бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологический кризис г. Октябрьского - (реферат) бесплатно рефераты

p>— создана и продолжает развиваться нормативная правовая база в области охраны окружающей среды; — осуществлен ряд мер по улучшению экологической ситуации: введены новые очистные установки на заводах, построены современные производства, позволившие уменьшить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду, строятся современные полигоны твердых бытовых отходов, созданы научные и исследовательские структуры. Начиная с 1990 года, проявляется устойчивая тенденция к снижению объемов выбросов и сбросов в окружающую среду; — приняты и начали действовать комплексная программа “Экологическая безопасность Республики Башкортостан” на 2001—2005 годы с подпрограммами “Отходы производства и потребления” на 2001—2011 годы и “Создание единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан” на 2001—2005 годы, основная цель которых — улучшение состояния окружающей среды Республики Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья граждан; — в природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ; — в целях установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в республике осуществляется обязательная государственная экологическая экспертиза. Но и сегодня экологическая ситуация Республики Башкортостан продолжает оставаться напряженной. В загрязнении атмосферного воздуха городов республики с каждым годом увеличивается доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта. Остаются нерешенными проблемы, связанные с расширением использования экологически чистых видов автомобильного топлива, недостаточной оснащенностью источников выбросов загрязняющих веществ промышленных предприятий газоочистными установками. В области охраны водных объектов имеются проблемы, связанные с загрязнением водных объектов в результате добычи нефти и других полезных ископаемых (медь, золото и т. д. ), неэффективной работой существующих очистных сооружений и строительством новых. Необходимо решение вопросов канализации и очистки сточных вод сельских населенных пунктов, проведение мероприятий по приведению в соответствие с требованиями законодательства водоохранных зон водных объектов. В области обращения с отходами производства и потребления основными проблемами остаются такие, как отсутствие малоотходных технологий, практически не выводится из эксплуатации устаревшее технологическое оборудование, низок уровень утилизации нефтешламсодержащих отходов нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют отходы горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности, а также отсутствие разветвленной сети сбора вторичных ресурсов, приводящее к увеличению нагрузки на свалки твердых бытовых отходов, к потере источников вторичного сырья. В сельскохозяйственных системах сохраняется тенденция к деградации почв — усиление эрозионных процессов, переуплотнение почвенного профиля, уменьшение мощности гумусового горизонта, подкисление, переувлажнение почв и т. д. Наиболее опасным источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Нерешенной остается проблема утилизации пришедших в негодность запрещенных к применению ядохимикатов. В соседних регионах, в местах компактного проживания башкирского населения, также имеются серьезные экологические проблемы. Необходимо добиваться материальной и моральной компенсации в отношении башкирского населения, которое оказалось жертвой радиоактивного заражения в результате атомных испытаний на Тоцком полигоне в Оренбургской области и атомной аварии на радиохимическом комбинате “Маяк” в Челябинской области. Большую часть перечисленных проблем должно решить выполнение мероприятий комплексной программы “Экологическая безопасность Республики Башкортостан” на 2001-2005 годы. Важнейшими направлениями улучшения окружающей среды, защиты здоровья и сохранения генофонда в Республике Башкортостан считаем: — продолжение развития нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды; — выполнение принятых республиканских экологических программ; — выполнение действующих договоров Республики Башкортостан с Пермской, Челябинской областями, Республикой Татарстан, Удмуртской Республикой, Свердловской и Оренбургской областями по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и организации совместных действий в случае трансграничного загрязнения; — принятие нормативных актов по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, включающих механизм льготного налогообложения предприятий, участвующих в природоохранной деятельности; — развитие институтов экологического страхования и аудирования; — развитие сети особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан; — активизацию в средствах массовой информации республики пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природной среде, развитие системы всеобщего непрерывного экологического образования. Принятую в 2001 году концептуальную основу комплексного решения вопросов охраны окружающей среды в рамках республиканской целевой программы “Экологическая безопасность Республики Башкортостан” на период до 2005 года необходимо закрепить в соответствующих районных, городских и объектовых программах. Одним из основных загрязнителей воздушного бассейна республики является автотранспорт. Его доля в общем объеме выбросов составляет 60%. Отработанные газы автомобильных двигателей содержат свыше двухсот токсичных компонентов, которые плохо рассеиваются в воздухе и концентрируются на уровне органов дыхания человека. Необходимо определить на республиканском уровне комплекс мероприятий по более полному использованию природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива. Продолжает оставаться актуальной и проблема безопасного обращения с отходами производства и потребления. Важными направлениями в ее решении являются создание эффективной системы экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, оказание государственной поддержки предприятиям малого бизнеса, занимающимся решением проблемы отходов, обеспечение комплексного подхода к проблеме промышленных и твердых бытовых отходов. В условиях недофинансирования природоохранной деятельности важными методами экономического регулирования являются институты экологического страхования и сертификации, а также экоаудита, представляющие собой связующий рычаг в отношениях между природопользователями и органами государственного управления. Необходимо способствовать их развитию. Одним из факторов, обеспечивающих устойчивое экологическое развитие республики, являются особо охраняемые природные территории. Необходимо продолжить работу по выявлению и организации новых особо охраняемых природных территорий в республике. В то же время, учитывая ограничение финансовых ресурсов, необходимо содействовать внедрению элементов самофинансирования особо охраняемых природных территорий. Учитывая первостепенную важность формирования экологического сознания населения, необходимо активизировать в средствах массовой информации республики пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природной среде, способствовать развитию системы всеобщего непрерывного экологического образования. Значительный объем экологической информации, требующей систематического отслеживания, регулярного анализа и принятия оперативных управленческих решений, а также увеличивающийся поток документооборота, диктуют необходимость форсированного развития единых коммуникационных систем и создания электронных банков данных.

    Краткий исторический очерк о г. Октябрьском.

Город Октябрьский расположен на широком, расчлененном увалами плоскогорье Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где южные и западные склоны Нарыш-тау резкими ступенями падают к обширной долине реки Ик. Вокруг — красочные леса и колки, березовые рощи и зеленые дубравы, ковыльные степи и пойменные луга, изрезанные говорливыми речками. Археологические исследования А. В. Збруевой, В. Е. Гарутта, С. И. Киктенко, А. П. Шокурова, В. Л. Яхимович свидетельствуют, что этот благодатный уголок западной Башкирии еще в первом тысячелетии н. э. был густо заселен людьми кипчакско-тюркского племени. В период Волго-Булгарского государства на кочевьях скотоводов начинается пашенное земледелие. Во второй половине ХVI и в течение ХVII века Икская долина и склоны Нарыш-тау стали местом массового переселения народов Среднего Поволжья —усиливается хозяйственное освоение края. В 1632 г. старшина Кыр-Еланского рода Кулчан сын Куккуз-бея получает от Уфимского воеводы князя М. Ю. Трубецкого жалованную грамоту Московского царя на владение вотчинной землей по долине реки Ик и склонам Нарыш-тау. Вскоре стали появляться и деревни: в 1684 г. началось становление аула Туркменево, в 1742 г. — строительство Нарышево, в 1740—50-е гг. появились Мулла-аулы, Верхне-Заитово. В эти же годы строился здесь и аул родового старшины Москау Давлеткулова Тау-баш, названный позже Московкой. В период кантонной системы управления деревни склона Нарыш-тау входили в состав 12 башкирского и 5 мишарско-татарского кантонов — население относилось к военному сословию. С образованием Уфимской губернии в 1865 г. они вошли в Верхне-Бишиндинскую волость Белебеевского уезда. В 1930 году геолог К. Р. Чепиков, опираясь на научные прогнозы академика И. М. Губкина, обнаруживает на склонах Нарыш-тау крупную структуру нефтеносного пласта, в 1935 г. нефтеразведочная партия С. Т. Саргаева устанавливает четыре бурильные скважины. Вскоре приезжает в Туймазы и командированный трестом “Башнефть” руководитель разведки Т. Ф. Амиркулиев. 13 мая 1936 г. завершается строительство буровой близ Нарышево, 15 мая буровой мастер И. П. Лузянин начинает бурение. 25 сентября состоялся пуск буровой под руководством Г. Х. Хамидуллина близ деревни Московка. Начинается интенсивная борьба за большую нефть. Осенью 1938 г. комиссия, созданная исполкомом Туймазинского райсовета, после бурных дебатов определяет местоположение будущего поселка нефтяников: на четырехугольной равнине правобережного плато между деревнями Муллино—Туркменево—Нарышево—Заятово. В 1939—40-х гг. интенсивно строился поселок нефтяников, гордо называвшийся социалистическим городком — Соцгородком, который Указом Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1940 года был назван поселком Октябрьским городского типа. Вскоре исполком поссовета разработал план благоустройства: был сдан в эксплуатацию родильный дом, открылось движение по железнодорожному мосту через реку Ик. Гордостью являются нефтяной техникум со своим учебно-лабораторным корпусом, построенным в классическом стиле, два училища профтехобразования, учебно-лабораторный корпус филиала Уфимского технического нефтяного университета, здания двух научно-исследовательских институтов. Архитектурной достопримечательностью города стало построенное в 1952 году здание ресторана “Башкирия” с двумя наружными лестницами, просторным вестибюлем, расписными стенами. Огромным достижением строителей города стал Дом техники нефтяников, заложенный еще в 1948 году. Его торжественное открытие состоялось в октябре 1953 года... В том же 1953 году горожане получили больничный городок на 380 коек. Этот архитектурный ансамбль спроектирован в стиле русского классицизма с симметричной композицией. Вскоре стала принимать больных и поликлиника в трехэтажном здании. Вскоре город получил Дом школьников, Дворец спорта, Дом быта. Было завершено строительство аэропорта, связывающего Октябрьский с Уфой, Казанью, Москвой и городами Урала, Сибири. Еще в начальном периоде становления города близ Московки был создан питомник декоративного садоводства с целью обеспечения материалом для озеленения. В наши дни основу зеленого ландшафта города составляют пирамидальный и серебристый тополя, лиственница, ясень, клен туя, можжевельник и многое другое. Зеленые газоны, красочные клумбы цветов украшают улицы, бульвары и площади города. Город Октябрьский построен мудрым умом, щедрым сердцем, умелыми руками известных и безымянных созидателей. Этими людьми возведены и их собственное величие и слава, свой исторический памятник. Назовем некоторых из них: это академик И. М. Губкин и те, кто воплотил его идеи в реальность, и город Октябрьский стал для них своеобразным стартовым полигоном для взлета на всесоюзную и всероссийскую орбиту деятельности. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1946 г. утверждено представление Президиума Верховного Совета Башкирской АССР о преобразовании рабочего поселка Октябрьский Туймазинского района в город республиканского подчинения и передаче Октябрьскому горсовету населенных пунктов Муллино, Нарышево, Верхне-Заитово, Туркменево, Московка. Эти деревни, в которых насчитывалось 695 дворов, 6619 жителей, со всеми земельными угодьями, хозяйственным инвентарем, сооружениями, крупным и мелким скотом вошли в распоряжение городского хозяйства. Ныне территория города раскинулась на более чем 100 квадратных километров. Муниципальный жилищный фонд составляет около 15 млн квадратных метров. Развивается индивидуальное жилищное строительство — возникли загородные поселки-спутники. Население города насчитывает 115000 человек. Город Октябрьский — крупный индустриальный и научно-культурный центр западного Башкортостана. Здесь работают около 2500 предприятий машиностроения, приборостроения, электротехники, вахтенных жилых комплексов, нефтепромыслового оборудования, обуви, швейных изделий, мебели, фарфора и др. Они производят более 250 наименований различной продукции и поставляют ее не только на российский рынок, но и в 36 стран мира. Октябрьский — город со славными трудовыми традициями, огромным научным потенциалом, высоким образовательным и профессионально-квалификационным уровнем рабочих, инженерно-технических работников, служащих, специалистов здравоохранения, образования, культуры. В городе трудятся десятки кандидатов и докторов наук, работают научно-исследовательские институты, филиал Уфимского нефтяного технического университета, филиал Московского гуманитарного института, 2 колледжа, 3 технических лицея, музыкальное и медицинское училища, художественная и музыкальные школы, 3 гимназии, 21 общеобразовательная школа, спортивные комплексы и т. д. История Октябрьского — это уникальная повесть о том, как на пустыре героическими усилиями народа был возведен Город-сад, привлекающий пристальное внимание и исследователей-историков, и ученых-демографов, и деятелей литературы, искусства. Сложившаяся экологическая ситуация в г. Октябрьском.

Составной частью национальной безопасности является экологическая безопасность. Ее обеспечение в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении России и субъектов Российской Федерации. Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, принятым в конце прошлого года, дано следующее определение понятию экологической безопасности: это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Анализ экологической ситуации в стране за последние 10 лет свидетельствует об устойчивой тенденции ухудшения качества окружающей среды в местах компактного проживания человека, несмотря на все еще имеющийся спад производства. Так, согласно информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическая среда обитания в стране остается напряженной. Сохраняется вредное воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека. Яркими примерами фактического состояния загрязнения окружающей среды городов, по мнению Минздрава РФ, являются Магнитогорск, Карабаш, Красноярск, Норильск, Братск, Ангарск, Каменск-Уральский, Волгоград. Министерство финансов Российской Федерации в последние три года из федерального бюджета финансирует только 9 правительственных программ, направленных на оздоровление экологической обстановки и охрану здоровья населения Тульской, Оренбургской и Самарской областей, городов Братска, Нижнего Тагила, Чапаевска, Череповца, а также на решение экологических проблем, связанных с Каспийским морем и Волжским водным бассейном. Поэтому проблема обеспечения экологической безопасности населения Российской Федерации продолжает оставаться насущной и актуальной. Ее актуальность явственно просматривается на примере двух индустриальных городов Башкортостана: столицы республики — Уфы с миллионным населением и второго по величине города республики Стерлитамака с населением около трехсот тысяч человек. Проблемы экологической безопасности Уфы и Стерлитамака понятны многим, ибо экологическая ситуация почти во всех российских индустриальных городах аналогична. Уфа и Стерлитамак сконцентрировали многоотраслевую производственную структуру, перенасыщенную техногенноопасными объектами. На территории городских земель располагаются крупнейшие промышленные предприятия химии и нефтехимии, энергетики и машиностроения, строительного комплекса и ряда других. Стерлитамак является экологически неблагополучным и входит в число лидирующих городов России по суммарному количеству выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных веществ в водоемы. Уфа лишь в последние три года не входит в число экологически неблагополучных городов, но далеко от этого списка не отошла. Обострение экологической ситуации в Уфе выпало на конец 80-х и начало 90-х годов прошлого столетия. Поэтому правительством СССР принято известное горожанам постановление № 556, закрыт ряд “грязных” производств. В связи с общественно-политическими событиями 90-х годов вопросы разрешения экологических проблем и улучшения окружающей среды со временем перенесены на “плечи” республики и города. Тяжела ноша. Но город продолжает осуществлять природоохранные мероприятия с привлечением бюджетных средств и средств предприятий. Экономика Уфы на сегодня имеет тенденцию устойчивого развития. Но при этом растут и темпы загрязнения окружающей среды. Общий выброс вредных веществ 525 природопользователей составляет 339, 7 тыс. тонн в год. Очистные сооружения не позволяют снизить уровень высокого и экстремально высокого загрязнения водоемов. Ежегодно в водные объекты сбрасывается более половины всего объема сточных вод по республике. Очистные сооружения, построенные более 30 лет назад, требуют модернизации, внедрения новых технологий очистки. Накоплено 180 тысяч тонн неутилизированного осадка. Система канализации является основным источником загрязнения водных объектов, через которую сбрасывается 152, 18 млн м3 загрязнённых сточных вод и предприятиями теплоэнергетики —135, 2 млн м3. Проблема очистки сточных вод разрешима путем реконструкции и расширения третьей очереди городских сооружений канализации при финансовой поддержке федеральных органов власти. Строительство объекта осуществляется с 1990 года и сегодня практически заморожено. Ежегодно более 200 тыс. тонн отходов складируются на территории предприятий Уфы и свыше 300 тыс. тонн вывозится на городскую свалку. Лишь небольшая часть отходов утилизируется и перерабатывается с последующим использованием в качестве вторичных материалов. Но проблема захоронения и утилизации бытовых и промышленных отходов города остается напряженной. В сложившейся ситуации миллионному городу необходим завод по переработке твердо-бытовых и промышленных отходов с современными и передовыми технологиями, отвечающий требованиям природоохранного законодательства. Проектирование и строительство завода, по предварительным расчетам, составит 300 млн рублей и реализация проекта возможна за счет средств федерального бюджета. Обострение экологических проблем в Стерлитамаке произошло в середине 80-х годов. Совет Министров СССР постановлением от 14 июля 1987 года № 781 “О первоочередных мерах по охране окружающей среды в городах Октябрьском и Салавате Башкирской АССР” определил централизованное финансирование природоохранных мероприятий как в производственной, так и в социальной сферах. Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 года № 197 “О неотложных мерах по стабилизации экономики, развитию социальной сферы и охране окружающей среды Республики Башкортостан” необходимость продолжения осуществления мер по постановлению № 781 была подтверждена. Но город так и не получил денежных средств из Москвы. Почти пятнадцать лет медленно, но планомерно за счет средств предприятий и скудных бюджетных средств финансируются намеченные и так необходимые природоохранные мероприятия. Из 53 мероприятий по постановлению № 781, несмотря на сложное финансово-экономическое положение, предприятия ОЗНА, фарфоровый завод, “ЛУКОЙЛ – Нефтегазмаш” выполнили 18, а всего по городу выполнено 21 мероприятие. Хотелось бы остановиться на некоторых мероприятиях, которые не исполнены и их реализация возможна лишь при участии федерального центра. Тем более, что развитие межбюджетных отношений имеет тенденцию к централизации финансовых ресурсов в федеральном центре. Соответственно, в городах не остается достаточного объема финансовых средств для разрешения всех проблем по обеспечению экологической безопасности населения. Так, в бюджете Октябрьского из общего объема налоговых поступлений остается лишь 23, 3%. Состояние атмосферного воздуха вызывает особую озабоченность горожан. Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта в 2000 году составили 93971 тонну. Ситуация усугубляется рядом неблагоприятных факторов, способствующих накоплению выбросов в атмосфере воздуха. В частности, неблагоприятны физико-географические характеристики Октябрьского. На улучшение качества атмосферного воздуха должна повлиять южная объездная дорога, строительство которой затягивается. Проект дороги имеется. Существующая городская система контроля загрязненности атмосферного воздуха не отражает ее истинного состояния. Необходима современная система автоматизированного контроля и наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы из 11 станций (АСКЗА). Работа по ее созданию уже ведется. Построены три станции. Автоматизированные системы экологического контроля станут инструментом экологического мониторинга повседневной работы. Промышленные предприятия города строились несколько десятилетий назад в иной эпохе, без учета мер экологической безопасности. Указанные предприятия являются наследием прошлого нашего государства. Сегодня им необходимо оказать помощь, в конечном итоге населению города, в реализации невыполненных мероприятий по постановлению № 781. В частности, по “Автоприбор” следует завершить строительство третьей очереди сооружений для биологической очистки сточных вод и метантенков (отстойников) для обработки осадков сточных вод. Продолжение строительства БОС (биологических очистных сооружений) прежде всего необходимо городу, поскольку здесь очищаются 90% городских стоков. Действующее БОС перегружено, работая сверх предусмотренной мощности. Невыполненные природоохранные мероприятия есть и по ОАО “ЛУКОйЛ – Нефтегазмаш” ” и по “Автокомплект”. Их выполнение кардинально изменит экологическую обстановку Октябрьского и позволит обеспечить его безопасное существование и нормальную жизнедеятельность. Горожане не теряют надежды, что федеральный центр “реанимирует” постановление № 781 и Указ Президента Российской Федерации № 197 от 27 февраля 1992 года в части реального финансирования невыполненных мероприятий. В свое время была популярна фраза “Россия сильна регионами”. Злободневность и актуальность фразы остается и сегодня. Россия действительно может стать сильной, но необходимо внимание со стороны федерального центра к нуждам и проблемам не только каждого региона, но и крупных промышленных городов. Проблемы обеспечения экологической безопасности индустриальных городов России должны быть предметом заботы российского государства. Поэтому в целях совершенствования государственной стратегии в области экологической безопасности целесообразно: — разработать и принять Федеральный закон “Об улучшении экологии промышленных городов”; — провести анализ принятых правительствами СССР и РФ нормативных актов по вопросам реабилитации экологически неблагополучных территорий с целью их учета и обеспечения финансирования из федерального бюджета; — в отношении всех промышленных городов России провести паспортизацию для выяснения состояния экологической ситуации; — разработать и принять долгосрочную программу действий по улучшению экологической обстановки индустриальных городов России (особенно экологически неблагополучных), предусмотрев в ней необходимые природоохранные мероприятия по каждому городу; — внести изменения и дополнения в бюджетное законодательство в части установления повышенных нормативов отчислений от регулирующих доходов субъектам РФ и промышленным городам для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения, а также для предотвращения дальнейшей деградации природной среды. Кроме того, в целях поддержки предприятий промышленности в решении экологических проблем и стимулирования их деятельности в этом направлении необходимо изменить налоговое законодательство в части предоставления льготного налогообложения.

    Причины экологического кризиса и пути его преодоления.

Страницы: 1, 2, 3