бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Значение банковской системы в современной рыночной экономике - (реферат) бесплатно рефераты

Значение банковской системы в современной рыночной экономике - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Р Е Ф Е Р А Т
    по военной кафедре
    на тему:
    ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
    В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    студента гр. 05-304 Денегина Сергея
    Москва, 1993 г.
    С О Д Е Р Ж А Н И Е:
    1. История развития банковской системы
    России. 1
    2. Современные проблемы экономики и зна
    чение банков при их решении. 6
    3. Банковская система.
    4. Государственный банк Российской Феде
    рации. 10
    5. Коммерческие банки. 15
    6. Необходимость налаживания банковской
    системы. 20
    Список литературы 22
    - 1
    1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.
    Для оценки значения процессов, происходящих ны
    не в банковской системе страны, целесообразно со
    вершить небольшой экскурс в прошлое России. Мне
    представляется, такой ретроспективный подход поз
    волит не только взвешенно подойти к анализу скла
    дывающейся ситуации в банковском деле, но и в оп
    ределенной степени предвидеть будущее.
    Коммерческие банки, естественно, не представля
    ют собой новации переходного периода Союза Неза
    висимых Государств. Это банки, присущие любой эко
    номической формации, занимающиеся кредитованием и
    финансированием промышленности и торговли за счет
    денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и
    путем выпуска собственных акций и облигаций. Ком
    мерческие банки пополняют также свои ресурсы за
    счет заимствований у эмиссионных банков. Аккумули
    руя денежные капиталы, временно высвобождающиеся в
    процессе производства и обращения, а также свобод
    ные средства населения, коммерческие банки переда
    ют их в ссуду функционирующим предпринимателям.
    Иными словами, через эти банки происходит пере
    распределение капиталов между различными отраслями
    хозяйства. Коммерческие банки создают кредитные
    орудия обращения посредством открытия текущих сче
    тов своим заемщикам, на которые последние выписы
    вают чеки. Через коммерческие банки осуществляются
    безналичные расчеты через корреспондентские счета
    - 2
    в центральных банках. Просматривается объективная
    тенденция, (конечно, не в наших современных усло
    виях) объединения коммерческих банков в банковские
    монополии и их широкое внедрение в промышленность
    и иные сферы производства.
    Итак, немного истории. До проведения одной из
    важнейших экономических реформ - отмены крепостно
    го права - банковская система страны состояла в
    основном из дворянских банков. Сферой их деятель
    ности являлся поземельный кредит, который пре
    доставлялся под залог помещичьих имений из расчета
    числа крепостных "душ", а также драгоценностей.
    Первый дворянский банк был учрежден в 1854 г. с
    конторами в Петербурге и Москве и назывался Банк
    для дворянства. Кредитованием промышленности и
    торговли занимались прежде всего банковские фирмы
    и менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-х
    годов стали учреждаться акционерные коммерческие
    банки, развитие которых активизировалось в 90-е
    годы. Важную роль в экономической жизни страны
    стали играть ипотечные банки, представляющие кре
    диты под землю и недвижимость, и городские банки,
    находящиеся в ведении городских управлений.
    Банковская система России в преддверии первой
    мировой войны включала эмиссионный Государственный
    банк, акционерные коммерческие банки, ипотечные
    банки, городские банки. Продолжался процесс кон
    центрации, слияния банковских ресурсов. До 80% ка
    питала акционерных коммерческих банков, которых
    насчитывалось около 50, было сосредоточено в 18
    - 3
    банках. Из них выделились 5 крупнейших банков
    Русско-Азиатский, Петербургский международный ком
    мерческий, Азово-Донской, Русский (для внешней
    торговли) и Русский торгово-промышленный.
    Собственные капиталы и вклады этих банков превыси
    ли 2 млрд. рублей, или 48% указанных средств всех
    акционерных коммерческих банков. Ведущая пятерка
    банков имела 418 филиалов по всей стране. Под
    контролем акционерных коммерческих банков находи
    лось множество крупнейших промышленных и торговых
    фирм. Например, Русско-Азиатский банк контролиро
    вал такие предприятия, как Путиловский завод, Пе
    тербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный
    заводы, Петербургский международный банк предста
    вительствовал в 50 акционерных обществах.
    Особенностью банковской политики России явля
    лось активное привлечение иностранного капитала, в
    основном французского. В 1914 году примерно поло
    вина акционерного капитала 18 коммерческих банков
    принадлежала иностранным партнерам.
    Система ипотечных банков включала два госу
    дарственных - крестьянский поземельный и дво
    рянский земельный, 10 акционерных земельных бан
    ков, 36 губернских и городских кредитных обществ.
    Свыше 60% общей суммы ипотечной задолженности при
    ходилось на государственные банки. Городских об
    щественных банков насчитывалось 317. Они специали
    зировались преимущественно на выдаче ссуд под го
    родскую недвижимость.
    Одним из первых актов Октябрьской революции был
    - 4
    захват Государственного банка России, а затем, в
    конце декабря 1917 года, издан декрет ВЦИК о наци
    онализации частных акционерных банков. В 1917-1919
    годах в связи с отменой частной собственности на
    землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохрани
    лась лишь кредитная кооперация, осуществляющая вы
    дачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализиро
    ванные частные банки, объединенные с Госбанком,
    образовали Народный банк РСФСР, который в 1920 го
    ду прекратил свою деятельность, будучи трансформи
    рован в Центральное бюджетно-расчетное управление
    Наркомфина.
    Однако с переходом к новой экономической поли
    тике возникли предпосылки развития кредитных отно
    шений и создания по-существу заново банковской
    системы. В конце 1921 года начал функционировать
    Государственный банк, стала активизироваться кре
    дитная кооперация, были созданы кооперативные бан
    ки. На селе низовое звено кредитной системы
    представляли кредитные и сельскохозяйственные то
    варищества, осуществляющие банковские операции.
    Затем начали формироваться на паевых началах об
    щества сельскохозяйственного кредита, которые
    представляли собой местные сельскохозяйственные
    банки, расположенные в областных (губернских)
    центрах.
    Одновременно с возрождением кредитной коопера
    ции в начале 1922 года были учреждены кооператив
    ные банки, призванные содействовать кредитом раз
    витию потребительской кооперации. Следующий этап
    - 5
    становления кредитной системы - создание отрасле
    вых специальных банков - акционерного общества
    "Электрокредит", акционерного Российского торго
    во-промышленного банка, Центрального коммунально
    го, с сетью местных учреждений и других. Начали
    действовать и территориальные банки, в частности,
    Среднеазиатский и Дальневосточный.
    Здесь важно выделить следующий момент. Стало
    ясно, что реализация новой экономической политики
    невозможна без аккумуляции и широкого использова
    ния средств предпринимателей. Вот почему в 1922
    году были учреждены с участием частного капитала
    два банка - Российский коммерческий банк и
    Юго-Восточный банк. Причем, что весьма примеча
    тельно, одним из учредителей Роскомбанка явились
    представители деловых кругов Швеции. Было также
    принято решение об организации частных банковских
    учреждений в форме обществ взаимного кредита, дея
    тельность которых предполагала мобилизацию и вов
    лечение в хозяйственный оборот средств мелких то
    варопроизводителей и частников.
    Реализация указанных мер позволила сформировать
    к концу 1925 года достаточно развитую кредитную
    систему, состоящую в основном из кредитных учреж
    дений, созданных на новых началах. Функционировал
    121 акционерный банк, 114 кооперативных банков,
    153 коммунальных банка, 196 обществ сельскохо
    зяйственного кредита, 173 общества взаимного кре
    дита и кредитная кооперация, объединяющая 3800
    подразделений. В то же время сеть учреждений
    - 6
    Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений, на долю
    которых приходилось 56% всех кредитных вложений.
    На этом, пожалуй, развитие инициативы в станов
    лении кредитной системы было приостановлено. В
    1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли постановле
    ние "О принципах построения кредитной системы",
    которое положило начало монополизации банковского
    дела. Дальнейшие изменения в организационной
    структуре банков произошло в 1930 году в связи с
    проведением кредитной реформы. Все операции по
    краткосрочному кредитованию были сосредоточены в
    Госбанке, реорганизованы банки сельскохозяйствен
    ного кредита, функции которых в последующем переш
    ли к Госбанку, создано четыре специализированных
    банка долгосрочных вложений. Реформация банков
    происходила и в последующие годы, вплоть до 1988
    года, когда была создана не оправдавшая себя
    система специализированных банков.
    2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И
    ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВ ПРИ ИХ РЕШЕНИИ.
    Но вернемся к проблемам сегодняшнего дня. Зна
    чение рубля, как платежного средства, в преддверии
    рынка серьезно поколеблено. Развитие так называе
    мого, внутреннего бартера, все более активное про
    никновение в оборот иностранной валюты, широкое
    распространение всевозможных платежных суррогатов
    - 7
    привели к разбаллансированию денежной системы.
    Происходит резкое увеличение доходов населения, не
    подкрепленное соответствующим повышением объемов
    производства товаров и платных услуг. Здесь сказы
    вается влияние как субъективных, так и объективных
    факторов - прежде всего реализация социальной
    программы. Серьезное влияние окывает и становление
    рыночных отношений, что для нашей экономики, осно
    ванной на тоталитарных принципах, оказалось, в из
    вестной степени неприемлемым. Не срабатывают эко
    номические меры, ограничивающие чрезмерное напол
    нение каналов обращения наличными деньгами.
    С созданием сотен коммерческих и кооперативных
    банков, многие из которых стали осуществлять
    кассовое обслуживание клиентуры, положение обост
    рилось. В кассах коммерческих банков стали оседать
    выпущенные в обращение деньги. Вот как сложилась
    данная ситуация в 1991 году. За I полугодие остат
    ки денег у населения по сравнению с тем же перио
    дом 1990 года увеличились в 1. 6 раза, тогда как
    размер оборотной кассы коммерческих банков по
    сравнению с началом года возрос в 14 раз. Подобное
    "замораживание" банками денежных средств, изъятие
    их из хозяйственного оборота свидетельствуют о
    несовершенстве действующего банковского механизма,
    приводящего к сокращению доходной базы предприятий
    и самих банков.
    Вот почему необходимы безотлагательные меры,
    направленные на обеспечение стабилизации бан
    ковского дела. Первые шаги уже сделаны. Создана
    - 8
    двухуровневая банковская система - Государственный
    банк Российской Федерации в едином комплексе с ши
    рокой сетью коммерческих и кооперативных банков, а
    также специальных кредитных учреждений.
    В период становления рыночных инфраструктур
    приоритетное развитие получили коммерческие банки.
    И это естественно, поскольку такие формирования
    рыночного типа, как акционерные общества, ассоциа
    ции, концерны могут нормально функционировать,
    только опираясь на развернутую сеть новых кредит
    ных институтов. Сейчас их насчитывается уже более
    трех тысяч.
    Коммерческие банки уже наладили достаточно раз
    витые стабильные партнерские отношения с госу
    дарственными, кооперативными и общественными орга
    низациями. В то же время пока не сложились должные
    контакты с арендаторами, фермерами, гражданами,
    занятыми индивидуальной трудовой деятельностью.
    Именно в этой сфере должно принадлежать приори
    тетное право малым банкам, которых среди коммер
    ческих сейчас большинство.
    Каковы преимущества создаваемого банковского
    механизма? В области кредитования практически не
    существует ограничений в использовании заемных
    средств. Это - предоставление ссуд на инновацион
    ные мероприятия, создание производственного потен
    циала, то есть сооружение и реконструкция предпри
    ятий, цехов, внедрение передовой техники и техно
    логий, организация выпуска всевозможных товаров и
    изделий. С помощью банковского кредита могут быть
    - 9
    успешно проведены приватизация и разгосударствле
    ние собственности, операции с ценными бумагами.
    Коммерческие банки вправе финансировать затраты,
    связанные с инвестированием, покупать и продавать
    иностранную валюту, выдавать гарантии, оказывать
    консультативные, экспертные услуги, заниматься ли
    зинговыми и факторинговыми операциями. Международ
    ные валютные операции, конвертация валютных
    ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное
    дело - также функция коммерческих банков.
    Аккумуляция банками свободных денежных средств
    и вложение их в дело в самых различных формах
    обычно приносит высокие доходы не только самим
    банкам, но и их клиентам.
    Учредителями коммерческих банков могут быть как
    юридические лица, так и граждане. Не исключено
    привлечение в состав учредителей и иностранных
    партнеров. Банкам предоставлено право открывать
    филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все
    это имеет надежную правовую основу. В банковской
    сфере впервые нашли конкретное проявление признаки
    демонополизации, деловой конкуренции. Безусловно,
    развитие рыночных отношений будет стимулировать
    дальнейшее совершенствование банковской системы,
    возрастание ее роли в укреплении экономических
    связей.
    - 10
    3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
    Банком является учреждение, созданное для прив
    лечения денежных средств и размещения их от своего
    имени на условиях возвратности, платности и сроч
    ности.
    Банки принимают и размещают денежные вклады,
    привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют
    расчеты по поручению клиентов и банков-корреспон
    дентов и их кассовое обслуживание, совершают иные,
    не противоречащие законодательству и предусмотрен
    ные их уставами операции, начиная от ведения сче
    тов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти
    операции могут проводиться как в рублях, так и в
    иностранной валюте. В то же время необходимо иметь
    в виду, что закон запрещает банкам осуществлять
    деятельность в сфере материального производства,
    торговли материальными ценностями, всех видов
    страхования.
    Как и в других странах, банки в РФ не отвечают
    по обязательствам государства, а государство по
    обязательствам банков, кроме случаев, предусмот
    ренных законодательством, или когда банки и госу
    дарство принимают на себя такую ответственность.
    Банковская система состоит их двух блоков. Пер
    вый - Государственный банк РФ. Второй блок - ком
    мерческие банки.
    - 11
    4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Госбанк РФ является центральным банком страны.
    Он подотчетен Верховному Совету и независим от
    исполнительных и распорядительных органов госу
    дарственной власти.
    Основные задачи Госбанка:
    - обеспечение устойчивости денежной единицы;
    - проведение денежного обращения, расчетов и
    валютных отношений;
    - защита интересов кредиторов и вкладчиков на
    основе определения правил регулирования деятель
    ности коммерческих банков и контроля за их соблю
    дением;
    - содействие развитию экономики, созданию еди
    ного рынка Российской Федерации и его интеграции в
    мировую экономику.
    В рамках резервной системы он выполняет:
    - эмиссионные;
    - кредитные;
    - расчетные;
    - управленческие функции.
    На Госбанк РФ возложено регулирование деятель
    ности коммерческих банков в целях создания общих
    условий для функционирования коммерческих банков и
    внедрения принципов добросовестной банковской кон
    куренции. При этом в текущую деятельность коммер
    ческих банков Госбанк РФ не вмешивается. Его регу
    лирующие и контрольные функции направлены на под
    держание стабильности денежно-кредитной системы,
    - 12
    защиту интересов банковских кредиторов и вкладчи
    ков. Он выдают в порядке, предусмотренном Законом
    о банках, лицензии на совершение банковских опера
    ций, в том числе в иностранной валюте.
    В целях обеспечения финансовой прочности банка
    и защиты интересов его клиентов, Госбанк РФ опре
    деляет порядок формирования из прибыли коммер
    ческих банков страховых и резервных фондов, пред
    назначенных для покрытия возможных убытков, уста
    навливает для этих банков следующие экономические
    нормативы:
    - минимальный размер уставного капитала;
    - предельное соотношение между размером
    собственных средств банка и суммой его активов;
    - показатели ликвидности баланса;
    - размер обязательных резервов, размещаемых в
    Госбанке РФ;
    - максимальный риск на одного заемщика;
    - максимальные размеры валютного, процентного и
    курсового рисков.
    В целях обеспечения экономических условий
    устойчивости функционирования банковской системы
    Госбанк РФ установил также следующие экономические
    нормативы деятельности коммерческих банков:
    - норматывы достаточности капитала коммерческо
    го банка;
    - нормативы ликвидности баланса коммерческого
    банка;
    - минимальный размер обязательных резервов, де
    понируемых в Госбанке РФ;
    - 13
    - максимальный размер риска на одного заемщика.
    При этом Госбанк применяет нормативы как директив
    ного характера, обязательные для выполнения всеми
    коммерческими банками, так и оценочные, используе
    мые для анализа их деятельности и финансового
    состояния.
    Достаточность капитала коммерческого банка оп
    ределяется минимально допустимым размером уставно
    го капитала банка и предельным соотношением всего
    его капитала и суммы активов с учетом оценки
    риска.
    Банки обязаны поддерживать постоянное соот
    ветствие между объемами привлечения и размещения
    ресурсов с учетом сроков кредитных операций.
    При несоблюдении коммерческим банком установ
    ленных экономических нормативов и требований лик
    видности баланса Госбанк РФ имеет право:
    - увеличить размер средств банка, депонируемых
    в Госбанке РФ;
    - ставить вопрос перед учредителями банка о
    проведении мероприятий по оздоровлению финансового
    положения банка и в необходимых случаях его реор
    ганизации или ликвидации.
    Установленные Госбанком РФ привила регулирова
    ния деятельности коммерческих и кооперативных бан
    ков включают порядок формирования коммерческими
    банками фонда регулирования кредитных ресурсов
    банковской системы РФ. В целях дальнейшего разви
    тия экономических методов управления кредитной
    системой, повышения эффективности использования
    - 14
    кредитных ресурсов, концентрации их на решении
    приоритетных общегосударственных программ и задач
    Госбанк РФ образует этот фонд за счет части прив
    леченных банками ресурсов и депозитов.
    Депонирование средств может быть осуществлено
    частично или полностью в форме вложений в облига
    ции Государственного внутреннего займа РФ.
    Размер средств, подлежащих депонированию, банк
    расчитывает, исходя из остатков привлеченных
    средств на 1 число каждого месяца.
    Госбанк РФ может предоставлять краткосрочные
    кредиты коммерческим и кооперативным банкам за
    счет имеющихся в его распоряжении кредитных
    ресурсов в пределах установленного лимита кредито
    вания. Решение вопроса о предоставлении кредита
    принимется на основе анализа финансового состояния
    коммерческого банка, перспектив погашения кредита,
    с учетом фактического формирования собственных
    ресурсов и привлечения банком средств на расчет
    ные, текущие, депозитные и другие счета предприя
    тий, организаций и кооперативов и размещения
    ресурсов.
    Кредитование осуществляется на основе догово
    ров, в которых предусмотриваются взаимные обяза
    тельства и экономическая ответственность сторон,
    срок и размеры ссуды, обязательство банка РФ по
    своевременному предоставлению кредита, порядок его
    выдачи и погашения, процентная ставка, условия ее
    изменения, обязательства коммерческого банка по
    залогу и своевременному возврату кредита, содержа
    - 15
    ние информации, представляемой банку РФ для про
    верки обеспечения кредита. В таком договоре могут
    содержаться и другие условия по соглашению сторон.
    В качестве обеспечения кредитов могут приниматься
    гарантии получателей, располагающих соответствую
    щими денежными и материальными ресурсами, свобод
    ными от залога. Процентные ставки по кредитам,
    предоставляемым коммерческим, кооперативным банкам
    Госбанком РФ, устанавливаются Правлением Госбанка
    РФ.
    5. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
    Коммерческим банком является учреждение, осу
    ществляющее на договорных условиях кредит
    но-расчетное и иное банковское обслуживание юриди
    ческих лиц и граждан путем совершения операций и
    оказания услуг, что предусмотрено Законом РФ.
    Создание коммерческих банков и других кредитных
    учреждений на паевых или акционерных началах осу
    ществляется с целью аккумуляции временно свободных
    денежных средств предприятий, организаций и учреж
    дений и их рационального использования на нужды
    развития отрасли, подотрасли народного хозяйства,
    группы предприятий или региона.
    Учредителями, акционерами (участниками) коммер
    ческих банков могут быть юридические лица и граж
    дане, за исключением Советов народных депутатов
    - 16
    всех уровней и их исполнительных органов, полити
    ческих организаций и специализированных обществен
    ных фондов. Установлено, что доля каждого из учре
    дителей, акционеров (участников) не должна превы
    шать 35 процентов размера уставного капитала. Не
    обходимо иметь в виду, что при создании иностран
    ных банков и банков с участием иностранного капи
    тала один из иностранных учредителей обязательно
    должен быть банком.
    На практике перечень учредителей весьма широк.
    Среди них - министерства, ведомства, другие органы
    государственного управления, банки, объединения,
    предприятия, организации, учреждения, союзы (объ
    единения) кооперативов, кооперативы, общественные
    организации. При этом не поддерживается инициатива
    создания отраслевых банков.
    Учредители, акционеры вступают в банк на добро
    вольных началах. Общее руководство деятельностью
    коммерческих банков осуществляют собриния пайщи
    ков, акционеров и советы банков, избираемые из их
    представителей. Управляют текущей деятельностью
    правления, образуемые советами банков. Уставами
    банков обычно предусматривается, что члены правле
    ния не могут быть одновременно членами Совета.
    Собрание, Совет и Правление Банка должны руко
    водствоваться законодательством РФ, действующими
    экономическими нормативами и правилами совершения
    денежно-расчетных операций.
    Коммерческие банки действуют на основании ли
    цензий на совершение банковских операций, получае
    - 17
    мых от центрального банка.
    Если речь идет о получении лицензии банком с
    участием иностранного капитала, иностранным банком
    или филиалом банка другой страны, то необходимо
    представить некоторые легализованные в установлен
    ном порядке документы.
    Госбанк для обеспечения всем коммерческим бан
    кам равных конкурентных условий имеет полномочия
    предъявлять дополнительные требования к учредите
    лям иностранных банков и банков с участием иност
    ранного капитала относительно минимального и
    максимального размеров их уставного капитала.
    Госбанк осуществляет надзор за выполнением
    условий выданных коммерческим банкам лицензий и
    проводят ревизии и тематические проверки операций
    в иностранной валюте, выполняемых банками. По ре
    зультатам проверок и ревизий они имеют право при
    менять к коммерческим банкам меры, предусмотренные
    действующим законодательством.
    Коммерческие банки различаются:
    1. По принадлежности уставного капитала и
    способу его формирования и могут создаваться и су
    ществовать в форме акционерных обществ или обществ
    с ограниченной ответственностью с участием иност
    ранного капитала, иностранных банков. Закон не
    исключает и другие способы формирования уставного
    капитала коммерческого банка.
    2. По видам совершаемых операций коммерческие
    банки делятся на универсальные и региональные бан
    - 18
    ки.
    3. У многих коммерческих банков ярко выражена
    отраслевая ориентация.
    Для координации усилий и защиты интересов ком
    мерческие банки могут создавать союзы, ассоциации,
    другие объединения. При принятии решений, связан
    ных с текущей банковской деятельностью, эти банки
    независимы от исполнительных и распорядительных
    органов государственной власти и управления. Ра
    ботникам названных органов запрещается участие в
    органах управления банков, в том числе и путем
    совмещения должностей.
    Следует иметь ввиду, что закон запрещает банкам
    использовать свои союзы, ассоциации и другие объ
    единения для достижения соглашений, направленных
    на монополизацию рынка банковских операций в воп
    росах установления процентных ставок и размеров
    комиссионного вознаграждения, на ограничение кон
    куренции в банковском деле. Соблюдение антимоно
    польных правил контролируется Госбанком РФ.
    Операции коммерческих банков.
    Коммерческие банки могут осуществлять весь
    комплекс кредитных и расчетных операций, присущих
    банковскому органу. Рассмотрим более подробно ха
    рактер совершаемых коммерческими банками операций.
    Основные из них следующие:
    - ведение счетов клиентов и банков-корреспон
    - 19
    дентов;
    - финансирование капитальных вложений по пору
    чению владельцев или распорядителей инвестируемых
    средств;
    - выпуск платежных документов и иных ценных бу
    маг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облига
    ций и других);
    - покупка, продажа и хранение государственных
    платежных документов и иных ценных бумаг и другие
    операции с ними;
    - выдача поручительств, гарантий и иных обяза
    тельств за третьих лиц, предусматривающих их
    исполнение в денежной форме;
    - приобретение права требования из поставки то
    варов и оказания услуг, принятие рисков исполнения
    таких требований и инкассация этих требований
    (факторинг);
    - покупка у организаций и граждан и продажа им
    иностранной валюты;
    - покупка и продажа в РФ и за границей драго
    ценных металлов, природных драгоценных камней, а
    также изделий из драгоценных металлов и драгоцен
    ных камней;
    - привлечение и размещение драгоценных металлов
    на счета и во вклады и иные операции с этими цен
    ностями в соответствии с международной банковской
    практикой;
    - доверительные операции (привлечение и разме
    щение средств, управление ценными бумагами и дру
    гие) по поручению клиентов;
    - 20
    - лизинговые операции;
    - оказание консультационных услуг, связанных с
    банковской деятельностью.
    Важное место в деятельности коммерческих банков
    принадлежит органзации и осуществлению международ
    ных расчетов, операций с иностранной валютой,
    кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры. В
    настоящее время уже более 200 банков проводят та
    кие операции.
    6. НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛАЖИВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
    Таким образом, мы видим, что банки играют очень
    важную роль в экономике. Поэтому именно с налажи
    вания нормально функционирующей банковской системы
    нужно начинать выход из кризисного положения, сло
    жившегося у нас в стране. В настоящее время, в
    связи с нехваткой квалифициорванных кадров и стре
    мительным ростом количества коммерческих банков в
    эту сферу идут мало подготовленные работники, ко
    торые не имеют специального образования. Это при
    водит к неудовлетворительной работе банков и
    стремлению их просто быстрее заработать деньги.
    Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже
    не проверив их состоятельность. Все это приводит к
    ухудшению экономической ситуации в стране.
    Поэтому я считаю, что необходимо упорядочить
    - 21
    работу банков, увеличить контроль за их деятель
    ностью, и, только после этого, можно переходить к
    оздоровлению всей экономики.
    - 22
    Л И Т Е Р А Т У Р А:
    1. "Коммерческие банки: создание и организация де
    ятельности"
    2. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1992 год
    3. Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и
    страхованию" приложение к жyрналy "Финансы", N
    8, 9, 10 за 1992 год
    4. Газета "Экономика и жизнь", N 37, 38 за 1992 год