бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологический кризис г. Октябрьского - (реферат) бесплатно рефераты

Экологический кризис г. Октябрьского - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования РБ
    Современный гуманитарный университет .
    Октябрьский филиал.
    ччччччч
    по экологии
    на тему: “Экологический кризис г. Октябрьского”
    Содержание:
    Экологические проблемы республики Башкортостан.
    Краткий исторический очерк о городе Октябрьский.
    Сложившаяся экологическая ситуация в городе Октябрьском.
    Причины экологического кризиса и пути его преодоления.
    Экологические проблемы Республики Башкортостан
    и пути их решения

— Сложившиеся веками традиции, обычаи и быт башкир способствовали сохранению уникального природного богатства Башкортостана. Культ природы прослеживается в древнем башкирском эпосе “Урал-батыр”, где герой, мечтая о счастье своего народа, бился со злыми силами за живую воду, которая должна была принести земле башкир бессмертие. Все это очень символично. Природа Башкортостана — колыбель башкирской нации, естественная основа жизни людей. Но современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Остро встают проблемы по сохранению земли и воздуха, лесов и водоемов, животного мира. Задача охраны окружающей среды приобрела многоаспектный характер: биологический, социально- экономический, технико-технологический, медицинский, философский — Природно-климатические условия, наличие полезных ископаемых в недрах республики предопределили ее промышленное развитие. Концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели, особенно в части размещения предприятий нефтепереработки и химии, что обусловило не только рост экономики республики, но и создало серьезные экологические проблемы. За последние десять лет валовые объемы выбросов загрязняющих веществ сократились на 22 %, сейчас они составляют 1, 5 млн тонн. Объем водоотведения сократился за тот же период на 23%, а сброс загрязняющих веществ с отводимыми стоками — на 25% и составляет сейчас 715 тыс. тонн. Улучшилось и состояние основных водных артерий — рек Агидель и Уфа. Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления увеличился на 20% и составляет сейчас 20 млн тонн. Объем переработки и обезвреживания отходов вырос до 6, 5 млн. тонн, т. е. до 32% от общего годового объема образования. С целью снижения негативного воздействия токсичных отходов предприятий РБ реализуются программы “Отходы”, “Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации полигона “Цветаевский”, “Природоохранные мероприятия по городу Белебей и Белебеевскому району”. Внедрена разрешительная система размещения отходов. Общая площадь особо охраняемых природных территорий сегодня составляет более 950 тыс. га (около 7% от всей территории Республики Башкортостан), причем за последние десять лет она увеличилась на 288 тыс. га. Реализуется республиканская программа “Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий”. По инициативе Республики Башкортостан Российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF) в рамках проекта “Сохранение биоразнообразия Уральского экорегиона” планирует создание системы ООПТ в горно-лесной зоне Южного Урала. По сравнению с 2000 годом продолжается тенденция снижения объема выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Разработка проекта постановления Кабинета Министров РБ “О расширении использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива” — одно из основных мероприятий программы “Экологическая безопасность РБ”. Согласование документа проходит трудно и на сегодня еще не закончено, но комитет все же не отступает и надеется на положительное решение вопроса правительством республики. Состояние водных объектов Башкортостана свидетельствует о том, что водоохранная деятельность в 2001 году была недостаточной. В прошлом году по сравнению с предыдущим индекс загрязненности поверхностных вод увеличился почти по всем точкам контроля. Почему это произошло? Увеличение объемов производства повлекло за собой рост массы сброса загрязняющих веществ. Остается нерешенным ряд проблем: — несанкционированный сброс сточных вод с ОАО “Учалинский ГОК”; — отсутствие технологии по очистке шахтных и подотвальных вод на ОАО “БМСК” и ЗАО “Бурибаевский ГОК”, в связи с чем уровень загрязнения тяжелыми металлами рек Карагайлы и Таналык превышает все установленные нормативы; — нерешенность вопроса очистки и утилизации дистеллерной жидкости на ОАО “Сода”. В результате река Агидель в среднем и нижнем течении испытывает колоссальную нагрузку; — много проблем связано с очисткой стоков населенных пунктов. К слову, до сих пор не ведется строительство третьей очереди биологических очистных сооружений Уфы. Но нельзя сказать, что все плохо. Правительством республики, руководителями предприятий принимаются меры по предотвращению загрязнения водных объектов. В 2001 году была разработана и принята Президентская программа “Питьевые и минеральные воды”. Ее реализация предполагает в том числе и обеспечение всех населенных пунктов республики современными очистными сооружениями. За счет средств республиканского бюджета в прошлом году было профинансировано выполнение водоохранных мероприятий на сумму около 4 млн рублей. — За последнее десятилетие как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан почвы не обследовались. Поэтому говорить об истинном состоянии земельных ресурсов, их загрязнении на сегодняшний день не представляется возможным. Хотя только в 2001 году было выявлено 415 случаев загрязнения земель. По договору с Государственным комитетом РБ по охране окружающей среды Аграрным университетом начата инвентаризация земель, загрязненных химическими веществами, и уже третий год Башгосуниверситетом проводятся работы по оптимизации структуры землепользования в районах республики с целью снижения антропогенного воздействия на почвы. Наиболее опасным источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Государственный комитет взял инициативу в этом вопросе на себя, и в смете расходов республиканского бюджета на 2002 год предусмотрено выделение 1 млн рублей на эти цели. Данные работы включены в программу “Экологическая безопасность”, но этого явно недостаточно. Необходима поддержка и со стороны Министерства сельского хозяйства РБ. — В первую очередь, проблема остатков отходов связана с увеличением объемов производства и ростом потребления товаров. В 2001 году объем образования отходов составил около 23 млн. тонн. Предпринят ряд мер, и, например, в Стерлитамаке организован ГУП “Экополигон” — опытная база по созданию инфраструктуры сбора и утилизации отходов. Для повышения эффективности государственной системы использования отходов в республике необходимо организовать работу по созданию Кадастра отходов и в дальнейшем совершенствовать механизм экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, внедрять научно обоснованные комплексные схемы их сбора, переработки и размещения. После завершения в 2000 году республиканской программы “Создание Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан” мы оказались перед выбором: развивать существующие системы мониторинга или же объединить информацию, получаемую в ходе проведения мониторинга, в единую республиканскую информационно-аналитическую систему. После долгих консультаций в органах исполнительной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан был принят второй вариант. Правительство республики одобрило наш выбор и утвердило в 2001 году соответствующую республиканскую программу. Подобные работы проводятся впервые не только в нашей республике, но и в Российской Федерации и являются, несомненно, актуальными и перспективными. В прошлом году в рамках реализации программы определена структура реестра объектов экомониторинга, разработаны критерии и оценки территории республики по степени экологической опасности, начато формирование единого информационного пространства и банка данных. Как нам кажется, эта работа является перспективной и наиболее актуальной как для Республики Башкортостан, так и для Российской Федерации. — В 2001 году на Госкомэкологии РБ были возложены функции республиканского специально уполномоченного государственного органа надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности. Фактически этим мы занимаемся уже несколько лет, и сделано многое: — на предприятиях и в учреждениях проведен переучет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; — эти сведения собираются в электронный банк данных;

— проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий; — с внедрением в комитете программного обеспечения “Оперативный учет” налажена передача необходимой оперативной информации; — организованы ввоз, вывоз и транзит радиоактивных веществ и отходов, радиоизотопных приборов по специальным разрешениям Госкомэкологии РБ и Госатомнадзора; На предприятии “Радон” установлен порядок сбора и приема радиоактивных отходов, строится хранилище твердых радиоактивных отходов. Вместе с тем, проблем в области обеспечения радиационной безопасности остается много, их необходимо решить в рамках комплексной программы “Экологическая безопасность Республики Башкортостан”. Нефтехимический комплекс, химзаводы республики наносят колоссальный ущерб природе, грозят разрушением экологического равновесия. Экологические службы должны предотвращать разного рода аварии, катастрофы, устанавливать объемы нанесенного природе и человеку ущерба… Как осуществляется экологический контроль Государственным комитетом? — Организация с июля 2001 года в комитете круглосуточного дежурства позволила оперативно получать информацию о чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, и своевременно принимать меры по их предотвращению и ликвидации. Для стимулирования контрольно-инспекционной работы территориальных управлений было разработано и утверждено Временное положение об оценке этого вида деятельности. Отмечу, что это дало свои результаты. По сравнению с 2000 годом было наложено на 733 штрафа больше. Выросла взыскиваемость сумм штрафов с 41% до 65%. Контроль выполнения предписаний также усилен. По результатам инспекционной деятельности в 2001 году среди территориальных подразделений Госкомэкологии РБ наилучшими оказались коллективы Уфимского, Туймазинского, Приуфимского и Стерлитамакского территориальных управлений по охране окружающей среды (ТУООС). Отметим, что данные управления из года в год добиваются высоких показателей. Инспекционная деятельность невозможна без мощной аналитической поддержки. Аналитическое подразделение Госкомэкологии РБ —Управление государственного аналитического контроля (УГАК) —единственная в республике аналитическая структура, осуществляющая поиск источников загрязнения и контроль качества окружающей среды при аварийных и чрезвычайных ситуациях. В 2001 году УГАК, наконец, обрело благоустроенное помещение. А это очень важный фактор для успешного выполнения стоящих перед управлением задач. — Государственной экологической экспертизой в прошлом году проведено 362 государственные экологические экспертизы материалов по строительству объектов, экологическому обоснованию лицензий, экологических программ, проектов нормативов выбросов загрязняющих веществ. Отделом проведены работы по приведению в соответствие законов Российской Федерации и Республики Башкортостан “Об экологической экспертизе”. В работе экспертных комиссий приняли участие 879 экспертов. Следует отметить, что в последнее время руководство республики, предприятия и организации стали уделять большее внимание определению негативного воздействия объектов на окружающую среду, созданию экологических программ. Так, в 2001 году государственную экологическую экспертизу прошли: — Федеральная целевая программа “Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года”; — программы по оздоровлению экологической обстановки на 2001—2005 годы городов Белорецк, Сибай; — проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов городов Кумертау, Дюртюли, село Бураево, Месягутово; — проекты реконструкции очистных сооружений хоз-бытовых сточных вод ОАО “Учалинский ГОК”, очистных сооружений производственных сточных вод ОАО “Автонормаль”. Одним из проблемных вопросов государственной экологической экспертизы последних лет является строительство АЗС. Генеральная схема развития АЗС в республике утверждена Кабинетом Министров РБ только в августе 2001 года. Строительство этих объектов осуществляется спонтанно, без должного обоснования мест их размещения, часто с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды – в водоохранных зонах водных объектов, в санитарно-защитной зоне источников питьевого водоснабжения населенных пунктов. Государственная экологическая экспертиза позволяет упорядочить решение этих вопросов. В целях совершенствования работы по организации государственной экологической экспертизы в республике, повышения ее качества в 2002 году начата работа по созданию нормативно-правовой базы, соответствующей новым федеральным законам в области охраны окружающей среды. На сегодняшний день в республике действует 435 лицензий. В 2001 году было проведены 193 проверки соблюдения условий лицензионной деятельности. Наряду с осуществлением государственного контроля все более ощутимой становится помощь экоаудиторов. За год проведены более 50 аудитов, выданы заключения, рекомендованы корректирующие мероприятия. В помощь аудиторам отделом экологического лицензирования и нормирования подготовлены методические рекомендации по проведению аудита видов деятельности, связанных с использованием земельных ресурсов и обращением с отходами производства и потребления. В республике созданы все необходимые условия для развития системы экологического страхования. Одновременно с подготовкой нормативной базы по развитию экологического страхования предприняты и практические шаги. Так, Институт Устойчивых Сообществ (США), Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности и Институт проблем рынка РАН под руководством Госкомэкологии РБ, в рамках проекта “Практические мероприятия по развитию экологического страхования и аудита в Республике Башкортостан”, в 2001 году осуществили практические мероприятия по экострахованию на предприятиях города Туймазы и Туймазинского района. 23 ноября 2001 года в Туймазах прошли парламентские слушания Законодательной палаты Госсобрания РБ, которые полностью подтвердили эффективность экологического страхования и аудита и определили, что задача последовательной реализации этих направлений является актуальной и нуждается в государственной поддержке. —Утвержден порядок ведения Красной книги Республики Башкортостан. Определены списки редких и исчезающих видов животных для занесения в Красную книгу и порядок их добывания. Разработаны правила добывания, форма разрешения и таксы для исчисления размеров ущерба, нанесенного объектам животного мира незаконным добыванием, и порядок ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. В целях координации действий по сохранению биоразнообразия заключены соглашения и разработаны планы совместных мероприятий с Государственной инспекцией рыбоохраны и Башкортостанской таможней. В плане содействия реализации программы “Создание сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия в Уральском экорегионе” разработан план совместных действий между WWF и Госкомэкологии РБ. Итогом совместной работы в 2001 году явилась разработка обоснований по организации природных парков “Агидель”, “Крыкты”, “Иремель” и “Ирендык”. — Итоговыми мероприятиями республиканской программы “Экологическое образование Республики Башкортостан на 1998—2001 годы” стали проведенные нами Республиканская научно-практическая конференция и выставка “Экологическое образование и воспитание в Республике Башкортостан”. Республиканский конкурс “Экология производства” проводился с целью привлечения внимания производственных коллективов предприятий и организаций, общественности республики к проблемам состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Мы ожидали более живого отклика. Но приняли участие в конкурсе всего двадцать два производственных коллектива. В прошлом году газеты “Табигат” и “Подрост”, поддерживаемые Госкомэкологии, стали призерами престижного всероссийского конкурса журналистов. А газета “Подрост”, кроме того, признана лучшим юношеским экологическим изданием страны. Министерство природных ресурсов России провело III Всероссийский конкурс детских экологических проектов “Человек на Земле” имени Н. Н. Моисеева, в котором приняли участие 260 детских коллективов. По итогам конкурса состоялась научно-практическая конференция, где деятельность детских экологических коллективов Республики Башкортостан получила высокую оценку. Победители этого конкурса награждены дипломами. — Если в республике в основном велась работа по приведению своих законов в соответствие с законодательством Российской Федерации, то на федеральном уровне был принят целый блок законов, развивающих в том числе и базу природоохранительного законодательства (I, II и III части “Гражданского кодекса”, I и II части “Налогового кодекса”, новый кодекс “Об административных правонарушениях” Российской Федерации). А с 12 января текущего года вступил в действие новый федеральный закон “Об охране окружающей среды”, который определил новый уровень взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации в этой области. В соответствии с положениями указанного закона существенно расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. В частности, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды на территории субъекта. Кроме того, законом предусмотрено, что разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется, в том числе, и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Более того, согласно закону, федеральные органы исполнительной власти имеют право передавать часть своих полномочий, на основе соглашений, органам исполнительной власти субъектов Федерации. В том числе и полномочия в области государственной экологической экспертизы. Данный закон укрепляет собой юридическую основу сложившихся взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также позволяет совершенствовать управление природоохранной деятельностью, как в плане передачи республике больших полномочий, так и в плане развития и укрепления структуры республиканских органов управления. Наша задача на ближайшие полтора-два года — как можно полнее использовать эти предоставленные возможности. Республиканская система государственных органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды не потребовала внесения кардинальных структурных изменений, так как в республике создана одна из самых полных в Российской Федерации база природоохранного законодательства. Внедрены и развиваются экономические механизмы управления охраной окружающей среды, система нормирования антропогенной нагрузки и лицензирования видов деятельности в сфере охраны окружающей среды, создаются институты экологического аудита, страхования и сертификации. Уникальная материально-техническая база аналитической службы позволяет контролировать практически все среды и объекты на современном уровне. В природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ. Республика принимает непосредственное участие в реализации федеральных программ “Возрождение Волги”, “Экологическая безопасность Урала”, “Охрана окружающей среды Российской Федерации от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения” и других. Метод разработки целевых программ в области экологического развития и охраны окружающей среды республики является вполне оправданным, поскольку благодаря его существованию законодательно закрепляется возможность финансирования природоохранных мероприятий, в том числе и из республиканского бюджета. С целью реализации данного метода в 2001 году была разработана и утверждена комплексная программа “Экологическая безопасность Республики Башкортостан на 2001-2005 годы”, пришедшая на смену действовавшим ранее почти 30 различным экологическим программам, распоряжениям и постановлениям правительства. Принятый механизм реализации программы предусматривает разработку экологических программ на уровне каждого города и района республики, а также на уровне каждого природопользователя. Одним из критериев отбора мероприятий для долевого финансирования из республиканского бюджета является его наличие именно в городской или районной программах, а также и финансирование за счет бюджетов соответствующих территорий. На сегодняшний день утвержденные программы имеют 18 районов и 11 городов республики. Наиболее удовлетворительно они реализуются в городах Стерлитамак, Салават, Туймазы и Туймазинском районе. Менее удовлетворительно — в городе Учалы, Учалинском и Стерлитамакском районах. Завершена разработка экологической программы города Уфы. — В Государственной Программе “Возрождение и развитие башкирского народа”, принятой I Всемирным курултаем башкир, были освещены и проблемы экологии, охраны здоровья и сохранения генофонда башкирского народа. Как реализована эта часть Программы? — Положения Программы в области охраны окружающей среды на

    сегодняшний день в основном выполнены:

Страницы: 1, 2, 3