Валютные операции Сберегательного банка РФ - (диплом)
p>сание средств со счета, т. е. технология прямого доступа к счету держателя карты , в настоящее время применяется в нашейстране , как правило , только в локальных банковских системах. Внимательное рассмотрение технологии '' двух сооб щений " позволяет сделать вывод , что в пластиковой карте , " работающей " по этой технологии , сосредоточены две осно вные функции .
Во-первых, она является инструментом предоставления гарантий банка , выпустившего карту , гарантий по оплате банком тех операций , которые с помощью этой карты были со вершены ее держателем ( так называемая авторизация ). При
этом , по всей видимости , операции, совершенные без автори зации ( ниже так называемого " floor limit ") , как это ни покажет ся странным , также являются авторизованными операциями ,
только авторизованы они не в момент их совершения , а зара
нее , в тот момент , когда эмитент вступал в Платежную систему и , соглашаясь с таким порядком авторизации , гарантировал
оплату таких операций . Во-вторых , пластиковая карта - это инструмент офо рмления документа , подтверждающего совершение сделки , документа , являющегося по существу долговым обязательств ом держателя карты , которое в последующем , используя ин фраструктуру платежной системы , предъявляется к оплате
мерчантом ( предприятие , реализующее товары и услуги с ис пользованием пластиковых карт ) через банк - эквайрер банку эмитенту под его выданные гарантии . Банк -эмитент , в свою очередь , оплатив предъявленные ему долговые обязательст
ва , предъявляет их к оплате держателю карты . При выдаче наличных денежных средств предъявление банку - эмитенту долговых обязательств держателя карты осуществляется банком - эквайрером . При таком понимании происходящих процессов карточн
ый счет держателя дебетной карты ( карты типа " pay now " ) является не чем иным , как счетом для размещения обеспече ния , под которое банк - эмитент выдает свои банковские гара нтии и с которого , после оплаты представленных к оплате дол говых обязательств держателя карты , он списывает в свою
пользу причитающиеся средства . Для кредитных карт ( карт типа " pay later " ) в банке-эми тенте нет специального обеспечения под предоставляемые им
банковские гарантии. Банк дает эти гарантии по согласованной с держателем карты схеме , а после оплаты его долговых
обязательств предоставляет держателю карты кредит на тех или иных условиях . Таким образом , можно сделать вывод , что операцион
ная работа в банке по пластиковым картам , " работающим " по технологии " двух сообщений " , это прежде всего :
предоставление банковских гарантий по операциям , совершаемым с использованием пластиковых карт банка , ко торое сопряжено в отношении держателя карты либо с депо зитными операциями , когда банковские гарантии выдаются только при наличии на специальном счете клиента необходи мых для этого денежных средств ( дебетные карты ) , либо
когда специальных средств клиента не требуется , а выдавае мые банковские гарантии обеспечиваются иными способами
( кредитные карты ) ; расчеты , связанные с оплатой банками предъявленных им долговых обязательств держателей карт ; расчеты , связанные c оплатой держателями карт своих долговых обязательств перед банком - эмитентом либо сразу
по предъявлению их банком к оплате ( дебетные карты ) , либо с рассрочкой платежа ( кредитные карты ) .
На основе изложенного выше представляется целесо образным учет авторизованных , но неоплаченных операций ,
вести " за балансом " , как это делается для банковских гара нтий по кредитам , это позволит более точно определять резу льтирующие финансовые показатели банка ( например , доста
точность капитала ) , знание которых необходимо для прави льной оценки финансового состояния банка и соответственно для принятия решения о его целях и политике . Еще один важный вопрос , без понимания которого невозможно правильно организовать операционную работу и
бухгалтерский учет по пластиковым картам . Это вопрос о сче тах держателей карт .
Как показывает практика , даже у опытных специалистов здесь есть определенные заблуждения . К сожалению , очень
часто приходится слышать такие фразы : "средства , зачислен ные на карту ", " деньги на карте " и т. п. Эта ошибка , по всей вероятности , связана с тем , что индивидуальный номер карты принимается за номер банковского счета , открываемого для
отражения операций , совершаемых с использованием карты ,
т. е . между пластиковой картой и счетом ставится знак раве нства , что совершенно недопустимо .
Нада четко и ясно понимать , что пластиковая карта -это
технический инструмент , если хотите , инструмент доступа к сложному программно - техническому комплексу , с помощью
которого совершается целый ряд взаимосвязанных финансо вых операций . Денежные же средства могут находится только на специально предназначенных для этого банковских счетах, которые имеют свои номера , не совпадающие с номерами
пластиковых карт по структуре , поскольку функции этих номе ров совершенно разные .
Функции номера счета дежателя карты -идентификация в соответствии с установленными правилами действия лицево
го счета клиента в банке , на котором осуществляется аналити ческий учет совершенных операций , а также идентификация счета , по поводу которого с клиентом заключен договор банко вского счета . При этом очевидно , что номер счета , указанный в договоре счета , и номер счета аналитического учета должны совпадать .
Номер пластиковой карты выполняет совсем иные фун
кции , одной из которых , с точки зрения расчетов и учета , яв ляется функция соответствия банка - эмитента карты ее держа телю для того , чтобы по правильному адресу обратиться за
банковскими гарантиями , безошибочно определить лицо , под операции которого она выдается , а затем по правильному маршруту выставить долговые обязательства на оплату . Недопустимость термина " деньги на карте " в полной мере относится и к ЧИП-картам . В ЧИП записывается , все та же сумма выданных банко вских гарантий ( т. е. сумма авторизованных и неоплаченных операций ) , которую банк при ее загрузке в ЧИП непременно
должен учесть " за балансом " . При загрузке ЧИПа происходит как бы авторизация банком операций на сумму , загруженную в ЧИП . Поэтому одновременно и уменьшается на соответствую
щую сумму ведущийся в центральной базе данных лимит авто ризации по этой ЧИП-карте , который также целесообразно учитывать за балансом , рассматривая его как сумму обяза тельств банка по предоствавлению банковских гарантий . И
никак не " деньги на карте " ( деньги на счете , наличные , но не " на карте " ) .
Однако вернемся к вопросам , касающимся счетов дер жателей пластиковых карт . А именно к вопросу о количестве
счетов , открываемых для пластиковых карт , операций по кото рым могут проводиться без авторизации .
Во многих банках для каждой из таких карт открывается два счета : текущий карточный и счет страхового покрытия ( или устанавливается неснижаемый остаток на карточном счете ) . Что касается статуса счетов , то, по всей вероятности ,
карточные счета для дебетных карт , " работающих " по техно логии " двух сообщений " с возможностью неавторизованных операций , должны иметь статус залоговых счетов . Это позво лит избавить банк от лишних проблем , связанных с возможны
ми взысканиями , обращаемыми на эти счета . Говоря о счетах держателей пластиковых карт , нельзя не сказать о комиссиях банка , взымаемых с их держателей . Правильная формулировка наименования оказываемой услуги
позволяет банку обоснованно платить или не платить налог на добавленную стоимость .
С учетом последних изменений в законодательстве по этому вопросу представляется целесообразным внести неко
торые изменения в устоявшуюся практику , а именно отказаться от такого тарифа , как стоимость пластиковой карты , а вместо него ввести тариф на новую , необлагаемую НДС чисто банко вскую услугу - ведение счета в течении срока действия карты . Действительно , пластиковая карта - это собственность
банка , подлежащая возвращению в банк после окончания сро ка ее действия . Она никому не должна продаваться и уж тем
более не сдаваться в лизинг , потому что карта не оборудова ние для производства . Пластиковая карта является неотъе
млемой технической частью платежной системы , инструме нтом , позволяющим держателю карты пользоваться ее услуга
ми , за оказание которых банк и взимает в соответсвии с тари фами свои комиссии .
И наконец , последний вопрос о счетах держателей карт , который непосредственно связан с операционной рабо
той в банке . Это подготовка договоров счета для потенциальн ых клиентов , которые после их заключения попадают на
исполнение в подразделения банка , занимающиеся операци онной работой . Для того чтобы сильно не усложнять и без того сложную операционную работу по пластиковым картам , необходима унификация таких договоров с учетом разнообразия услуг " карточных " продуктов , предлагаемых клиентам . Одним из решений этой проблемы является разработка типовых правил обслуживания держателей пластиковых карт , имеющих статус
договоров присоединения . К каждому из таких правил -догово ров , подписанных с одной стороны руководителем банка ,
может присоединиться в соответствии с изложенной в них про цедурой любой потенциальный клиент банка . Однако при под писании им соответствующих документов о присоединении никакие замечания , дополнения или уточнения правил со сто роны клиента недопустимы . Вместе с тем замечания и предложения клиентов не должны оставаться незамеченными . При подготовке очередн ых версий правил все замечания клиентов непременно должны анализироваться и по возможности учитываться . Хотелось бы подчеркнуть важность организационного выделения операционной работы по пластиковым картам в самостоятельное направление , целесообразно было бы возложить следующие задачи : ~ ведение счетов физических и юридических лиц , в том числе и банков , предназначенных для учета операц ий , совершаемых с использованием пластиковых карт ; ~ ведение базы данных о клиентах и их пластиковых карт ; ~ определение ежедневного лимита авторизации по каждой пластиковой карте и его экспорт на исполнен ие во " франт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ определение суммарного лимита авторизации для каждого банка , работающего через банк-спонсор , и его экспорт на исполнение во " фронт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ контроль за состоянием специальных и депозитных счетов , открытых для расчетов по пластиковым картам в расчетных и клиринговых банках российских и международных платежных систем , подготовка распоряжений на проведение операций по этим счетам ; ~ осуществление клиринговых операций , предваряющ их межбанковские расчеты по пластиковым картам ( для банка-спонсора ) ; ~ осуществление операций по специальным корреспон дентским счетам , а также по депозитным счетам бан ков , открытых для межбанковских расчетов по пласти ковым картам ( для банка-спонсора ); ~ совершение операций по счетам держателей пласти ковых карт ; ~ осуществление расчетов с торговыми предприятиями, реализующими товары с использованием пластиковых карт ; ~ совершение операций по счетам , предназначенными для учета наличных денежных средств в банкоматах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью воз мещения наличных денежных средств , выданных по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью взи мания комиссий по операциям , совершаемым с испо льзованием пластиковых карт ; ~ расчеты по операциям " charge back " ; ~ предъявление штрафных санкций к участникам расче тов в случае нарушения требований соответствующих договоров или нормативных документов ; ~ своевременное и точное отражение произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности ; Специалистами Управления Пластиковых Карт СБ РФ разработана , внедрена и успешно развивается банковская технология системы безналичных расчетов на базе стандарта
U. E. P. S...С конца 1993 года . Сбербанк РФ широкомасштабно
внедряет Систему в своих региональных отделениях . VISA international проявляет большую заинтересованность к проекту внедрения системы безналичных расчетов в Сберега тельном банке России и официально выразила свою поддерж ку проекту U. E. P. S... Сберегательный Банк России подписал важные согла шения об объединении усилий в выработке единых стандартов платежных систем на базе микропроцессорных карт с Пром сройбанком России , Межбанковским Объединением Инвест кредит , Ассоциацией 11-ти крупнейших банков Санкт-Петер бурга " Объединенная Банковская Карточка ", что создало реальные предпосылки по созданию единой многоэмитентной платежной Системы безналичных расчетов на микропроцес сорных карточках . Основным технологическим принципом U. E. P. S. являет ся осуществление всех финансовых транзакций в режиме off line при непосредственном взаимодействии двух интелектуа льных карт . ~ Технологическая схема U. E. P. S. - УНИВЕРСАЛЬНА с целью создания платформы как для всех существу ющих , так и для вновь возникающих финансовых ус луг без необходимости каких-либо модификаций в механизме платежей и расчетов . ~ Технологическая схема U. E. P. S. - УНИВЕРСАЛЬНА в целях использования карточек широким кругом владельцев , не имеющих специальной квалификации и , вместе с тем , гарантирует минимальные риски финансовым и торговым организациям . ~ Технологическая схема U. E. P. S. - УНИВЕРСАЛЬНА с целью простого повсеместного внедрения и в макси мальной мере использует существующей банковской инфрастуктуры . Преимущества U. E. P. S. для банков : ~ Новые источники доходов от средств , на картах кли етов ( использование Holding Account ). ~ Доходов от участия банка в платежных операциях в торговых точках ( комиссии с торговых транзакций ). ~ Практически отсутствие финансовых потерь и рисков от взломов Системы и подделок микропроцессорных карт . ~ Отсутствие рисков неплатежеспособности клиентов . ~ Высокая информативность U. E. P. S. на всех уровнях , позволяющая получать актуальную информацию на любой момент времени . ~ Четкий контроль состояния счетов клиентов . ~ Привлечение новых клиентов , предоставление им нового типа банковских услуг . ~ Полная автоматизация обработки финансовых транзакций . ~ Сокращение объема операций при " физическом " контакте с клиентами посредством автоматизации всех процессов . ~ Отсутствие ответственности банка / процессингового центра и соответствующих рисков , связанных с под держанием центральной базы данных по PIN - кодам всех владельцев карточек . ~ Персонал банка не несет на себе финансовые риски в процессе денежного оборота . ~ Уменьшение нагрузки на центральную компьютерную систему банка / процессингового центра в связи с отсутствием связи в режиме on - line с торговыми точками . ~ Простота , быстрота , надежность операций инкас сации . ~ Улучшение имиджа банка как банка , использующего передовые и перспективные технологии . ~ Возможность принимать к обслуживанию на том же торговом терминале как микропроцессорные карточки стандарта U. E. P. S. , так и традиционные магнитные карточки . Преимущества U. E. P. S. для предприятий торговли и сферы услуг : ~ Гарантированность оплаты транзакций - базовый элемент U. E. P. S. ~ Непосредственное кредитование счета торговца в момент инкассирования карточки ( списка совершен ных транзакций ) в банковском учреждении. ~ Оперативность обслуживания клиентов , отсутствие затрат времени на проведение авторизации , отсутств ие необходимости заполнения каких-либо бумажных документов . ~ Простота операций , не требующих специальных зна ний и подготовки персонала для работы с оборудова нием . ~ Процесс идеально подходит как для крупных, так и для небольших торговых точек . ~ Простой удобный контроль над всеми совершаемыми платежными операциями со стороны администрации магазина . ~ Отсутствие высоких административных затрат на эксплуатацию оборудования . ~ Отсутствие затрат на специальные линии связи . ~ Возможность принимать к обслуживанию на том же торговом терминале как микропроцессорные карточки стандарта U. E. P. S. , так и традиционные магнитные карточки . Преимущества U. E. P. S. для владельцев карточек . ~ Отсутсвие больших сумм наличности в кошельке и связанных с этим неудобств и рисков потери , огра бления , ошибок в расчетах . ~ Возможность начисления процентов на средства , на ходящиеся не только на счете в банке , но и на сре дства , находящиеся на карточке . ~ Возможность пользоваться платежным механизмом ~ Уменьшение затрат времени на совершение покупки . ~ Наличие двух паролей , из которых один - на зачисле ние средств на карту со счета клиента в банке , другой на расходование средств с карты в торговых точках ю ~ Технические гарантии защиты от мошенничества . УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ И ТАРИФЫ ПО КАРТОЧКАМ ~ Возможность менять пароль по мере необходимости в режиме off - line в любом торговом или банковском терминале. ~ Легкий , удобный контроль финансовых операций по списку транзакций на карте клиента . ~ При утрате карты неизрасходованная часть средств остается в банке и может быть возвращена на счет клиента . ~ Возможность осуществлять денежные переводы и специальные оплаты счетов с помощью карты . ~ Возможность обналичивать средства с карты в любом пункте обслуживания . В таблице 2. 5. 1 приведены тарифы и условия выдачи пластиковых карточек в Сберегательном Банке ОСБ -35 . ОСБ -35 предоставляет такие карточки как : VISA classic - в валюте VISA Gold - в валюте VISA Busines - только в рублях от 28. 01. 98 года. Международная ассоциация авиалиний предоставляет своим членам скидки при проживании в гостиницах , при про кате автомобилей . Члены ассоциации подключаются к программам BAG quard , key - quard уникальным системам поиска утерянного багажа и личных вещей . Привилегированное обслуживание в стране . Пластиковая карта IAPA является рассрочкой средств , дает возможность членам IAPA на получение скидок . Защищенность карточки от попыток взлома в ней испо льзуется микропроцессор фирмы SGC -Thompson технически защищен от воздействия ультрафиолетовых , инфракрасных лучей , нагревания , сканирования электронным микроскопом . 2. 6. ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ КЛИЕНТОВ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА . При переходе банков к работе в условиях рыночных от ношений , межбанковская конкуренция возрастает , значение так называемых прочих операций Сбербанка. Прочие операции направлены на диверсификацию услуг , предоставляемых кли ентам помимо пластиковых карт и валютного обслуживания , и на этой основе - расширение клиентуры , повышение прибы льности и ликвидности банка . Развитие прочих операций со ответствует тенденции к универсализации деятельности банков , стремлению максимально полно удовлетворить спрос клиентуры на деловые услуги . К прочим операциям Сбербанка относятся : ~ услуги по предоставлению населению индивидуальн ых сейфов во временное пользование ; ~ выдача гарантий для получения третьими лицами банковских услуг ; ~ консультационные услуги ; ~ операции по продаже и выплате выигрышей по биле там лотерей " Ветеран-герой ", " Святая Русь ", " Пари Париж " ; ~ через отделения Сбербанка ( некоторые ) ведется продажа нумизматических золотых и серебряных монет ; ~ второстепенные платные услуги: ~ брокерские операции по купле и продаже ценных бу маг на вторичном рынке - 0, 25-0, 5 % от суммы сделки ; ~ информационно ( посреднические ) услуги , которые предполагают подбор учредителей , участников обмен ных операций ; ~ информационно справочные услуги , в частности по мощь в розыске сумм , наведение справок в архиве банка ; ~ создание банковских школ , центров переподготовки , подготовка кадров для других коммерческих банков . ~ продажа тенге ( казахской валюты ) ; Изучение опыта западных стран дает возможность определить пути развития прочих операций Сбербанка . ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 3. 1. В условиях , когда на банковском рынке идет достаточно жестокая борьба за привлечение клиентов от банка требуется максимум изобретательности и разнообразия предлагаемых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|