Банковская система SWIFT - (курсовая) 
Банковская система SWIFT - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Введение
Банковские услуги в настоящий момент, как и в течении всего периода перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности в нашей стране. Многие из оказываемых банками специфических услуг непосредственно связаны с применением телекоммуникационной среды. К таким услугам относятся типичные для банков формы работы:
безналичные расчеты с использованием пластиковых карт; взаимодействия “клиент-банк”; межбанковские взаимодействия в России;
международные клиентские взаимодействия через систему SWIFT и некоторые другие. Целью своей работы я ставлю рассмотрение электронных систем межбанковских операций. Сюда входят различные системы банковских коммуникаций: электронная почта, специализированные сети (телеграфная и телефонная сети, факсимильная связи и т. п. ); также предметом рассмотрения является всемирная межбанковская система SWIFT (этапы ее развития, цели создания и некоторые вопросы функционирования), электронные системы межбанковских расчетов и электронные платежи в банковской системе России. Я выбрал тему своей работы в связи с тем, что данная тема крайне актуальна, так как внешние взаимодействия банка - основа его нормальной работы, поскольку они обеспечивают все основные банковские функции, сформулированные в Законе о банковской деятельности. Потребности развивающегося банковского сектора технического и программного обеспечения стимулируют совершенствование автоматизированных банковских электронных систем западными и отечественными разработчиками, создание большого количества сетей во всем мире, что создает благоприятные предпосылки для взаимодействия банка со внешней средой. Такие взаимодействия стали необходимым условием нормальной работы коммерческих банков, поэтому именно в этом направлении можно ожидать наибольшего прогресса развития банковских информационных систем. Сфера электронных банковских систем является предметом исследований и разработок, проводимых различными специалистами - в основном по телекоммуникациям, банковским информационным системам, информационным технологиям различного характера. Потребность в таких разработках ощущается практически в любом банке и затрагивает профессиональную деятельность многих банковских специалистов.
I Системы банковских телекоммуникаций
Первым техническим средством, пришедшим на помощь банкирам, был телеграф, который используется и доныне как в своем первоначальном виде, так и в современной модификации в виде телекса. Современная телефонная связь обеспечивает передачу видеоизображений, в том числе факсимильную передачу документов. Но наиболее перспективным считается развитие систем передачи и обработки цифровой информации с применением ЭВМ. Современные способы позволяют передавать с помощью цифровых сигналов аудио- и видеоизображений.
I. 1 Системы электронной почты
С 1986 г. интенсивно развиваются системы обработки сообщений (СОС), называемые также системами электронной почты, системами Х. 400. К появлению СОС привело развитие видов связи без установления прямого соединения между отправителем и получателем, т. е. системы с промежуточным накоплением. Системы электронной почты являются типичными представителями сети передачи данных с коммутацией сообщений. Связь через промежуточный накопитель привлекает абонентов тем, что не требует одновременного присутствия отправителя и получателя во время сеанса связи. Это особенно важно для больших расстояний, где существенна разница во времени. В режиме “почтового ящика” абонент может не держать терминал все время включенным для приема входящих вызовов, как этого требуют диалоговые системы, и может выводить сообщения из “почтового ящика” в любое удобное для него время. Работа через промежуточный накопитель позволяет резко сократить затраты ручного труда операторов, а также существенно расширяет возможности преобразования кодов, скоростей, форматов и процедур передачи при связи с разнотипными терминалами. При этом совершенно неважно, какого типа информацию требуется передать: текстовую, графическую, двоичную. К настоящему времени МККТТ [1 Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии, входящий в Международный союз по телесвязи (МСТ). ] совместно с ISO [2 Международная организация по стандартизации. ]подробно определил принципы построения СОС. В рекомендациях серии F. 400 определены эксплуатационные вопросы, а в рекомендациях Х. 400 - технические вопросы. Электронная почта позволяет обмениваться оперативными сообщениями и официальными документами взаимодействующим на рынке фирмам, а также их территориально распределенным подразделениям. Электронная почта - важнейший инструмент документооборота любой компании. В частности, электронная почта обеспечивает возможность сотрудникам компании согласовывать документы с находящимися вне офиса руководителями. Любая система, обеспечивающая адресность доставки электронной корреспонденции, достоверность и полноту передачи, а при необходимости и конфиденциальность является системой электронной почты. Каждому пользователю присваивается адрес (набор символов) и пароль. Для выхода в систему используется модем и специальное программное обеспечение. Для передачи сообщений используются как коммутируемые каналы общего пользования, так и выделенные каналы. Защита информации осуществляется как средствами самой компании, эксплуатирующей электронную почту, так и пользователями с помощью электронной подписи. В России много клиентов, пользующихся электронной почтой E-mail, Спринт, Релком и др. Но на сегодня наиболее качественные услуги предоставляет электронная почта стандарта Х. 400. Х. 400 - это серия международных стандартов, которые разработаны исходя из потребностей мирового рынка в глобальной электронной почте, обеспечивающей: высокую скорость, надежность и секретность передачи сообщений; получение уведомлений о доставке и прочтении сообщения адресатом; возможность отправки сообщения любого типа (тексты, бинарные файлы, графика, файлы в формате всевозможных приложений и т. д. ) с опознаванием пользовательской программой типа этой информации; автоматическую конвертацию текста в кодировку, используемую компьютером пользователя; удобную систему шлюзования с другими видами электронной почты и разными способами доставки информации, т. е. сообщение, отправленное по электронной почте, может быть доставлено адресату, например, по факсу или телексу; возможность обмена сообщениями в специальных конвертах для автоматизированной обработки различными АРМ. Главное отличие электронной почты Х. 400 от самой широко распространенной в России электронной почты Релком является гарантия доставки сообщений адресату. Релком доставку не гарантирует, хотя сообщение, конечно, будет доставлено с большой вероятностью. В 1994 г. ЦБ РФ ввел в эксплуатацию автоматизированную систему электронной почты (АС ЭП) в Московском регионе. С помощью этой системы осуществляется связь между коммерческими банками абонентами сети и подразделениями ЦБ РФ. Банки абоненты сети получили возможность получать все исходящие из ЦБ РФ нормативные документы в тот же день. Для них открыт доступ к информационным базам данных по экономической и юридической тематике Главного управления (ГУ) ЦБ РФ. Система используется для предоставления в ГУ ЦБ РФ плановой отчетности банков. ФАПСИ дало санкцию на использование в АС ЭП электронной подписи и на защиту каналов связи.
I. 2 Специализированные сети телекоммуникаций
Применяя соответствующее аппаратное и программное обеспечение, можно создать специализированные сети телекоммуникаций. Специальные формы обмена информацией помогут добиться более эффективного использования сети по сравнению с режимом общего пользования. К специализированным сетям телекоммуникаций относятся системы межбанковских электронных сообщений и платежей, в том числе системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт. В настоящее время телекоммуникационные услуги в России предоставляют следующие службы:
служба телеграфной сети общего пользования (ТГ ОП); телефонная сеть общего пользования (ТФ ОП); выделенная телефонная сеть “Искра”; коммерческая сеть “Искра-2”;
служба абонентского телеграфирования в рамках СНГ (Телетайп-АТ) и международная (телекс);
служба факсимильной связи (факс); сети передачи данных.
Служба АТ и ее международный аналог - телекс предназначены для обмена документальными сообщениями и ведения телеграфных переговоров между различными организациями и предприятиями. Служба использует телеграфную коммутируемую сеть на базе коммутации каналов. В основном на сети используются морально устаревшие и физически изношенные электромеханические станции. В качестве терминалов используются телеграфные аппараты различных конструкций, в последнее время их заменяют на персональные компьютеры. Сети АТ и телекс предоставляют следующие услуги: передача сообщений, ведение двухсторонних переговоров между телеграфными установками, идентификация абонента путем получения автоответа, прием информации в автоматическом режиме. Несмотря на похожесть этих двух сетей, они в настоящее время не взаимодействуют и это является серьезным недостатком. Дело в том, что российская служба телекс, связанная с международной сетью, по своим возможностям, числу станций и терминалов существенно уступает службе АТ и в последнее время не удовлетворяет потребностям абонентов в выходе на международную сеть. Сети коммутации пакетов обеспечивают своим клиентам выход на сеть АТ или телекса. Однако организация связи происходит в режиме электронной почты (поэтому диалог между абонентами не происходит). Факсимильная связь - сравнительно новая служба, быстро приобретшая популярность. Практически на каждом предприятии в крупных городах имеется по крайней мере один факс. Сущность факсимильной передачи заключается в том, что оригинал разбивается на большое число элементарных участков, отличающихся друг от друга оптической плотностью, т. е. яркостью, отражаемых световых лучей. Каждый участок в зависимости от яркости преобразуется в пропорциональный по напряжению электрический сигнал. Последовательность этих сигналов передается по каналу, на приеме происходит обратное преобразование. Однако эта служба имеет ряд недостатков. Из-за того, что элементарные участки имеют конечные размеры, часть мелких деталей изображения не воспроизводится. Репродукция совпадает с оригиналом только в том случае, когда мгновенные значения координат при приеме и передаче совпадают в течение всего времени передачи (иначе возможны геометрические искажения). Факсимильный способ передачи проигрывает во времени, так как для передачи одного знака требуется 400 элементов сигнала, против 8 элементов при передаче алфавитным кодом. Необходимо использовать специальную термобумагу или красящие порошки. Низкое качество каналов телефонной коммутируемой сети РФ увеличивает время передачи. Большинство абонентов сетей с коммутацией пакетов работает через городскую телефонную сеть. Предполагают, что к 2000 г. все крупные предприятия и организации РФ будут потенциальными абонентами сетей с коммутацией пакетов. К сетям передачи данных Х. 25 относятся следующие сети: Роспак, Спринт, Инфотел, Роснет, Совам телепорт, Релком и др. Сеть Роспак функционирует с 1992 г. Ее учредителями являются АО “Ростелеком” и Институт автоматизированных систем - ИАС. Изначально сеть строилась на отечественном оборудовании, однако, по мере развития произошла замена аппаратурой концерна ALCATEL. Роспак - это сеть общего пользования. Оконечное оборудование установлено в 112 городах России. К 1998 г. планируется довести число охваченных городов до 300. Магистральная сеть создана на базе выделенных каналов, и ее особенность состоит в том, что топология предусматривает большое число обходных маршрутов. Это повышает надежность сети в целом. В сети гарантируется время установки любого соединения не более, чем за 1 с. Услуги, предоставляемые сетью:
передача информации в реальном времени;
установка соединения с абонентами и ресурсами других, в том числе и зарубежных сетей; услуги внутренней электронной почты, телеконференции, телесовещания; услуги электронной почты Х. 400 и стыковку через нее с различными телематическими службами (телекс, факс, АТ-50). Сеть Спринтэксплуатирует АО “Роспринт”, являющееся одним из предприятий группы компаний Спринт, выделившееся из совместного предприятия “Спринт-сеть”. Российско-Американское СП “Спринт-сеть” создано с российской стороны государственным предприятием “Центральный телеграф”, а с американской компанией Sprint International. СП “Спринт-сеть” было создано в 1990 г. и с тех пор развивается быстрыми темпами. По охвату регионов с ней может сравниться Роспак, однако количество и качество предоставляемых услуг несравнимо выше. Спринт использует несколько альтернативных маршрутов, системы контроля качества каналов обеспечивают высокую степень “горячего” резервирования. Услуги, предоставляемые сетью: диалоговая передача данных, электронная почта, выход в сети телекс и АТ-50, голосовые услуги (система международной телефонной связи). Клиенту может быть предоставлена международная частная линия из Москвы в США. Специфической услугой является Global Fax (обмен факсимильными сообщениями между абонентами). Подсоединение абонентов к сети производится как традиционным способом через коммутируемую телефонную сеть, так и по выделенным каналам, причем могут использоваться и волоконно-оптические каналы. Сетью пользуется большое количество банков и других финансовых учреждений, поэтому администрацией предлагается большой набор именно финансовых приложений: доступ к центрам обработки пластиковых карт как отечественных (Union Cerd), так и зарубежных платежных систем (VISA, American Express, Diners Club, Europay/MasterCard), клиринговые системы, доступ к межбанковской системе SWIFT, системе Рейтер. Использование транспортной среды передачи данных SprintNet протокола Х. 25 дает доступ к электронным специализированным системам перевода денежных средств и передачи банковских сообщений, принадлежащих крупнейшим западным банкам. Например, Bankers Trust Co. , Kommerz Bank, Bank of New York, Citibank, Bank of America, Drezdner Bank, Swiss Bank уже предоставляют свои услуги по проведению международных платежей в режиме реального времени. Для каждого пользователя определяется его статус, степень секретности и область интересов, присваиваются ключи и пароли, регистрируются происходящие изменения. Банки сами решают, по каким полям будет шифроваться передаваемая информация, какая электронная подпись будет использоваться. С помощью специальных процедур, выполняемых центром безопасности, можно создать полностью замкнутую группу пользователей внутри системы Спринт. Вступительная плата в сеть Спринт составляет 150 долл. , телекоммуникационное оборудование - в зависимости от типа и назначения - от 1200 долл. до десятков тысяч долларов. Сеть Инфотел - сеть общего пользования. Развитие сеть осуществляют Московская городская телефонная сеть, Международный центр по информатике и электронике, Управление информационных ресурсов при ФАПСИ. Сеть в настоящее время обеспечивает информационное взаимодействие подразделений предприятий и организаций любых форм собственности, бирж, брокерских контор, банков. Сеть обеспечивает информационные связи, в том числе международные, работает в круглосуточном режиме, обмен информацией осуществляет в реальном времени. Для обеспечения глобальной передачи используются междугородные и международные каналы связи, включая спутниковые. Сеть Инфотел предоставляет абонентам следующие основные услуги по передаче данных:
передача данных в режиме on-line;
доступ к удаленным информационным и вычислительным ресурсам в режиме on-line; электронная почта, телеконференции, пересылка файлов;
прием и передача телексных и телетайпных сообщений;
синхронные совещания, сетевая база данных на основе центра коммутационных услуг ДИОНИС. Крупнейшими абонентами сети Инфотел являются: Центральный Банк России, Сбербанк России, “Инкомбанк”, “Мост-банк”, “Российский кредит” и многие другие. Сеть Роснетв режиме коммерческой эксплуотации находится с 1993 г. Сеть использует электронную почту Х. 400. Аппаратура, на которой строится сеть, поддерживает все протоколы, включая FRAME RELAY. Сеть взаимодействует с сетями Спринт, Роспак, Инфотел и др. Услугами сети пользуются Центральный Банк России, Сбербанк России, ГПНТБ и др. К сети подключено множество информационных систем с весьма широким спектром оперативной информации, но имеются также и юридические базы, сведения о промышленных товарах. С середины 1994 г. начался переход на новую технологию на базе оборудования TELEMATICS производства фирмы AT&T. Серьезное внимание уделяется укреплению и развитию инфраструктуры каналов связи на базе спутниковых и оптоволоконных систем. Сеть Роснет обеспечивает своим клиентам доступ в сеть INTERNET.
II Всемирная межбанковская система SWIFT
SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|