообразную информацию, поддающуюся количественной характеристике, то она объединяется с помощью модели подобия (имитационная модель). Опыт экспертных работ показывает, что она хорошо работает на их начальной стадии, когда информация еще не слишком обильна [1].

При отсутствии количественных данных по всем видам воздействия исследуемого проекта имитационную модель можно использовать лишь для тех ее частей, которые имеют количественные характеристики. Кроме того, в модель не только могут, но и должны включаться факторы, часто встречающиеся и постоянно воздействующие на объект [1].

В качестве одного из приемов можно использовать таблицы и матрицы. В таблицах выделяются показатели, подвергающиеся изменению, и способы их измерения, а также указываются их "веса" или относительная важность каждого из показателей. При этом при составлении окончательной таблицы целесообразна поэтапная разработка рабочих таблиц. Экспертиза должна сопровождаться полевыми исследованиями территории района проекта [1].

Перед началом экспертизы строится ее модель, которая показывает порядок выявления соответствия проекта требованиям охраны природной среды и предусматривает:

    конечную цель проекта и его народохозяйственное значение;
    причины реализации проекта именно в данном месте;

технико-экономическое обоснование проекта и инженерной, технологической, технической характеристиками объекта, а также с показателями землеемкости, ресурсоемкости, способности загрязнять природную среду;

современное состояние природной среды и ресурсов района размещения при существующей структуре его народного хозяйства и позиций дефицита природных и территориальных ресурсов, уникальности ландшафта, необратимости природных процессов и т. п. ;

типы существующих природоохранных мероприятий, оценку их эффективности и достаточности при существующей структуре хозяйства;

прогноз состояния природной среды при отсутствии объекта и при условии его воздействия;

негативные воздействия проекта на среду и возможность их уменьшения; оценку соответствия технико-экономических потребностей природным возможностям с целью выявления критических природоохранных ситуаций;

    остроту, важность и длительность критических ситуаций;

влияние краткосрочного использования природной среды и ее ресурсов на обеспечение ее долговременного качества;

возможность достижения главной цели проекта другим путем (в случае негативных последствий для природной среды);

варианты достижения цели (альтернативные варианты проекта), рекомендуемые природоохранные мероприятия и очередность их осуществления при размещении новых объектов;

выбор наилучшего варианта - сопоставление с позиций минимального ущерба природе и нормальной эксплуатации объекта;

сопоставление вариантов проектов на единицу затрат по критериям: ценности вклада объекта в развитие страны, края, области, района; экономических результатов от размещения объекта в данном месте; ожидаемых негативных последствий для природной среды; степени риска непредвиденных последствий размещения объекта в данном районе; стоимости природоохранных мер [1]. Экспертизы проводятся специальными экспертными комиссиями, в состав которых входят специалисты по профилю решаемых вопросов; эксперты, принимающие решение, защищающие и оценивающие проекты, а также представители местных организаций, юрист. Опыт производства подобных работ показывает необходимость практически во всех случаях включения в состав экспертов специалиста широкого географического профиля, обладающего познаниями в области природоведческих, социально-экономических, технических, медико-географических и других наук. Особенно высокие требования предъявляются к экспертам, принимающим решение, и к экспертам-рецензентам по оценке проекта. Эксперты по десятибалльной системе проводят самооценку степени своей компетенции в решении проблем данного проекта [1].

Процедура экспертизы обычно проводится в четыре тура, в каждом из которых выясняются и сопоставляются мнения экспертов и в итоге выносится общее решение. Если предполагаемый объект неприемлем с эколого-географических позиций, т. е. не соответствует требованиям сохранности природной среды и плохо скоординирован с планом экономического развития, то вероятно появление конфликтных ситуаций. В тех случаях, когда конфликтную ситуацию устранить нельзя, или это будет стоить очень дорого, выдвигаются другие варианты проектов, каждый из которых оценивается самостоятельно и выбирается лучший из них [1].

Необходимые природоохранные затраты в различных вариантах размещения объектов сопоставляются с ценностью вклада размещаемых объектов в развитие страны, края, области, района; экономическими ущербами от ожидаемых негативных последствий для природной среды; степенью риска непредвиденных последствий размещения объекта в данном регионе [1].

После оценки вариантов проводится выбор лучшего из них с учетом тех видов хозяйственной деятельности, относительная значимость которых ("вес") значительна для данного региона. При этом по каждому из вариантов проекта должны сравниваться вероятность и последствия успеха и неудач при его осуществлении, возможные выгоды и убытки. Окончательное решение о принятии или отклонении проекта, выборе альтернативного решения должны принимать специально назначенные лица из числа экспертов. В решении отмечаются те изменения, которые должны быть внесены в проект или предложены обоснованные альтернативы проекта, а также сроки выполнения решений. Особое внимание уделяется типам природоохранных мероприятий, оценке их эффективности и достаточности при существующей структуре хозяйства, рекомендуемым мерам охраны природы при размещении новых объектов и очередности их осуществления. Нередко в решение вносятся предложения по организации контроля за осуществлением данного решения, в частности сроков и полноты его использования, а также службы наблюдений за состоянием природной среды [1].

Все работы по экспертизе должны быть обеспечены серией карт, которые позволяют объективно оценить согласно проекту расположение строительных и природных объектов, различного рода степени сходства и различия, точнее, оценить меры пространственной дифференциации природных комплексов с учетом степени их сложности, контрастности, неоднородности [1].

Общим недостатком большинства проводимых экспертиз является еще преобладающий покомпонентный подход к оценке природных явлений и процессов. К числу недостатков современных экспертиз относятся также многовариантность выдвигаемых экспертами проектов (альтернативы), их описательный характер, объемистость текста, что затрудняет выбор варианта проекта. Длительны также сроки экспертных решений, выносимых иногда через несколько лет после начала исследований, а также слишком позднее начало процесса экспертизы. Не всегда вынесенные по проекту решения и рекомендации контролируются и выполняются, тем более в срок. Эти недостатки частично определяются неразработанностью методологии экспертизы и в какой-то мере дискредитируют экспертизу как процесс научного обоснования проектов в целях охраны природной среды. Представляется, что многие недостатки экспертизы могут быть сняты после того, как будут разработаны конкретные показатели состояния природной среды, в частности ее устойчивости к внешним воздействиям, а также стандарты в области охраны природы [1]. Литература

1. "Географическое обоснование экологических экспертиз" под ред. проф. Т. В. Звонковой, изд. Моск. ун-та, 1985 г. , 209 с.

2. "Основы эколого-географической экспертизы" под ред. проф. К. Н. Дьяконова, проф. Т. В. Звонковой, изд. Моск. ун-та, 1992 г. , 240 с.

3. "Ответственность перед будущим: оценка воздействия на окружающую среду в Бразилии, Германии и России", М. , "Евразия", 1997 г. , 412 с.

Страницы: 1, 2