бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации - (реферат) бесплатно рефераты

Рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    ПЛАН

1. Краткая история государственных краткосрочных облигаций в РФ. 1. 1. Рынок государственных ценных бумаг в России.

    1. 2. Подготовка к выпуску ГКО.
    2. Цели создания рынка ГКО.
    3. Инструменты рынка ГКО.
    4. Методика расчёта доходности ГКО.
    4. Участники и организаторы рынка ГКО.
    4. 1. Интересы участников.
    А) Банки-дилеры.
    Б) Клиенты юридические лица.
    5. Процедура первичного размещения.
    6. Обращение ГКО.
    7. Процедура погашения и учёт облигаций.
    8. Краткий обзор и анализ рынка ГКО.
    9. Заключение: перспективы развития рынка.
    Рынок государственных ценных бумаг в России.

История рынка государственных ценных бумаг в РФ вкратце такова. В конце 1991 года в России был принят закон "О государственном долге", который можно считать отправной точкой на пути к цивилизованному регулированию доходов и расходов государства, денежного обращения, объёмов централизованных инвестиций и пр. Этот закон - предпосылка к созданию финансового рынка, своего рода правила участия государства в этом рынке.

В это же время Банк России провёл экспериментальный аукцион по размещению Первого внутреннего республиканского займа РСФСР

    1991 г. Характеристики этого займа:
    -срок обращения - 3 года
    -купонная ставка - 8. 5%

В ходе аукциона было реализовано облигаций на сумму 55 млн. рублей и, кроме того, были опробованы новые для России технологии выпуска и размещения облигаций:

    -безбумажный выпуск (в виде записей на счетах владельцев)
    -аукционный сбор заявок

-определение цены реализации на основе конкуренции ценовых предложений продавца и покупателей.

Опыт этого аукциона показал, что для создания широкого рынка государственных ценных бумаг необходимо:

-совершенствование нормативной базы, что в некоторых случаях требует законодательно-нормативного определения новых понятий, таких, как дисконт, электронные платёжные документы;

-создание негосударственной (коммерческой) сети организаций, прежде всего банков, осуществляющих роль посредников-организаторов рынка между ЦБ и массой инвесторов;

-техническое обеспечение современного уровня осуществления торговли, расчётов и учёта.

Следующим этапом на пути становления рынка ГКО стала начатая 10 августа 1992 г. ЦБ РФ постоянная торговля облигациями Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991г. ("тридцатилетний заём").

    Его основные параметры:
    -объём -80 млрд. руб.
    -номинал облигаций -100. 000 руб.

-срок обращения -30 лет (с 1 июля 1991г. по 30 июня 2021г. ) Этот заём был первым, котируемый ЦБ.

Для осуществления прорыва на рынке важно было обеспечить появление краткосрочных бумаг ( срок обращения 3-6 мес. ), торговля и расчёты по которым требуют внедрения новых технологий, обеспечивающих быстрые расчёты и масштабную торговлю.

    ПОДГОТОВКА К ВЫПУСКУ ГКО.

Дальнейшие события оказали существенное влияние на ход подготовки к выпуску государственных краткосрочных облигаций.

В мае 1992г. был создан "Российско-Американский банковский форум", инициированный с американской стороны делегацией банкиров, прибывших в Москву во главе с Президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка Дж. Кариганом с целью предложить свой опыт для совершенствования российской банковской системы. В рамках Форума организовались 3 совместные рабочие группы, одна из которых ставила своей целью разработку и осуществление "демонстрационного" рабочего проекта по выпуску в России краткосрочных государственных ценных бумаг. Первоначально предполагалось, что в рамках проекта будет идти речь о долговых обязательствах ЦБ.

В мае того же года в ЦБ было создано Управление ценных бумаг, включающее среди прочих Отдел размещения и обслуживания государственных займов ( для проведения аукционов и первичного размещения гос. облигаций), Отдел вторичного рынка (для технического осуществления операций на "открытом рынке "), Отдел расчётов ("бэк-офис" для оформления расчётных документов, ведения учёта и отчётности по операциям и выполнения функции центрального депозитария по государственным ценным бумагам).

В июле ЦБ провёл опрос (на конкурсной основе) профессиональных участников рынка ценных бумаг в Москве, чтобы выяснить, какой из существовавших в то время бирж можно поручить создание и поддержание технологической части рынка - торговой, расчётной и депозитарной системы. Четыре московские биржи представили свои проекты на конкурс и стали объектами конкурсного отбора( Московская международная фондовая биржа, Московская центральная фондовая биржа, Московская межбанковская валютная биржа, Российская международная валютно-фондовая биржа). По итогам конкурса победу одержала ММВБ.

Именно ей ЦБ предложил взять на себя роль технического организатора рынка. Одновременно был проведён предварительный отбор дилеров

- организаций, способных взять на себя посредничество между ЦБ и широкими слоями инвесторов при проведении операций с государственными облигациями. В декабре на ММВБ устанавливается модельная версия торговой системы, депозитария и рабочая версия расчётной системы. Начинается обучение дилеров ведению операций с использованием указанных систем.

И, наконец, 18. 05. 1993 на ММВБ состоялся аукцион по размещению первого выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ. В этом аукционе приняли участие 24 организации, уполномоченные ЦБ - Дилеры.

    ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ РЫНКА ГКО.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г.

    N 107 Cовета Министров.
    Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

- финансирование бюджета из не инфляционного источника ( привлечение финансовых ресурсов с рынка);

- определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);

- установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;

- предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоко ликвидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;

- предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на " открытом рынке";

- организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;

- внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

    ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА ГКО.

ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

    Все облигации являются именными.
    Облигации выпускаются на срок 3 и 6 месяцев.

Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость - 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0, 01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала. Пример: цена облигации - 96. 340 рублей -записывается в виде 96. 37% или просто 96. 37. Такой способ выпуска позволяет удешевить обслуживание займа, а также избежать ряда проблем, связанных с изменением учётных ставок.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.

При совершении сделок с ГКО с покупателя взимается налог на операции с ценными бумагами в размере 0. 1% от величины сделки.

Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров налогообложения субъектов инвестирования: для банков - 30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно при прочих равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций несколько выше. Она может быть использована для сравнения и принятия решения при выборе объектов инвестирования. МЕТОДИКА РАСЧЁТА ДОХОДНОСТИ ГКО.

    # Доходность по ГКО рассчитывается по формуле:

Д=(Цпогаш. -Цприобр. *1. 001)/Цприобр*1. 001/(1-Н)*(365/С), где: Цпогаш. - цена погашения или продажи облигации;

    Цприобр. - цена приобретения облигации;
    Н - величина налоговой ставки для владельца облигации;
    С - срок обращения облигации;

1. 001 - коэффициент, учитывающий налог на операции с ценными бумагами. # Для того, чтобы рассчитать общую доходность по ГКО ( или общее состояние рынка ) была введена агрегированная характеристика - индекс рынка. Он рассчитывается по формуле:

    I= Si*Ti*Qi/ Ti*Qi , где :
    i=1 i=1
    Ti - количество дней до погашения;
    Qi - объем выпуска (по номиналу);
    Si - доходность выпуска к погашению;

Однако эти формулы отражают доходность ГКО вообще. Существует также ряд формул, отражающих доходность ГКО для банков-дилеров и для клиентов. Действительная доходность ГКО для клиента определяется по формуле: Вкл. - Зкл. Тгод.

    Д=---------- * ------ * 100 , где
    Зкл. Ткл.

Вкл. - выручка от реализации ГКО, которая поступает непосредственно клиенту; Зкл. - затраты клиента на приобретение ГКО;

Ткл. - время, в течение которого клиент лишён возможности управлять своими средствами, вложенными в ГКО.

    Вкл. рассчитывается по формуле:
    Вкл. =Цпог. *(100-Кбир. )/100-В1дил. , где
    Кбир. - комиссия биржи

В1дил. - вознаграждение первого дилера за продажу или погашение ГКО. Формула В1дил. зависит от схемы расчёта вознаграждения дилера, зафиксированной в договоре между дилером и клиентом.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Облигации не могут отчуждаться никаким иным способом, кроме продажи. УЧАСТНИКИ И ОРГАНИЗАТОРЫ РЫНКА ГКО.

Система участников рынка ГКО достаточно проста. В неё входят организаторы рынка, организации, обеспечивающие функционирование рынка и непосредственные участники рынка. Это проявляется на следующей схеме:

    организаторы рынка
    БАНК РОССИИ----------->МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
    организации, обеспечивающие функционирование рынка
    ДЕПОЗИТАРИЙ РАСЧЁТНАЯ СИСТЕМА ТОРГОВАЯ СИСТЕМА
    _____________________________________________________
    дилер N1 ......................... дилер N 25
    Банка
    России инвесторы

Эмитентом ГКО является Министерство Финансов РФ. Банк России является генеральным агентом Министерства Финансов по обслуживанию выпуска ГКО. Он гарантирует своевременность погашения выпущенных облигаций. Поддержание технологической части рынка - торговой, расчётной и депозитарной осуществляется организациями, являющимися техническими посредниками. Все операции по размещению и обращению, включая расчёты и учёт владельцев облигаций, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные организации - Дилеры, определяемые Банком России.

Депозитарием является организация, обеспечивающая учёт владельцев облигаций и движение облигаций между ними. На рынке ГКО используется двухуровневая система депозитарного учёта, состоящая из центрального депозитария и сети субдепозитариев.

В центральном депозитарии открываются счета зарегистрированных дилеров. Существует два типа счетов: счёт "А" и счёт "В". На счёте "А" учитываются облигации, принадлежащие дилеру, а на счёте "В" - облигации клиентов. Счета открываются отдельно по каждому выпуску. На счету у каждого дилера в центральном депозитарии имеется специальный "торговый" субсчёт, предназначенный для резервирования облигаций, с которыми дилер намерен осуществить операции по их продаже в данный торговый день.

Расчётная система- это организация, имеющая право на ведение расчётных операций и уполномоченная обеспечивать денежные расчёты по облигациям. Каждый дилер открывает счёт в расчётной системе,

через которую он осуществляет платежи. Денежные средства зачисляются на этот счёт и списываются с этого счёта через счёт системы в РКЦ. Расчёты по сделкам с облигациями между дилерами осуществляются в течение одного дня, а расчёты дилеров с другими организациями -в обычном порядке. В зависимости от того, имеет дилер банковскую лицензию или нет, ему в расчётной системе открывается либо корреспондентский счёт, либо специальный счёт с правом его использования только для расчётов по облигациям. В расчётной системе на счетах дилеров выделены специальные "торговые" субсчета, предназначенные для резервирования денежных средств, необходимых дилерам для оплаты облигаций, купленных в течение одного торгового дня.

Участники расчётной системы могут иметь в их офисах рабочие места, специально оборудованные электронной техникой, через которую они могут передавать платёжные поручения в систему и получать всю отчётную документацию. Торговая система -это организация, уполномоченная Банком России обеспечивать технические средства и регламент совершения сделок с облигациями. Система не имеет права выступать в роли покупателя, продавца или посредника на рынке облигаций. Заключение сделок помимо торговой системы запрещено. В настоящее время в Москве функции всех трёх систем выполняет ММВБ. Дилером считается любое юридическое лицо, являющееся инвестиционным институтом (по действующему законодательству) и заключившее договор с ЦБ на выполнение функций по обслуживанию операций с компаниями. Любая организация, желающая стать дилером подаёт заявку в ЦБ, после чего проходит проверку, и в случае отсутствия претензий со стороны контролирующих органов, включается в список кандидатов. Из-за жёстких требований ЦБ сейчас кандидатами являются лишь банки и крупные инвестиционные компании. Дилер выполняет следующие функции: -выступает посредником при заключении сделок купли-продажи на рынке, т. к. все сделки с ГКО совершаются только в рамках Торговой системы ММВБ; -ведёт учёт владельцев облигаций; для этого каждый дилер становится членом Депозитария и организует у себя субдепозитарий;

-обеспечивает своевременность и точность расчётов по своим операциям и операциям своих клиентов; для этого дилер становится членом Расчётной системы по сделкам с облигациями день-в-день и обеспечивает такой режим функционирования счетов дилеров, при котором невозможно заключение сделок без покрытия.

Инвестором считается любое юридическое или физическое лицо, имеющее право на владение ГКО. Для того, чтобы приобрести или продать облигацию необходимо заключить договор с одним из дилеров, т. к. только дилеры имеют доступ к Торговой системе и право на заключение сделок с облигациями. Такой порядок позволяет достичь концентрации спроса и предложения в одном месте, рыночности установления цены и высокой ликвидности облигаций.

    ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ РЫНКА.
    1) Банки-дилеры.

Банки должны стать основными участниками рынка облигаций. Большие объёмы имеющихся свободных средств, вложенных на короткое время в ГКО, могут сделать операции банков-дилеров достаточно привлекательными и , главное, стабильными в смысле получения дохода.

Их участие будет определяться возможностями осуществления следующих операций с целью получения максимального дохода:

- услуги на коммерческих началах инвесторам, не являющимся дилерами по покупке-продаже ГКО, обеспечение их достоверной аналитической информацией относительно конъюнктуры рынка;

- оперативный доступ к торговым, депозитарным и прочим активам, благодаря которым дилеры выигрывают как минимум 1 день на операциях;

- аккумуляция перед торгами для перечисления на биржу средств клиентов на короткое время;

- вложение средств в практически безрисковый доходный финансовый инструмент Важную роль играют также высокая ликвидность этих операций с учётом прямого доступа к торговой системе.

Интересы банков-дилеров формируются так, чтобы им было выгодней всего привлекать не своих собственных клиентов - юридических или физических лиц, а клиентов других банков, не являющихся дилерами.

Это является лишним стимулом для банков стать официальными дилерами Банка России.

    2) Клиенты - юридические лица.

Страницы: 1, 2